В Иванове атрибутирован портрет Дагмар, принцессы датской, позднее русской императрицы, супруги царя Александра III, Марии Федоровны. Есть предположение, что работа принадлежит кисти Ивана Крамского.

"Счастье для музейных работников, что еще один портрет раскрыт, - прокомментировала корреспонденту ИА REGNUM заведующая экспозиционной частью ивановского художественного музея Людмила Виноградова. - В ивановском музее это редкий случай. Портрет подписан: "Петербургская артель художников". С 1992 г. картина висела в зале передвижников, как портрет девушки из разночинной среды - учительницы, гувернантки или домашней наставницы, как обобщающий портрет. Меня он еще тогда притягивал. Каждый раз в этом зале хотелось у него постоять. Он буквально втягивает в свою ауру. Никто не думал, что это августейшая особа. Картина не вызывала никаких вопросов даже у посетителей. Экскурсоводы у работы всегда говорили о достоинствах передвижнической эстетики. Но некоторое время назад известный коллекционер, историк моды Александр Васильев, увидев в зале портрет, воскликнул: "Дагмарочка!". Это было отправной точкой. Идентифицировать произведения искусства всегда непросто. Даже не все научные сотрудники музея поверили, что это Дагмар, принцесса датская, ставшая русской императрицей, супругой царя Александра III, Марией Федоровной. Было трудно соотнести множество ее фотографий, портретов с этой работой. На них она изменилась - лицо заострилось, появилась челка, а здесь открытый лоб. Однако у меня не вызвало сомнений, что это она - я давно занимаюсь атрибутированием. Потребовалось доказывать свое убеждение. Бросилась в музеи, библиотеки. На одной фотографии, в Дании, в мае 1866 г., за несколько месяцев до приезда в Россию, принцесса Дагмар очень похожа на портрет из музея. Даже взгляд очень напомнил наш портрет. Стала читать о ней, к тому времени как раз вышла переписка с близкими, сыном Николаем II. Очень заинтересовалась судьбой императрицы. Она по любви хотела выйти за великого князя Николая, но он умер в Ницце от туберкулеза и на смертном одре благословил брак с братом, будущим императором Александром III. Императрица была счастлива в браке, родила пятерых детей, в том числе последнего русского царя. Она была очень умной женщиной, не вмешивалась в государственные дела, хотя была против погромов, за решение проблем России мирным путем. Пережила гибель семьи, с двумя дочками уехала в Англию. Прожила долгую, с одной стороны, счастливую жизнь, с другой - испытала много потрясений, но с достоинством приняла свою судьбу. Императрица Мария была влюблена в Россию, научилась читать Пушкина наизусть. Петербургский свет ее полюбил. Не случайно художник взял ее в качестве образа. Образ императрицы Марии в те годы был популярен. Возможно, кто-то из заказчиков заказал его артели. Все-таки разночинцы тогда диктовали свои вкусы. Есть предположение, что портрет принадлежит кисти руководителя артели художников, Ивана Крамского. Директор ивановского музея Людмила Воловенская была на выставке костюма в Павловске и видела там очень похожий портрет парный семейный портрет Александра III и императрицы Марии работы Крамского. Даже платье Марии Федоровны там очень похоже. У меня еще до этого было предположение, что это Крамской, но решила сформулировать более обтекаемо: возможно, один из известных мастеров артели, которой Крамской руководил. Как бы то ни было, это - портрет идеала 60-х годов. Он был привлекателен и для того времени, и для нас сейчас. Российские музейщики пока никак не отреагировали на предположение. В ивановском музее есть лишь один портрет, точно принадлежащий Крамскому. Он висит в том же зале".