"Разночинка" из ивановского музея может оказаться принцессой кисти Крамского
Ивановская область, 3 мая, 2007, 22:40 — ИА Регнум. В Иванове атрибутирован портрет Дагмар, принцессы датской, позднее русской императрицы, супруги царя
"Счастье для музейных работников, что еще один портрет раскрыт, - прокомментировала корреспонденту ИА REGNUM заведующая экспозиционной частью ивановского художественного музея Людмила Виноградова. - В ивановском музее это редкий случай. Портрет подписан: "Петербургская артель художников". С 1992 г. картина висела в зале передвижников, как портрет девушки из разночинной среды - учительницы, гувернантки или домашней наставницы, как обобщающий портрет. Меня он еще тогда притягивал. Каждый раз в этом зале хотелось у него постоять. Он буквально втягивает в свою ауру. Никто не думал, что это августейшая особа. Картина не вызывала никаких вопросов даже у посетителей. Экскурсоводы у работы всегда говорили о достоинствах передвижнической эстетики. Но некоторое время назад известный коллекционер, историк моды Александр Васильев, увидев в зале портрет, воскликнул: "Дагмарочка!". Это было отправной точкой. Идентифицировать произведения искусства всегда непросто. Даже не все научные сотрудники музея поверили, что это Дагмар, принцесса датская, ставшая русской императрицей, супругой царя Александра III, Марией Федоровной. Было трудно соотнести множество ее фотографий, портретов с этой работой. На них она изменилась - лицо заострилось, появилась челка, а здесь открытый лоб. Однако у меня не вызвало сомнений, что это она - я давно занимаюсь атрибутированием. Потребовалось доказывать свое убеждение. Бросилась в музеи, библиотеки. На одной фотографии, в Дании, в мае 1866 г., за несколько месяцев до приезда в Россию, принцесса Дагмар очень похожа на портрет из музея. Даже взгляд очень напомнил наш портрет. Стала читать о ней, к тому времени как раз вышла переписка с близкими, сыном