"Ярко-оранжевый" след от взрыва газопровода: Европа требует у Киева модернизировать инфраструктуру

Киев, 9 Мая 2007, 01:31 — REGNUM  Причины и экономические последствия аварии на украинском участке газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, произошедшей 7 мая, активно обсуждаются в украинской и российской прессе. По данной газовой магистрали российское "голубое топливо" следует транзитом через Украину в Словакию, Чехию, Германию и Францию. "Газпром" полностью обеспечивает выполнение своих обязательств по поставкам газа европейским потребителям в направлении Украины, заявил сразу после взрыва официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.

Как уже сообщало ИА REGNUM, взрыв на магистральном газопроводе произошел возле компрессорной станции Ставище Богуславского района Киевской области, в результате чего произошла разгерметизация участка газопровода. В общей сложности взрыв повредил 30 метров газовой трубы, диаметр которой составляет 1,4 м. На его месте осталась воронка радиусом около 50 метров. Территория в радиусе километра полностью выжжена. Деревьев обуглились, а земля, на которой не было растений, стала ярко-оранжевой.

Предварительный ущерб от аварии на трубопроводе Уренгой - Помары - Ужгород в НАК "Нафтогаз" оценивают в 3 млн гривен (около $600 тыс.). По некоторым данным, украинская сторона после аварии снизила закачку газа в подземные хранилища на 8,6 млн кубометров в день, чтобы обеспечить Европу топливом. За неделю этот объем превысит 60 млн кубометров. Источник в украинском концерне пояснил, что из-за аварии часть газа, направляемого в подземные хранилища на зиму, теперь идет в Европу. "Объемы плановой закачки снизились незначительно, - говорит источник. - В период с 15 апреля по 15 октября мы закачиваем 18 млрд кубометров. Ежедневные закачки снизились на 10% (на 8,6 млн кубометров в день). Так будет продолжаться каждый день, пока трубопровод Уренгой - Помары - Ужгород неисправен". Источник прогнозирует, что трубу восстановят в течение недели, "значит, объем запасаемого газа снизится на 60 млн кубометров". Источник замечает, что Газпром не будет возмещать потери Нафтогаза. Вместе с тем в "Нафтогазе Украины" отвергают версию о взрыве из-за врезки в трубу. "Врезаться в трубу с таким высоким давлением невозможно", заявил сотрудник украинской НАК. - И потом, газ надо куда-то перекачивать, нужны дополнительные трубопроводы, а их там нет".

Уже 8 мая Генпрокурор Украины Святослав Пискун заявил, что взрыв на магистральном газопроводе "Уренгой - Помары - Ужгород" не был результатом теракта. По его словам, авария произошла из-за "проседания грунта".

Сразу после взрыва начали муссироваться предположения о том, что причиной взрыва стала диверсия, направленная на усугубление политического кризиса в стране. Впрочем, эксперты обращают внимание на то, что украинские газопроводы сильно изношены, а денег в их обновление Киев практически не вкладывает. В частности, эксперт Александр Един заявил, что около 20% украинского газопровода полностью выработало свой ресурс и фактически находится в аварийном состоянии.

Депутат Верховной Рады Украины Владимир Толстенко считает, что причиной аварии стало плохое техническое состояние газотранспортной системы. По его словам, "в течение 16 лет капиталовложения в данной сфере были мизерны". Второй причиной, по его словам, является "перманентный политический кризис в стране". Депутат видит решение проблемы в привлечении серьезного инвестора, который "даст не только деньги, но и технологии, технику и сырье". По его словам, "избежать в дальнейшем аварий на газопроводах Украины возможно только после осуществления серьезных инвестиционных программ". Причем, по мнению Толстенко, важен сам факт инвестирования, а не то, "откуда появится сам инвестор - из Западной Европы или России". Толстенко также заявил, что "пока на Украине не будет урегулирован политический кризис, ни о каком развитии газотранспортной системы не может быть и речи". "Кто будет доверять Украине, если она стоит на грани гражданской войны?" - задался он риторическим вопросом.

Комментатор издания "Главред" Ольга Василевская справедливо отмечает, что взрыв газопровода на Украине может стать очередным поводом для нагнетания политической обстановки. "Сразу после инцидента начали звучать различные заявления из уст правительства о том, что это - саботаж, диверсия и грязные проделки кого-то заинтересованного в смене "собственника" трубы", - замечает она.

И действительно некоторые деятели на Украине поспешили выжать из этого инцидента политические и карьерные дивиденды, в частности, использовать данный факт против своих оппонентов. В частности, экс-руководитель "Нафтогаза Украины" Алексей Ивченко заявил, что взрыв был умышленным и закономерным следствием преступных действий руководителей министерства топлива и энергетики и "Нафтогаза". По его мнению налицо "системное и умышленное недофинансирование дочерней компании "Укртрансгаз", которая лишает возможности текущего ремонта и обслуживания ГТС".

Между тем, в той же статье Ольга Василевская напоминает, что взрывы на нефте- и газопроводах на Украине имели место не раз. "Так, год назад возле поселка Новопскова Луганской области во время проведения планового ремонта газопровода произошел выброс газовой смеси и очистительного поршня. Во время аварии один рабочий погиб, еще двое получили телесные повреждения. Инцидент произошел вследствие нарушений правил техники безопасности. А в 2005 году из-за разгерметизации газопровода высокого давления "Боярка-Иванков" под Киевом взорвалась газовоздушная смесь с последующим возгоранием. Вследствие взрыва пострадало четыре работника ремонтной бригады "Укртелекома". В тяжелом состоянии их доставили в лечебные учреждения города Киева и Боярки. Тогда без газоснабжения осталось 25 населенных пунктов в Житомирской и Киевской областях, в том числе Чернобыль. Тогда же наблюдалась предаварийная ситуация на участке газопровода Ялта-Алушта. Из-за оползня в трубах появилось четыре трещины", - перечисляет инциденты на газовых магистралях автор материала, добавляя, что "особенно циничным выглядело предшествующее ряду взрывов обещание Украины перед НАТО обеспечивать безопасность транзитных нефте- и газопроводов, в рамках Плана действий Украина-НАТО на 2005 год".

Сложившаяся аварийная ситуация в газотранспортной системе Украины, исходя из долгосрочной перспективы, показала необходимость создания нового обходного маршрута для транспортировки российского газа в Европу. Такого мнения придерживается эксперт института энергетических исследований РАН Татьяна Дмитрова. По ее мнению, инвестиции в строительство нового обходного маршрута, в долгосрочной перспективе, выглядят наиболее привлекательными, нежели вложения в модернизацию существующей газотранспортной системы Украины. "Хотя этот вариант требует больших финансовых затрат", - отметила она. В свою очередь президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев считает, что проблемы газотранспортной системы на Украине увеличивают риски сбоев поставок российского газа в Европу. По его словам, украинская газотранспортная система недофинансирована, что приводит к увеличению рисков в обеспечении надежности поставок российского газа через территорию Украины европейским потребителям. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, он также отметил, что риски возникновения аварий на украинских газопроводах довольно высоки, поскольку ремонт большинства труб не проводился уже в течение 15 лет. "Сегодня, главным образом, необходимо создание резервных мощностей в газотранспортной системе Украины. Кроме того, как потребителям, так и поставщикам газа следует обратить особое внимание на надежность действующей газотранспортной системы и принять соответствующие меры", - сообщил Григорьев, добавив, что "если бы эта авария произошла зимой, то вряд ли удалось бы избежать сбоев поставок газа в Европу".

Промежуточным итогом истории со взрывом на газопроводе Уренгой - Помары - Ужгород стал призыв Еврокомиссии к Украине модернизировать трубопроводную инфраструктуру. "Аналогичный инцидент произошел на том же участке, того же газопровода в 2001 году", - сказал Ферран Тарраделлас Эспуни, представитель комиссара по энергетике ЕС Андриса Пибалгса. "Еврокомиссия считает, что Украине необходимо обеспечить дополнительные гарантии надежности транспортных сетей или, по крайней мере, части этих сетей, поставляющих газ в Европу", - сказал он.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Путин: однополярный мир не утвердился
NB!
04.12.16
Блеф-патриотизм и научные игры министерства культуры
NB!
04.12.16
Ватикан: есть ли душа у киборгов?
NB!
04.12.16
«Кандидат Кремля» хочет похоронить Приднестровье и изгнать Россию
NB!
04.12.16
Нагорный Карабах в паутине публичной дипломатии и закулисья
NB!
04.12.16
Япония признала Курилы советскими (российскими) ещё в 1945 и 1956 годах
NB!
04.12.16
«Второй Жешув»: поляки отстояли легендарный советский танк Т-34
NB!
04.12.16
Психиатрическая больница в России как метафора... чего?
NB!
04.12.16
«Золото Балтики»: тайна Янтарной комнаты не так велика
NB!
04.12.16
Нефтегазовый шанс России. Взгляд из будущего
NB!
04.12.16
Глава Пентагона: США не хотят видеть в России врага
NB!
04.12.16
Эрдоган предложил Путину осуществлять расчеты в национальных валютах
NB!
04.12.16
Рауль Кастро: На Кубе не будет бюстов и памятников Фиделю
NB!
04.12.16
Джилл Стайн отказалась от пересчета голосов на выборах в Пенсильвании
NB!
04.12.16
Траурный митинг памяти Фиделя Кастро проходит в Сантьяго-де-Куба
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Реставрация: вот как надо работать!
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1