Обзор СМИ Иркутской области за 28 апреля - 4 мая

О новых кадровых перестановках в администрации Иркутской области и их возможных последствиях 3 мая рассказало издание "Коммерсант. Восток России" под заголовком "Социальный блок отдали в одни руки". 29 апреля губернатор Иркутской области Александр Тишанин в закрытом режиме провел рабочее совещание с руководителями администрации, на котором объявил о своем решении "исключить дублирование функций в сфере экономики и социальной защиты населения". "В результате число его заместителей сократилось с восьми до шести: от занимаемых должностей освобождены замглавы администрации по инвестиционным отношениям, тарифам, недропользованию и охране окружающей среды, руководитель региональной службы по тарифам Илья Романов и заместитель главы администрации по социальной политике Игорь Шпаков. Пресс-секретарь главы региона Ольга Берсенева сообщила, что подразделения, находившиеся в ведении Ильи Романова и Игоря Шпакова, переданы в управление "основным заместителям главы региона", - рассказывает издание.

Так, координировать работу региональной энергетической комиссии (РЭК) будет первый замглавы администрации Юрий Параничев. При этом куратором энергетической отрасли назначен замглавы обладминистрации по развитию региональной инфраструктуры, строительству и ЖКХ Анатолий Никитин. По мнению Александра Тишанина, отрасли энергетики, транспорта и связи являются комплексными и должны находиться под единым контролем. Промышленный комплекс, который ранее курировал Илья Романов, теперь закреплен за Михаилом Клоковым, заместителем главы администрации области по экономическому развитию и торговле. Весь социальный блок, находившийся в ведении Игоря Шпакова - социальная политика, культура, спорт - переданы замглавы администрации области, директору департамента социальной защиты населения Семену Крутю.

Источник газеты в администрации региона, комментируя кадровое решение в рамках административной реформы, подчеркнул, что сокращение должностей Ильи Романова и Игоря Шпакова не последние. Другой источник подчеркнул, что "функционально распределение полномочий произошло адекватно положению дел". На вопрос, сколько средств было сэкономлено на сокращении должностей двух заместителей, собеседник издания ответил уклончиво: "Высвобождение было приличное".

"Сейчас в обладминистрации разрабатывается так называемая "система целеполагания" - цифровые критерии оценки деятельности каждого департамента, агентства или службы, необходимые для оценки административной реформы. Выступая перед активом области, губернатор заявил, что к этой системе исполнительные органы власти перейдут уже в 2007 году. При этом для социальных департаментов, которые сейчас сконцентрированы под управлением замглавы обладминистрации Семена Крутя, труднее всего подобрать цифровые показатели эффективной работы, что может затруднить внедрение новой системы бюджетирования, - информирует издание. - Между тем, именно через социальный блок проходит почти пятая часть областной казны - около 7 млрд рублей - на реализацию областных целевых программ".

Председатель комитета по социально-культурному законодательству областного парламента Татьяна Воронова уверена, что "необходимо коренным образом пересмотреть систему управления в сфере социальной политики". Сейчас деятельность власти может не отвечать критериям эффективности либо из-за недостаточного финансирования существующей программы, подчеркивает Татьяна Воронова, либо из-за "фрагментарного решения проблемы".

По словам вице-спикера Законодательного собрания, главы комитета по здравоохранению и социальной защите Сергея Мутовина, социальные программы финансируются не в полном объеме. Кроме того, он отмечает, что для социального блока характерны "плавающие показатели": "Ни процентов, ни копеек там не выведешь". Впрочем, по словам источника газеты в администрации Иркутской области, некоторые критерии оценки деятельности социальных ведомств уже разработаны. Например, показателем работы управления образования будет уровень знаний учеников школ, их оценки, участие во внеклассных занятиях. "Риски, конечно, существуют, - говорит собеседник, - но мы будем работать".

О многолетних безуспешных попытках заложить региональную законодательную базу в вопросе охраны окружающей среды рассказала 4 мая "Областная газета" под заголовком "Самый терпеливый закон". Как пишет издание, закон об охране окружающей среды в Иркутской области оказался самым "терпеливым": "Он стоял в очереди на депутатский прием 12 лет. Первая его редакция, предложенная еще в 1995 году, была отклонена как несовершенная. Последующие тоже не нашли поддержки. Нынешний год вроде бы оказался счастливым. Из-под пера правоведов Института законодательства и правовой информации Иркутской области вышли сразу три областных экологических закона: об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и о Красной книге. Чтобы оценить их эффективность, Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве регионального Законодательного собрания провел общественные слушания. Не успел и.о. директора Института законодательства и правовой информации Алексей Петров представить разработанные проекты долгожданных законов, как они подверглись массированной критике представителей науки, специалистов-экологов и даже чиновников, занимающихся природоохранной деятельностью. Главный упрек - законы слишком академичны и далеки от реалий сегодняшнего дня".

"Это чистой воды декларация, - сказал начальник управления окружающей среды и экологии города Братска Николай Юшков. - Все полномочия отдаются региональной власти, а местному самоуправлению предназначается лишь роль наблюдателя. Лошадь как стояла без телеги, так и продолжает стоять. Почему проигнорирован опыт других регионов? Вон, в Калужской области передали полномочия на места и теперь горя не знают. Я прочитал прилагаемый к закону об особо охраняемых природных территориях список территорий, которые предлагается охранять. Да ведь нам областного бюджета не хватит на эту охрану. Там этих территорий около тысячи. Мы сейчас не имеем возможности финансировать в полном объеме даже те, что уже есть. Надо реально оценивать свои возможности".

Как выяснилось, отмечает дальше газета, к разработке законов был привлечен ряд специалистов, в том числе доктор биологических наук, профессор кафедры охотоведения Иркутской государственной сельскохозяйственной академии Петр Наумов. Он внес около 30 поправок. И ни одна не была включена в текст. "Мне просто обидно за напрасно потраченный труд, - сказал Петр Наумов на общественных слушаниях. - Я не спорю. Возможно, с юридической точки зрения все статьи в законе, как утверждают разработчики, идеально выверены, но нам нужен работающий закон, а не музейный экспонат".

По мнению научного сотрудника Института географии СО РАН Татьяны Калихман, принятие экологических законов недопустимо затянулось: "Все наши соседи - и Красноярский край, и Бурятия, и Читинская область - уже десять лет назад приняли подобные законы, обкатали их на практике и сейчас обновляют устаревшие положения, а мы все топчемся на месте. То, что нам сегодня предлагают, это выхолощенные законы, оторванные от жизни". Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Геннадий Нестерович предложил все высказанные замечания и поправки передать в ближайшие дни в комитет, чтобы "наполнить законы содержанием". Все три закона планируется вынести на обсуждение майской сессии Законодательного собрания.

О первом за 15 лет концерте творческого коллектива Юрия Башмета "Солисты Москвы", состоявшемся без Юрия Башмета, рассказал 3 мая еженедельник "СМ номер один". Материал называется "Башмет не приехал". "В двухмесячный гастрольный тур камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета жизнь внесла свои коррективы. Великому русскому музыканту пришлось уехать на похороны другого великого русского музыканта - Мстислава Ростроповича. Ансамбль выступал без своего руководителя - впервые за 15 лет своего существования, - рассказывает издание. - Сомнения в приезде Юрия Башмета возникли тогда, когда стало известно о смерти прославленного виолончелиста. В своих многочисленных интервью Башмет признавался, что с Ростроповичем их связывает многолетняя творческая дружба. Конечно, Башмет не мог не поехать на похороны Ростроповича, которые состоялись в Москве 29 апреля. Именно на этот день был назначен и концерт в Иркутске".

Как сообщил организатор концерта в Иркутске Олег Акимов, маэстро долго сомневался, ехать ли ему, - слишком велика его ответственность перед зрителем, ведь в Сибири его ждали с нетерпением. Отдать последний долг его уговорила жена.

Но все же, коллектив Юрия Башмета прилетел в Иркутск. Концерт "Солистов Москвы" начался в обещанное время - в 19 часов. "Заранее на двери Дворца спорта было повешено объявление, что концерт состоится без Башмета, - продолжает издание. - Несмотря на уважительную причину, по которой маэстро не смог явиться в Иркутск, некоторые зрители начали сдавать билеты. Тем не менее, зал на две трети был заполнен. Люди приходили семьями, некоторые были с маленькими детьми, которые на удивление хорошо принимали концерт. Как говорят профессиональные музыканты, играть оркестру без дирижера не то, что трудно, - невозможно! И в Иркутске был поставлен своеобразный рекорд - впервые за 15-летнюю историю коллектив выступал без своего дирижера. "Солисты Москвы" показали себя настоящими жесткими профессионалами - отыграли легко и изящно, оставив после себя светлые и радостные впечатления. И те, кто все же посетил концерт, еще долго будут вспоминать это из ряда вон выходящее событие - выступление "Солистов Москвы" без Юрия Башмета".