Почем Карабах? Нагорный Карабах за неделю

Баку, 1 мая 2007, 03:26 — REGNUM  

Обзор СМИ за 20 - 26 апреля 2007 года.

Военный вестник. Итоги встречи в Белграде. Цена отчетам Госдепартамента США. Азербайджанские политологи: почем Карабах? Президентские выборы в Нагорном Карабахе.

Военный вестник

В ночь на 25 апреля подразделения армянских вооруженных сил трижды подвергли автоматному обстрелу позиции азербайджанской Национальной армии, сообщает Day.Az со ссылкой на радиостанцию ANS. Согласно агентству, с 00:30 до 01:00 обстрелу подверглись азербайджанские войска возле деревни Шыхлар Агдамского района, с 04:20 до 04:40 были обстреляны азербайджанские войска в деревне Джавахирли Агдамского района. В это же время автоматному обстрелу подверглись войска в деревне Мезем Газахского района. Во всех случаях был открыт ответный огонь. Потерь нет.

По сообщению Day.Az, 26 апреля начиная с 17:30 подразделения армянских вооруженных сил подвергали автоматно-пулеметному обстрелу азербайджанские позиции в Агдамском районе. Обстрелу подверглись позиции азербайджанской армии, дислоцированные в селениях Сарджалы и Чеменли. Обстрел в общей сложности продолжался около часа. Жертв нет.

Пресс-секретарь министра обороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян опроверг информацию азербайджанских СМИ о нарушении карабахской стороной режима прекращения огня. "Эта информация абсолютно не соответствует действительности. Карабахская сторона остается неукоснительно верной режиму прекращения огня", - сказал Асратян ИА "Новости - Армения". По его словам, участившиеся в последнее время случаи распространения азербайджанской стороной дезинформации, скорее всего, связаны с предстоящим 9 мая празднованием 15-летия освобождения Шуши. "Они поднимают такую истерию, чтобы показать миру, что у армянской стороны якобы есть агрессивные намерения. Но если подойти к этому вопросу логически, то станет ясно, что подобных намерений у карабахской стороны нет", - подчеркнул пресс-секретарь. Информацию о якобы имевших место перестрелках опроверг в интервью агентству "Новости - Армения" и пресс-секретарь министра обороны Армении полковник Сейран Шахсуварян. ("Де-Факто").

Итоги встречи в Белграде

Оценки и комментарии

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ) распространили совместное заявление по итогам встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Белграде. Как сообщает бакинская "525-я газета", отметив конструктивную работу и обращенные в будущее дискуссии между главами МИД, сопредседатели подчеркнули, что последние переговоры опирались на основные международные принципы: "Главы МИД Азербайджана и Армении очень близко подошли к тому, чтобы президенты двух стран встретились и могли провести успешные переговоры". Сопредседатели планируют посетить регион в конце мая, чтобы обсудить с каждым президентом идею дополнительной встречи между ними. Они отметили, что эти переговоры могут положить начало процессу достижения договоренности, основанной на принципах, которые приведут к окончательному миру и стабильности в регионе. Как всегда, пишет газета, сопредседатели продолжают подчеркивать важность того, что лидеры Азербайджана и Армении должны подготовить свои общества к миру. Они призывают обе стороны активизироваться в создании возможностей для установления доверия между двумя странами.

Встреча глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна в Белграде была полезной. Об этом, сообщает "АПА", заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Он отметил, что стороны близки к согласованию основных принципов карабахского урегулирования. В Белграде вновь обсуждались согласованные на прошлых двух встречах элементы базовых принципов. "Теоретически можно внести изменения в согласованные элементы, потому что правила игры таковы, что основные принципы считаются согласованными только после того, как будет достигнута договоренность по всем вопросам. Пока же могу сказать, что согласовано большинство принципов". По словам Мерзлякова, согласование основных принципов не означает принятия соглашения: "Эти принципы играют роль "несущих конструкций", на которых будут строиться последующие вопросы. Поэтому надо согласовать базовые принципы, а потом продвигаться дальше".

Газета "Азг" пишет, что, по мнению министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, состоявшаяся в Белграде встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана прошла в более нормальной обстановке и спокойных условиях. Что касается дальнейшего хода переговоров, договоренности относительно новой встречи пока нет, а сопредседатели МГ ОБСЕ после парламентских выборов в Армении прибудут в регион с тем, чтобы подготовить встречу президентов Армении и Азербайджана. Комментируя собственное выражение: "мы никогда не были настолько близки к соглашению, как теперь", - Осканян в ходе пресс-конференции отметил, что если сравнить содержание настоящего и предыдущих документов, то настоящий более реален и уравновешен, "причем согласован подавляющий процент принципов". Разъясняя механизм переговорного процесса, руководитель МИД Армении объяснил, что обсуждение некоторых предложений сопредседателей не входит в компетенцию министров, хотя они могут быть сразу отклонены без передачи их президентам. Предложения сопредседателей в Белграде были такими, что министры иностранных дел Армении и Азербайджана согласовали вопрос передачи их президентам.

Комментируя итоги переговоров в Белграде, азербайджанский политолог Расим Мусабеков сказал в беседе с бакинской газетой "Эхо", что "это не просто встреча ради встречи, это не встреча для того, чтобы поддерживать в четком состоянии процесс урегулирования". "Это полноценная работа. И я ее приветствую, если это действительно так. Другой момент заключается в том, что, в принципе, разговор у министров всегда получался легче и лучше, чем беседы между главами государств. И это тоже понятно, потому что решения в конечном итоге принимают президенты и именно они несут политическую ответственность за это. А с учетом того, что решение достаточно сложное, понятно, что на высшем уровне достигнуть взаимопонимания оказывается гораздо труднее, чем на уровне глав МИД". По мнению профессора Западного университета Эльхана Нуриева, с дипломатической точки зрения, прошедшие переговоры следует оценивать положительно. "Потому что продолжаются консультации между двумя министрами иностранных дел при весьма активном содействии института сопредседательства. Глядя на это с учетом всех предыдущих переговоров в рамках "пражского процесса", складывается мнение, что идет очень интенсивная работа по выработке какого-то документа. И, видимо, этот документ имеет в себе пункты, которые подразумевают поэтапное движение сторон, то есть постепенное достижение ими консенсуса по каждому из конкретных важных вопросов. Думаю, что сопредседатели МГ не хотят терять даром время, именно поэтому они организовали еще одну встречу министров накануне выборов в Армении. Они надеялись, что удастся что-то обсудить, может быть, добиться каких-то результатов, пусть даже маленьких. И МИД двух стран тоже заинтересованы в этом. Мое мнение таково, что этот идущий процесс переговоров в рамках урегулирования должен приветствоваться. Конечно, после парламентских выборов в Армении откроется большее окно для встреч и нельзя исключать, что в течение лета будет организована встреча двух президентов. Если это произойдет, значит, какого-то продвижения главы МИД на своих последних переговорах достигли".

Неопределенность будущего статуса Нагорного Карабаха (НК) является главным недостатком переговорного процесса. Такое мнение, сообщают "Новости - Армения", высказал в беседе с журналистами директор центрального офиса по "Ай Дата" ["армянский вопрос" - в программе партии "Дашнакцутюн" комплекс задач, связанных с признанием Геноцида армян, возмещением причиненного ущерба, включением в состав Армении земель, на которых исторически проживали армяне. - прим. ИА REGNUM] и по политическим вопросам Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" Киро Маноян. "На данный момент стороны пришли к соглашению по ряду пунктов в переговорном процессе, однако мы считаем, что предопределяющую роль в переговорах имеет вопрос статуса НКР, что никак не зафиксировано в переговорном пакете, более того, настоящий пакет не предусматривает решения статуса даже в будущем", - отметил он. Маноян особо подчеркнул, что документ, обсуждаемый Арменией и Азербайджаном, все же более приемлем для армянской стороны, чем документ, по которому шли переговоры в 1997 году. "В любом случае, АРФД принципиально против любого обсуждения конфликта, в котором может упоминаться возможность сдачи Арменией каких-либо территорий", - резюмировал Маноян.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию готовят очередную встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, заявил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков. Он напомнил, что в последний раз встречу азербайджанского и армянского министров - Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна - удалось организовать 18 - 19 апреля. "Сейчас мы ищем возможность организовать еще одну встречу министров. Но очень трудно собрать их вместе", - сказал Мерзляков. Он не исключил возможности того, что очередные консультации глав МИД могут состояться как в течение мая, так и позже. Российский дипломат сообщил, что в планах сопредседателей посетить 10 мая Мадрид с целью встречи с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Испании Мигелем Анхелем Моратиносом. В конце мая посредники совершат визит в регион конфликта.

Очередное "раскрытие" Мэтью Брайзы

Как сообщает Analitika.az, заместитель госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза в интервью радио "Голос Америки" отметил, что стороны близки к соглашению по основным принципам, предложенным сопредседателями МГ ОБСЕ в прошлом году. "Эти принципы составят основу формального соглашения. Надеюсь, что в следующие месяцы президенты согласуют эти основные принципы, а затем настанет очередь этапа интенсивных переговоров для заключения окончательного мирного договора. Основные принципы заключают в себе освобождение пяти районов вокруг Нагорного Карабаха, размещение там миротворческих сил и возращение беженцев. Переговоры относительно того, на каких условиях будут возращены Кельбаджарский и Лачинский районы, еще продолжаются. Но и в этом вопросе стороны близки к согласию. В принципы входит вопрос использования коридора между Нагорным Карабахом и Арменией. Затем будут продолжены переговоры и по определению статуса Нагорного Карабаха посредством референдума. Азербайджан против использования слова "референдум", потому что это входит в противоречие с Конституцией. Поэтому мы будем обсуждать вопрос проведения голосования".

Азербайджанский оппозиционный блок "Азадлыг" считает, что провидимая руководством страны политика в сфере урегулирования нагорно-карабахского конфликта ставит под сомнение принцип территориальной целостности Азербайджана. Об этом, сообщает Day.Az, говорится в сообщении блока. "Блок "Азадлыг" призывает вести переговоры в рамках резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и Конституции страны, а также отказаться от принципов урегулирования конфликта, которые ведут к капитулянтской политике. Блок "Азадлыг" заявляет, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана и проведение там референдума и всеобщего голосования с целью определения статуса Карабаха недопустимо. Блок "Азадлыг" призывает власти рассказать общественности о ходе переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а также прокомментировать интервью сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы радиостанции "Голос Америки", - говорится в сообщении.

"Переговоры достигли того этапа, когда многие моменты и вопросы уже определены, хотя по некоторым серьезным принципам договоренность еще не достигнута. Переговоры должны быть продолжены, ибо отсутствие согласия хотя бы по одному принципу означает несогласованность других". Так, по сообщению азербайджанского ИА "Туран", прокомментировал глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров последнее заявление американского сопредседателя МГ ОБСЕ Метью Брайзы по поводу переговоров по карабахскому урегулированию. Он подчеркнул, что переговоры проходят в рамках "пражских" принципов, что означает поэтапный вариант урегулирования. По словам министра, Азербайджан в первую очередь выступает за полный вывод армянских войск с "оккупированных" территорий. Понятно, что сразу это сделать невозможно, и поэтому войска будут выводиться поэтапно. Это должно произойти после согласования основных принципов урегулирования, отметил министр. После вывода войск последует процесс восстановления инфраструктуры, разминирования, ввода миротворческих сил, возвращения вынужденных переселенцев, сказал Мамедъяров. Армянские войска "однозначно" должны быть выведены из Кельбаджара и Лачина, подчеркнул министр, уклонившись от ответа на вопрос о выводе армянских вооруженных сил из Нагорного Карабаха. "Если Нагорный Карабах получает самый высокий статус автономии в составе Азербайджана, то и азербайджанская община должна иметь возможность возвратиться обратно. После восстановления нормального совместного сосуществования будет уточнен вопрос о статусе Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Будут продолжены также обсуждения по вопросу проведения референдума", - сказал Мамедъяров, не уточнив деталей.

Бакинская газета "Эхо" задается вопросом: "Интересно, однако, насколько вероятно то, что официальный Баку в конце концов пойдет на выполнение всех тех условий, о которых рассказывает Мэтью Брайза?" Политолог Расим Агаев считает: "В общем-то, в самом заявлении американского дипломата, если исходить из конечной цели нахождения взаимоприемлемого компромисса, пока ничего нового нет. Обоюдное согласие о выводе войск с ряда оккупированных территорий было и раньше. Об этом много раз говорилось. Новой здесь является попытка подмены слова "референдум" термином "голосование" или "плебисцит". Но суть от всего этого не меняется. Речь идет о том, что сопредседатели, Запад каждый раз под каким-то новым оформлением подают нам старый, не устраивающий Азербайджан плод своего труда, а именно: совершенно очевидна попытка придания независимости силой отторгнутой, самопровозглашенной республике и, в конечном счете, ее присоединения к Армении. Вот о чем идет речь. И все, что сейчас говорят Брайза и другие посредники относительно достигнутого сближения позиций, нахождения какой-то формулы, свидетельствует о том, что Азербайджан наверняка готовят к каким-то вынужденным компромиссам. Но я не думаю, что это приблизит руководство Азербайджана к принятию какого-то решения. Хотя, если бы одновременно посредники смогли заставить Армению тоже пойти на какие-то приемлемые для нас компромиссы, возможно, соглашение было бы достигнуто. Но пока что со стороны Армении я никаких уступок не вижу". "Я думаю, что смена формулировки "референдум" на "голосование" ничего не меняет в сути вопроса, - сказал глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев. - То, что азербайджанское руководство уже согласилось на референдум, для меня ясно. Но вот на каких условиях? Это не ясно. Я имею в виду, что стороны не договорились о том, какие вопросы будут стоять перед людьми во время референдума. Армянская сторона трактует это дело так, что вопрос будет стоять о независимости НК, а Баку считает, что людям придется выбирать - соглашаться ли на автономию в составе Азербайджана. Я думаю, посредники, говоря о референдуме, подразумевают выход НК из состава Азербайджана. И этот пункт внесен в повестку переговоров по настоянию армянской стороны. Что касается освобождения пяти районов, а затем решения вопроса статуса НК, на это Азербайджан соглашался еще при Гейдаре Алиеве, когда такое предложение озвучил Евросоюз. Но сейчас, без согласования всех последующих шагов, Ильхам Алиев идти на те же условия уже не хочет, потому что армяне уже соглашаются на вывод войск из Кельбаджара и Лачина только после определения статуса НК в их пользу. Значит, сейчас нам нужно конкретно определиться с повесткой референдума".

Цена отчетам Госдепартамента США

Первое изменение текста

Как сообщает PanARMENIAN.Net, 20 апреля Госдепартамент США пересмотрел содержавшееся в посвященном Армении разделе доклада по правам человека за 2006 год ошибочное заявление о том, что "Армения оккупировала Нагорный Карабах и семь азербайджанских районов". Об этом агентству сообщили в Армянском национальном комитете Америки (ANCA). Исправленный текст, размещенный на сайте Госдепартамента, гласит: "Армянские вооруженные силы занимают большую часть территории Азербайджана, граничащей с Нагорным Карабахом. Официальные лица РА утверждают, что республика "не оккупировала" непосредственно Нагорный Карабах". В раздел про Азербайджан, сообщает агентство, изменения пока внесены не были. "Мы принимаем во внимание факт, что Госдепартамент ответил на наше заявление о том, что неправильное определение статуса Нагорного Карабаха может навредить США как сопредседателю Минской группы ОБСЕ. Мы остаемся заинтересованными в уточнении текста, потому что исправленный вариант продолжает давать неточное описание ситуации и сообщения в разделе об Азербайджане продолжают оставаться неправильными. Таким образом, это делает текст непоследовательным, даже после пересмотра Государственным департаментом раздела об Армении", - заявил исполнительный директор ANCA Арам Амбарян. PanARMENIAN напоминает, что 3 апреля председатель ANCA Кен Хачикян обратился с письмом к госсекретарю США Кондолизе Райс, в котором подчеркнул, что "подобные утверждения существенно искажают действительность в регионе и противоречат предыдущим докладам о правах человека". "Они подрывают беспристрастность Соединенных Штатов как сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Эти беспрецедентные утверждения являются неточными и контрпродуктивными, учитывая позицию нашего правительства по выработке решения по Нагорному Карабаху. Говорить, что Нагорный Карабах является территорией Азербайджана и что Армения оккупировала его и другие территории, значит игнорировать главную причину конфликта. Это заявление может служить неверным посланием азербайджанской стороне и усложнить мирные переговоры, - отметил в письме Хачикян.

Армянское лобби США достигло желаемого результата, заявляет агентство Day.Az, сообщая, что Государственный департамент США исключил Нагорный Карабах из списка "оккупированных территорий Азербайджана". "Это стало возможным после неоднократных писем армянского лобби председателю Госдепа Кондолизе Райс, в которых отмечалось, что США не учитывают сложившиеся реалии", - подчеркивает агентство.

Азербайджан шантажирует США, пишет "АрмИнфо", сообщая, что Азербайджан отказался принимать участие в двусторонних консультациях с США по вопросам безопасности. Согласно агентству, правительство Азербайджана приняло решение отложить визит азербайджанской делегации в США, намеченный на 23 - 24 апреля, в ходе которого планировалось провести двусторонние консультации по вопросам безопасности. Причиной такого поведения стало внесение изменений в первоначальный текст опубликованного в 2006 году доклада Государственного департамента США по правам человека в части, касающейся нагорно-карабахского конфликта.

Комментируя внесенную поправку, бакинская "525-я газета" пишет, что посредством этой поправки Нагорный Карабах не только вышел из ряда "оккупированных" территорий, но вдобавок теперь неясно, имеет ли он отношение к территории Азербайджана. Газета пишет, что МИД Азербайджана расценил эти поправки как "невообразимые" и подчеркнул, что США являются сопредседателем Минской группы и подобные поправки ставят под сомнение позицию Вашингтона как "беспристрастного посредника". "Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджанской Республики (Нагорный Карабах - ее неотъемлемая часть) является для нашей страны элементом первостепенной важности широкого сотрудничества между Азербайджаном и США в области безопасности. Внесение в текст уже опубликованного доклада поправок, искажающих суть армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, является недопустимым и ставит под сомнение позицию США как "нейтрального посредника" в разрешении конфликта. Подобный шаг может создать серьезные препятствия дальнейшему сотрудничеству между двумя странами в области безопасности", - подчеркивается в заявлении МИД. Вместе с тем газета считает, что было бы наивно связывать происходящие процессы лишь с большой силой армянской диаспоры в Америке и армянского лобби в конгрессе. "Невозможно не заметить "скользкие" и искусные жесты правительства Америки по отношению к Армении. Во всяком случае, видно, что Вашингтон намерен вырвать Армению из рук России и продолжить прилагать усилия и подслащающие жесты. Но как жаль, что эти жесты в большинстве случаев происходят за счет интересов Азербайджана. Наверное, в Америке крайне уверены, что Азербайджан и без того рядом с ними и не собирается никуда уходить...", - заключает "525-я газета".

Внесение изменений в доклад Госдепа представляется большой победой армянской дипломатии, пишет электронная газета KarabakhOpen, подчеркивая: "Тем более после того, как правительство Азербайджана, принимая во внимание изменения, отложило запланированный на 23 - 24 апреля визит азербайджанской делегации в Вашингтон для проведения двусторонних консультаций по безопасности".

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил о своей очередной победе над Госдепартаментом США, с плохо скрываемой иронией пишет газета "Айк", цитируя Осканяна: "Должен вам признаться, мне доложили, что текст изменен. Сам я еще не смотрел, но текст изменен, посол видел. Просто я был в дороге, и у меня не было возможности посмотреть. Так что Госдепартамент сдержал свое слово, а я - свое, перед вами".

"525-я газета" публикует мнения азербайджанских политологов. По мнению Зардушта Ализаде, внесение изменений в отчет Госдепартамента является результатом процесса, который продолжается долгое время. По его словам, в Госдепе имеются сильные эксперты, которые пришли к мнению, что Азербайджан и Армения не хотят разрешить нагорно-карабахский конфликт. "Они пришли к такому мнению, что стороны стремятся заморозить отношения. И поэтому эти эксперты предложили руководству США после этого в отчетах не писать об оккупации Нагорного Карабаха", - сказал Ализаде. Рустам Мамедов считает, что США всегда в своей дипломатии использовали двойные стандарты. "США не видят Армению как будущего союзника. Но Вашингтон старается, чтобы Армения по мере возможности вела прозападную политику. И поэтому они внесли такое изменение в отчет для того, чтобы армяне не отвернулись от США", - сказал Мамедов. По его мнению, Азербайджан готов стать союзником США. По его словам, основной целью Вашингтона является выведение Армении из-под влияния России.

Как сообщает Analitika.az, в беседе с агентством "АПА" заместитель госсекретаря США Мэтью Брайза отказался отвечать на вопрос о том, как он расценивает внесение изменений в отчет. Однако он заметил, что новые изменения в документ вноситься не будут: "Дополнительная напряженность в данной ситуации может повлиять на ход переговоров".

На вопросы "АзерТАдж" ответил заместитель по вопросам Европы и Евразии государственного секретаря США, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Америки Мэтью Брайза:

"Внесенные вами изменения в отчет о защите прав человека стали причиной жесткого отношения азербайджанской общественности и ставят под сомнение роль США как непредвзятого посредника. Что вы ответите на это?

Честно говоря, я должен заметить, что мне неприятно слышать это. Я понимаю, что люди очень болезненно относятся ко всему, что связано с Нагорным Карабахом. Да и в моей стране часть общества очень чутко подходит к каждому аспекту нагорно-карабахского вопроса. Сомнения относительно нашей беспристрастности очень огорчают меня как американца. Вы хорошо знаете меня на протяжении многих лет и знаете, что я являюсь другом Азербайджана. Считаю, что на протяжении многих лет мы неоднократно доказывали, что являемся нейтральными и справедливыми посредниками. Если просмотреть связанные с вопросом материалы минувшего времени, даже если взглянуть сегодня на официальную страницу Государственного департамента, то убедитесь, что мы на карте Азербайджана признаем его территориальную целостность. Признаем также Ханкенди [Степанакерт. - прим. ИА REGNUM] в составе Азербайджана. В нашей политике ничего не произошло, что послужило бы доводом для изменения. Я бы хотел, чтобы все это мы оставили позади и наши азербайджанские друзья доверяли нашей дружбе.

Господин Брайза, сможете ли вы еще раз пояснить произошедшее? Что стало причиной изменений в отчете? Если, как вы отмечаете, позиция Вашингтона в отношении Нагорного Карабаха не изменилась, то в таком случае была ли, в целом, необходимость в поправках?

Заявление в предварительном варианте отчета было неверным. Если учесть нынешний этап переговоров по Нагорному Карабаху, то это было нашей ошибкой. Давайте еще раз рассмотрим: в поправке говорится, что армянские силы оккупировали территории, однако официальные лица Армении заявляют, что они не оккупировали Нагорный Карабах. Как вы видите, мы просто указали то, о чем заявила армянская сторона. В настоящее время мы находимся на этапе мирного процесса по Нагорному Карабаху, когда стороны ведут переговоры относительно дальнейшего его статуса. Этот статус посредством Минской группы будет определен мирным путем, на основе таких международных принципов, как резолюции Совета Безопасности ООН и постановления ОБСЕ. Поэтому если мы, как в предварительном варианте отчета, ошибочно заявим, что Армения оккупировала Нагорный Карабах, то данное заявление как бы опередит результаты переговоров относительно статуса. Мы не сможем определить результаты, они должны выявиться в процессе переговоров. Поэтому повторяю, что мы допустили ошибку. Исправили свою ошибку. Замечу также, что ни под чье влияние мы не попали. Некоторые говорят, что мы это сделали под давлением каких-то диаспорских групп. Это не так. Подытоживая свою мысль, я повторяю: мы признали и исправили свою ошибку. Чтобы быть беспристрастными, мы должны были исправить свою ошибку. Мы ваши друзья. Как отметил Шон МакКормак [пресс-секретарь Госдепартамента США. - прим. ИА REGNUM], никаких изменений в нашей политике не произошло. Чтобы ознакомиться с нашей позицией, посмотрите карту Азербайджана на странице Государственного департамента.

Господин Брайза, думаю, что можно понять обеспокоенность азербайджанской стороны. За последние годы Вашингтон смягчил свою позицию относительно оккупации азербайджанских земель. К примеру, если мы проанализируем предыдущие выпуски отчета по защите прав человека, то увидим, что если в прошлом году вы говорили об "оккупации армянскими вооруженными силами 16 процентов территории Азербайджана", то сегодня вы говорите об "азербайджанских территориях, прилегающих к Нагорному Карабаху". В то время когда факты остались неизменными. Чем вы можете объяснить подобные изменения в терминологии?

Очень правильная постановка вопроса. Я понимаю причину этого. Наши намерения таковы: что касается статуса Карабаха, указывать то, что говорят армяне, показать это, чтобы посредством совместных переговоров определить статус. Мы стараемся быть очень осторожными в высказываниях. Вызывает глубокое сожаление то, что наша неосторожность стала причиной обеспокоенности наших азербайджанских друзей. Приношу извинения за это. Наряду с этим хочу заверить и вас, а также их в том, что в нашей политике относительно признания территориальной целостности Азербайджана никаких изменений не произошло.

Вносились ли ранее изменения в официальные отчеты Государственного департамента?

В редких случаях. Но в настоящее время мы находимся на уникальном моменте переговоров между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Однако не могу сказать, как часто бывают такие изменения на практике. Вы правильно отмечаете, что в редких случаях. Однако нынешний этап переговоров - уникален. На мой взгляд, мы должны доверять нашей дружбе. Считаю, что мы неоднократно доказывали, что являемся надежным другом Азербайджана и понимаем, что нуждаемся друг в друге. Давайте доверять нашей дружбе, оставим все это позади и будем продвигаться в процессе переговоров. Доверяйте нам, ибо мы доверяем Азербайджану". ("АзерТАдж").

Второе изменение текста

Как сообщает Day.Az, Госдепартамент США восстановил первоначальный текст доклада по правам человека в Армении. Напоминая, что ранее в отчётах Госдепа США по правам человека в Азербайджане и Армении имелись принципиальные разночтения, агентство пишет: "Эти разночтения всколыхнули весь политический истеблишмент в Азербайджане и не оставили равнодушным практически никого, так как реверанс в сторону Армении в данном случае был налицо. Реакция Баку оказалась мгновенной и справедливо жёсткой - визит представительной делегации в Вашингтон для участия в военно-политических консультациях был отложен на неопределённое время. Поэтому неудивительно, что жёсткая реакция Баку, которую, очевидно, совершенно не ожидали авторы документа за океаном, не могла не вызвать ответную реакцию в Вашингтоне, где официальные лица Госдепа, сознающие важность и дорожащие стратегическим партнёрством с Азербайджаном, поспешили вернуть первоначальный тон формулировок и устранить образовавшуюся по их вине нервозность в отношениях между двумя странами". Одним словом, подчеркивает агентство, произошедшее является блистательной победой азербайджанской дипломатии.

Согласно Day.Az, Министерство иностранных дел Азербайджана распространило заявление, в котором приветствуется восстановление первоначального варианта текста доклада "По правам человека" Госдепартамента США. В заявлении говорится, что "США еще раз подтвердили принципиальную позицию, основанную на поддержке территориальной целостности Азербайджана, включая Нагорный Карабах и семь оккупированных вокруг него территорий". В заявлении отмечается, что недоразумение исчерпано.

И. о. пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян считает несерьезным подход Госдепа к формулировкам в своем докладе. Об этом он заявил в телефонной беседе, комментируя по просьбе "АрмИнфо" интервью американского сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы и последовавшее за этим новое изменение доклада Госдепа США. "Ничего, вновь изменят. Несерьезный подход в этом вопросе был заметен с первого дня, и это продолжается. Очевидно, что первым изменением и публикацией заявлений [интервью Брайзы. - прим. ИА REGNUM] они признали свою ошибку", - отметил Карапетян.

Газета "Республика Армения" напоминает американским дипломатам, что на заре карабахского движения и армянских погромов в Азербайджанской ССР США высказывались несколько иначе. "19 июля 1989 г. комитет по иностранным делам сената США принял резолюцию "О содействии США в мирном урегулировании спора вокруг Нагорного Карабаха, согласно желанию народа Советской Армении". В ней, в частности, говорится: "Призвать президента Горбачева обсудить с представителями Нагорного Карабаха, а также с представителями демократического движения (включая недавно освобожденных из-под стражи членов комитета "Карабах") требование о воссоединении с Арменией... В двусторонних переговорах с Советским Союзом призвать, чтобы расследования случаев насилия над армянами проводились самыми высшими инстанциями и чтобы были выявлены и наказаны ответственные за убийства и кровопролитие". 19 ноября 1989 г. сенат США принял резолюцию по Нагорному Карабаху: "Ввиду того, что 80% армянского большинства, проживающего в Нагорно-Карабахской автономной области, выражает обеспокоенность; ввиду того, что Советское правительство охарактеризовало убийство армян 28 - 29 февраля 1988 г. в городе Сумгаите Азербайджана как погромы; ввиду того, что первоначально народ и правительство Советского Союза пошли на позитивную меру - создание временного комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной области; ввиду того, что комитет оказался неэффективным... содействовать в ходе двусторонних дискуссий с Советским Союзом справедливому урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которое действительно отражало бы взгляды народа этой области". Изменение геополитической ситуации за прошедшие после распада СССР годы, пишет газета, к сожалению, привело к качественному изменению позиции США: "Вашингтон фактически отказался от правовых подходов в карабахском урегулировании и занимается политико-экономическим маневрированием между Баку и Ереваном - США продолжают высказываться в поддержку территориальной целостности Азербайджана, в то же время настаивая на том, что статус Нагорного Карабаха должен быть определен сторонами путем мирных переговоров".

Государственный департамент США уже во второй раз внес изменения в доклад по правам человека за 2006 год, сообщает ИА REGNUM, отмечая, что в обоих случаях коррективы вносились в часть доклада, которая касается Армении. Подробно осветив все метаморфозы злополучного доклада, в том числе коснувшись преждевременной, как оказалось, радости Осканяна по поводу того, что он и Госдеп "сдержали свое слово", агентство отмечает: "Что ж, на сей раз можно констатировать, что Госдеп США не сдержал своего слова перед главой МИД Армении Варданом Осканяном, а сам Осканян не сдержал его перед армянским народом. Из этой истории можно сделать еще один, самый главный вывод, что позиция США по нагорно-карабахскому конфликту, равно как и доклад по правам человека в мире, имеют абсолютно конъюнктурный характер, который может быть пересмотрен сколь угодно много раз".

"Вынужден констатировать, что внешняя политика США всегда отличалась беспринципностью", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM политолог Левон Мелик-Шахназарян, комментируя последовавшие друг за другом изменения в докладе Госдепа США по правам человека. По его словам, основными критериями, определяющими политику Вашингтона, являются не демократия, свобода слова и воля народа, а исключительно экономические и политические интересы. "Мужества Госдепа хватило лишь на 2 дня. Одного лишь демонстративного демарша Азербайджана оказалось достаточно, чтобы Госдеп, презрев демократию и справедливость, в третий раз пересмотрел свое же собственное решение", - отмечает Мелик-Шахназарян, утверждая, что "можно и даже необходимо пренебречь мнением внешнеполитического ведомства страны, давно уже поставившей свою политику на службу собственным транснациональным корпорациям".

Газета "Жаманак-Ереван" назвала происшедшее с докладом Госдепа "издевательством", "очередной оплеухой", а также "холодным душем" для осканяновской политики. Это означает, что все надо начинать с нуля, пишет газета. "Фактически, не было этих долгих лет работы, правом народа НКР на самоопределение пренебрегли, зря было пролито столько крови - мир считает Нагорный Карабах оккупированной Арменией территорией".

Азербайджанские политологи: почем Карабах?

"Уже несколько лет в азербайджанской печати периодически высказываются мысли о возможности решения проблемы Нагорного Карабаха не военным путем и не методом мирных переговоров. Речь идет о вероятности выкупа оккупированных земель у армянской стороны", - пишет бакинская газета "Эхо". "Я предлагаю выкупить Карабах у Армении. Если не дадут за малые деньги, надо дать побольше. Жизнь наших молодых парней стоит дороже, чем деньги. Деньги решают все". По словам издания, такая мысль была высказана на форуме одного из популярных азербайджанских интернет-ресурсов в марте этого года. Аналогичная мысль, пишет газета, была высказана три года назад политологом Вафой Мамедовой: "Во сколько может обойтись Азербайджану война за возвращение оккупированных земель? Нельзя не осознавать, что людские потери в ходе предстоящих боев могут исчисляться и тысячами, если не десятками тысяч. Прежде чем потратить огромное количество государственных средств на отвоевание наших земель, азербайджанскому правительству следовало бы выступить с инициативой, согласно которой мы выплатим противоположной стороне конфликта определенную, очень большую сумму в обмен на приемлемое для нашей страны мирное соглашение. Например, такое соглашение могло бы предполагать обмен Нагорного Карабаха на равноценную, исторически азербайджанскую территорию в Зангезуре или же переезд желающих того армян из Нагорного Карабаха на территорию Республики Армения. Другим примером, не предполагающим такой миграции, могло бы быть удовлетворяющее Баку соглашение о Конституции Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. В таком случае центральное правительство могло бы выделить автономии огромный специальный фонд для экономического развития региона". Исполнительный директор общественного объединения "Участники имущественного рынка" Нусрет Ибрагимов говорит, что оценивать сегодня стоимость "оккупированных" армянами земель можно лишь приблизительно, исходя из цен на прилегающих к зоне конфликта территориях. "И тут цены разнятся также в зависимости от цели покупки - для строительства или под сельхозугодья. Есть также вариант полной покупки - как поверхности, так и всех подземных ресурсов. Если говорить о цене на поверхность земли близ оккупированных территорий, там 100 кв. м стоят приблизительно 1000-1500 долларов США. Это касается тех земель, которые можно использовать в туристических целях, для отдыха. На тех же территориях участки земли для сельскохозяйственных нужд можно купить по цене от 200 до 300 долларов за 1 га. Если брать эти земли в аренду, то гектар обойдется в 200-250 долларов, а на территориях городов 100 кв. м под строительство стоит порядка 80 долларов". Глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев вообще не считает нужным заниматься вопросами возможности выкупа земель у "оккупантов", "потому что территории должны быть возвращены под суверенитет Азербайджана законным путем". "А все другие варианты, включая выкуп, должны расцениваться как аморальные. Земли должны быть возвращены, и граждане Азербайджана армянской национальности тоже получат право на владение недвижимостью, землей. Я не принимаю варианта выкупа земель", - сказал Мехтиев. Политолог Расим Мусабеков считает саму эту идею не более чем дилетантскими рассуждениями. "Заплатить армянам деньги, чтобы они собрались и уехали из Карабаха, - это я считаю просто несерьезной версией. Есть другие версии, в том числе в аналитических кругах Америки, что, грубо говоря, карабахским армянам должно быть выгодно оставаться в составе Азербайджана, при том, что Евросоюз и США выделят серьезные средства на реабилитацию НК, но за счет Нефтяного фонда АР. Сначала они эти деньги дают, а потом получают назад. То есть за наш счет "определяют армян в рай". Однако я сомневаюсь, что, получив этот рай, армяне не скажут нам на следующий день "до свиданья". Поэтому я не вижу позитива и в таком варианте. Другая версия заключалась в том, что надо, грубо говоря, оговорить с НК получение ими какого-то процента с нефтяных доходов страны, и тогда у них появится стимул оставаться в составе Азербайджана. На мой взгляд, это тоже абсолютно неуместное предложение. Потому что по такой логике завтра захотят отделяться любые районы Азербайджана с требованием установить им фиксированные проценты с нефтяных доходов. Тогда это уже будет не государство. Поэтому я думаю, что оба этих предложения в их нынешнем примитивном виде шансов не имеют и, более того, они не могут быть предметом каких-то серьезных переговоров".

Президентские выборы в Нагорном Карабахе

Как сообщает "АрмИнфо", 23 апреля состоялось заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Нагорного Карабаха, которое вел ее председатель Сергей Насибян. На заседание были приглашены полномочные представители инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты НК и журналисты. Руководствуясь соответствующими статьями Избирательного кодекса НК и с учетом заключений рабочей группы ЦИК по итогам проверки законности списков инициативных групп, ЦИК республики принял решение зарегистрировать инициативные группы граждан НК, выдвинувших кандидатуры Бако Саакяна и Вани Аванесяна. Агентство напоминает, что Бако Саакян является начальником Службы национальной безопасности (СНБ) НК, а Ваня Аванесян - преподавателем Арцахского государственного университета. Президентские выборы состоятся 19 июля.

Газета "Азг" сообщает имя третьего кандидата в президенты НК. Это руководитель Коммунистической партии Карабаха Грант Мелкумян. Газета отмечает, что компартия Карабаха не пользуется престижем серьезной оппозиции. С другой стороны, пишет газета, в Карабахе политические организации, по большому счету, не представляют собой силового рычага, и существенной будет поддержка общественности, "что проявилось во время выборов мэра Степанакерта в 2004 году, когда победу одержал представитель не провластной партии". Предвыборные программы еще не опубликованы, агитация начнется 10 июня, однако очевидно, что требования избирателей будут базироваться преимущественно на обеспечении социальной справедливости и правильной кадровой политики, считает газета. "Вопрос международного признания НК, в контексте предвыборных обещаний, может даже не быть первоочередным, поскольку урегулирование карабахского вопроса, как главнейшее требование, пока рассматривается в контексте отношений со странами-посредниками и с Арменией". Таким образом, заключает "Азг", этап выдвижения кандидатур стартовал довольно активно, но трудно прогнозировать, будет ли 4-й и последующий кандидаты на пост президента.

Имя четвертого кандидата назвала газета "Айкакан жаманак". Отмечая, что четыре представленные в парламенте Нагорного Карабаха партии - Национально-демократическая партия, "Свободная Родина", "Дашнакцутюн" и "Движение-88" - ведут переговоры о поддержке единого кандидата на президентских выборах НК, и, по некоторым сведениям, им будет начальник СНБ Бако Саакян, "АЖ" пишет, что ситуация вновь меняется. Дело в том, что замминистра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян на днях подтвердил свое намерение баллотироваться на пост президента. По сведениям газеты, после этого заявления некоторые политические силы начали с ним переговоры. Теперь, считает газета, все будет зависеть от твердости намерений Маиляна, "в противном случае на столе переговоров вновь будет имя лишь одного кандидата - Бако Саакяна". Газета напоминает, что срок выдвижения кандидатов завершается 5 мая.

KarabakhOpen сообщает имена еще двух вероятных кандидатов. Ходят слухи, пишет степанакертское электронное издание, что правящая демпартия все же выдвинет своего кандидата и им станет председатель Национального собрания Нагорного Карабаха Ашот Гулян. Кроме того, пишет газета, говорят, что собирается выдвигаться депутат, бывший заместитель командующего Армией обороны НК по тылу Армен Абгарян.

Министр иностранных дел НК Георгий Петросян прокомментировал в беседе с KarabakhOpen заявление председателя Комитета министров СЕ Фиоренцо Столфи о том, что "предстоящие выборы в Нагорном Карабахе не могут создать благоприятные условия для урегулирования конфликта, так как предрешают статус региона". "Заявление председателя Комитета министров СЕ в очередной раз указывает на слабое знание еврочиновниками, даже столь высокого уровня, сути и хода карабахского конфликта. Данный пробел представители различных европейских структур пытаются прикрыть шаблонными ответами, что имело место и в случае с Фиоренцо Столфи. Однако укоренившийся в последнее время в международных структурах подобный шаблонный подход к карабахской проблеме в целом и процессу строительства гражданского общества в Нагорно-Карабахской Республике в частности контрпродуктивен и опасен. Конформизм перед капризами азербайджанской стороны, который все чаще демонстрируют европейские чиновники, может быть также воспринят как попытка вернуть Нагорный Карабах в прошлое. В этой связи хочу напомнить г-ну Фиоренцо Столфи, что любые попытки лишить народ Нагорного Карабаха права на демократическое развитие и укрепление гражданского общества обречены на провал. В условиях демократии выборы являются стержневым институтом проявления политической роли народа как источника власти. И предстоящие летом нынешнего года выборы президента НКР не являются исключением. Они никоим образом не влияют на процесс урегулирования карабахского конфликта и не предрешают статус Нагорного Карабаха, так как их основная функция заключается в формировании власти посредством демократических механизмов. Статус же НКР был определен волеизъявлением народа Нагорного Карабаха на референдуме 10 декабря 1991 года в соответствии с нормами международного права и действующего в тот период национального законодательства. Следует также отметить, что мы неоднократно приглашали представителей различных европейских структур посетить Нагорный Карабах и ознакомиться с ситуацией на месте с тем, чтобы стало возможным преодоление стереотипов и клише, укореняющихся в среде еврочиновников в отношении Нагорного Карабаха", - сказал Георгий Петросян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.