Новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом может появиться не раньше 2008 г. - депутат Госдумы

Весь мир, 28 апреля 2007, 12:07 — REGNUM  Россию и Европу объединяет намного больше, чем разъединяет. Однако ценности на Востоке и Западе европейского континента понимаются по-разному: если на Западе они всегда имеют практическое значение, то в России к ним больше относятся как к абстрактной идее. Спор о ценностях, состоявшийся между представителями церкви, политиками и экспертами России и европейских стран на круглом столе 26 апреля в Москве, имел конкретную цель - показать Европе, что закладывать такого рода разногласия в новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве, на чем настаивают некоторые западные политики, было бы неправильно, сообщает ИА REGNUM.

"В любой момент человек думает, что для него значит одна и та же ценность. Мы находимся в том времени, когда разные подходы влияют на одни и те же ценности. Очень важна проблема, с которой сталкиваются все цивилизации: почему сейчас некоторые древние ценности смещаются или не являются более ценностями для всех", - заметил первый секретарь представительства Ватикана в Москве Анте Йозич. По его словам, пока нет понимания того, что представляют собой восточный и западный взгляды на европейские ценности, но диалог на эту тему крайне важен для каждого.

"Европейская цивилизация - одна, и в основе своей она христианская. И в рамках ее - католическая, протестантская, православная культуры", - считает профессор Высшей школы экономики Федор Шелов-Коведяев. По его мнению, узко понимаемые, утилитарные ценности вообще нельзя называть ценностями, поскольку они могут меняться в течение нескольких десятилетий, как, например, подходы к демократии. "Я бы говорил о фундаментальных ценностях, например, ценности человеческой жизни", - заметил он. Однако директор открытого клуба "Международный диалог" Григорий Амнуэль напомнил ему, что и здесь между Западом и Востоком существует несовместимость понятий ценности: "Ценность человеческой жизни, свободы в России почти нулевая". А заместитель председателя отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви (РПЦ) отец Всеволод Чаплин заявил, что есть ценности гораздо более важные, чем жизнь человека. Он уверен, что этот взгляд не только не уйдет в прошлое, но и имеет большое будущее. "Целью диалога должно быть не успокоение друг друга, что все хорошо, а попытка приложить ценности к ситуации столкновения ценностей. Необходимо принять ценности друг друга и учиться друг у друга", - сказал он.

По словам главы представительства фонда Х. Зайдена, представителя партии ХДС/ХСС Кристиана Форстнеда, европейская политика строится на компромиссе. "Культура спора, которая развивается после войны, обеспечивает прогресс общества у нас", - согласился глава немецкоязычной общины протестантской церкви в Москве, пастор Амнинг. По словам Форстнеда, ценности на Западе рассматриваются, с точки зрения практического использования, не абстрактного. Он обратил внимание на то, что растут антиамериканские тенденции, и вслед за ними - антизападные, поэтому говорить о сильном доминировании европейских ценностей сегодня не приходится. "Тем не менее, есть традиционное европейское мышление, которое базируется на ценностях просвещения и гуманизма. Это базовые ценности, которые были заложены в XVI в.", - отметил представитель ХСС.

Профессор МГИМО Марк Энтин полагает, что при наличии конфликтных ценностей, если вести диалог о целях, например, защиты маленького человека или недопущения войны, можно договориться. "Чтобы диалог по поводу прав человека не превратился в схоластику, надо понимать, что от разговора о ценностях не уйти, и не нужно. Иначе договор об интеграции станет не обязательным", - подчеркнул он.

Есть фундаментальные ценности и "более практические вещи", и некоторые европейские политики, в том числе, парламентарии, просили включить в текст соглашения эти "практические" ценности, отметил председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Госдумы Андрей Климов фракция ("Единая Россия"). "Если вы настаиваете на включение ценностей в правовой документ, следует ли этот большой спор закладывать туда и делать документ заложником спора? Черчилль и Сталин, имея разные интересы, заставили друг друга сесть за стол и договориться. Но я не думаю, что у них были одни ценности. Сегодня угроза может быть не так явно видна, но она не менее опасна", - сказал, обращаясь к послу Словении в РФ Андрею Бенедейчичу.

"Если разговор идет о том, что в СПС будут заложены ценности, я уверен, что речь идет не о религиозных ценностях, а о демократических, в том числе, связанных с выборами. А то получается, что Евросоюз пытается идти по пути крестоносцев", - заявил посол Словении. "Вы, конечно, можете наблюдать за выборами, - ответил Климов. - Но давайте базироваться на том, что между нами нет главного по демократии". "Мы не предлагаем исключить положения о ценностях, но надо подходить не с позиции учителя", - добавил он.

Депутат заметил, что выйти на новое соглашение между Россией и Европейским Союзом удастся не раньше первой половины 2008 г., в период председательствования в ЕС Словении.

Напомним, что в середине мая пройдет саммит Россия-ЕС, на котором эта тема может быть затронута. Более подробно ее планируется обсуждать на встрече российских депутатов с европейскими парламентариями, представителями европейских структур и послами государств - членов ЕС с участием специального помощника президента Сергея Ястржембского, которая пройдет в Пермском крае в конце мая.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС вступило в силу с 1 декабря 1997 г. сроком на 10 лет. Оно охватывает торговые, финансовые, экономические отношения, устанавливает политические связи на самом высоком уровне. Центральными для этих отношений признаются уважение прав человека и демократических институтов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.