С юридической точки зрения указ президента Виктора Ющенко о роспуске Верховной рады Украины, по крайней мере в трех пунктах, не выдерживает критики, а с политической оформляет переход главы государства на сторону Юлии Тимошенко. Такую оценку последним политическим событиям на Украине дают эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии, - сообщает корреспондент ИА REGNUM в Киеве сегодня, 30 апреля, со ссылкой на пресс-службу ведомства.

"Во-первых, президент считает указ от 2 апреля утратившим силу, т.е. - раньше он действовал, а об указе от 6 апреля, который вводил в действие решение СНБОУ об организации выборов именно в мае, он даже не вспомнил. Получается, что на протяжении месяца Рада не действовала, но в ней, тем не менее, существовала коалиция, да еще - сформированная на неконституционном принципе", - заявляют эксперты. "Во-вторых, в соответствии с Конституцией, коалиция депутатских фракций в ВР формируется только и исключительно из фракций. Все заявления индивидуальных депутатов о "вступлении" в коалицию не имеют юридической силы и не могут иметь юридических последствий. Это чисто политический акт. Очевидно, роспуск Верховной рады на этом основании - выражение недовольства президента политикой парламентского большинства и правительства", - отмечается также в заявлении. "В-третьих, в указе некорректно понимается принцип народного суверенитета. В парламентской республике его носителем является именно представительный орган (в нашем случае - Верховная рада). Никакие действия парламента не могут быть признаны узурпацией власти. Заметим, что это относится даже к действиям, нарушающим Конституцию (тем более, если факт нарушения Конституции не подтвержден Конституционным Судом). Так же, никакие лица или органы (кроме ЦИК в установленном законами порядке) не могут делать вывод относительно соответствия структуры парламента народному волеизъявлению", - продолжают мысль эксперты.

"С политической точки зрения, указ президента означает переход Ющенко на сторону БЮТ и отказ от компромисса, реальная работа над очертаниями которого была начата перед подписанием этого указа. Теневой стороной появления указа была, видимо, неудовлетворенность президента слабостью своих юридических позиций. Одна из целей указа - спровоцировать коалицию на выход за пределы правового поля и, таким образом оправдать собственный правовой нигилизм, получить хоть какую-то поддержку на Западе, пойти на введение чрезвычайных мер, тем более, что они, скорее всего, уже подготовлены - включая неконституционную смену руководства Генеральной прокуратуры, изменение состава Центральной избирательной комиссии и, возможно, меры по изоляции Кабинета министров", - резюмируют свой анализ эксперты Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

Напомним, президент Украины Виктор Ющенко 25 апреля своим указом перенёс ранее обозначенную им же самим дату проведения внеочередных парламентских выборов на 24 июня. Глава государства отметил, что он не отказывается от идеи досрочных выборов, но в сложившихся в стране условиях не видит возможности для их проведения 27 мая, как это было запланировано первоначально. Верховная рада Украины, в свою очередь, заявила, что не будет подчиняться указу президента Виктор Ющенко о роспуске парламента от 26 апреля, так как он издан при отсутствии законных оснований. 28 апреля это решение парламента поддержало и правительство.