В конце апреля в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция "Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России". С основным докладом на ней выступил профессор, ректор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек.

ИА REGNUM публикует текст доклада с небольшими сокращениями.

Следует признать, что до 2010 года Северо-Запад России будет оставаться макрорегионом с выраженной экспортно-сырьевой ориентацией в международном разделении труда... Важнейшей целью формирования и функционирования макрорегиона на период до 2020 года выступает развитие межрегиональных связей, создание единого экономического пространства на Северо-Западе России, поэтапное объединение территорий РФ в единый макрорегион на взаимовыгодных экономических основах.

Процессы глобализации, изменение направлений товарных, технологических, финансовых и трудовых потоков сформулировали новый международный контекст существования Северо-Запада РФ. Потребности экономического развития мегаеврорегиона требуют комбинирования ресурсов, производственных потенциалов. Особое внимание должно быть обращено на устойчивость социально-экономического развития макрорегионов, которое в значительной степени зависит от степени сбалансированности имеющихся ресурсов. Сегодня тенденции к укрупнению внутренних территорий страны характерны для многих европейских государств. Укрупнение создает "эффект масштаба", позволяющий консолидировать ресурсы, распыленные по территории, а также раздвинуть рамки реализуемых проектов.

Отдельно хотелось бы остановиться на перспективах международного сотрудничества территорий Северо-Запада, одной из важных составляющих является проект "Северное измерение". Для Российской Федерации и особенно Северо-Запада программа "Северное измерение" может стать одним из инструментов взаимодействия с балтийскими и северными странами. Особое внимание в Рамочном документе Россия и "Северное измерение" уделено Северо-Западному региону, как территории, подпадающей под политику "Северного измерения", с учетом связанных с этой зоной особых вызовов, а также возможностей для всего региона "Северного измерения". Приоритетными территориями для политики "Северного измерения" названы Калининградская область, а также обширная часть Арктики и Субарктики, включающая регион Баренцева моря. В рамках его географии уже работают несколько крупных международных организаций, таких как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева-Евроарктического региона, Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря. Не менее важной составляющей взаимодействия стран "Северного измерения" является приграничное сотрудничество ".

Механизмы политики "Северного измерения" могут использоваться для реализации четырех "дорожных карт":

- по общему экономическому пространству,

- по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты,

- по общему пространству внешней безопасности,

- по общему пространству свободы, безопасности и правосудия.

У "Северного измерения" есть одна важная особенность - это программа, аккумулирующая ресурсы для решения конкретных задач, единых для всего макрорегиона. Природоохранное партнерство "Северного измерения" на январь 2006 года реализовало проектов на общую сумму более 1 млрд. евро. Территориями-реципиентами стали: Республика Коми, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская области и г.Санкт-Петербург. Представляется целесообразным разработать Программу участия Северо-Западного федерального округа в "Северном измерении".

Особую проблему представляют риски и последствия вступления в ВТО для регионов Северо-Запада. Проблема присоединения к ВТО лежит в плоскости социально-экономического развития регионов, возможных последствий от открытости внутреннего национального рынка. Именно эти последствия являются на сегодня предметом серьезного экономического анализа в каждом отдельном регионе СЗФО. Важнейшим фактором оценки последствий вступления страны в ВТО, с позиции каждого субъекта Федерации, становится уровень конкурентоспособности региона в целом. Сегодня в регионах СЗФО созданы научные группы и комиссии по подготовке субъектов РФ к присоединению России к ВТО.

Большинство регионов, отраслей и отдельных предприятий СЗФО двояко оцениваюит присоединение России к ВТО и его влияния на социально-экономическое развитие их территорий.

К положительным факторам вступления в ВТО можно отнести:

- сокращение демпингового давления и иных ограничительных мер в отношении экспорта товаров и услуг;

- активизация инвестиционной деятельности;

- улучшение инвестиционного климата и увеличение притока иностранных инвестиций и услуг на региональные рынки;

- приближение отечественных технических норм и стандартов к международным системам;

- повышение прозрачности и упрощение таможенных процедур.

Вместе с тем, в ряде регионов СЗФО (прежде всего приграничных) могут возникнуть серьезные проблемы в области интеграционных процессов России, стран-членов СНГ и Таможенного союза.

Среди рисков, значимых для конкретных территорий СЗФО, необходимо указать:

1) приближение тарифов на топливно-энергетические ресурсы к уровню мировых цен;

2) применение повышающих коэффициентов на тарифы для внешнеторговых грузов (в регионах, расположенных в глубине территории СЗФО, удаленных от рынков сбыта своей продукции).

В целом последствия от вступления России в ВТО для СЗФО будут весьма ощутимы, поскольку округ граничит с ЕС. Бизнес СЗФО раньше всех окажется в зоне жесткой конкуренции. Речь идет о Санкт-Петербурге, Калининградской, Ленинградской, Новгородской областях, Республике Карелия - регионах объективно наиболее "уязвимых" от присоединения к ВТО. В этих регионах ухудшится положение таких отраслей, как обрабатывающие, сектор услуг, кредитно-финансовый блок. В критической ситуации может оказаться и агропромышленный сектор (Псковская и Ленинградская области).

Вступление в ВТО без проведения структурных реформ, направленных на смещение вектора экономического развития от стратегии экспортно-сырьевой экспансии к стратегии экономического инновационного развития на основе отраслей с высокой долей добавленной стоимости и глубокой переработки, грозит закрепить за Россией статус "сырьевой экономики", находящейся в постоянной зависимости от ценовой конъюнктуры мировых сырьевых рынков.

Совершенно обязательными в связи с вступлением в ВТО представляются следующие меры и действия:

- Срочная разработка и принятие научно обоснованной промышленной политики России как базы для защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

- Ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки, то же касается мер поддержки аграрного сектора России.

- Организация на базе зарубежных аналогов механизмов временной государственной поддержки предприятий и регионов, особо страдающих от резко возросшего импорта.

- Создание государственной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий, без чего они не смогут эффективно использовать возможности ВТО в международной конкуренции.

- Срочная подготовка в России специализированных кадров, владеющих тематикой ВТО и иностранными языками.

В условиях активизации переговорного процесса по присоединению России к ВТО звучит вопрос: каковы будут экономические и социальные последствия для России в целом, а также для отдельных регионов СЗФО и отраслей хозяйства? Лишь с учетом этих последствий возможно четко определить необходимые шаги власти и бизнеса в переговорах по ВТО.

В рамках доклада рассмотрим перспективы двух субъектов Санкт-Петербурга и Калининградской области.

Особо хотелось бы остановиться на перспективах окружного центра СЗФО Санкт-Петербурга - безусловно, город будет стремиться к европейским стандартам жизни горожан на фоне усилий по росту бюджета (350 млрд. руб. уже к 2010 году) и ВРП (8,6% - 8,9% к 2010 году в сопоставимых ценах). Будет продолжено развитие города как логистического транспортного центра и центра международных контактов. К 2010 году могут возникнуть экономические и политические условия для создания единого субъекта РФ, объединяющего Санкт-Петербург, Ленинградскую область, а также часть прилегающих территорий других субъектов СЗФО.

Калининградская область станет пилотным регионом по отработке практических условий вступления России в ВТО, возможно развитие этого субъекта как большой высокотехнологичной свободной экономической зоны в рамках деятельности экспортноориентированных предприятий, использующих современные технологии, с существенным увеличением населения за счет механического прироста из других регионов РФ. Возрастет в 4-5 раз бюджетная обеспеченность на душу населения (65-70 тыс. руб.). Уровень жизни в Калининградской области к 2010 году должен приблизиться к уровню жизни соседних стран: Литвы, Польши, Германии. Объем ВРП достигнет 400-430 млрд. руб. Население эксклава перестанет чувствовать себя как отрезанная от России территория, наоборот здесь будут реализованы стратегические интересы России как по политическим, так и по экономическим направлениям интеграции со странами Европейского Союза.