Рынок продовольственной торговли в Чебоксарах претерпел значительные изменения. С марта восемь магазинов чебоксарской сети супермаркетов "Березка" перешли под управление сети магазинов самообслуживания "Росинка". Условия сделки с Торгово-промышленной компанией "Березка", владеющей одноименной сетью супермаркетов, не разглашаются. "Принципиального экономического влияния на рынок или на положение сети "Росинка" эта сделка не окажет, но может оказаться психологическим сигналом к консолидации локальной розницы", - заявил ИА REGNUM руководитель сети магазинов "Росинка" Владислав Ким. Известно, что супермаркеты "Березки" сданы в аренду "Росинке". По всей видимости, руководитель "Березки" Владимир Ермолаев решил сконцентрироваться на других направлениях деятельности, прежде всего на строительстве и развитии агропромышленного комплекса. В частности, он владеет компанией "Чувашстрой", а также реализует ряд проектов в сфере агробизнеса, в том числе проект с разведением в Чувашии венгерских гусят. По словам Кима, решения о проведении ребрендинга пока нет. Магазины продолжают работать под прежними вывесками.

Сеть магазинов "Росинка", которая работает с 2001 года, включает в себя около 50 магазинов по всей республике. По мнению заместителя главы администрации города Чебоксары по вопросам потребительского рынка и услуг Михаила Булгакова, можно говорить о том, что на сегодня это единственная устойчиво сформировавшаяся сеть на чебоксарском рынке продуктовой розницы. Компания имеет собственный распределительный центр и производит собственную марку - серию консервированных рыбопродуктов "Рыбачка Соня". Говорить о монополизации рынка пока еще рано, уверен Михаил Булгаков. Между тем, сделку "Росинки" и "Березки" можно рассматривать как некий сигнал, свидетельствующий о том, что крупная сеть начинает занимать доминирующее положение, и к ее развитию уже надо относиться более внимательно, полагает он. "Я не вижу ничего плохого в том, что в городе между собой будут конкурировать три-четыре сети. Единственное, нельзя допускать, чтобы кто-то из них занимал более 50% рынка", - сказал Булгаков.

Достаточно серьезные позиции на чебоксарском рынке сегодня занимает сеть "Сахарок", принадлежащая компании "Букет Чувашии". В Чебоксарах работают 19 магазинов сети, во втором по величине городе республики Новочебоксарске - восемь. Еще одна крупная местная сеть - компания "Смак". Она насчитывает шесть магазинов. Небольшую долю на рынке занимают сеть магазинов Чувашпотребсоюза и разрозненные магазины торгового дома "Хлебушко". По оценке экспертов, влияние таких сетей, как "Магнит" и "Копейка", на чебоксарский рынок незначительно. Какого-либо существенного влияния на цены и насыщение рынка федеральные игроки не оказывают, считают эксперты. Можно сделать вывод, что Чебоксары оказались способными обеспечить себя продуктовой розницей самостоятельно. Отметим, что две недели назад в Чебоксарах закрылся супермаркет "Рамстор". Предполагается, что он переедет на новое место. Наблюдатели высказывали предположение, что супермаркет закрылся в связи с недостаточной эффективностью и рентабельностью, а также из-за маркетинговых ошибок. Между тем, московское ООО "Рамэнка" заявило в СМИ, что уходить из региона "Рамстор" не собирается. Но где именно откроется новый магазин, пока неясно. Между тем, свое присутствие в регионе расширяет "Перекресток". В самом центре Чебоксар началось строительство торгово-развлекательного комплекса, в котором откроется второй в столице Чувашии супермаркет "Перекресток".

Между тем, по оценке Владислава Кима, к концу этого года доля федеральных сетей на чебоксарском рынке составит не менее 20%, а к концу 2008 года - не ниже 30%. "Специфической дополнительной активности федеральных сетей нет. У всех это далеко не первый регион, есть четко прописанные схемы продвижения, жесткие, предельно циничные, "ничего личного - только бизнес". Но их темп все же зависит от личностей, хотя плановый результат одинаков. Это вопрос только сроков и поведения локальных игроков", - говорит Ким. По его мнению, перспективы конкуренции местных и федеральных игроков также зависят от "веса" и активности локальных сетей, от их взаимопонимания с локальными производителями.

"Теперь, когда у ''Росинки'' есть все шансы занять лидирующие позиции, одиночным предпринимателям нужно задуматься об объединении, чтобы сохранить свое место на рынке и получить такое же конкурентное преимущество, какое имеет ''Росинка'', уверены эксперты. Более 50% чебоксарского рынка продуктовой розницы принадлежит разрозненным частным предпринимателям, не объединенным в сети, которые имеют небольшие магазины. "50 небольших магазинов могли бы объединиться для закупок, и они получили бы такое же конкурентное преимущество, какое на сегодняшний день имеет "Росинка". У них была бы возможность сбивать цены за счет крупного опта, если бы смогли договориться друг с другом. О том, что неплохо было бы объединиться, неоднократно говорилось 2-3 года назад, но тогда к этому не было никаких экономических предпосылок. Если "Росинка" и "Березка" окончательно объединятся в одну сеть и будут вести агрессивную политику, предприниматели спохватятся. Сейчас каждый сидит у себя в магазинчике, пережевывает свой маленький кусочек хлеба и думает, что так будет всегда", - говорит Булгаков.

Рынок продуктовой розницы в Чебоксарах в последние три-четыре года развивался довольно динамично. Ежегодно он рос примерно на 20%, отмечает Михаил Булгаков. В этом году эксперты прогнозируют, что темпы его роста несколько замедлятся. Для заметных изменений на рынке, должны существенно измениться доходы населения. Пока же это маловероятно, говорят эксперты. В 2006 году средняя зарплата в Чебоксарах составляла 8135,3 рубля, в Чувашии - 6407,2 рубля. Самая низкая зарплата в сельском хозяйстве - 2529,8 рубля, а именно в этой сфере заняты около 40% жителей региона. Платежеспособный спрос формирует и соответствующий уровень сервиса. "На рынке доминирует то качество, которое люди могут оплатить в соответствии со своими доходами", - говорит Булгаков.

По оценкам экспертов, до 70-80% чувашского рынка сегодня составляет "условно цивилизованная торговля", остальное приходится на рынки и ларьки. В Чебоксарах и Новочебоксарске доля цивилизованной торговли выше. Между тем, рынки и мини-рынки остаются серьезной силой в сфере торговли продуктами питания и весьма востребованы среди людей с невысоким уровнем доходов. Как сообщил Михаил Булгаков, на долю продовольственных рынков в Чебоксарах приходится порядка 90 тысяч квадратных метров торговых площадей. При этом городские власти избавляться от рыночной торговли не планируют, однако последним придется соответствовать предъявляемым требованиям.

Между тем, по оценке Минэкономразвития Чувашии, потребительский рынок Чувашии приобретает более цивилизованный характер. Крупные розничные рынки постепенно превращаются в торговые центры. В 2006 году оборот розничной торговли на 77% приходился на организации и индивидуальных предпринимателей, которые работали в стационарной торговой сети, то есть вне рынков. По мнению экспертов, чувашский покупатель становится требовательнее не только к качеству, ассортименту товаров и ценам, но и к уровню торгового сервиса. Все меньше покупатели ориентируются на открытые рынки и маленькие магазины, предпочитая супермаркеты и торговые центры.