Молдавия - Россия: "Тема вывоза российского вооружения из Приднестровья остается на повестке дня". Молдавия - Приднестровье: Инициативы, выдаваемые за "план Зубакова", принадлежат самому Воронину? Молдавия - ЕС: "Владелец молдавского паспорта заведомо воспринимается как потенциальный гастарбайтер". Экономика: "Вова - пять процентов". Местные выборы: "Главной битвой станут выборы мэра Кишинева".

Молдавия - Россия: "Тема вывоза российского вооружения из Приднестровья остается на повестке дня"

Россия подтвердила приостановление выполнения условий Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), пишет "Независимая Молдова". Об этом сообщил странам НАТО министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, отмечает издание. Лавров сообщил, что его страна может вообще выйти из числа участников Договора. Это заявление последовало после ежегодного послания российского президента Федеральному Собранию, озвучивая которое Владимир Путин предложил в ответ на нератификацию ДОВСЕ странами НАТО объявить мораторий на участие в договоре России. Объясняя позицию альянса по этому вопросу, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил: "Чтобы можно было говорить о ратификации ДОВСЕ, должны быть в полной мере выполнены Стамбульские обязательства". Согласно этому документу, Россия должна полностью вывести войска и вывезти вооружение из Молдавии и Грузии.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в 1990 году, напоминает "Независимая Молдова". Он ограничивает пять категорий обычных вооружений и техники - танки, боевые бронированные машины, артиллерию калибром 100 мм и выше, ударные вертолеты. ДОВСЕ предусматривает также обмен информацией между его участниками и широкую инспекционную деятельность. Участниками ДОВСЕ стали 28 стран Европы, а также США и Канада. Через год после подписания Договора распался Советский Союз. Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых условий был подписан в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Однако этот адаптированный вариант подписали лишь четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск со своих территорий согласно стамбульским договоренностям, которые были подписаны одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО тоже блокируют процесс вступления в силу адаптированного договора.

Выступая на заседании Федерального Собрания, президент Владимир Путин сказал, что ДОВСЕ не имеет никакого отношения к Стамбульским соглашениям 1999 года, пишет "Независимая Молдова". Подобную точку зрения высказал на пресс-конференции в Москве директор департамента общеевропейского сотрудничества МИДа РФ Сергей Рябков. "То, что нам пытаются навязать в НАТО в качестве стамбульских обязательств, к этому договору отношения не имеет. С Грузией большой этап пройден, и практически никаких вопросов не осталось, с Молдавией вопросы есть, но это вопросы "из другой оперы", и никакого отношения к адаптированному договору ДОВСЕ наши стамбульские обязательства не имеют", - сказал дипломат. Между тем вывод российских войск с территории Приднестровского региона Республики Молдова (РМ) остается одним из камней преткновения в урегулировании затяжного конфликта, пишет газета. Этот пункт числится и в "плане Ющенко", и в принятом молдавским парламентом летом 2005 года Законе об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра. Ходят упорные слухи о неких секретных договоренностях между Кишиневом и Москвой, в которые не посвящены остальные участники процесса приднестровского урегулирования, однако во властных структурах никаких комментариев по этому поводу не дают, и тема вывоза российского вооружения из Приднестровья по-прежнему остается на повестке дня, отмечает издание. Как сообщил газете вице-премьер молдавского правительства, глава Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Андрей Стратан, Молдавия "будет по-прежнему просить Российскую Федерацию выполнить свои обязательства, взятые на Стамбульском саммите 1999 года, потому что, к сожалению, на протяжении длительного времени вывоз был застопорен. Об этом мы неоднократно говорили с представителями властных структур Российской Федерации, потому что урегулирование приднестровского конфликта связно с вывозом российских вооружений с территории Молдавии".

Подобной точки зрения придерживается, как участник переговорного процесса в формате "5+2" [Молдавия, Приднестровье - стороны, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, США, ЕС - наблюдатели. - прим. ИА REGNUM], Вашингтон, продолжает "Независимая Молдова". Об этом заявил на пресс-конференции в Кишиневе помощник заместителя госсекретаря США по Европе и Азии Дэвид Крамер. Комментируя заявление российского президента в послании Федеральному Собранию, он сказал: "С точки зрения США, основным элементом урегулирования приднестровского конфликта должен стать вывод российских войск и боеприпасов из Молдавии. Мы поддерживаем ратификацию адаптированного соглашения ДОВСЕ, но для ратификации необходимо выполнить обязательства, взятые Россией в Стамбуле". По мнению Кремера, эвакуация российских войск и вооружений должна быть проведена до решения приднестровского вопроса либо, по крайней мере, одновременно с этим процессом. США, сказал американский чиновник, выступает за трансформацию существующего миротворческого контингента в многонациональные миротворческие силы.

Председатель парламента Молдавии Мариан Лупу считает, что "Россия была, есть и будет стратегическим партнером Молдавии". Как пишет Infotag, об этом он заявил 28 апреля в передаче "Максима" на телеканале NIT. "В последние несколько лет отношения между нашими странами оставляют желать лучшего, они находятся в достаточно замороженном состоянии. Контакты на всех уровнях не такие частые, как хотелось бы", - отметил спикер. По его словам, официальный Кишинев предпринял все возможное, чтобы установить диалог с Россией. "И на парламентском уровне мы делали все для установления такого диалога, ибо его отсутствие - очень опасное явление. В условиях свертывания отношений могло оказаться, что через пять-шесть лет наши страны уже очень мало что связывает. Поэтому в 2006 г. мы направили в Москву делегации, в результате кропотливой работы нам удалось наладить сотрудничество парламентских групп, комитетов", - отметил Лупу. Он напомнил, что недавно в Кишиневе состоялось заседание российско-молдавской межпарламентской группы сотрудничества, в рамках которого "был очень открытый и продуктивный диалог". По словам спикера, он будет продолжен в ходе предстоящего в конце мая заседания Совета и Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге. "Нельзя рассчитывать на то, что отношения будут в одночасье восстановлены на прежнем уровне. Мы должны постепенно идти навстречу. Например, мы намерены обсудить возможность проведения в Кишиневе крупного экономического форума с участием деловых людей и губернаторов тех областей России, сотрудничество с которыми принесет наибольшую пользу странам", - сказал Лупу. Он подчеркнул, что "есть большие возможности для молдо-российского сотрудничества, но необходимо преодолеть некоторые стереотипы". "Я согласен с позицией президента, который всегда повторял, что в двусторонних отношениях нельзя замыкаться только на приднестровской проблеме, Москва не должна смотреть на отношения с Молдавией только через призму приднестровской проблемы", - подчеркнул Лупу.

Молдавия - Приднестровье: Инициативы, выдаваемые за "план Зубакова", принадлежат самому Воронину?

Муссирующаяся в местных и ряде российских СМИ тема "секретного плана" по Приднестровью между Кишиневом и Москвой возникла после публикации в издании EUObserver, пишет "Независимая Молдова". Однако, как сообщил на пресс-конференции в Кишиневе Дэвид Крамер, и президент страны Владимир Воронин, и глава МИДЕИ Андрей Стратан, и министр реинтеграции Василий Шова уведомили его, что "официальной передачи этого документа молдавским властям не было". По словам Крамера, "любое решение должно иметь в качестве основы прозрачность и законность, соблюдать территориальную целостность Молдавии и суверенитет страны и предусматривать вывод российских войск с территории Республики Молдова".

Справка ИА REGNUM: В апреле в молдавских СМИ со ссылкой на анонимные источники появилась информация о новых российских предложениях по урегулированию приднестровского конфликта, разработанных в Совете безопасности России и предусматривающих, в частности, подписание президентами Молдавии и Приднестровья Владимиром Ворониным и Игорем Смирновым совместной декларации о параллельном самороспуске молдавского парламента и Верховного Совета Приднестровья и объявлении новых выборов. После этого, согласно источникам, до конца 2007 года в Молдавии и Приднестровье должны пройти параллельные, но раздельные выборы. При этом молдавский парламент выделит 18 - 19 мест (из 101) для депутатов из Приднестровья. По данным молдавских СМИ, Приднестровье, согласно этим предложениям, будет также представлено в центральном правительстве Молдавии первым вице-премьером и заместителями министра каждого ведомства, которых делегирует Тирасполь, а Молдавия выступит с гарантией сохранения в дальнейшем своего нейтрального статуса.

"Мы уверены, что не существует никакого московского плана решения приднестровского конфликта, как писали местные СМИ" - приводит слова Дэвида Крамера Infotag. Крамер сказал, что он встретился с президентом Владимиром Ворониным, министром иностранных дел и европейской интеграции Андреем Стратаном и министром реинтеграции Василием Шовой. "Все заверили меня, что такой план не дошел в Молдавию и никто не изучал что-то подобное. Мы верим данному молдавскими властями слову", - сказал Крамер. Он сообщил, что недавно побывал с визитом в Москве. "Мы спросили и нас заверили, что такого плана не существует, однако это не исключает возможность его существования", - отметил представитель американского Госдепа. На его взгляд, любой план решения приднестровского конфликта должен основываться на двух принципах: соблюдении суверенитета и территориальной целостности Молдавии и выводе российских войск из Приднестровья. "Кстати, российские войска следует выводить одновременно и даже раньше решения приднестровского конфликта, иначе это невозможно будет осуществить. Необходимо, чтобы миротворческие силы были преобразованы в международные войска. Молдавия согласна с этим, и вскоре мы рассмотрим данный вопрос с европейской стороной", - подчеркнул Крамер. Он отметил, что, когда говорит о суверенитете и территориальной целостности Молдавии, не имеет в виду федерацию или конфедерацию, а, скорее всего, превращение Приднестровья в автономный регион. Крамер выступает за возобновление в самое ближайшее время переговоров в формате "5+2". Он сообщил, что внешние доноры готовы выделить для решения конфликта $1,2 млрд. "Кроме этого, США сможет дополнительно помочь Молдавии через программу "Вызовы тысячелетия". Следовательно, деньги не проблема для решения приднестровского конфликта", - заключил Крамер.

Как сообщили "Молдавским ведомостям" "источники, которые в прошлом оказывались достоверными", у президента Молдавии Владимира Воронина действительно состоялась секретная встреча с лидерами парламентских фракций, на которой он огласил положения некоего плана, якобы представленного Кишиневу Москвой. На самом деле, говорят источники, никакого "плана Зубакова" не существует, а озвученные Ворониным инициативы принадлежат ему самому, пишет газета. Президент Молдавии просто блефует в надежде, что ему удастся хоть как-то сдвинуть с мертвой точки процесс приднестровского урегулирования, отмечает издание. Но ничего у Воронина не получится, поскольку его инициативы не поддержат ни Россия, ни Запад, полагает газета. А последний, ко всему, еще и увязывает предоставление миллиардной финансовой помощи со своим прямым участием в урегулировании конфликта.

Публикация молдавско-американского политолога Владимира Сокора о существовании некого секретного плана по урегулированию приднестровского конфликта не на шутку встревожила западное сообщество, пишет "Коммерсант Plus". Дипломаты стран Европейского союза в срочном порядке проверяют достоверность информации, а специальный представитель ЕС в Молдавии Калман Мижей и американские дипломаты прибыли 25 апреля в Кишинев, чтобы расспросить молдавского президента. Румынское издание Romania Libera со ссылкой на EUObserver пишет, что, по мнению Брюсселя, данная ситуация может угрожать отношениям между ЕС и Кишиневом. Официальный представитель ЕС, цитируемый EUObserver, скептически отнесся к возможности существования такого договора: "Мы не были проинформированы, но такой договор не может существовать и со стратегической точки зрения". Однако некие источники указали европейским дипломатам, что раскрытый Сокором план имеет в основе реальные данные. Хотя специальный представитель ЕС в Молдавии Калман Мижей, побывавший в конце прошлой недели в Москве, не получил никакого подтверждения существования этого договора. Не смог получить подтверждения и представитель ЕС по внешним связям и безопасности Хавьер Солана во время встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Люксембурге. Тем не менее эксперты и обозреватели западных СМИ весьма активно обсуждают якобы секретные планы Москвы и Кишинева, отмечает издание. Это показывает, что у Вашингтона есть свои виды на Молдавию и при малейшей опасности они впадают в панику, пишет газета.

"Урегулирование в Приднестровье - плохая новость для Молдавии и Запада. Последствия урегулирования могут оказаться пагубными, но сделка по самому трудному территориальному спору в самой бедной стране Европы все же слишком соблазнительна", - об этом в статье "Потепление на реке" пишет политический обозреватель авторитетнейшего британского еженедельного журнала The Economist Эдвард Лукас, продолжает "Коммерсант Plus". Газета приводит выдержки из этой статьи: "Теперь Молдавия меняет свою позицию. На прошлой неделе президент Владимир Воронин представил новый подход, который устраивает Кремль, но ужасает друзей Молдавии на Западе. В заявлении, которое она должна будет подписать совместно с приднестровским лидером Игорем Смирновым, Молдавия впервые признает правительство и руководство Приднестровья в качестве легитимных фигур. Избиратели на обоих берегах выберут новый молдавский парламент. Приднестровье сохранит свой Верховный Совет и будет иметь в национальном правительстве заместителей министров. К 2009 году российские войска будут заменены невооруженными международными наблюдателями. Американские и европейские дипломаты узнали обо всем этом только тогда, когда Владимир Сокор, аналитик, работающий в Мюнхене, опубликовал на прошлой неделе утечку. Теперь официальные лица в Вашингтоне и Брюсселе срочно проясняют ситуацию. Они надеются, что это идея, а не реальный план, но опасаются худшего. Даже не обремененная Приднестровьем, молдавская экономика выглядит не блестяще. Из 4,4 млн населения по меньшей мере 400 тысяч эмигрировали, страна выживает за счет их денежных переводов. "Вливание" приднестровской политики только усилит все темные силы молдавской общественной жизни. А где гарантия, что сделка "выгорит"? "Россия намерена принять соглашения как основу не для реализации, а для дальнейших переговоров", - с раздражением говорит официальный источник. Кремль дважды игнорировал предыдущие крайние сроки вывода войск. Полагаем, в течение года он найдет неотложные причины, чтобы задержаться тут. Но самая большая головоломка - это сроки. Возможно, российский президент Владимир Путин убедил господина Воронина, наивного бывшего пекаря, что для заключения сделки настало самое удобное время. Россия, возможно, захотела быстрого успеха, контрастирующего с прениями в ООН по будущему Косово - провинции, желающей отделиться от Сербии. Однако, если Кремль в такой спешке, почему именно Молдавия должна идти на уступки? Теоретически финансы Запада могли бы перевесить привлекательность Востока: иностранные доноры обещали дать Молдавии в течение следующих трех лет более 1,2 млрд долларов. Но это во многом зависит от реформ, которые не желает проводить апатичная и коррумпированная администрация. Непосвященным кругам будет трудно заблокировать сделку, они могут даже и не утруждать себя этим. Если же они попытаются, их могут назвать разрушителями, при условии, что обе стороны хотят этого. Однако план господина Воронина означает, что Россия на этот раз обыграла Запад".

Намерение России "вынудить молдавского президента Владимира Воронина подписать совместную политическую декларацию с Игорем Смирновым весьма опасно", - заявил вице-спикер молдавского парламента, лидер Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрий Рошка. По его мнению, высказанному в интервью принадлежащей ему же газете Flux, именно это предусмотрено новыми российскими предложениями по урегулированию приднестровского конфликта. "Не говоря уже о правовой несерьезности подобного акта, речь идет об имидже и престиже главы нашего государства, который, по-моему, не может и не должен позволить себе опуститься до уровня некоего самозванца", - сказал лидер ХДНП. Рошка также выразил сомнение, что данные российские предложения согласованы с американскими и европейскими партнерами. "Ведь со всеми сторонами следует проконсультироваться для достижения консенсуса, который не должен сказаться на национальных интересах Республики Молдова, Конституции, правовой логике, на которой зиждется наше государство, и политической стабильности", - отметил политик. Лидер ХДНП также выразил несогласие с предложением о роспуске парламента и проведении досрочных выборов высшего законодательного органа Молдавии до конца 2007 года, что якобы также является частью предложенных инициатив.

Лидер парламентской фракции Альянса "Наша Молдова" (АНМ) Серафим Урекян считает выборочное участие представителей парламентской оппозиции в совещании у президента РМ по проблемам приднестровского урегулирования демонстрацией пренебрежения Воронина к альтернативному мнению. Как заявил в интервью "Ника-пресс" Урекян, АНМ последовательно выступает за открытый и честный переговорный процесс с подключением к нему для решения определенных вопросов законодателей с обоих берегов Днестра; прошедшее 11 апреля сего года совещание, которое, судя по сообщениям в местной и зарубежной прессе, носило явно конспиративный характер, лишний раз показало стремление президента ограничить круг вовлеченных в проблему законодателей до удобного ему числа. Урекян, кроме того, убежден, что на фоне всех существующих вариантов урегулирования, имеющих, по его мнению, право на существование, главным рабочим документом должен являться тот, который разработан совместными усилиями кишиневских и тираспольских экспертов при непосредственном участии высших представителей конфликтующих сторон. До тех пор, пока эти стороны не "прольют сто потов", работая над проектом собственного выживания и совместного сосуществования, нет никаких оснований даже на прогнозы о времени и сценариях урегулирования, считает собеседник агентства. Вместо этого тайные совещания у президента еще больше осложняют подходы к решению проблемы, сказал Урекян. В то же время он считает, что распространяемая близкими к Воронину политиками информация о досрочных парламентских выборах в РМ не лишена основания и может получить практическое подтверждение уже осенью текущего года. Урекян также не исключил приезд в Молдавию с рабочим визитом примерно в это же время делегации РФ во главе с одним из высокопоставленных руководителей. В парламентской фракции АНМ считают даже, что следует ожидать визита российского президента в Кишинев. Предполагаемый в начале осени приезд Путина в Альянсе связывают в основном с новыми попытками активизировать переговорный процесс.

Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова не считает возможным делиться информацией о встрече президента Воронина с группой чиновников и лидеров оппозиционных парламентских фракций, поскольку она проходила в условиях конфиденциальности и предполагала лишь предварительный обмен мнениями участников, в том числе и относительно приднестровской проблемы. Касаясь же появившихся через два дня публикаций о ее содержании, министр заявил "Ника-пресс", что "его ведомство чужие фальстарты не комментирует и впредь не намерено это делать". В свою очередь, источники агентства, близкие к администрации президента Воронина, сообщают, что глава государства, по чьей инициативе и состоялся обмен мнениями, высказал в связи с происшедшими событиями крайнее возмущение и намеревается выступить с некоторыми разъяснениями в одном из кишиневских изданий.

Участник совещания у президента Воронина, депутат парламента РМ, пожелавший остаться неназванным, подтвердил факт встречи главы государства с группой кишиневских чиновников и законодателей, в ходе которой обсуждались и некоторые аспекты приднестровского урегулирования, но отметил, что они носили общие черты и не давали поводов думать о каких-либо заранее решенных вопросах. Депутат отметил в интервью "Ника-пресс", что встреча у президента, кроме всего прочего, продемонстрировала его согласие с предложениями парламентариев, в частности от демпартии, ввести в круг участников дискуссий о выработке статуса Приднестровья и депутатский корпус РМ. Депутат выразил недоумение по поводу появившихся в зарубежной прессе комментариев о будто бы существующем у Москвы и Кишинева совместном плане урегулирования конфликта на Днестре и тем более - о давлении, оказываемом Кремлем на молдавскую политическую верхушку. Впрочем, "слив" такой информации в зарубежные СМИ и подхваченную другими изданиями идею тайных от Запада и США договоренностей о разрешении конфликта с учетом российских интересов он назвал целенаправленной дезинформацией.

При всей путанице вокруг апрельской встречи Воронина с представителями близкого к нему чиновничьего и политического кругов, а также скандальности, связанной с утечкой информации о консультациях в администрации, история выглядит незамысловато и даже просто, а информационный скандал - так он уже закончился, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". Сегодня никого - ни в Кишиневе, ни в Москве, ни в Тирасполе и на более дальних подступах к Днестру - не интересует, что там еще готовятся придумать воронинские эксперты, чтобы урегулировать, выработать, предложить что-то новое, оригинальное, захватывающее, отмечает агентство. Что же на самом деле произошло? Президент Воронин собрал чиновников и партийцев, чтобы поделиться с ними некими общими соображениями о "текущем политическом моменте" в стране, а уже через несколько часов содержание беседы стало известно далеко за пределами Молдавии, где и была подготовлена паническая публикация: Кишинев под давлением русских сдает свои позиции в приднестровском урегулировании, пишет агентство. Версию, что утечка была организована специально с целью привлечения внимания Европы и США к приднестровской проблеме и, в частности, к тому, что Молдавию, как и осенью 2003 года, ставят на колени или в более унизительную позу, в администрации президента Молдавии отвергают. Отвергают там и другие подозрения: Воронин хочет воссоздать политическую обстановку, когда в конце ноября 2003 года ходили один за другим послы-западники и, мягко скажем, не советовали ему подписывать "Меморандум Козака", предлагая Молдавии взамен всяческую помощь, поддержку и проч. В подтверждение опровержения они говорят, что без труда вычислили "неверного на язык" участника совещания; и теперь, надо думать, былого доверия к нему со стороны президента не будет.

Интересно, что в Тирасполе поначалу дернулись - что это за совместный план, о котором здесь никто и ничего не знает? - продолжает "Ника-пресс". Но уже через сутки успокоились. Краткий и, как это всегда бывает в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, ироничный итог был подведен в начале недели во время встречи приднестровского лидера Смирнова с главой местного МИДа Валерием Лицкаем: "Вопрос: О каком совместном российско-молдавском плане урегулирования говорит Кишинев? Ответ: Ничего подобного нет - это пиар-акция Воронина накануне местных выборов". Задавать вопрос российским дипломатам о "новом документе" оказалось занятием мало благодарным, пишет агентство. В ответ звучало неизменное: вы верите в возможность сегодня говорить о результативной совместной деятельности кишиневских и московских экспертов? Тем не менее представители (назовем их так) кишиневских заинтересованных кругов осторожно занимались поисками следов "совместного документа" и пытались получить мнения о последствиях досрочных парламентских выборов в двух парламентах. Этот нюанс - лишь штришок. Но он точно дополняет картину - и крепко замороженный приднестровский конфликт в таком состоянии останется надолго, подводит итог агентство.

Молдавия - ЕС: "Владелец молдавского паспорта заведомо воспринимается как потенциальный гастарбайтер"

25 апреля при посольстве Венгрии в РМ начал работать Единый центр выдачи виз для поездок в страны ЕС, пишет "Экономическое обозрение". Идея открытия такого центра впервые была озвучена заместителем председателя Еврокомиссии, комиссаром по делам юстиции, свободе и безопасности Франко Фраттини 9 месяцев назад. А с момента принятия решения об открытии центра и вовсе прошло всего 4,5 месяца. Отныне граждане Молдавии могут подавать сюда заявки для получения виз в Венгрию, Австрию, Словению, Латвию и Эстонию. Возможно, в скором времени к этому перечню присоединятся Швеция и Дания, переговоры с которыми еще не завершены. Но дело не только в визах, отмечает издание. "Центр - это не просто здание или услуги по оформлению виз. Это форма общения, развития межличностных контактов, сближения Молдавии с ЕС. И мы очень гордимся, что именно Венгрии доверена честь стать хозяевами этого центра. Мы поддерживаем европейские устремления Молдавии, поэтому с удовольствием откликнулись на инициативу президента Воронина и оперативно ее реализовали", - подчеркнула глава МИД Венгрии Кинга Генц.

Франко Фраттини напомнил, что наряду с открытием Единого центра выдачи виз президентом Молдавии была выдвинута еще одна идея - о заключении соглашения между Молдавией и ЕС об облегчении визового режима, продолжает "Экономическое обозрение". "Сегодня утром мы с главой МИДЕИ Андреем Стратаном парафировали этот документ, а также соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, - отметил еврокомиссар. - Эти шаги - свидетельство солидарности Европы с Молдавией, "месседж" доверия, который мы посылаем вашей стране. Открытие центра свидетельствует о реальных усилиях руководства Молдавии по европейской интеграции страны, стремлении помочь своим гражданам получить доступ к европейским ценностям". По словам министра внутренних дел Словении Драгутина Мате, открытие центра в Молдавии стало наглядным проявлением принципов сотрудничества в ЕС. Каждая страна, решившая принять участие в работе этого учреждения, внесла свою лепту в его создание. В частности, словенские специалисты разработали специальный софт для компьютерной обработки заявлений на получение виз. "Надеемся, он окажется удачным и будет востребован при открытии других подобных центров", - констатировал словенский министр.

На пресс-конференции по случаю открытия Единого центра Франко Фраттини сообщил журналистам, что парафированные соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии должны вступить в силу до конца нынешнего года, пишет "Экономическое обозрение". Это позволит сохранить для граждан Молдавии стоимость визы на уровне 35 евро, хотя ЕС планирует для других стран поднять ее до 60 евро. Кроме того, учащиеся, студенты, пенсионеры, журналисты, бизнесмены и еще целый ряд категорий смогут получать визы бесплатно и в приоритетном порядке. Заместитель председателя Еврокомиссии также сообщил, что до завершения к концу этого года срока действия нынешнего Плана действий между Молдавией и ЕС будет разработан другой аналогичный документ, более амбициозный и конкретный относительно планов сближения. Франко Фраттини призвал Молдавию активно участвовать в реализации Стратегии безопасности в Черноморском бассейне, разработку которой сейчас заканчивает ЕС.

В своей речи на церемонии открытия центра глава молдавского государства Владимир Воронин отметил, что "наступил день, которого долго ждали граждане Республики Молдова", пишут "Кишиневские новости". "Сегодня мы присутствуем на историческом событии огромного значения. Для граждан нашей страны широко открываются двери европейских стран", - сказал президент РМ. Воронин поблагодарил Венгрию, "страну, которая не только приняла этот центр, но и взяла на себя обязательство за его деятельность в будущем".

Присутствовавшие на церемонии официальные лица из стран ЕС и международных структур высоко оценивают факт создания такого центра в молдавской столице, пишет "Независимая Молдова". Так, спикер эстонского парламента Эне Эргма считает, что это "является значительным шагом на пути Молдавии в Европейский союз". Она призвала Молдавию "использовать эту серьезную возможность войти в Евросоюз". "Думаю, что в ближайшем будущем Молдавия будет в ЕС, не могу назвать точное число, но знаю, что это произойдет", - отметила Эргма. Специальный представитель Европейского союза в Кишиневе Калман Мижей тоже считает, что вчерашнее событие способно укрепить европейские устремления Кишинева. Он назвал открытие центра актом солидарности ЕС с Республикой Молдова. Необходимость свободного передвижения граждан стала решающим доводом, побудившим Венгрию открыть в здании своего посольства в Кишиневе Единый европейский центр выдачи виз. А по мнению вице-премьера молдавского правительства, главы МИДЕИ Андрея Стратана, это новый этап продвижения РМ на пути европейской интеграции. "Единый визовый центр будет способствовать укреплению межличностных отношений Молдавии и ЕС, а вместе с Соглашением об упрощении визового режима он станет очень важным шагом в направлении интеграции Молдавии в Европейский союз", - сказал он на пресс-конференции, состоявшейся после церемонии открытия центра.

Между тем возле здания посольства Румынии в Кишиневе по-прежнему стоят многочасовые очереди, продолжает "Независимая Молдова". И журналистов на пресс-конференции, естественно, интересовал вопрос, что отвечают на предложение Румынии открыть в Кишиневе еще один Единый визовый центр представители международных структур. По словам Фраттини, предложение Бухареста было рассмотрено в Брюсселе и "единственной заботой является исключение совпадений". Суть его собственной инициативы по созданию Единого визового центра состоит в том, чтобы центр был единым и чтобы к нему присоединилось как можно больше стран, сообщил еврокомиссар. Поэтому "моя забота - избежать дублирования. Я получил от румынских властей заверения в том, что они не намерены конкурировать с открытым в Кишиневе центром. Если в румынском посольстве откроется другой центр, потребуется полное взаимодействие, а не дублирование. Мы поддержим Румынию в сотрудничестве с ЕС, но при этом следует избегать односторонних инициатив, в которых не заинтересованы ни ЕС, ни Румыния", - сказал Фраттини.

Открытие Единого центра выдачи гражданам Молдавии виз для поездок в страны ЕС является очередным "историческим событием", по крайней мере, по словам президента и провластных СМИ, пишет "Коммерсант Plus". В реальности же простым гражданам республики открытый с помпой центр никак не облегчит жизнь, отмечает издание. Как сообщил молдавский президент на открытии сего заведения, "появление такого уникального для Европы учреждения именно в Молдавии, бесспорно, означает ее принадлежность к континентальному сообществу". Такая принадлежность немало дает молдавским властям, однако трудно ожидать, что она облегчит положение граждан республики, которые томятся в бесконечных очередях у консульств зарубежных стран, пишет газета. В действительности центр будет лишь собирать документы. Окончательное решение о предоставлении визы принимается страной, в которую просятся. Поданные заявления будут собираться и направляться в консульства на рассмотрение, причем на первом этапе это будут только визы в Венгрию, Австрию и Словению.

Не секрет и то, что сегодня в большинстве консульств весьма подозрительно поглядывают на молдавский паспорт, продолжает "Коммерсант Plus". Владелец сего документа заведомо воспринимается как потенциальный гастарбайтер, отмечает издание. Наверное, если бы власти Молдавии больше внимания уделяли развитию экономики, РМ не была бы самым бедным государством Европы и проблем с визами было бы гораздо меньше, пишет газета. Но как ни стараются коммунисты, а имидж Молдавии в мире все не становится положительным. В начале 2007 года Кишинев оказался в ситуации, когда ему уже не верят ни на Западе, ни на Востоке, отмечает издание. И речь тут не столько в политическом окрасе нынешней власти, сколько в подходе к реализации внешней политики, которая год от года становится все более невнятной. Наибольший вред имиджу Молдавии нанесла практика многовекторности, называемая в простонародье политикой сидения на двух стульях (точнее - между ними), полагает газета. Пытаясь сыграть на противоречиях между Западом и Востоком и получить на этом определенные преференции, власти Молдавии кое-что выиграли, но вечно игру продолжать нельзя. Это только в театре действо бесконечно, пишет издание.

По прошествии нескольких лет ситуация изменилась, пишет "Коммерсант Plus". Процесс расширения НАТО и ЕС на Восток приостановлен, а вместо него на первый план вышла проблема энергетической безопасности Европы. Россия как энергетический партнер ЕС вернулась в группу мировых лидеров, а Молдавия, которую обошла стороной серия "цветных" революций, осталась на отшибе, отмечает издание. Не изменилось лишь одно - США, как и прежде, пытаются сохранить за собой статус единственной сверхдержавы. И это на текущий момент единственное противоречие на оси Восток - Запад, балансировать на которой все еще старается Кишинев. Вопрос в том, как долго это еще будет удаваться, подводит итог издание.

Экономика: "Вова - пять процентов"

Парламент принял законодательные инициативы по либерализации экономики, предложенные президентом Владимиром Ворониным, пишет "Комсомольская правда в Молдове". Таким образом, в Молдавии будет проведена налоговая амнистия, амнистия капитала и отменен налог на прибыль, отмечает издание. Новые законодательные положения вступят в силу после публикации закона в "Официальном мониторе". Также согласно инициативам, налоговые долги экономических агентов, накопленные до 1 января 2007 года, будут списаны, а контролирующие органы не будут проверять предшествовавший этой дате налоговый период. Юридические лица смогут легализовать материальные и финансовые активы, а физические лица - дополнительно к активам и денежные средства, в обоих случаях с уплатой 5 процентов от суммы легализованных средств. Легализация капитала завершится 1 января 2009 года.

Большинство депутатов поддержали новый законопроект обеими руками, пишет "Независимая Молдова". Так, лидер парламентской фракции коммунистов Евгения Остапчук отметила, что это - поворотный момент в развитии национальной экономики, ведь "истощение внутренних резервов роста показывает, что в следующие годы экономическое развитие будет зависеть от объема инвестиций и их качества". По словам Остапчук, реформы, направленные на либерализацию экономической деятельности, позволят деловой среде действовать более эффективно и не тащить на себе груз долгов прошлых лет. По мнению вице-спикера Юрия Рошки, инициатива главы государства необходима и целесообразна. "Три компонента этого пакета экономических реформ будут существенно содействовать укреплению доверия между деловыми людьми и госучреждениями и обусловят улучшение инвестиционного климата в Молдавии", - отметил он. Лидер христиан-демократов считает, что пакет предложенных мер направлен на уменьшение коррупции и что он умерит пыл контрольных и следственных органов, нередко "дергающих" экономических агентов без причины. Своевременными назвал реформы и глава демократов Дмитрий Дьяков. "Республика Молдова нуждается в открытости международному бизнесу, в большей прозрачности, четких законах и политической воле", - сказал он.

Критиковали инициативы президента и не голосовали за законопроект парламентарии от оппозиции, продолжает "Независимая Молдова". Депутат Ион Гуцу (Альянс "Наша Молдова") заявил, что сомневается в успешной реализации этого проекта в условиях, когда экономические показатели постоянно ухудшаются, а дефицит торгового баланса достиг огромных размеров. По его мнению, "этот проект был инициирован в связи с определенными событиями, которые должны произойти в этом году, и это последний спасательный круг действующего руководства страны". Депутат Валерий Косарчук заявил, что с помощью этого проекта легализуют капитал члены коммунистического клана, и в первую очередь приоритет будет отдан предприятиям с госактивами. Еще один депутат, Анатолий Царану, считает, что обсуждаемые поправки в законодательство направлены против интересов рядовых граждан. А Юрий Болбочану заявил в этом контексте, что новый документ предусматривает серьезные льготы для "коррупционеров и олигархов".

Мероприятия, подобные "амнистии капитала", дают отдачу, когда в обществе есть соответствующий настрой, пишет "Кишиневский обозреватель". Пожалуй, нынешней молдавской власти нужно было заблаговременно делать существенные шаги навстречу бизнесу, чтобы он ей поверил, отмечает издание. Сейчас же немалая часть предпринимателей даже дискуссии об амнистии капиталов встречают с усмешкой. Противники таких "акций" акцентируют чаще всего внимание на том, что капиталы возвращаются в Молдавию и без всякой амнистии. По их утверждению, часть иностранных инвестиций в молдавскую экономику - это деньги, когда-то вывезенные из республики. Легализовать их есть масса способов. Один из самых популярных - взяться консультировать какую-нибудь заграничную компанию и получить за это солидное вознаграждение. По мнению Генпрокуратуры, этим пробелом в законе пользовались ранее некоторые предприниматели, оказывающие такого рода услуги офшорным фирмам, пишет газета.

Амнистия может быть полезна широкому кругу граждан, если не вести речь только о капиталах, "уплывших" за рубеж, продолжает "Кишиневский обозреватель". Это может позволить легализовать зарплаты, снизить беспокойство граждан при крупных покупках и использовать средства как для собственных нужд, так и для инвестирования в малый бизнес или акции, пишет газета. По утверждениям экспертов, порядка трети всех зарплат, выплачиваемых в Молдавии, выдается в конвертах, сокрытием доходов от уплаты налогов грешат очень многие. И все же можно усомниться, что в налоговых инспекциях выстроятся очереди из граждан, получающих "серые" зарплаты, отмечает издание. Акция может быть рассчитана прежде всего на тех, кто, по мнению властей, вывел за границу крупные суммы. У тех, кто получает в конверте зарплату в сотню-две долларов, нет необходимости ее декларировать, эти деньги тратятся на повседневные нужды. В магазине, когда человек покупает продукты или одежду, у него никто не спрашивает: "А заплатили ли вы налоги?"

Среди плюсов запланированной властями акции - снижение размера сбора, уплачиваемого при декларировании доходов, которые ранее не декларировались в республике, пишет "Кишиневский обозреватель". Если говорить об опыте других стран, то везде эта ставка была существенно ниже ставки подоходного налога. В Казахстане и Турции вообще не производили никаких сборов с граждан, которые декларировали свои доходы. В Италии налоговая ставка составляла 2,5%, в Бельгии - от 6 до 9%. В России посчитали достаточной мерой 13%. В Молдавии размер так называемых "отступных" ниже, чем во многих странах, отмечает издание. Государство готово дать гражданам, не платившим налоги, возможность спать спокойно за 5% от декларируемой суммы. "Это не так мало, как может показаться на первый взгляд, - отметил один из собеседников газеты, представитель бизнеса. - Правильнее было бы вообще не брать никаких сборов и уничтожить налоговые декларации за предыдущие годы, начать жизнь с чистого листа. Именно так несколько лет назад поступили в Казахстане, и в ходе амнистии там было легализовано более $400 млн. И наше государство гораздо больше получило бы от работы возвращенных денег в экономике, чем взяв свой процент".

Вообще, на опыт Казахстана кивают практически все эксперты, рассуждающие о налоговой амнистии, продолжает "Кишиневский обозреватель". Затевая ее, там четко прописали, за какие грехи государство не будет карать граждан, раскрывших карты. В 2001 г. президент Казахстана Назарбаев подписал указ, по которому все граждане могли легализовать незаконно нажитые сбережения без какого-либо налогообложения, в итоге было легализовано $480 млн. В Молдавии же чиновникам до сих пор сложно определиться, будут ли прощены только налоговые или абсолютно все финансовые прегрешения. Предпринимателей может испугать, что в случае нарушения УК ими может заняться Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией и Генпрокуратура, отмечает издание. Газета приводит один любопытный факт из казахстанского опыта: в авангарде легализации теневых доходов там оказались чиновники. Когда несколько высокопоставленных чиновников принесли чемоданы с деньгами в банк, их примеру последовали другие, отмечает издание. Это был своего рода сигнал для всех: раз они не побоялись, значит, и нам ничего не будет. Станут ли молдавские чиновники декларировать свои теневые доходы? - задается вопросом газета. Хоть и обещают не наказывать, но это же сразу подозрение в коррупции. Вопрос, пожалуй, риторический, в особенности с учетом мизерных сумм, указанных ими, в том числе депутатами и членами кабинета министров, в декларациях о доходах, отмечает издание. Никто не захочет публично заявлять: я наворовал, а теперь хочу получить индульгенцию. Тем не менее многие из них почему-то продолжают свято верить, что принятие законопроекта об отпущении налоговых грехов увеличит число законопослушных граждан, пишет газета.

Третью неделю Молдавия живет под знаком революционных экономических преобразований, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". Уровень грохота в молдавских СМИ о необходимости и неизбежности молдавской революции напомнил дальние и близкие страницы истории, переживавшиеся Молдавией в разные времена. В середине 2002 года в пылу восхваления "федерализационного проекта ОБСЕ" точно так же прокоммунистические издания пестрели публикациями о необходимости решения приднестровского вопроса путем создания федеративной республики Молдавия, отмечает агентство. Тогда прошлись по теме все, кому не лень и кому было с руки бить в коммунистические барабаны. Чем вскоре закончилась малоприличная трескотня - известно, пишет агентство.

Словесная шелуха, вьющаяся над президентскими инициативами, возникла, конечно, не потому, что в Молдавии избыток говорунов и пустозвонов, которые только и ждут повода поддержать новый революционный пыл президента, продолжает "Ника-пресс". Он от того, что сказать, собственно, нечего. Судя по выступлению Воронина в парламенте, информационное обеспечение первого этапа "экономической революции" при всей его уродливости и неуклюжести являлось существенной составляющей президентских инициатив, пишет агентство. Он по достоинству оценил "бурное обсуждение данного проекта" в средствах массовой информации, дав понять, что от дискуссий следует переходить к делу. Теперь остается ждать, когда, как утверждают авторы и защитники воронинских инициатив, наступит истинная, настоящая свобода, отмечает агентство.

Этапы наступления свободы и способы ее получения также были продемонстрированы широкой аудитории, пишет "Ника-пресс". Вот цитата из одного из проправительственных изданий, напоминающая инструкцию по решению простой житейской задачи: "Что собирается сделать Воронин: предположим, вы спрятали... от государства 100 миллионов леев. Амнистия капитала - это значит, что за 5% от суммы вы можете легализовать эти деньги. Заплати 5 миллионов и выйди на улицу человеком, у которого есть 95 честных миллионов, к которым ни у кого не возникает вопросов...". Что называется, просто и со вкусом, отмечает агентство. Интересно здесь все. И слово "вы", т.е. каждый из читателей, любой. Интересно и слово "спрятали". Скажем, не "украли" или добыли другим преступным путем, а спрятали. Интересен и предлагаемый способ за пять процентов фактически отступных выйти на улицу "честным человеком", к которому (что важно!) ни у кого не может быть никаких вопросов, пишет агентство.

Продолжим мысль: если у вас (у нас) нет спрятанных от государства средств и вам (нам) незачем от него откупаться, то вы (мы) не вправе называть кого-либо, все это имеющего и положенный процент заплатившего государству, преступником, пишет "Ника-пресс". Продолжим эту же мысль весьма характерной цитатой из выступления Воронина перед парламентариями: "Не могу не согласиться с теми, кто не просто искренне надеется на необратимость данных инициатив, но и предлагает создать высокий правовой иммунитет в отношении любых попыток пересмотра их в будущем". Предложения Воронина, опять же опирающегося на "широкие дискуссии в массах", понятны: никто и никогда не вправе пересматривать законность операции "пять процентов - в обмен на легализацию". Это, наверное, злые языки, не имеющие ни "спрятанных" денег, ни хором и не желающие ни для себя и ни для кого-то вообще истинной свободы, автора революционных планов назвали "Вова - пять процентов", пишет агентство. Это они - ленивые, завистливые, жадные до чужого добра не хотят для страны либеральных реформ, отмечает агентство. Очень может быть. Но лично к гражданину РМ Воронину Владимиру Николаевичу предлагаемый президентом Ворониным способ "стать честным человеком" имеет прямое отношение, полагает агентство. Как там в инструкции? "Предположим, вы спрятали...".

Итак, предположим, Воронин спрятал от государства сто миллионов (леев, долларов, евро, фунтов) и решил их узаконить, продолжает "Ника-пресс". Что это ему дает после окончания президентского срока? Да все и дает, отмечает агентство. Легализованные капиталы при помощи им же организованной "экономической революции" дают ему возможность продолжать (активно и результативно) политическую деятельность, владеть нужным числом СМИ, партией, другими организациями, фондами и т.п. Воронин хорошо знаком с кишиневскими традициями с удовольствием и со знанием предмета забывать бывших руководителей страны, которые, в силу в том числе и экономических проблем, не в состоянии открыто удерживаться в политике. Проведя революцию для себя, он оставляет за собой все перечисленные перспективы, отмечает агентство. И вернемся к инструкции, которая утверждает: "что важно - пять процентов - это дешево".

В ходе парламентских дискуссий об условиях внедрения в экономическую жизнь страны инициатив президента Воронина, предусматривающих, как известно, амнистию капитала и недвижимости, депутат Игорь Клипий предложил составить и утвердить список бывших и действующих государственных чиновников и служащих, которые не имели бы права на легализацию капиталов, превышающих их заработную плату, пишет "Коммерсант Plus". Поясняя свое предложение, депутат сказал, что таким образом нечестный на руку чиновник был бы лишен возможности фактически узаконить свои сомнительного происхождения накопления, а население страны, в свою очередь, не имело бы к государству претензий морально-этического характера. Он, впрочем, отметил реакцию на его предложение министра экономики господина Додона, который с парламентской трибуны дал понять, что предложение депутата вряд ли реализуемо, поскольку "это будет слишком большой список". В свою очередь, источники в парламентской фракции Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) подтвердили ранее появившуюся информацию о том, что некоторые элементы молдавского нэпа, предлагавшиеся к внедрению еще в 2001-2002 годах, кроме всего прочего, могли бы не только являться известными гарантиями для приднестровских бизнесменов и предпринимателей, но и в какой-то мере оживить переговоры между Кишиневом и Тирасполем. Причины запоздалого интереса высшего руководства государства и партии к механизмам оживления финансово-экономической жизни Молдавии во фракции назвать затруднились.

Местные выборы: "Главной битвой станут выборы мэра Кишинева"

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ надеется, что местные выборы в Молдавии будут корректными и пройдут в соответствии с международными стандартами, пишут "Молдавские ведомости". Об этом заявил на пресс-конференции глава миссии БДИПЧ Дитер Боден. Он сказал, что проведение свободных и корректных выборов - в интересах избирательных органов Молдавии, с которыми миссия намерена сотрудничать самым плодотворным образом. Боден сказал, что в составе миссии в Молдавию прибыли 13 экспертов из 10 стран, ожидается прибытие еще 12 экспертов, которые будут распределены по шести городам Молдавии для проведения мониторинга предвыборной кампании. За несколько дней до выборов 3 июня в Молдавию приедут еще 100 наблюдателей БДИПЧ. Глава миссии сказал, что наблюдатели не намерены высказываться по отдельным случаям нарушений в период предвыборной кампании, а прокомментируют общую картину по завершении выборов. "Мы находимся здесь для проведения мониторинга выборов, а не для того, чтобы вмешиваться в ход предвыборной кампании", - отметил он.

Намеченные на 3 июня местные выборы должны ответить на вопрос, насколько изменился расклад сил за прошедшие после парламентских выборов два года, пишет в своем комментарии Infotag. Политические партии давно готовились к предстоящим выборам и справедливо считают их главным этапом подготовки к следующим баталиям за места в парламенте. В отличие от предыдущих местных выборов, сейчас целый ряд партий считают, что находятся на подъеме и дадут бой некоторым "политическим старожилам", желающим монополизировать молдавскую политическую сцену XXI века. Новые партии намерены использовать местные выборы не только для того, чтобы заявить о себе, но и чтобы начинать "брать власть" на местах, так как от этого во многом зависят настроения избирателей и результаты будущих выборов. Именно потому, что в ходе предстоящей политической гонки будет заложена основа для достижения успеха на парламентских выборах 2009 г., местные выборы все восприняли как никогда серьезно, пишет агентство. Особая борьба развернется за должности мэров городов, так как в 51 городе сконцентрирована половина населения республики, полагает агентство. При этом только в Кишиневе проживают около 700 тыс. из 3,5 млн граждан Молдавии, еще столько же - в нескольких больших городах. Если учитывать, что добрая половина жителей молдавских сел трудятся на российских стройках, в Италии, Португалии и Испании, то борьба за голоса в городах будет особенно острой.

Выборы мэра Кишинева станут лакмусовой бумажкой изменения настроений избирателей, продолжает Infotag. В отличие от досрочных выборов кишиневского градоначальника в 2005 г., на этот раз выборы наверняка состоятся, пишет агентство. Парламент позаботился об этом и снизил избирательный порог, при преодолении которого выборы считаются состоявшимися, с 33 до 25 процентов голосов. А для второго тура показатель явки избирателей и вовсе отменен. Поэтому пассивные избиратели останутся вне игры, а руководителя города выберут и без них. Одна из главных интриг состояла в том, кого выдвинет правящая Партия коммунистов, отмечает агентство. Последние события, в том числе досрочные выборы в Кишиневе и выборы в Гагаузии, продемонстрировали, что правящая партия уже не может рассчитывать на успех только благодаря бренду "Коммунистическая" и знакомому с советских времен логотипу "слева молот, справа серп - это наш партийный герб". С другой стороны, недавний опрос общественного мнения показал, что, несмотря на неудовлетворенность уровнем и качеством жизни, а также направлением развития страны, в целом настроения избирателей не сильно изменились. Согласно опросу, Партия коммунистов с большим отрывом лидирует в рейтинге популярности и наверняка одержит победу в большинстве населенных пунктов. В то же время, опрос не совсем показателен для Кишинева, который имеет свою специфику. Тем более, что в городе много проблем и дела обстоят не столь радужно, как это показывает общественное телевидение.

Если раньше можно было с большой долей уверенности говорить о том, что выдвижение кандидатом от партии власти бывшего и.о. мэра Василия Урсу гарантирует коммунистам успех, то в случае с кандидатом от ПКРМ Вячеславом Иорданом дела обстоят не совсем так, пишет Infotag. У него было мало времени для "раскрутки", в Кишиневе он пока ничем себя не проявил, отмечает агентство. Кроме того, Иордан не обладает харизмой политика, без которой на выборах не обойтись. Многое, однако, будет зависеть от конкурентов, продолжает агентство. При большом количестве слабых соперников Иордан будет выделяться. Однако при появлении сильных конкурентов может сплоховать, как это случилось в 2003 г. с кандидатом от коммунистов Василием Згарданом, считает Infotag. Пока совершенно очевидно лишь то, что кандидатов будет много. И намерения у всех - самые серьезные, пишет агентство.

Вячеслав Иордан, который, говорят, выдвинут кандидатом на пост мэра Кишинева по личной инициативе президента Владимира Воронина, будет делать все, чтобы оправдать доверие, продолжает Infotag. Ему поручена ответственная миссия покорить единственный бастион, который правящая Партия коммунистов пока не смогла завоевать в ходе выборов - мэрию Кишинева. Очевидно, что в результате этой кампании он либо избавится от приставки и.о. (мэра), либо уйдет в политическое небытие, пишет агентство.

Предстоящие выборы важны для всех, пишет Infotag. Международные организации хотят убедиться в том, что Молдавия не свернула с пути демократии и может проводить демократические и свободные выборы. Молдавские власти стремятся им доказать, что дела именно так и обстоят, а заверения в стремлениях к европейской интеграции - не пустые слова. Граждане заинтересованы получить действенную и эффективную местную власть, избранную в результате свободного волеизъявления. Центризбирком, сформированный в результате политического консенсуса, желает доказать, что является работоспособным органом, способным контролировать избирательный процесс и окружные советы, вне зависимости от политических пристрастий. Что же касается партий, то внепарламентские формирования могут себе позволить использовать нынешние выборы в качестве "физзарядки". Они могут экспериментировать, опробовать различные варианты, чтобы определить наиболее эффективные для выборов-2009. Этого не могут позволить себе Партия коммунистов, Альянс "Наша Молдова", Христианско-демократическая народная партия. Для них победа (в особенности на выборах мэра Кишинева) является делом чести. А неудача может стать началом конца - будущего политического краха, подводит итог агентство.