Централизация доходов от продажи активов ОАО "НК "ЮКОС" в доходах федерального бюджета противоречит Бюджетному кодексу, однако, скорее всего, будет поддержана Госдумой, так как за нее предварительно высказался ряд членов думского комитета по бюджету и налогам, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, что в поправках, подготовленных правительством в закон о бюджете 2007 г., предполагается включить в доходы бюджета долги нефтяной компании государственной казне по налогам, сборам, штрафам и пеням, а также другим платежам. Эти долги должны быть погашены за счет прошедших недавно аукционов по продаже активов ЮКОСа. Полученные средства, составляющие порядка 400 млрд руб., должны распределяться между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также бюджетами внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), однако в законопроекте указано, что все средства централизуются в федеральном бюджете. Согласно поправкам, использование дополнительных доходов бюджета правительство предложит в отдельном проекте закона.

Из 400 млрд руб. собственно налоговые долги ЮКОСа перед всеми уровнями бюджетной системы составляют около 280 млрд руб., и федеральный бюджет может претендовать не более, чем на половину этой суммы, поскольку остальная часть - недополученные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, сказал ИА REGNUM руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

"Если внимательно прочитать Послание Владимира Путина федеральному собранию, то, во-первых, президент говорил "может быть", то есть твердого указания на то, что надо направить средства от продажи активов ЮКОС на формирование федерального фонда реформирования ЖКХ, нет. Но правительство перестраховалось, кинувшись рьяно выполнять, и, на мой взгляд, явно переусердствовало", - считает эксперт. По его словам, федеральный фонд призван решать задачи финансирования капитального ремонта и расселения аварийного и ветхого жилья в масштабах всей страны, а значит, в него должны быть заложены средства, которые ЮКОС должен именно федеральному бюджету.

"Конечно, нарушаются нормы Бюджетного кодекса. Поражает спокойное отношение к тому, что закон можно нарушать. К сожалению, это не является редкостью, и особенно хорошо видно, когда перед каждым представлением закона о бюджете в Думе Счетная палата перечисляет содержащиеся там многочисленные нарушения, после чего бюджет принимается", - отметил Николаев.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Гальченко (фракция "Единая Россия") рассказал ИА REGNUM, что за восемь лет работы в нижней палате российского парламента каждое принятие бюджета сопровождалось "правкой Бюджетного кодекса конкретным законом о федеральном бюджете, и в нем были нормы, противоречащие, например, Закону о Счетной палате. Так, Минфин непрерывно урезал полномочия аудиторов палаты, предоставленные им законом. "Я не удивлюсь, если такая практика продолжится", - сказал он ИА REGNUM.

Депутат заявил, что готов поддержать предложение правительства. "Если речь идет о Москве и Югре, несправедливо было бы говорить, что есть несправедливость", - сказал он, подчеркнув, что их бюджеты и так "перенасыщены" доходами. "Я знаю, какое влияние губернаторы способны оказывать на налоговые органы. Если их бюджеты что-то недополучили, где же они были раньше?" - сказал Гальченко.