На декабрьских выборах в Госдуму партии будут делать ставку прежде всего на крупные регионы, при этом малочисленные субъекты федерации могут лишиться представительства в нижней палате российского парламента. К таким выводам приходят многие эксперты, анализирующие обновленное к думским выборам избирательное законодательство. Как известно, выборы будут проходить по пропорциональной системе, предполагающей участие в них исключительно партий. В новом законе "О выборах депутатов Государственной думы ФС РФ", принятом в 2005 году, с целью некоторой компенсации субъектам РФ потери одномандатников, было введено требование о разбивке партийных списков на общефедеральную часть, состоящую не более чем из трех человек, и на региональные группы. В отличие от выборов 2003 года, когда минимальное количество таких групп составляло семь, в новом законе оно было увеличено до ста. При распределении мандатов внутри партийного списка, учитывается результат, полученный каждой группой: чем больше процент поддержки избирателей на территории, которой соответствует региональная группа (это - один или несколько соседних субъектов РФ, часть или несколько частей территории субъекта РФ), тем больше мандатов она получает. Следует уточнить, что при определении количества мандатов для каждой группы сумма голосов, которая получила партия на ее территории, делится на число, соответствующее "весу" мандата для всех региональных групп этой партии (этот показатель рассчитывается так: общая численность избирателей на всех территориях, которым соответствуют региональные группы одной партии, делится на оставшееся после федеральной "тройки" количество мандатов, полученных партией по итогам выборов). Это означает, что получение региональной группой мандата в большой степени зависит от численности избирателей на данной территории.

Однако последние поправки, внесенные депутатами в апреле этого года и одобренные Советом Федерации, вводят новые правила в этой части закона. Минимальное число региональных групп списка партии было сокращено до 80, общая численность списка возросла с 500 до 600 человек. Одна из важнейших поправок сняла запрет на создание одной региональной группы на территории субъекта, в котором зарегистрировано более 3 млн избирателей. При этом региональная группа не может соответствовать нескольким регионам, если суммарная численность избирателей в них превышает 3 млн. Стоит заметить, что количество кандидатов в депутаты в каждой группе может быть разным, поэтому там, где возможности региональной власти или первой тройки провести список в Думу весьма высоки, группа будет более многочисленной, чем в том регионе, где шансы на успех изначально не велики из-за малого числа избирателей.

По мнению политолога Алексея Макаркина, из возможности выдвинуть на думских выборах единые списки в регионах "большой шестерки" (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ростовская, Свердловская области, Краснодарский край - регионы с наибольшим количеством избирателей) извлечь выгоду могут все партии, а особенно "Единая Россия". В беседе с ИА REGNUM Макаркин отметил, что далеко не каждая политическая сила может, подобно "Единой России", поставить во главу региональных групп губернаторов или других узнаваемых фигур, которые могли бы повести за собой сразу весь список, как, например, в Краснодарском крае. Политолог подчеркнул, что успех в самых населенных субъектах РФ, обеспечивает высокие результаты партии в целом.

Вместе с тем, небольшие по численности регионы оказываются в ситуации, когда депутаты, выдвинутые от их территорий, могут не пройти в Думу. В "группе риска" - Республика Алтай (135,9 тыс. избирателей), Республика Тува (170 тыс. избирателей), Республика Хакасия (386 тыс. избирателей), Ненецкий автономный округ (29,4 тыс. избирателей), Чукотский автономный округ (35,6 тыс. избирателей), Камчатская область и Корякский округ, с 1 июля объединяемые в Камчатский край (суммарная численность избирателей не превышает 270 тыс.), Ямало-Ненецкий автономный округ (349 тыс.), Магаданская область (126,6 тыс.), Республика Ингушетия (156 тыс. избирателей по данным 2004 г.), Карачаево-Черкессия (293,2 тыс.), Республика Адыгея (320,7 тыс.), Республика Калмыкия (200,8 тыс.) и другие. Например, если в Хакассии за партию проголосовали 55% (212300), а в Нижегородской области, где 2,764 млн. избирателей - 30% (600229,2), то областная группа значительно опережает республиканскую по количеству отданных за нее голосов просто в силу численности избирателей. Однако если Хакассия еще может рассчитывать на свой один мандат, то субъекты с еще меньшим числом избирателей, такие, как Горный Алтай, Чукотка, Ненецкий автономный округ имеют почти нулевые шансы получить в Думе своего представителя (скорее всего, при формированииии региональных групп партии будут объединять их с другими регионами).

Опасения, связанные с непредставленностью в нижней палате депутатов от всех регионов, возникли еще тогда, когда переход на исключительно партийные выборы только обсуждался. Независимый депутат Владимир Рыжков заявил корреспонденту ИА REGNUM, что в новом законодательстве "можно даже усмотреть нарушение Конституции". "В преамбуле говорится: исходя из принципов равноправия и самоопределения народов. Часто возникал вопрос: как же так: 700 тыс. населения получает одного депутата, и 12 тыс. - одного депутата. Но ведь это гарантия прав малых народов, и старый закон обеспечивал право каждому малочисленному народу быть представленным в Госдуме. Новая система это разрушает. Действительно, может выйти так, что какое-то национальное образование может не получить представительства, и это опасно, с политической точки зрения", - считает Рыжков.

По расчетам члена ЦИК РФ с правом совещательного голоса от КПРФ Вадима Соловьева, регионов, которые рискуют не провести своих депутатов, 17. "Для нас это большой вопрос, - отметил Соловьев в беседе с ИА REGNUM. - Тут и национальный фактор, и территориальный. Ведь лучше своих депутатов, мало кто сможет представить интересы региона в федеральном органе".

По поводу проблемы представленности регионов в новой Думе высказался и первый вице-спикер Думы нынешнего созыва Олег Морозов ("Единая Россия"). По его словам, есть два пути - объединять малочисленные субъекты с более крупными соседями или "предложить им бороться за тот единственный мандат, который к ним может прийти". "Если, например, в Хакассии за список "Единой России" при хорошей явке проголосуют, скажем, половина избирателей, то, по нашим подсчетам, скорее всего они смогут получить причитающийся им мандат. То же самое в Кабардино-Балкарии", - заявил недавно Морозов.

По словам секретаря ЦК КПРФ по информационно-политической работе, депутата Госдумы Олега Куликова, Адыгея, скорее всего, составит отдельную региональную группу в партийном списке коммунистов. "Чукотка или Ненецкий округ не смогут провести своих депутатов: вес одного мандата около 100 тыс. голосов (на выборах 2003 г. - почти 135 тыс. голосов избирателей - ИА REGNUM), а там количество избирателей не достигает 50 тыс. Мы их будем объединять", - сказал он.

"Депутат от маленького субъекта, даже если будет много голосов за "Единую Россию", чисто по количеству может не пройти. Но партии, которые наберут 15-20%, смогут получить более 80 мандатов и шанс, что не будет обделена ни одна группа", - пояснил ИА REGNUM руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев. В то же время, эксперт выразил сомнение, что "ЕР" будет равномерно распределять региональные группы, тем самым обеспечив шанс на попадание в Думу всем территориям. Скорее всего, из-за одного мандата, на который только и может рассчитывать около четверти российских субъектов, "ЕР" не будет серьезно "вкладываться" в избирательную кампанию на этих территориях: главная ставка, скорее всего, будет сделана на большую "шестерку" и ряд других крупных регионов, таких как Татарстан, Башкирия, Красноярский край, Кемеровская, Челябинская, Нижегородская области, от которых пойдет основной состав единороссов в будущую Думу.

Любарев обращает внимание на то, что в 2003 г. число групп составляло порядка 20-30, и они объединяли по несколько регионов, что не позволяло губернаторам оказывать существенное влияние на формирование списков кандидатов. "Тогда соблюдался баланс между губернатором, партией, центром. Сейчас, практически каждый регион будет включен в группу, и губернаторы будут играть гораздо более весомую роль в этом процессе, но в допустимых пределах. Надо думать, что сейчас есть возможность, что не найдя больше "паровозов", ставка будет на большие регионы", - считает эксперт.

По информации ИА REGNUM, большинство отделений партий в субъектах еще не знают, будет ли региональная группа сформирована на территории одного субъекта или объединена с соседним. В новгородском отделении "Единой России" напомнили, что в прошлые выборы область была объединена в межрегиональную группу с Псковом, однако какое решение будет принято к нынешним выборам, пока неизвестно. В оренбургском отделении единороссов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM не исключили объединения с Самарской и Пензенской областями, отметив, что вероятнее всего регион будет представлен отдельным списком. Стоит сказать, что такое объединение было бы невозможно, так как суммарная численность избирателей в этих субъектах превышает 3 млн.

Тем не менее, отбор кандидатов в региональные группы у основных претендентов на думские кресла начался. Начиная с апреля и до конца лета в регионах проходят отчетно-выборные конференции, на которых утверждаются списки местных кандидатур. "Единая Россия" на июнь-июль запланировала проведение внутрипартийных выборов (праймериз), результаты которых должны отразиться и на будущем списке на основных думских выборах. Предполагается, что 120 мест в нем займут молодые люди до 30 лет, успешно прошедшие все этапы партийного проекта "ПолитЗавод". По словам заместителя руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Валерия Рязанского, праймериз должны дать "значительно больше, чем просто 600 человек". Он рассказал, что "ЕР" приглашает к участию общественные организации, и, например, профсоюз работников нефтегазовой отрасли выдвинул свою кандидатуру в список партии для будущих выборов. "На региональных выборах 11 марта из 93 кандидатов, которых предложили общественные организации, в законодательные органы власти субъектов мы избрали 34. Это представители Российского аграрного движения (восемь человек), Опоры России (четыре человека), Союза пенсионеров, Спортивной России", - сообщил Рязанский.

Мария Стройкова, обозреватель ИА REGNUM