Интервью президента Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ) Дашгына Гюльмамедова ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Г-н Гюльмамедов, как, по-вашему, произошли ли какие-либо изменения в общественно-политической ситуации в Грузии после последних муниципальных выборов?

Общественно-политическая ситуация в Грузии остается довольно острой. Авторитарный режим, скрывающий свою истинную суть под демократической личиной, продолжает порождать всё новые политические и экономические проблемы. В Грузии фактически власти и народ полностью оторваны друг от друга. Думаю, что самая основная политическая проблема в Грузии состоит в том, что на данный момент в этой стране нет лидера, которому народ мог бы довериться. Раньше Саакашвили, пользуясь популистскими социально-экономическими и националистическими лозунгами, имел поддержку со стороны достаточно большой части населения страны. Я сказал бы, что пик его фальшивой популярности пришелся на время свержения безраздельно правившего до того в Аджарии Аслана Абашидзе. У националистически настроенного электората появилась тогда надежда, что Саакашвили в течение года вернет Абхазию и Южную Осетию, восстановит экономику страны и решит социальные проблемы. Но очень скоро стало ясно, что все обещания Саакашвили были попросту дешевой пропагандой. Сейчас народ Грузии, как сама титульная нация - грузины, так и азербайджанцы, армяне и представители других нацменьшинств, не хотят вновь превращаться в субъекты политического мошенничества. Легко заметить, что в настоящее время люди относятся с подозрением почти ко всем представителям власти и оппозиции, предъявляющим претензии на власть.

ИА REGNUM: Есть ли претенденты на власть внутри самой власти?

Внутривластные разногласия существуют буквально с первых дней правления Саакашвили. Они еще больше обострились в последнее время, когда стало ясно, что Запад и в особенности Вашингтон недовольны нынешней грузинской властью. Обострение отношений с Россией, ухудшение состояния прав человека и авторитарные методы управления уже в 2006 году начали менять отношение США к своему ставленнику. Пребывание Саакашвили у власти в этих условиях означает одно: Вашингтон пока не нашел ему замены. В принципе, в качестве удобного Западу и одного из основных претендентов на власть можно рассматривать кандидатуру спикера парламента Нино Бурджанадзе. Но пока, я бы сказал, госпожа Бурджанадзе является осторожным наблюдателем со стороны.

ИА REGNUM: А как ведут себя бывшие члены команды Саакашвили?

В последнее время наблюдается политическая активность фактически опального экс-министра Ираклия Окруашвили, заявившего о намерении создать политическую партию. Отмечу, что некоторые западные круги рассматривают его в качестве преемника Саакашвили. Однако его агрессивность и вспыльчивость заставляют ряд аналитиков прогнозировать авторитарность власти в случае восхождения Окруашвили на вершину грузинского политического Олимпа. Добавлю от себя, что Окруашвили - сторонник решения силовыми методами не только конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, но и многих других проблем и вопросов. Данный факт делает его кандидатуру нежелательной для многих как в стране, так и за рубежом.

ИА REGNUM: В каком состоянии пребывает грузинская оппозиция?

Можно сказать, что оппозиция в Грузии очень слаба и неконсолидирована, занимается просто имитацией политической деятельности. Беда лояльной к России части грузинской оппозиции в том, что многие ее представители сидят и ждут, когда Михаилом Саакашвили всерьез займется Москва и предоставит им власть на подносе. Небезынтересно, что при всей своей очевидной недееспособности очень многие лидеры оппозиции претендуют на верховную власть в стране. А прозападная часть оппозиции ждет, пока западным кругам окончательно надоест Саакашвили и тогда власть с благословения Вашингтона достанется ей. Словом, оппозиционные лидеры не думают поднять народ на борьбу с авторитарным режимом и за установление конституционной власти.

В таких условиях неудивительно, что Саакашвили и его преступная команда делают все что заблагорассудится. Идет неприкрытый грабеж страны, уничтожается государственность, менталитет, религиозное достоинство. А оппозиция ограничивается лишь пустыми обвинениями и локальными массовыми акциями. А некоторые оппозиционные лидеры еще и получают свою долю от разграбления страны бандитами Саакашвили. Среди таких "карманных" оппозиционных партий могу назвать Консервативную партию, политдвижение "Путь Грузии". Есть еще ряд карликовых политических партий, перечислять которые нет нужды. После "цветного переворота" в Грузии исполнительная, законодательная и судебная власти, в том числе органы местного самоуправления, были сформированы антиконституционными методами и выборами. Сегодня президент, парламент, судебная власть и органы местного самоуправления Грузии являются нелегитимными по международным, европейским и даже внутренним политическим стандартам. В Грузии установлена диктатура типа франкистской.

ИА REGNUM: Что можно ожидать от президентских и парламентских выборов в Грузии?

Если Саакашвили не будет отстранен от власти, любые выборы будут сфальсифицированы и органы власти будут сформированы неконституционными методами. До выборов осталось уже очень немного, и административные ресурсы настраиваются для получения желаемого для режима Саакашвили результата.

ИА REGNUM: Абхазская и югоосетинская проблемы перекочевывают из года в год...

Прежде чем урегулировать абхазский и югоосетинский конфликты, властям Грузии необходимо решить проблемы азербайджанцев, армян и турок-месхетинцев. Только после этого можно начать процесс урегулирования упомянутых вами конфликтов. Например, Абхазии предлагают расширенную автономию, а что дальше? Кто гарантирует дальнейшую стабильность в зоне конфликта и удачное решение всех проблем? А разве абхазы не видят, что в отношении азербайджанцев власти Грузии ведут политику национальной дискриминации? Или возьмем ликвидацию последствий депортации турок-месхетинцев из Грузии. Как известно, грузинские власти взяли обязательства перед Советом Европы и уже почти три года говорят о возвращении турок-месхетинцев. Но конкретного плана нет до сих пор. Или другой случай. Как можно гарантировать абхазам автономию в рамках конституции Грузии, если автономия Аджарской Республики осталась только на бумаге? А народу надоело все это политическое лицемерие. Я знаю, что грузины, абхазы и осетины хотят жить в мире и дружбе - как раньше. Народы невозможно заставить ненавидеть друг друга. Но проблема в политиках - не в абхазах, осетинах или грузинах.

ИА REGNUM: И все же, какими вам видятся решения этих проблем?

Для решения абхазской и югоосетинской проблем грузинские политики должны отказаться от своих шовинистских амбиций и относиться с уважением ко всем без исключения национальным меньшинствам. А если шовинистские амбиции будут нарастать, в Грузии появятся еще и другие конфликты на межнациональном и межконфессиональном уровне. Сегодня абхазский и осетинский народы не могут ожидать каких-либо конструктивных предложений и позиций со стороны Саакашвили. С амбициями Саакашвили урегулирование этих конфликтов несовместимо. Саакашвили издевается над национальными чувствами грузин, играет судьбой турок-месхетинцев, ведет политику национальной дискриминации азербайджанцев, расширяет дискриминацию мусульманского населения Аджарии, увеличивает проблемы армян Ахалкалаки. Решение абхазской и югоосетинской проблем будет возможно только когда в Грузии на смену режиму Саакашвили придет не псевдо-, а настоящее демократическое правительство. А до тех пор предлагать какие-то чудодейственные рецепты бесполезно. Их попросту нет.