Управление транспорта и связи мэрии Архангельска подвело итоги работы за прошедший год. На сегодня в городе функционирует 46 пассажирских маршрутов. Большинство из них составляют автобусные - 36. Трамваи работают на двух маршрутах, а троллейбусы - на трех. В летнее время открываются речные перевозки по пяти направлениям. Как сообщила пресс-служба мэрии Архангельска, в прошлом году была разработана и утверждена городская программа развития пассажирского транспорта на 4 года. В этом году ее реализация продолжается. Восстановлено и вновь открыто 11 автобусных маршрутов. Три из них так называемые "социальные": в поселок Турдеево, на островах Кего и Бревенник. Экономически они не выгодны, но необходимы для горожан. Больше всего нареканий на работу общественного транспорта поступает из Северного, Исакогорского и Маймаксанского округов. Поэтому из 11 вновь открытых маршрутов 9 работают именно в них. Кроме того, для улучшения транспортного обслуживания этих районов было увеличено количество машин на действующих маршрутах. На сегодня по договорам с мэрией на маршрутах городского пассажирского транспорта работают 74 перевозчика: 10 организаций и 64 частных предпринимателя. За 2002 год в городе значительно обновился подвижной состав, как у частных перевозчиков, так и муниципальных предприятий. К примеру, "АПАП-1" приобрело 10 автобусов. Приоритетным направлением по расширению автопарка является закупка автобусов большой вместимости не только муниципальными предприятиями, но и частниками. Это должно позволить снять нагрузку на пассажирских перевозках в час "пик", разрядить обстановку на перегруженных магистралях нашего города - Троицком проспекте, проспектах Ленинградский и Обводный канал. Много вопросов у перевозчиков вызывает обслуживание граждан, имеющих право бесплатного проезда. В полном объеме льготы предоставляются только в муниципальном транспорте - 55-60% пассажиров пользуются его услугами бесплатно. Социальные льготы в соответствии с законами об инвалидах и ветеранах составляют 78% от общего числа льготных пассажиров. В 2002 году они профинансированы на 85%. Значительно хуже положение со льготами на проезд по профессиональной принадлежности. До сих пор на федеральном уровне не разработан механизм возмещения выпадающих доходов. Несовершенство законодательной базы привело к появлению в городе так называемых частников-нелегалов, не имеющих паспортов маршрутов, расписаний, и ни с кем не согласовывающих свои действия. Они работают только по наиболее рентабельному центру города, чем вызывают недовольство муниципальных предприятий и частных перевозчиков, разыгравших свои маршруты в конкурсе. В феврале областное Собрание депутатов намерено рассмотреть закон об административных правонарушениях, который коснется и нелегальных перевозчиков.