3 мая отмечается всемирный день свободы печати. Понятие "свобода слова" в аспекте журналистской деятельности не раз обсуждалось на различных форумах в Дагестане. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, не так давно в республике на одном из "круглых столов", организованных властями в ходе подготовки Гражданского форума в Дагестане обсуждалось место средств массовой информации в структуре гражданского общества. И тогда госсекретарь Дагестана Такибат Махмудова попеняла прессе, что, несмотря на то, что власть открыта для диалога, не наблюдается активности и желания со стороны СМИ и общественных деятелей выходить на этот диалог.

"За год президентства Муху Алиева, - говорила Махмудова, - со стороны дагестанских журналистов было много критики в адрес руководства республики, и не всегда объективной. Просто, критика ради критики". То есть, республиканские власти публично признают право на свободу прессы и в какой-то мере вынуждены считаться с ней. Свобода и зависимость прессы от власти тема настолько скользкая, что при желании прессы сблизиться с властью, само же журналистское сообщество расценивает это как прогиб ("журналистика превращается в обслугу"). Если же власть пытается заручиться благосклонностью прессы, то журналисты гордо напоминают ей, что СМИ и власть - враги по определению.

То, что Дагестан вошел в число регионов, в которых отмечена свобода слова, отмечалось и на состоявшихся 4 апреля в Нальчике общественных слушаниях с участием представителей Общественной палаты России. "Руководство республики не оказывает давление на прессу, но не может отвечать за безопасность журналиста от криминальных сил, потому свобода слова в нашем регионе зависит от того, насколько позволяет ее себе сам журналист" - говорили участники слушаний.

За последние годы в республике насчитывается немало случаев насилия в отношении журналистов. От мелких препирательств с работниками милиции или служб охраны (воспрепятствование деятельности журналиста, изъятие фото-видеоаппаратуры и пр.), до покушений и убийств: в результате терактов в 2004-2005 годах погибли два министра информации Магмедсалих Гусаев и Загир Арухов, застрелен политолог и журналист, директор республиканского Центра стратегических инициатив и политических технологий Магомедзагид Варисов.

Насколько пресса в Дагестане имеет возможности реализации одной из форм демократических свобод, как работается журналистам в республике и как ими понимается свобода слова у дагестанских журналистов мнения разнятся. Корреспондент еженедельника "Северный Кавказ" Мусса Мусаев говорит, что нередко слышит от чиновников дагестанских министерств и ведомств, что своими публикациями перечеркивает все старания президента республики по созданию благоприятного имиджа Дагестана для привлечения инвестиций. "Я просто пишу то, что вижу, о чем промолчать нельзя!, - говорит Мусаев.- Но, конечно, кроме внешнего давления, на журналиста в Дагестане действует и внутренний цензор, в первую очередь, и из здорового инстинкта самосохранения. Поскольку, к сожалению, еще существует проблема криминализации в нашем обществе".

Журналист Багаутдин Узунаев, известный в республике своими журналистскими расследованиями и имевший опыт работы в прибалтийской прессе, сравнивая роль СМИ в Европе, говорит, что "пресса там - это самостоятельная власть, а здесь - жалкий ее придаток". А некоторым деятелям журналистики за долгий стаж работы в СМИ так и не довелось испытать никакого давления и препятствий. Возможно, тут, просто, сказывается необычайное везение и счастливая судьба, а возможно, высокая чувствительность к конъюнктуре.