Департамент науки и промышленной политики Москвы, Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР), Елгавская городская дума, АО "АМО ЗИЛ" и латвийское АО "AMO PLANT" сегодня, 28 апреля, в Елгаве заключили меморандум о сотрудничестве по строительству на базе совместного предприятия "AMO PLANT" комплектующего завода малотоннажных грузовых автомобилей. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, документ подписали Министр правительства Москвы, директор Департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев, директор ЛАИР Андрис Озолс, мэр Елгавы Андрис Равиньш, генеральный директор управляющей организации "АМО ЗИЛ" Константин Лаптев и директор "AMO PLANT" Алексей Маслов.

"AMO PLANT" было создано в 2005 году как совместное предприятие российской компании "ЗИЛ" и латвийского АО "Ferrus". Будущий завод будет находиться напротив бывшего и давно обанкротившегося производства "РАФ", на котором в 1970-е годы выпускалось до 17 000 популярных в советское время микроавтобусов. К основным строительным работам планируют приступить в начале лета, с тем, чтобы уже в этом году сдать в эксплуатацию первую очередь: складской корпус и систему когенерации, которая обеспечит завод автономным теплом и электроэнергией. "AMO PLANT" займётся комплектаций отвечающих стандарту EURO-4 малотоннажных грузовых автомобилей для рынка России и Европы. Общая сумма реализации проекта - 30 млн евро. Первый грузовой автомобиль с конвейера в Елгаве должен сойти в 2009 году, после чего ежегодный выпуск доведут до 1 500 единиц, заняв на производстве до 200 человек. После подписания меморандума и заседания совета директоров "AMO PLANT" российская и латвийская делегации, представители посольства РФ в Латвии отправились на строительную площадку.

Пока это большое поле, на котором техника выравнивает грунт. В специально возведённой по этому случаю палатке состоялось торжественная презентация макета первой очереди завода. Участие в ней приняли около тридцати официальных лиц, в том числе: министр правительства Москвы Евгений Пантелеев, генеральный директор "АМО ЗИЛ" Константин Лаптев, депутат Московской городской думы Александр Крутов, руководитель аппарата Московской городской думы Олег Адабашьян, советник посольства России в Латвии Евгений Тихонов, мэр Елгавы Андрис Равиньш, директор "AMO PLANT" Алексей Маслов, директор ЛАИР Андрис Озолс, советник директора ЛАИР по странам СНГ Илья Подколзин, директор рижского "Дома Москвы" Юрий Силов, депутат Сейма от объединения "Центр согласия", председатель парламентской комиссии по этике и запросам Сергей Долгополов, и другие. Как отметили и мэр Елгавы, и министр правительства Москвы Пантелеев, сегодня были сняты все ограничения для начала строительных работ и теперь можно реально приступать к возведению корпусов. По словам Пантелеева, стороны долго обсуждали ассортимент будущей продукции и в итоге договорились, что выпускаемая техника должна быть разнообразной, не исключая возможности эксклюзивной сборки автомобилей.

Подробнее о содержании заключённого меморандума в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM рассказал советник директора "AMO PLANT" и советник вице-мэра Риги Алмера Лудвикса (Первая партия) по международным отношениям Арманд Крузе: "Можно выделить несколько главных тем, которые обозначены в меморандуме. Во-первых, это возрождение автомобильной отрасли в Латвии путём создания промышленного кластора - предприятия, которое будет формировать на своей основе различные профильные производства. Стороны также договорились о строительстве именно современного автосборочного предприятия - по возможности экологически чистого с применением всех современных технологий. Завод создаётся на основе научных исследований, развития новых инновационных продуктов и технологий, то есть это предприятие будущего поколения - в нём будет полигон с использованием всех новейших технологий в производстве автомобилей. И, наверное, самое главное: будут добиваться выхода продукции на внешние рынки Латвии". По словам Крузе, Меморандум является итоговым обобщающим документом: "Сегодня также прошло заседание совета "AMO PLANT", на котором были предприняты конкретные шаги по реализации проекта: что, где, когда и в какую очередь. Чтобы не задерживать строительство принято решение, что проект будет разбит на части: буквально с июня начнём закладку фундамента, не дожидаясь других ещё находящихся в разработке документов". Крузе также отметил, что это не только большой инвестиционный проект со стороны Москвы в восстановление автопромышленности Латвии, но весьма символическое начинание: первые российские автомобили в своё время производились в Латвии.

Длительное время заместителем председателя совета "AMO PLANT", а также одним из инициаторов совместного проекта был нынешний депутат Сейма Сергей Долгополов. Корреспонденту ИА REGNUM своё присутствие на презентации он пояснил тем, что ему не безразлична судьба будущего завода: "Я только в ноябре прошлого года приостановил свою деятельность в совете связи с избранием в Сейм, и сегодня для меня неофициально было как бы его последнее заседание. Мне не безразлично, что происходит с этим проектом. Его позитивная сторона заключается в развитии того, что крайне необходимо для Латвии - промышленности. Это не просто промышленность, а промышленность достаточно экологически чистая, технологически ёмкая. Производство, которое здесь планируется, прежде всего, опытное с разработкой и внедрением серий новой техники. Малых серий, ибо мощность этого предприятия - до 2 000 единиц в год. Второе - это рабочие места для Елгавы. Третье - конкретное сотрудничество в области налаживания взаимоотношений между странами и городами. Мы можем много рассказывать о том, как хорошо умеем дружить и развивать отношения, обмениваться делегациями, ездить друг к другу и говорить тосты. Но то, что происходит сегодня - это конкретный шаг". По словам Догополова, проект инвестируется в основном правительством Москвы: "Это совместное российско-латвийское предприятие с контрольным пакетом у Московского правительства. Акционерами также являются латвийское предприятие "Ferrus", занимающееся сборкой сельскохозяйственной техники и малых тракторов, и самоуправление Елгавы. Но главное, что продукция, которая будет здесь производиться, нужна и для Латвии, и для Российской Федерации, и не только..."