Главной задачей нового президента Франции Николя Саркози будет попытка реформирования социальной модели, сложившейся в обществе, однако есть большие сомнения, что это будет реализовано. Такое мнение ИА REGNUM 7 мая высказал главный редактор российского журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

"Саркози - лидер нового поколения, который формально считается наследником традиции, начавшейся с де Голля. Но политика де Голля требует серьезного переосмысления в плане роли государства в экономике и социальной сфере. Та модель, которая утвердилась во Франции после Второй мировой войны, обладает высокой степенью патернализма. Страну отличает серьезное присутствие государства в экономике, когда больше половины бюджетных средств перераспределяется через государственные органы. Государство сосуществует с рыночной экономикой, активно присутствует в ней и следит, чтобы обеспечивался максимум социальной справедливости", - сказал Лукьянов.

"Главный тезис Саркози состоит в том, что это приводит к торможению развития. Люди, которые хотят и готовы много работать, опутаны трудовыми законами, налоговой системой, что приводит к тому, что частная инициатива поощряется гораздо хуже. Саркози выступил с идеей освободить частную инициативу. На это должны работать намерение отменить 35-часовую рабочую неделю, снизить, правда не очень значительно, налоги в течение нескольких лет. Наверное, ему предстоит внести изменения в трудовое законодательство. В 2006 г. законопроект о первом найме был с треском провален, против него бурно выступала молодежь, а теперь его планируется принять. Этот законопроект предполагает освобождение работодателя от обязательств не увольнять молодых работников, и рассматривается как стимулирующий предпринимательство", - отметил Лукьянов.

По словам Лукьянова, если Саркози удастся осуществить эти проекты, могут последовать изменения по всей Европе, поскольку патерналистская модель в социальной и экономической сферах характерна для большинства европейских государств. "Речь должна идти о размерах социальных субсидий. Критически важно для Европы - изменить сельскохозяйственную политику, на ней базируется экономическая структура, и Франция против того, чтобы что-то менять, так как французские фермеры привыкли к серьезным субсидиям. Если начнутся сдвиги, это повлечет целый ряд изменений в Европе", - считает Лукьянов. Однако он сомневается, что Саркози способен это воплотить. "Не факт, что что-то у него получится. Как только начнет реализовывать, вызовет взрыв протеста в обществе", - предположил Лукьянов.

Перед президентом будет стоять и другая задача - выполнить предвыборное обещание и интегрировать мигрантов африканского или арабского происхождения во французское общество. По словам Лукрьянова, во время президентской кампании кандидаты были вынуждены "оглядываться" на реакцию проживающих во Франции выходцев из других стран, учитывая, что они представляют собой довольно существенную часть электората.

"Саркози рискует тем, что необходимые, наверное, жесткие его действия вызывают резкое отторжение у этих людей, которые, кроме того, этнически и территориально не защищены. А если ему не удастся начать диалог, то решение проблемы перейдет в плоскость подавления мятежей. Поэтому, чтобы продолжить свою линию на ограничение миграции, ему придется предложить им нечто, что может быть воспринято как попытка интеграции", - заявил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".

Эксперт назвал нового главу республики "атлантистским лидером". Он отметил, что, в отличие от Ширака, которому удалось ухудшить отношения с США так, что они стали чуть ли не соперниками, Саркози будет более нацелен на понимание американской позиции. В то же время, заметил Лукьянов, "никакой президент Франции, что бы он ни декларировал, проамериканским быть не сможет: французский политический класс очень глубоко проникнут идеями независимости от США". По его словам, Россия до сих пор Саркози волновала мало. Его высказывания были немногословны и в традиционном для французов негативном ключе: о правах человека, Чечне.

"Безусловно, тех сердечных отношений, какие были между Владимиром Путиным и Жаком Шираком, уже не будет. Но Саркози будет более ориентирован на прагматизм. Вообще, опыт показал, что независимо от персон, сидящих в Кремле (а до этого в Зимнем дворце) и в Елисейском дворце, Франция и Россия рассматривают друг друга как важные партнеры", - сказал Лукьянов. Он обратил внимание, что Франция будет больше ориентироваться на Европейский Союз, и поэтому та модель, которая использовалась Россией во взаимоотношениях с ЕС - ориентация на выстраивание двусторонних отношений с ключевыми странами ЕС (Францией, Германией, Италией), "скорее всего, себя изжила".