"Зачет сдан?".

(""АиФ на Енисее", 22.01.03, Александр Чернявский)

ПЕРВЫЙ стодневный отрезок своего пребывания на посту руководителя одного из крупнейших российских регионов Александр Хлопонин преодолел в целом успешно. Он опроверг прогнозы скептиков, которые после трудной победы на выборах предрекали ему падение уже на первых метрах губернаторского марафона.

ОСНОВАНИЯ для пессимизма имелись. Несмотря на довольно качественную работу своих предшественников из ашлаповской администрации, Хлопонину все равно пришлось разбирать завалы с долгами по зарплате перед бюджетниками. На горизонте маячил неизбежный секвестр, на который наслаивалась подготовка бюджета-2003. Наконец именно новому губернатору досталась неблагодарная миссия по принятию непопулярных мер по реформе ЖКХ. С разной степенью успешности все эти задачи командой Хлопонина были решены. За счет чего?

Питомец "Интерроса" оказался человеком гибким. Его управленческий стиль сочетал необходимую жесткость с умением находить компромиссы. Ему приходилось быть одновременно и хирургом, и психотерапевтом. Он не побоялся "взять скальпель", когда пришлось "резать по живому" - поднимать тарифы на жилищно-коммуналъные услуги. Но при этом он предварительно добился понижения тарифов на электроэнергию.

Александр Геннадиевич вряд ли смог бы достичь желаемого результата, если бы полюбовно не договорился с депутатским корпусом, значительная часть которого, мягко говоря, не испытывает к нему теплых чувств. Очевидно, что уникальный опыт работы Хлопонина в разных ипостасях (руководителя "Норникеля" и губернатора Таймырского автономного округа) даром не пропал.

Достаточно оперативно Хлопонину удалось решить кадровую проблему (не считая заминки с постом заместителя по сельскому хозяйству), хотя по некоторым признакам далось это ему непросто. Запомнилась, в частности, темная история с постом руководи геля аппарата губернатора, который сначала вроде должен был занять депутат ЗС Александр Симановский, но потом на этом месте почему-то оказался другой человек. Удивило обилие в коридорах власти посланцев красноярского мэра. Понятно, что этот кадровый ход был обусловлен выполнением предвыборных обязательств Хлопонина, но, похоже, не только этим. Видимо, у "Интерроса" оказалась слишком короткая скамейка запасных, что, впрочем, неудивительно, если вспомнить, как стремительно развивались события в прошлом году.

При этом, по информации "АиФ на Енисее", Хлопонин хочет быть не просто "первым среди равных", но безусловным лидером. Он на самом деле пыгается создать единую команду. В кулуарах "серого дома" рассказывают показательную историю, как накануне важнейшего заседания ЗС по реформе ЖКХ Хлопонин проводил со своими подчиненными своеобразный тренинг, а один из заместителей, которого эта проблема напрямую не касалась, решил "учения" проигнорировать. Не тут-то было! Несмотря на то, что этот заместитель был давним знакомым Хлопонина, по приказу губернатора его вытащили с какой-то вечеринки и доставили в администрацию края. Перед губернатором все равны. И, наверное, поэтому Хлопонин имел право заявлять, что во время недавнего продолжительного отсутствия в крае он, тем не менее, ситуацию контролировал.

ХЛОПОНИН должен был отправиться на рождественские каникулы вроде бы в радужном настроении. Влиятельные столичные еженедельники наперебой спешили признать его политиком года. Правда, возникают некоторые сомнения в бескорыстной объективности этих оценок. PR Хлопонина в федеральных СМИ достиг неприличных размеров. То ли там еще не все деньги, оставшиеся от избирательной кампании, потратили, то ли люди, ответственные за новый имидж края, и вправду решили всерьез изменить отношение Москвы к Красноярску. Хлопонину хороший образ в глазах Кремля сейчас, конечно, не помешает.

"Блицкриг" отложен

ГУБЕРНАТОР с самого начала своей работы на новом месте прекрасно понимал, что экономического "блицкрига" не получится. Именно поэтому он должен добиться прогресса в отношениях с бывшими коллегами-олигархами, которые не спешат расставаться со своими сверхдоходами. Придется радикально изменить тональность диалога с федеральным центром, который в последние годы целенаправленно перетягивает к себе региональные финансовые потоки.

С олигархами дело идет пока туго. "Русский алюминий" не собирается отменять испытанные толлинговые схемы и возвращать деньги из оффшоров на берега Енисея. Олег Дерипаска отчетливо осознает, что если он даст слабину в Красноярске, то и в других уголках его бескрайней финансово-промышленной империи могут начаться проблемы. Угольный магнат Олег Мисевра тоже показал себя непреклонным борцом за интересы сугубо своего бизнеса. Несмотря на просьбы администрации края, значительные сокращения на угольных разрезах неминуемы. Сложно идут переговоры и по тарифам на уголь. Самое грустное, что у губернатора на самом деле очень мало действенных инструментов, чтобы разговаривать с "акулами капитализма" с позиции силы. Но найти их придется, иначе слова о "равных условиях для всех ФПГ" останутся мифом, а основную лямку по пополнению краевой казны будет по-прежнему тянуть "отец родной" - "Норильский никель".

Знаковое совпадение?

НЕ ОБОЙТИСЬ Хлопонину и без помощи федерального бюджета, а для этого ему помимо друзей-лоббистов из "Интерроса" нужно иметь еще и вменяемых депутатов в Госдуме. В этом контексте избирательная кампания в нижнюю палату парламента приобретает для него особое значение. Не случайно свою первую официальную встречу после выхода из отпуска глава края провел не с кем-нибудь, а с самым влиятельным из красноярских депутатов Госдумы, экс-губернатором Валерием Зубовым. Возможно, это просто совпадение, но совпадение знаковое. Прагматичный Хлопонин, безусловно, будет активно содействовать тем кандидатам, которые помогут вернуть ему часть денег, выкачиваемых сегодня из региона Москвой.

Одним словом, несмотря на очевидные успехи, еще рано говорить о том, что Хлопонин стал полноправным хозяином края. Пока он сдал лишь своеобразный зачет, который отнюдь не гарантирует ему безоблачного "царствования". Именно 2003 год должен показать, насколько серьезен политический потенциал красноярского губернатора, которого некоторые лукавые доброжелатели уже прочат на место следующего президента России.

"Утрата иллюзий - это прибыль или убыток?"

Станислав Ежи Лец

"Сто дней губернатора Хлопонина".

("АиФ на Енисее", 22.01.03)

"АиФ НА Енисее" попросил известных политиков и экспертов оценить первые месяцы правления Александра Хлопонина, а также попытаться спрогнозировать его действия на посту губернатора в ближайшее время.

Вменяемая стратегия

Вячеслав НОВИКОВ, член Совета Федерации от Красноярского края:

- УЖЕ в октябре Хлопонину пришлось решать три задачи. Во-первых, при огромной нехватке средств в краевой казне необходимо было быстро рассчитаться с долгами по зарплате перед бюджетниками. Во-вторых, начать реформу ЖКХ и, в-третьих, подготовить проект бюджета на 2003 год. На мой взгляд, с этими непростыми проблемами Александр Геннадиевич справился. Социальная напряженность несколько спала, бюджет принят реальный, удалось найти компромиссное решение по крайне непопулярной реформе ЖКХ.

Сейчас губернатору важно отделить стратегические цели от сиюминутных вопросов. Вменяемая стратегия краю сегодня крайне необходима, и хорошо, что Хлопонин не стал откладывать этот вопрос в долгий ящик. Для губернатора также жизненно важно заставить ФПГ ("Русский алюминий", СУЭК) делиться сверхдоходами с регионом. Скорее всего, администрация будет стремиться к этой цели шаг за шагом.

Своя команда

Павел КЛАЧКОВ, руководитель краевого отделения "Центра геополитических экспертиз":

- НА ПОСТУ губернатора у Хлопонина проявилось очень ценное качество -неудовлетворенность. Это значит, что он готов развиваться и заставит развиваться других.

Первые назначения в новой администрации были сделаны еще в логике избирательной кампании. Но я думаю, что принцип подбора кадров будет меняться. Речь идет не о психологической совместимости чиновников, а о принципиальном различии задач на разных этапах. Хлопонину в сжатые сроки предстоит провести инвентаризацию, а потом реструктуризацию краевой экономики. Для слома старой порочной системы ему будут нужны одни люди, а когда начнется установление в крае нового порядка, то придет другая команда. В этот период потребуются кадры с широким сознанием и с реальным пониманием ситуации в крае, а не просто посланцы из одной административной структуры в другую. Чтобы стать полноправным губернатором, Александру Геннадиевичу предстоит создать свою - "хлопонинскую" - команду. Речь идет не о кадрах "Интерроса", Пимашкова или краевой элиты в уссовском понимании этого понятия. Губернатор должен опереться на красноярцев из своего поколения, которые будут всем ему обязаны. Хлопонину предстоит также активно поработать над расширением своей социальной базы, иначе он не состоится как губернатор.

Диалог с депутатами

Валерий ЗУБОВ, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:

- НАВЕРНОЕ, только после инаугурации Хлопонин в полной мере осознал, в каком запущенном состоянии ему достался регион. Новому губернатору пришлось разбираться с бюджетным кризисом, и, на мой взгляд, он с этой задачей справился. Из других достижений хотел бы отметить снижение энерготарифов для населения.

Думаю, что в новом году он будет уделять подготовке главного финансового документа края гораздо больше внимания, чем его предшественник. Радует, что наконец-то начался нормальный диалог исполнительной власти края с депутатским корпусом, в том числе и с депутатами Госдумы. Правда, Хлопонину может помешать в осуществлении планов начинающаяся кампания по выборам депутатов нижней палаты федерального парламента. Ему обязательно придется учитывать в своей работе предвыборный фактор, который, как правило, осложняет деятельность региональных властей.

Рецидивы прошлого

Олег ПАЩЕНКО, депутат Законодательного собрания края:

- ХЛОПОНИН еще не стал настоящим губернатором. Дают о себе знать рецидивы его прошлого. Он явно не привык к нормированному режиму работы. Это проявляется и в его поведении. Он еще не понимает, что нельзя отменять совещания за пять минут до начала или приглашать людей на новогодний вечер, а самому - улетать в Москву. Самое заметное, что он сделал за первые месяцы своего пребывания на посту губернатора, - это лоббирование решения по ЖКХ и покупка "Норникелем" "Полюса". Причем сделка по "Полюсу" была выгодна лично ему, как одному из акционеров "Норникеля".

Уверен, что в ближайшее время Хлопонин, так же как Лебедь когда-то, главное внимание будет уделять укреплению своих позиций в Москве. Регион же останется для него на втором плане. Мы увидим много лукавого пиара, как это было в недавней "бензиновой" истории. Но главной проблемой Хлопонина я считаю отсутствие в его политике внятного замысла.

"Акции Быкова поднимаются".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 22.01.03, Елена Лис)

Не за горами тот день, когда глава "Базового элемента" потеряет свой бизнес в Красноярском крае. Вернее, продаст его. Например, "Норильскому никелю".

Не за горами тот день, когда глава "Базового элемента" потеряет свой бизнес в Красноярском крае, Вернее, продаст его. Например, "Норильскому никелю".

Подобные разговоры начали сотрясать краевой центр еще около месяца назад. Toгда же по тому же поводу появились публикации в некоторых местных срадствах массовой информации.

На прошедшей неделе краевая бизнес-элита снова активно муссировала эту тему. Поводом стал вновь возросший интерес к персоне Анатолия Быкова, связанный с грядущим рассмотрением в ЗС края вопроса о лишении его депутатских полномочий. Напомним, об этом ходатайствует прокуратура - вступило в силу обвинительное решение суда по уголовному делу против Быкова.)

Но более интересна вообще дальнейшая судьба Анатолия Быкова. По версии ""МК" - в Красноярске", представляется она вполне респектабельной. Для таких утверждений имеются некоторые основания.

По данным нашей редакции, Гаагский международный суд удовлетворил жалобу адвокатов экс-председателя совета директоров Красноярского алюминиевого завода. Защитники ходатайствовали, как писал в конце прошлого года "МК" в Красноярске", об отмене дополнительной эмиссии акций, проведенной в свое время руководством "Русала" и ставшей роковой для бизнеса Быкова. По ее итогам он лишился блокирующего пакета акций КрАЗа. Международный суд признал эмиссию незаконной. Правда, Олег Дерипаска, судя по всему, не торопится все возвращать "на круги своя". Тем не менее, как сообщают "Московский комсомолец" - в Красноярске", компетентные источники, ситуация продолжает развиваться. Причем не лучшим для руководителя "Базового элемента" образом. Дело в том, что менеджеры высшего звена "Норильского никеля" якобы уже провели в Москве переговоры с представителями Анатолия Быкова.

Говорят, итоги собеседования бизнесменов действительно угрожают предпринимательской деятельности Дерипаски. По некоторым данным, "Петрович" согласился продать злосчастные 28% акций КрАЗа (естественно, после того как его "восстановят в правах собственности") никелевому гиганту. Последний, в свою очередь, якобы обязуется обеспечить спокойную жизнь Анатолию Быкову. Не последнюю роль в этом должен сыграть губернатор Красноярья, избранный на деньги "Норникеля". Как известно, спокойная жизнь Анатолию Петровичу пока только снится. Тем не менее, кому-кому, а человеку, который, скорее всего, решит попытать счастья в предвыборной кампании в Госдуму, она ой как необходима. Напомним, что в краевом суде еще с прошлого года лежит уголовное дело по факту убийства назаровского предпринимателя Олега Губина, и депутат ЗС края проходит в качестве обвиняемого. Кстати, любопытно, что рассмотрение дела неоднократно переносили, а в последнее время информация о нем и вовсе не проникает в СМИ. Ощущение такое, что "дело" просто ждет своего часа.

И насколько это обстоятельство доказывает обоснованность версии некоторых аналитиков о сделке между Быковым и "Норильским никелем", мы сможем узнать в самое ближайшее время.

"Жюри Союза журналистов назначило лучших".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 22.01.03)

Особых неожиданностей конкурс не принес. Особенно огорчило телевидение. С него и начнем.

Лучший дебютант- Евгений Донец с программой "Boom Box" ("Прима-ТВ"). В теленовостях отличилась ТРК "МСВ" (Минусинск). В авторских телепрограммах - Юрий Мячин (телефильм "Местный гений"). Самым выдающимся телеоператором признан Евгений Долгушин (Телесфера - 7 канал).

В газетах удачно дебютировала Виталика Гриценко ("Канские ведомости") с серией публикаций "Нашествие черепов". В номинации "За честь и достоинство" отмечена Евгения Леонтьева ("Комок"), лучшей "районной" признана газета "Советское Приангарье", лучшей городской - "Сегодняшняя газета-26", лучшей многотиражкой - "Университетская жизнь" (КГУ). Лучший обозреватель - Татьяна Бочарова ("Аиф на Енисее"). Очеркистом года "назначили" Александра Григоренко ("Комок"), самым выдающимся фотокорреспондентом - Александра Кузнецова ("Красноярский рабочий"), репортером - Владимира Несяева.На радио самыми-самыми стали Федор Сидоренко с циклом программ "С другой стороны" ("Авторадио") и радиорепортер Елена Иванова с программой "Спорт-тайм" (КГТРК).

А спонсором года надо, видимо, считать "Норильский никель", чей представитель вручил замредактора "Красноярского рабочего" Елене Лопатиной ноутбук (компьютер передали мужу Сергею) и редакции не обремененной наградами нижнеингашской газеты - цифровой фотоаппарат.

Конечно, неплохо потрудились компании "Полюс" и Соса-Cola, Красноярский завод цветных металлов им. Гулидова, банк "Енисей" и другие краевые корпорации и предприятия.

"Губернатор пообещал помочь "районкам".

("Красноярский рабочий", 22.01.03)

Вчера губернатор Красноярского края Александр Хлопонин в связи с недавно отмечавшимся 300-летием российской прессы вручил почетные грамоты и благодарственные письма группе журналистов, руководителей печатных и электронных СМИ края и работников типографий.

Как сказано в наградных текстах, "за заслуги в развитии печати края и высокий профессионализм". Среди отмеченных Почетной грамотой и обозреватель "Красноярского рабочего" Юрий Чувашев. Отвечая на вопросы журналистов, Александр Хлопонин пообещал не выпускать из виду проблемы прессы края, и прежде всего районной.

"Действовать по закону".

("Красноярская газета", 21.01.03)

Президенту Российской Федерации В.В.Путину

Уважаемый - Владимир Владимирович!

Мы, депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, обращаемся к Вам как к гаранту Конституции Российской Федерации с просьбой о принятии мер по прекращению необоснованного преследования членов Избирательной комиссии Красноярского края, принявших решение о признании выборов Губернатора Красноярского края недействительными.

Вы своевременно предотвратили возникновение масштабного политического кризиса в крае, назначив исполняющим обязанности Губернатора края А. Г. Хлопонина до рассмотрения в соответствующих судебных инстанциях решения об отмене итогов выборов. Центральная избирательная комиссия своим решением, как известно, отменила решение Избирательной комиссии Красноярского края и установила результаты голосования, признав избранным Губернатором А.Г. Хлопонина.

Но, несмотря на это, большинство членов краевой избирательной комиссии убеждены в справедливости и законности своего решения. В крайизбирком поступили сотни жалоб от избирателей на грубейшие нарушения избирательного законодательства как в ходе досрочного голосования, - так и непосредственно в день голосования 22 сентября. При проверке членами комиссии были обнаружены и существенные нарушения при составлении списков избирателей в ряде территорий Красноярского края. Краевая комиссия использовала все предоставленные ей законом полномочия для сбора доказательств и обнаружения фактов нарушений законодательства о выборах и подавляющим большинством голосов приняла соответствующее решение. За принятие решения о признании выборов недействительными проголосовали 10 членов комиссии, представлявших почти весь спектр политических сил края:

Коммунистическая партия России, ЛДПР, движение "Честь и Родина", "Аграрная партия". Но еще до того, как ЦИК РФ отменила решение краевой избирательной комиссии, его глава - А.А. Вешняков, не имея никаких сведений о мотивах принятия такого решения, неоднократно публично заявлял о незаконности решения Избирательной комиссии Красноярского края, присвоив себе по факту полномочия судебной инстанции.

После отмены решения краевой избирательной комиссии против членов комиссии, а в особенности против ее председателя Г.М. Кострыкина, была развернута широкомасштабная кампания по дискредитации и травле в средствах массовой информации и правоохранительных органах. Прокуратура Красноярского края дважды проводила проверку на предмет возбуждения уголовного дела против членов комиссии, в том числе и по инициативе председателя ЦИК РФ А.А. Вешнякова, и оба раза вынуждена была констатировать отсутствие оснований для уголовного преследования.

Кроме того, краевая избирательная комиссия оказалась лишена права оспорить решение ЦИК РФ в судебном порядке. Жалобы Избирательной комиссии Красноярского края, поданные соответственно в Верховный Суд РФ, краевой суд и Басманный межмуниципальный суд г. Москвы, не были приняты к рассмотрению. Иными словами, государственному органу было отказано в праве на судебную защиту, что грубо противоречит статье 46 Конституции РФ.

Мы оцениваем действия, связанные с давлением на правоохранительные органы, и организованную в средствах массовой информации кампанию по обвинению членов Избирательной комиссии Красноярского края в совершении преступлений как незаконные, связанные исключительно с сохранением собственного "лица" главы ЦИК РФ.

Просим Вас, Владимир Владимирович, использовать свое конституционное право, предусмотренное ст.85 Конституции РФ, и путем проведения согласительных процедур предотвратить развитие конфликта, который способен подорвать авторитет государственной власти у населения Красноярского края, правоцирует недоверие населения к избирательной системе страны, создает отрицательное отношение к самому институту выборов.

Депутаты Законодательного собрания Красноярского края: Ю.Абакумов, В.Горлов, В.Еремин, О.Пащенко, Л.Каплина, А.Ромашов, А.Клешко, В.Усаков, С.Андронова, Л.Федотенко, В.Сергиенко, С.Блинов, В.Востров

"Мы рискуем играть без правил. Незатихающее эхо красноярских выборов".

("Красноярский рабочий", 22.01.03, Л.Алехичева)

Удивительно, но резонанс от скандалов, сопутствовавших выборам в Красноярском крае в прошлом году, все не утихает, а продолжает настойчиво сотрясать российскую избирательную систему. Очевидно, что у всех участников прошедших избирательных баталий чрезвычайно велико желание доказать свою правоту, хотя бы с исторической точки зрения. Наиболее интересным событием последнего времени стало обращение Центральной избирательной комиссии России в Красноярский краевой суд с требованием расформировать избирательную комиссию Красноярского края.

Расформирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - дело абсолютно новое, недостаточно отработанное во всех отношениях. Все-таки избирательная комиссия субъекта Федерации - это государственный орган субъекта Российской Федерации, а за истекшие десять лет мы как-то немного поотвыкли от того, что по инициативе центральных властей прекращается деятельность власти региональной, пусть даже такой специфической, как избирательная власть. И до настоящего времени не развеяно впечатление, что принятая в 1993 г. Конституция создала реальный иммунитет для региональных властей. Ведь никто же не снял с должности губернатора Е. Наздратенко, других "проблемных губернаторов", ни разу не был задействован предусмотренный федеральным законом механизм роспуска законодательных органов субъектов Российской Федерации.

По-видимому, то обстоятельство, что маховик роспуска региональных властей впервые был запущен Центризбиркомом, свидетельствует о том, что именно в избирательной системе, как нигде, актуально "примерное наказание" чрезмерно самостоятельных деятелей регионального масштаба. Через акцию расформирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется фактическая корректировка федеративных отношений в части построения "единой вертикали избирательных комиссий". Ранее такой вертикали не существовало. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формировались исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и самостоятельно осуществляли проведение региональных выборов. В соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.) у Центральной избирательной комиссии появилась возможность предрешать вопрос о назначении председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, были расширены основания для расформирования избирательной комиссии субъекта Федерации.

Если раньше избирательная комиссия субъекта Российской Федерации могла быть расформирована по решению суда в случае нарушения ею избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными результатов выборов, то со вступлением в силу нового федерального закона расформирование также стало возможно в случае неисполнения комиссией решения суда или решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого по жалобе на решение, действие или бездействие избирательной комиссии субъекта Федерации (ст. 31).

Насколько можно судить из появившихся сообщений в СМИ, попытка расформировать Красноярский крайизбирком предпринимается именно по второму основанию: неисполнение решений суда и Центризбиркома. Удивительная логика! Ведь соответствующие нормы федерального закона от 12 июня 2002 г. не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с выборами губернатора Красноярского края, поскольку выборы назначены до вступления в силу этого федерального закона. Для того чтобы обосновать иное, потребуются чудеса юридической эквилибристики. Однако насколько такой подход к делу обоснован с учетом того, что мы живем (или пытаемся жить) в правовом государстве?

Для объективной оценки ситуации по существу, безусловно, следует ознакомиться с первым и вторым решениями избирательной комиссии Красноярского края об определении результатов выборов, решением Красноярского краевого суда и последующими постановлениями Центральной избирательной комиссии ("О жалобах..." и "О результатах выборов...").

Не вдаваясь в детальную оценку решений Красноярской избирательной комиссии, отметим, что, по нашему мнению, содержащиеся в них аргументы в пользу признания выборов недействительными недостаточны для принятия решения такого рода. Однако избирательная комиссия является коллегиальным органом и принимает свои решения большинством голосов. И она могла, опираясь на убеждение большинства ее членов, принять решение о недействительности выборов. Если это решение является ошибочным, незаконным, то краевой суд, Центризбирком в установленном порядке имели право отменить это решение. Для этого требовалось доказать, что аргументы, приведенные в пользу признания выборов недействительными, являются несостоятельными. Однако суд посчитал, что результаты выборов губернатора Красноярского края избирательной комиссией "фактически не определялись", и обязал ее определить результаты выборов.

Данный вывод суда очень спорен с учетом содержания ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 1997 г., действовавшего на момент выборов, согласно которой результатом выборов также является признание выборов несостоявшимися либо недействительными. Поэтому, руководствуясь буквальным смыслом закона, Красноярская краевая избирательная комиссия вновь вернулась к рассмотрению вопросов о результатах выборов, вновь установила их результат: выборы признать недействительными. Такого рода исполнение судебного решения можно было обжаловать в судебном порядке, при этом сохранялась возможность кассационного обжалования и самого судебного решения в течение 10 дней со дня его вынесения, то есть до 11 октября 2002 г.

Однако часто у политики другая логика, чем у права. Потребовалось ускорить вступление в должность губернатора Красноярского края. Несмотря на то, что дело о результатах выборов находилось на рассмотрении судебных инстанций (так как сохранялась возможность кассационного обжалования принятого решения суда), Центральная избирательная комиссия приняла к рассмотрению жалобу на решение Красноярской избирательной комиссии, подписанную рядом ее членов, не согласных с решением большинства, и самостоятельно 4 октября 2002 г. определила результаты выборов губернатора Красноярского края.

Для того чтобы оценить юридическую сторону этой акции, достаточно процитировать норму пункта 10 статьи 63 федерального закона от 1997 г.: "В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу". Если это решение Центральной избирательной комиссии считать прецедентом, то получится, что она может определять результаты любых региональных выборов, если кто-либо из членов избирательной комиссии субъекта Федерации подаст жалобу в Центризбирком. Но об этом пока не сказано ни в Конституции, ни в федеральных законах...

Вот почему вопрос о расформировании Красноярской краевой комиссии столь актуален. Для дальнейшего развития избирательной системы России важно, чтобы он был решен в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а не "в интересах текущего момента". Иначе это может стать началом опасной игры без правил.

Л. АЛЕХИЧЕВА, кандидат юридических наук (www.democracy.ru).

"Норматив высок, да тариф низок".

("Красноярский рабочий", 22.01.03, Эрих Пырх)

Во время проведения форума в "Загорье" в холле была развернута небольшая выставка. Здесь можно было увидеть мудреные приборы учета и регулирования расхода тепла и жидкости, озонаторное оборудование, позволяющее снизить эксплуатационные затраты котельных более чем в 20 раз. Показательно, что столпотворения у стендов не наблюдалось...

Говоря о реформе жилищно-коммунального хозяйства, специалисты вольно или невольно затрагивают болезненную тему тарифов на услуги. Ее трактовка весьма разнится: одни с пеной у рта доказывают, что эти тарифы давно не пересматривались и их надо немедленно поднять, другие утверждают, что многие нормативы искусственно завышены и следовало бы поумерить аппетиты коммунальников.

Справедливость хрестоматийного утверждения "истина лежит посредине" доказал эмоциональный доклад председателя краевого комитета цен Татьяны Крыловой на прошедшем в санатории "Красноярское Загорье" семинаре-совещании, посвященном итогам работы отрасли и ее задачам в связи с реформированием. Это выступление внесло свежую струю в размеренный ход рабочей встречи с ее классическими "коротенькими докладами минут на 40". Чем же взбудоражила Крылова участников форума, иные из которых мирно дремали в своих креслах?

Она говорила о несовершенстве ценовой политики в сфере ЖКХ - только и всего. Но это "только" вмещает в себя такое количество проблем, зачастую понятных лишь профессионалам, что все сразу и не охватишь. Главный вывод для нас с вами, потребителей услуг, - некоторые нормативы действительно завышены, но и жильцы зачастую платят по необоснованно низким тарифам. Главный вывод для органов местного самоуправления и коммунальных предприятий: без наведения порядка в этой сфере из реформы ЖКХ вряд ли выйдет что-то путное.

Основной недостаток ценовой политики в том, что тарифы формируются на основе затрат, а не фактического потребления. Из-за такого "затратного метода" расчетов у предприятий ЖКХ нет стимула к повышению эффективности производства. В самом деле, если они снизят свои издержки (допустим, за счет интенсификации труда, освоения новых технологий, рачительного использования ресурсов), то это приведет к снижению тарифов, а значит, к уменьшению прибыли. Зачем же им обкрадывать самих себя, куда как лучше, если оплачивать огромные потери тепла и воды в сетях будут потребители. Получается, предприятия напрямую заинтересованы в росте тарифов, а поскольку местные администрации не препятствуют этому процессу, крайними в итоге остаются жильцы.

Между тем обоснованность некоторых нормативов очень и очень сомнительна. В результате контрольной работы краевого комитета цен в муниципальных жилищных трестах Красноярска в 2001-м - первом полугодии 2002 года установлено, что норматив затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья, утвержденный решением горсовета, был необоснованно завышен. Горожане оплачивали жилищную услугу в размере 50 процентов от фактических затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда - вместо положенных 32 процентов. Кроме того, ПЖРЭТ взимают с жильцов плату за разного рода справки, хотя она в полном объеме заложена в тариф на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья.

Как показали выборочные проверки, тресты включают в себестоимость жилищной услуги ряд затрат, не относящихся к эксплуатации и ремонту жилфонда. К примеру, затраты по санитарной очистке включены в жилищную услугу, хотя граждане оплачивают очистку по отдельному тарифу, утвержденному горсоветом в стопроцентном размере. Вдобавок в жилищную услугу ничтоже сумняшеся "запихнули" затраты по благоустройству дворов, которые финансируют из горбюджета по отдельной программе. Если посчитать все по-честному, то реальные затраты на содержание и ремонт жилого фонда окажутся примерно на 25 процентов ниже бумажных, выведенных в отчетных формах коммунальных предприятий.

- Завышение норматива затрат на содержание и ремонт жилья,- подчеркнула Татьяна Крылова,- искусственно завышает стоимость предоставления жилищно-коммунальной услуги на один квадратный метр общей площади, приводит к необоснованному снижению уровня платежей граждан за жилищную услугу, к увеличению потребности в бюджетных дотациях. И вот что удивительно: наш комитет периодически направлял свои заключения в администрации городов и районов, но ни одно из них не было учтено при очередном пересмотре тарифов.

Отметив, что в условиях нынешнего бюджетного кризиса переход к бездотационному функционированию ЖКХ - вынужденная, но необходимая мера, Татьяна Михайловна высказала парадоксальное предложение. По ее мнению, уже в этом году разумно было бы установить тариф на жилищную услугу для населения в размере ста процентов от экономически обоснованных затрат. Именно здесь можно перейти на договорные отношения, развивать конкурентную среду, влиять на объем и качество выполняемых работ - в отличие от коммунальных услуг, где рынок создать попросту невозможно. Причем договор на обслуживание жилья должен предусматривать не только штрафные санкции за просрочку платежей граждан, но и наказание рублем за услуги, которые оказаны некачественно или не в полном объеме. Излишне говорить о том, сколько претензий накопилось у населения, не зря с начала года в адрес краевого комитета цен направлено свыше 20 жалоб по поводу необоснованности платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Тут не выдержал замгубернатора Анатолий Матюшенко, который всегда горой стоит за коммунальников. Как и следовало ожидать, он всецело поддержал Крылову по поводу стопроцентной жилищной услуги, но напрочь отмел ее экономические расчеты ("Здесь комитет цен подходит чисто по-бухгалтерски"). По Матюшенко, стоимость жилищной услуги рассчитывают, исходя из того, что ее финансирование за счет населения и бюджета будет исчерпывающим. Поскольку в последние годы об этом приходится лишь мечтать, "завышенной жилищная услуга оказалась по объективным причинам". И нечего, дескать, помышлять о штрафных санкциях по отношению к жилищно-коммунальным организациям, им самим впору судиться с администрациями территорий за несвоевременное и неполное финансирование. Все это так, и тем не менее призыв Анатолия Ивановича "давайте будем благоразумными!" мне кажется не вполне убедительным. Наверное, настораживает то, что это, так сказать, благоразумие за счет населения. Почему-то именно оно всегда за все у нас отвечает своим кошельком и вынуждено расплачиваться не только за дырявые трубы, но и за дырявые бюджеты.

Справедливости ради надо сказать, что жильцы в то же время зачастую пользуются режимом наибольшего благоприятствования, оплачивая услуги по заниженным тарифам. Специалисты называют это острой проблемой перекрестного субсидирования, когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам. Как отмечают в краевом комитете цен, органы местного самоуправления сплошь и рядом искусственно занижали тарифы для населения и бюджетных организаций, перекладывая основную долю затрат на промпредприятия. К примеру, в Красноярске тариф для населения по услугам водоснабжения составил всего 18 процентов от среднего тарифа, в Дивногорске - 26 процентов, в Шушенском - 29 процентов. В результате тариф для прочих потребителей в три раза превысил размер среднего тарифа. Понятно, что коммунальные предприятия несут ничем не покрываемые убытки от реализации услуг "по дешевке".

- Сейчас перед комитетом цен стоит задача по выравниванию тарифов, а затем и по ликвидации их перекоса, - сказала Татьяна Крылова. - Мы понимаем, что резкое повышение тарифов для населения еще больше осложнит реформу ЖКХ. Вместе с тем надо отчетливо осознавать, что органы местного самоуправления учитывают интересы населения и не принимают во внимание финансовое положение коммунальных предприятий. Скажем прямо, мы столкнулись с непониманием и нелогичностью действий местных властей в этой сфере.

И еще один очень важный момент - прозрачность тарифов на жилищно-коммунальные услуги. С этим у нас плохо, к сожалению, в крае не проводится экспертиза экономической обоснованности этих тарифов. Можно решением краевой администрации создать экспертную комиссию, можно, как практикуется в ряде субъектов РФ, приглашать экспертов со стороны (правда, это дорогое удовольствие). Так или иначе, следует восполнить пробел, в противном случае реформа ЖКХ если и не сведется к простому повышению тарифов, то будет пробуксовывать, поскольку нет ясности в фундаментальном вопросе.

Заметим, что самим коммунальникам вносить здесь ясность опять-таки невыгодно, недаром в крае застопорился процесс обязательной установки приборов по расходу тепла и воды. Доказано: если вам в квартиру поставить счетчик, вы будете гораздо меньше платить за отопление и водоснабжение. Вот еще один, на сей раз практический, довод в пользу тезиса о завышенных нормативах. И пока умные головы не разберутся во всех этих хитросплетениях расчетов и не наведут элементарный порядок, пока коммунальникам не удастся, по выражению Анатолия Матюшенко, "переломить менталитет" и в корне изменить отношение к своим обязанностям, пока жильцы не научатся мыслить по-новому, организуясь в ТСЖ, кондоминиумы или некоммерческие партнерства, - до тех пор о серьезных подвижках в работе огромной отрасли не может быть и речи.

"Чиновников станет меньше".

("Красноярский рабочий", 22.01.03)

В администрации Красноярска упразднен департамент общественных связей, который возглавлял Василий Нелюбин.

В соответствии с постановлением "О проведении мероприятий по оптимизации структуры администрации Красноярска" численность работников органов местного самоуправления сокращена более чем на 200 штатных единиц.

Кадровые изменения пока коснулись районных администраций и управлений социальной защиты. Идет работа и по реформированию городского аппарата.