Директор ростовского института "Система": "Соединить Каспий с Черным и Азовским морями целесообразней каналом "Евразия""
Адыгея, 28 апреля, 2007, 09:32 — ИА Регнум. В своем
По мнению директора
В комментрарии ИА REGNUM Дмитрий Савельев сказал:
"Сегодня формирование евроазиатских транспортных коридоров фактически нацелено на вытеснение России из числа серьезных транзитных держав. Это, в частности, проект
Транспортная изоляция России означает существенный ущерб для экономики страны и сокращение рычагов воздействия в геополитических вопросах. Между тем, юг России представляет собой пересечение основных путей из Азии в Европу и с юга на север. Всем прикаспийским государствам крайне необходим надежный путь, связывающий Каспийское море с Мировым океаном. Волго-Донской канал сегодня практически исчерпал свои мощности, а поток грузов по европейско-азиатскому коридору все нарастает. Важнейшая задача - максимально использовать Каспий в качестве международного транспортного коридора. Это, возможно, если будет создан более короткий и дешевый, по сравнению с существующим, маршрут, соединяющий Каспий с Азово-Черноморским бассейном. В наличии недорогого и надежного пути между Европой и Азией заинтересованы не только европейские страны и непосредственно прилегающие к Каспию государства, но и другие страны Азии и, прежде всего, Китай. Каспийский водный путь (через территорию Ирана) сегодня рассматривается как наиболее удобный и для Армении, находящейся в транспортной блокаде.
Транспортная система юга России в перспективе может создать серьезную конкуренцию проекту "ТРАСЕКА" и планам транзита нефти и газа в обход России. Канал "Евразия" должен стать необходимой составляющей российского фрагмента единого транспортного коридора Европа - Азия. Он позволит кратчайшим водным путем соединить Азию с Европой и интегрировать российскую воднотранспортную систему в международную транспортную систему стран Каспийского, Черноморского и средиземноморского бассейнов. Формирование и функционирование такой транспортной артерии может обеспечить необходимые условия для долговременного стратегического партнерства России и всех заинтересованных стран в Европе и Азии. При наличии нового канала Россия приобретет очевидные преимущества во взаимоотношениях не только с близлежащими регионами, но и во влиянии на систему взаимоотношений Европы и Азии в целом.
Южный федеральный округ сегодня из внутренней территории превратился в приграничный и в силу своего географического положения становится основной территорией, на которой будет формироваться Южный транспортный трансконтинентальный коридор. Уже сегодня наблюдается возрастание стихийных грузопотоков через этот макрорегион. Создание коридора, соответствующего современным техническим и организационным требованиям обеспечит движение трансконтинентальных грузов и позволит также оптимизировать грузопотоки внутри страны.
Новый водный путь Азов - Каспий существенно улучшит транспортное обслуживание международных связей, создаст благоприятные условия для привлечения на национальные транспортные коммуникации транзитных перевозок, повысит конкурентоспособность российских товаропроизводителей и транспортных предприятий на мировых товарных и фрахтовых рынках. Сегодня основной обмен товарами между Европой и Азией осуществляется по океанским маршрутам, вокруг материка. При этом доставка груза занимает от 1,5 до 2 месяцев. При создании транспортного коридора удастся сократить время доставки до 10 дней. Экономический эффект от эксплуатации Россией международного водного транспортного коридора не подлежит сомнению.
Предполагается, что транспортный коридор пройдет по трассе: Каспийское море - реки Кума, Восточный Маныч, Западный Маныч - Азовское море. В концевых частях возможны варианты выхода в Каспийское море на участке от Кизлярского залива до проектируемого порта Лагань, в Азовское море - на участке от порта Азов до порта Ейск.
По моему мнению, преимущества проекта "Евразия" перед проектом по строительству второй линии Волго-Донского судоходного канала очевидны: во-первых, его наименьшая протяженность: 700 км, в то время как Волго-Донского - 1500, во-вторых - грузопропускная способность канала (45 млн тонн) более, чем в 3 превысит возможности второй линии Волго-Донского канала - 16 млн тонн, в-третьих, количество шлюзов, которое должно быть построено на канале "Евразия" - 6, а не 18, как на второй линии Волго-Донского. Кроме того, минимальная ориентировочная стоимость проекта "Евразия" - 4,5 млрд евро, в то время, по заключениям экспертов, строительство второй ветки Волго-Донского канала обойдется в 5 млрд евро, то есть на 500 млн евро дороже.
Преимущества для России, в случае реализации проекта "Евразия", я считаю, очевидны. В случае поддержки Евросоюзом и странами Азии, в том числе, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества, Россия может рассчитывать на крупномасштабные инвестиции для его реализации. Россия получит уникальный водный путь с продленной навигацией, важный с геополитической точки зрения, на него будут направлены грузопотоки стран ЕС,
Реализация проекта как объекта международной кооперации позволит активизировать роль Российской Федерации в международных организациях, а также в рамках Соглашения о важнейших внутренних водных путях международного транспортного пространства. Идея реализации проекта заставит инвесторов задуматься о целесообразности безальтернативного в настоящее время финансирования проекта "ТРАСЕКА". Осуществление широкомасштабного проекта судоходного канала практически круглогодичной эксплуатации в Южном федеральном округе России позволит существенно улучшить социальную, экономическую ситуацию в регионе (республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, Дагестан, Ростовская область и другие) путем создания большого количества рабочих мест на длительный период времени, снижения социальной напряженности. Реализация проекта канала позволит внедрить самые современные инновационные технологии в процессе его строительства и эксплуатации, принесет ощутимую прибыль от транзитных транспортных услуг. Необходимость создания современного специализированного флота для эффективной эксплуатации в условиях международных перевозок по внутренним и внешним водным путям будет способствовать развитию отечественной судостроительной промышленности.
Строительство нового канала позволит обеспечить пропуск дополнительного грузопотока, ожидаемого и связи с наметившимся в последние годы ростом промышленного производства в Российской Федерации и соответствующим увеличением перевозок промышленных и сельскохозяйственных грузов водным транспортом внутри страны. Возрастет надежность и безопасность воднотранспортных связей Каспийского и Азово - Черноморского бассейнов по параллельным направлениям".
Справка:
В числе экспертов института - ректор Пятигорского университета