Обзор СМИ за 13 - 19 апреля 2007 года.

Военный вестник. Встреча в Белграде министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Несостоявшееся заседание подкомитета ПАСЕ. Косово и Карабах. Ошибка Госдепа США. Президентские выборы в Карабахе.

Военный вестник

Боевые операции

Согласно бакинской "525-й газете", 12 апреля подразделения армянских вооруженных сил (ВС) с трех сторон обстреливали позиции азербайджанской армии на территории селения Чыраглы. Как сообщает газета, на следующий день в своем заявлении агентству "Тренд" заместитель главы исполнительной власти Агдамского района Чингиз Гулиев сообщил, что в результате нарушения режима прекращения огня были повреждены крыши более 100 частных и административных зданий. По сообщению Министерства обороны Азербайджана, ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

Как сообщает "АПА" со ссылкой на пресс-службу Минобороны Азербайджана, 19 апреля с 13:00 до 14:15 подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных в километре к югу-востоку от села Горган Физулинского района, подвергли автоматному обстрелу находящиеся напротив позиции азербайджанской армии. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

В последнее время на линии соприкосновения армянских и азербайджанских ВС несколько участились случаи нарушения режима перемирия. Но сейчас ситуация более-менее спокойная. Об этом, сообщает "АрмИнфо", заявил в беседе с журналистами временно исполняющий обязанности министра обороны Армении, начальник Главного штаба ВС Республики Армения (РА) генерал-полковник Микаэл Арутюнян. Комментируя появившиеся в азербайджанской прессе "очерки из прифронтовой зоны", в которых описывается, как "дети по утрам собирают во дворе школы осколки снарядов", Арутюнян заметил, что это ложная информация, преследующая пропагандистские цели. По словам генерала, пишет "АрмИнфо", в основном стреляют из стрелкового оружия. "Было пару раз, когда азербайджанская сторона стреляла из гранатомета, к счастью, оба раза были недолеты. Но участие артиллерии или авиации или применение реактивного снаряда в последний раз были в 90-х годах", - отметил генерал, подчеркнув при этом, что любая провокация с азербайджанской стороны пресекается. "Пусть не стреляют, тогда и ответа не получат", - предупредил Микаэл Арутюнян.

Армянские вооружённые формирования проводят военные учения на территории Нагорного Карабаха. Как передаёт Day.Az со ссылкой на новостную службу радиостанции ANS CM, учения проводятся с использованием военной техники. По мнению агентства, это свидетельствует о том, что учения носят не военно-штабной, а боевой характер. Day.Az отмечает, что подобного рода учения проводятся ежегодно и носят плановый характер, и напоминает, что недавно ВВС Азербайджана совершили показательные полёты в прифронтовой зоне.

"В случае нарушения воздушного пространства НКР [Нагорно-Карабахская Республика. - прим. ИА REGNUM] противовоздушная оборона Армии обороны НКР в состоянии уничтожить любого нарушителя", - заявил корреспонденту PanARMENIAN.Net руководитель пресс-службы Министерства обороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян. Он заверил, что боевая готовность сил ПВО Нагорного Карабаха находится на высоком уровне. "Мы и сейчас, как и в годы войны, когда были уничтожены около 25 азербайджанских военных самолетов и вертолетов, готовы к отражению любой атаки азербайджанских ВВС", - подчеркнул Асратян. А затем добавил, что "азербайджанские самолеты совершают тренировочные полеты на расстоянии 30-35 километров от границы НКР, и это фиксируется силами ПВО НКР".

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", временно исполняющий обязанности министра обороны Армении, начальник Главного штаба ВС РА генерал-полковник Микаэл Арутюнян на брифинге 17 апреля прокомментировал сообщение о том, что 13 апреля военная авиация Азербайджана нарушила армяно-азербайджанскую границу. "Эта информация не соответствует действительности. Действительно, были полеты азербайджанской авиации. Но самолеты подлетели к линии соприкосновения не ближе 30 км. Если они все же подлетят ближе, наша воздушная оборона готова отразить это посягательство. Если они нарушат границу, мы не только ударим по ним, но и будем уничтожать", - предупредил Арутюнян. Отвечая на вопрос о том, могут ли летающие вблизи линии соприкосновения самолеты выполнять шпионские функции, генерал отметил, что в принципе это возможно. "Но вопрос в том, что летают они над своей территорией. Это их право. Но если они пересекут линию соприкосновения или слишком близко подлетят, наши ПВО "сработают", - отметил Арутюнян. Газета раскритиковала выступление и.о. министра обороны Армении. Надо отметить, пишет газета, что речь идет не о границе между Арменией и Азербайджаном, а о территории, находящейся под контролем Вооруженных сил Нагорного Карабаха. То есть, отмечает газета, на сообщение должно было откликнуться не Министерство обороны Армении, а Министерство обороны Нагорного Карабаха. "И после подобных заявлений надо ли удивляться тому, что в докладе Госдепартамента США о правах человека появляются выражения наподобие "Армения оккупировала Нагорный Карабах и окружающие его районы"?" - спрашивает "Айкакан жаманак".

Министерство обороны Азербайджана заявляет, что проведение Национальной армией страны военных маневров над своими "оккупированными" территориями - это внутреннее дело Азербайджанской Республики (АР). Об этом, сообщает Analitika.az, сообщили в пресс-службе Министерства обороны Азербайджана. "Мы не оккупировали земли другой страны, как Армения, и не нарушили ее воздушные границы. Оккупированные территории Азербайджана относятся к собственным воздушным пространствам", - говорится в заявлении. Как пишет бакинское электронное издание, оно было сделано в ответ на заявление исполняющего обязанности министра обороны Армении Микаэла Арутюняна, сказавшего, что, если Военно-воздушные силы Азербайджана попытаются войти в воздушное пространство Армении или же Нагорного Карабаха, ПВО Армении адекватно отреагирует на это. Согласно газете, пресс-служба Минобороны Азербайджана также выразила свою точку зрения на военные учения Вооруженных сил Армении. "Международными структурами должны осуждаться военные маневры, проводимые на территориях Азербайджана Вооруженными силами Армении, которые оккупировали их, нарушая международные правовые нормы. Из-за того, что эти территории остались без контроля, происходящие там правовые нарушения приняли интенсивный характер", - отмечено в заявлении.

Пленные

Армения зомбирует находящегося в плену азербайджанского солдата, и об этом, по мнению азербайджанского агентства Day.Az, свидетельствуют "заявления армянских властей в СМИ". "Армения не намеревается возвращать азербайджанского военнопленного Самира Мамедова, плененного в декабре прошлого года. Из-за нарушения официальным Ереваном Женевской конвенции о правах человека Государственная комиссия по работе с пленными и пропавшими без вести обратилась в Совет Европы и проинформировала сопредседателей Минской группы о сложившейся ситуации". Об этом, передает Day.Az со ссылкой на службу новостей радиостанции ANS CM, заявил руководитель рабочей группы Государственной комиссии Азербайджана по работе с пленными, пропавшими без вести и взятыми в заложники Фируддин Садыгов. По его словам, официальный Ереван нарушает статью Женевской конвенции о военнопленных, которая предусматривает скорую выдачу военнопленного. "Целью этого пункта Женевской конвенции является снижение влияния спецслужб на военнопленного. Я не отрицаю возможности, что азербайджанский солдат попал под влияние спецслужб Армении, так как мы видим, что посредством СМИ Армении власти этой страны утверждают, что Самир Мамедов не желает возвращаться на Родину", - сообщил он. Агентство напоминает, что солдат азербайджанской армии Самир Мамедов был пленен 24 декабря 2006 года.

Как сообщает бакинская "525-я газета", в Суде по делам о тяжких преступлениях прошло предварительное заседание по уголовному делу в отношении солдата Национальной армии Азербайджана Вусала Гараджаева, взятого в декабре в плен армянской стороной. Суд назначен на 30 апреля. На предварительном заседании было принято решение о том, что судебный процесс будет закрытым. Как сообщает газета, в следственном управлении по делам о тяжких преступлениях в отношении Гараджаева возбуждено уголовное дело по статьям 274 УК (измена родине) и 338.1 (нарушение правил смены караула). "525" напоминает, что Гараджаев Вусал Магомед оглу 1988 года рождения попал в плен 7 декабря на территории Агдама и 23 декабря был освобожден.

Мониторинг

По сообщению информационного портала МИД Нагорного Карабаха (НК), 17 апреля, согласно ранее достигнутой с властями НК договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана восточнее населенного пункта Сейсулан Мартакертского района НК. С позиций Армии обороны НК наблюдение осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Петер Кии (Великобритания) и Мирослав Выметал (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерств иностранных дел и обороны НК.

Встреча в Белграде министров иностранных дел Армении и Азербайджана

Накануне встречи

Надо постараться урегулировать нагорно-карабахский конфликт мирным путем. Как сообщает "АПА", об этом заявил на встрече с журналистами заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид. По его словам, на сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) возлагается большая работа в процессе мирного урегулирования конфликта: "Сопредседатели МГ от США, России и Франции ведут активную работу. Цель их деятельности - помочь Азербайджану и Армении в разрешении конфликта. Надеюсь, что в 2007 году нам удастся достичь успехов на этом пути. Однако военные действия, которыми грозит Азербайджан, разрушат все, чего нам удалось достичь на сегодняшний день".

Пока страны-посредники в очередной раз выражают надежды, пишет газета "Азг", президент Азербайджана в очередной раз делает не раз уже повторявшееся заявление. "Нагорному Карабаху, являющемуся частью территории Азербайджана, никогда не будет дана независимость, а наши оккупированные земли будут освобождены", - заявил Ильхам Алиев, добавив, что в вопросе урегулирования карабахского конфликта "крах деструктивной позиции Армении неизбежен".

12 апреля на встрече в Вашингтоне с иностранными журналистами помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид поделился мнением о том, как важно пытаться найти мирное решение нагорно-карабахского конфликта, сообщает ИА "Де-Факто" в статье, озаглавленной "Три взаимоисключающие новости". По словам Фрида, пишет агентство, сопредседатели Минской группы ОБСЕ - Россия, США и Франция - "очень активно работают", чтобы помочь Армении и Азербайджану преодолеть конфликт. "Мы надеемся, что сможем добиться успеха в этом году", - заявил он. Второй новостью агентство называет сделанное на следующий день в Баку на совещании правительства Азербайджана заявление Ильхама Алиева: "Нагорный Карабах является территорией Азербайджана, и ему никогда не будет дана независимость. Наши земли будут освобождены от оккупации". Алиев также не воздержался от критики внешней политики Армении. Он назвал неизбежным "крах неконструктивной позиции Армении в решении нагорно-карабахского конфликта". Третья - и.о. пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян 13 апреля сообщил корреспонденту ИА REGNUM о том, что очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта состоится 18 апреля в Белграде при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Итак, пока одни выражают основанный на мощи своей страны оптимизм, другие в это же время заявляют о бессмысленности переговоров. Согласитесь, пишет "Де-Факто", зачем вести переговоры с Баку, если президент Азербайджана уже "решил", кому принадлежит Нагорный Карабах. "Наконец, третьи собираются встречаться на Балканах, чтобы имитировать стремление к переговорам по урегулированию нагорно-карабахской проблемы". Ибо, считает агентство, после приведенного заявления Алиева речи о конструктивных переговорах просто быть не может. "А имеют ли смысл эти переговоры?" "Ильхам Алиев, а Мамедъяров обязан озвучивать именно его политику, четко сказал: Нагорному Карабаху никогда не будет дана независимость. Можно, конечно, напомнить ему, что НКР уже свыше полутора десятков лет, как провозгласила свою независимость. Без всякого на то разрешения Азербайджана. Согласно международному праву. Более того, НКР подтвердила свою жизнеспособность, блестяще отразив военную агрессию Азербайджана. Азербайджан не в состоянии дать что-либо, что ему не принадлежит". Воинственные заявления Алиева "Де-Факто" называет "не более чем пропагандой" и считает, что они ставят под сомнение целесообразность поиска мирного разрешения конфликта между НК и Азербайджаном. "Как представляется, настало время обуславливать участие армянской стороны в переговорах более конструктивными заявлениями руководящих лиц Азербайджана". Агентство, отмечая, что "население НКР никогда не согласится на то, чтобы достигнутый исключительно правовым путем и закрепленный на поле боя суверенитет НКР был поставлен под сомнение", а в Азербайджане "никак не могут смириться с потерей территорий, которые им незаконно были переданы советской властью", пишет: "В этом случае, кажется, единственным выходом из сложившейся ситуации является прекращение потерявшего всякий смысл переговорного процесса. Иначе мы рискуем еще долго быть свидетелями невыполненных обещаний, пустых угроз и имитации переговоров. Дадим Азербайджану и, естественно, себе, шанс решить вопрос угодным Баку способом".

"В ходе встречи с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном в Белграде пройдут переговоры по основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Об этом, передает бакинское агентство "АПА", сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Он отметил, что встреча является продолжением "пражского процесса": "Последняя встреча с главой МИД Армении состоялась в Женеве. Мы стараемся работать по основным принципам урегулирования и утвердить их в форме консенсуса. Не могут сказать, что в Белграде будут решены все вопросы. Переговоры продолжатся до достижения результата". Комментируя слова заместителя госсекретаря США Дэниела Фрида о том, что "в случае начала войны со стороны Азербайджана достигнутые на сегодняшний день результаты превратятся в ничто", министр подчеркнул, что Азербайджан хочет решить проблему мирным путем, используя все имеющиеся возможности: "Как министр иностранных дел, я приложу все усилия для мирного решения конфликта. Но исход зависит не только от меня. Многое зависит и от армянской стороны".

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в беседе с агентством "Тренд", касаясь перспектив урегулирования, отметил, что возможности для согласования базовых принципов урегулирования на настоящий момент есть. Мерзляков считает, что все зависит от политической воли сторон сделать "действительно важные шаги, на мой взгляд, последние шаги навстречу друг другу, чтобы согласовать эти принципы". По предположению дипломата, если это произойдет, начнется очень кропотливая работа по выработке соглашения, где, конечно, тоже будет много проблем, противоречий. "Но, главное, - убежден Мерзляков, - если мы сейчас согласуем эти принципы, то основные несущие конструкции будущего урегулирования будут готовы, и это даст возможность нашим преемникам, новому руководству Армении и азербайджанской стороне, не делать потом определенные шаги назад, чтобы процесс возобновился". По его мнению, выборы в Армении не замедлят этот процесс, потому что он продолжается на уровне министров иностранных дел независимо от выборов.

Как сообщил корреспонденту PanARMENIAN.Net и.о. пресс-секретаря МИД РА Владимир Карапетян, 18 апреля, выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене, министр иностранных дел РА Вардан Осканян отметил, "что в настоящее время на столе лежит очень реалистичный документ и Армения очень рассчитывает на то, что Азербайджан не отступит и соглашение будет достигнуто". По словам Карапетяна, глава МИД РА заявил, что стороны нагорно-карабахского конфликта "никогда не были так близки к урегулированию проблемы".

"Я девять лет был министром иностранных дел, а перед этим пять лет был основным переговорщиком по карабахскому вопросу и видел все предложения, которые нам предлагались по конфликту. Я могу вас заверить, что так близко к разрешению мы еще никогда не были", - сказал в Вене министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. (Радио "Свобода").

Газета "Республика Армения" пишет, что, выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене, глава МИД Армении Вардан Осканян указал на два обстоятельства, влияющих на ход переговоров. Это, во-первых, военные претензии Азербайджана. "Позвольте повторить, что эта проблема не имеет военного решения. Его надо исключить, дабы можно было сконцентрироваться на взаимных компромиссах", - отметил министр. Второе обстоятельство, по его словам, связано с тем, что публичные заявления сторон должны соответствовать букве и духу документа. Высказывания руководителей Азербайджана не соответствуют содержанию документа, и это несоответствие вызовет недоумение общественности, когда документ в конце концов будет обнародован, заметил глава МИД Армении. Как сообщает газета, он подчеркнул, что Армения остается приверженной переговорному пути решения карабахской проблемы и будет последовательна в достижении справедливого решения, которое должно гарантировать безопасность народа Нагорного Карабаха и его право определять свое будущее.

Необходимо резко изменить политику Армении в карабахском вопросе: Нагорный Карабах должен снова вернуться за стол переговоров. Об этом, подводя итоги очередной встречи между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, заявил журналистам член правления Армянского общенационального движения (АОД) Ованес Игитян. Игитян отметил, что из-за проводимой Арменией внешней политики карабахская проблема зашла в тупик. По его словам, "если Нагорный Карабах и дальше будет вытеснен из переговорного процесса, то в международных инстанциях укоренится мнение об Армении, как о стране, которая оккупировала азербайджанские территории". "Необходимо сломать сложившуюся вокруг этого вопроса атмосферу. В международных организациях считают, что между Арменией и Азербайджаном идет борьба за Нагорный Карабах, тогда как речь идет о самоопределении народа Нагорно-Карабахской Республики", - заявил Игитян. Вместе с тем он выразил недоумение последним заявлением министра иностранных дел Армении Вардана Осканян о том, что стороны карабахского конфликта никогда не были так близки к решению вопроса. "Считаю, что опасно было делать подобное заявление еще до встречи с азербайджанским министром. То есть еще до встречи было продемонстрировано положительное отношение Армении к предлагаемому сопредседателями проекту соглашения, который сегодня обсуждается за переговорным столом", - заявил Игитян. Политолог Александр Манасян также считает, что первоочередной задачей является возвращение карабахской стороны за стол переговоров: "Народ Нагорного Карабаха не давал мандат на разрешение карабахского конфликта ни Роберту Кочаряну, ни Ильхаму Алиеву", - заявил Манасян. По его словам, то, что в переговорах по урегулированию карабахского конфликта не участвуют карабахские представители, является нарушением решения Минской группы ОБСЕ, согласно которому в переговорах должны принимать участие представители Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана. ("Кавказский узел").

Заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна о том, что конфликтующие стороны приблизились к решению нагорно-карабахской проблемы, как ни странно, вызвало раздражение официального Баку, отмечает бакинская газета "Зеркало". "Это не что иное, как спекуляция", - считает заведующий отделом исполнительного аппарата президента Азербайджана по международным отношениям Новруз Мамедов, по словам которого заявление Осканяна обусловлено предстоящими в Армении парламентскими выборами. Согласно газете, не разделяют оптимизма Осканяна и азербайджанские политологи. "Азербайджан и Армения несколько раз были близки к разрешению нагорно-карабахского конфликта, но впоследствии претворить в жизнь эти планы оказалось невозможным", - заявил политолог Расим Мусабеков. Мусабеков отметил, что соображения о приближении сторон к решению данного вопроса озвучивает не только глава МИД Армении, но и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. "Заявление Осканяна можно рассматривать только как факт того, что встречи организовываются не просто так, обсуждая моменты, в которых стороны придерживаются общего взгляда, министры работают над документом, продвигая процесс вперед", - заметил политолог. "Каждый раз нам доводилось убедиться, что это лишь уловки Армении. Поэтому насколько заявление Осканяна отражает действительность и готовность Армении к разрешению конфликта, покажет время", - сказал представитель политического совета правящей партии "Ени Азербайджан", депутат Айдын Мирзазаде. Политолог Зардушт Ализаде считает, что стороны далеки от разрешения конфликта. По его словам, Азербайджан и Армения имеют различные взгляды на решение этой проблемы. "Если учесть нынешние взгляды сторон, то разрешение конфликта невозможно. После разрешения конфликта можно достичь согласия в вопросе урегулирования отношений между сторонами. Однако достичь согласия касательно статуса Нагорного Карабаха невозможно. Азербайджан исключает возможность предоставления Нагорному Карабаху независимости, а армяне - возвращения захваченных территорий в состав Азербайджана. Невозможно согласовать два противоположных друг другу вопроса", - заметил Ализаде.

"Мы должны иметь ясное представление о том, каким будет отношение к вопросу о статусе Нагорного Карабаха. Это центральный элемент договора. Мы говорим о референдуме, о самоопределении жителей Нагорного Карабаха. Все остальное второстепенно, календарный план преобразований может выглядеть по-разному". Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, заявил в интервью австрийской газете Der Standart министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Он отметил, что правом голоса на референдуме будут обладать все люди, которые жили в Нагорном Карабахе до начала конфликта. Вопрос, по его словам, заключается в том, должны ли они для голосования снова вернуться в Карабах, и эта проблема входит в число тех, к которым можно вернуться позже. Осканян подчеркнул, что подвешенное состояние карабахского конфликта с внутриполитической точки зрения никому не выгодно - ни действующему президенту, ни премьер-министру. "Нерешенность этого конфликта не идет никому на пользу. Мы хотим скорейшего решения, но решения справедливого и устраивающего население Нагорного Карабаха", - заявил глава МИД РА. Он отметил, что вопрос Лачинского коридора не обсуждается. "Коридор - это гарантия свободного и беспрепятственного сообщения между Арменией и Нагорным Карабахом. Но он должен рассматриваться как часть Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона недавно пыталась протолкнуть идею его общего использования. Но предметом переговоров это никогда не было. Международные посредники тоже сразу отвергли эту новую идею", - подчеркнул Осканян. Глава внешнеполитического ведомства Армении напомнил, что бывший президент Армении Левон Тер-Петросян был вынужден уйти в отставку, так как добивался постепенного решения карабахского конфликта. "Он был готов вернуть территории, которые сейчас контролирует Армения, но без четкого определения будущего статуса Нагорного Карабаха. Для общественности в Армении это было неприемлемо. Сегодняшнее отличие состоит в том, что все спорные аспекты являются составной частью договора, даже если его реализация будет осуществляться поэтапно", - сказал Вардан Осканян.

Встреча министров и ее итоги

18 апреля в Белграде состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардан Осканяна и Эльмара Мамедъярова. Встреча прошла при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Как сообщили "Де-Факто" в пресс-службе МИД РА, в ходе переговоров стороны сосредоточили внимание на несогласованных вопросах соглашения об основных принципах урегулирования карабахского конфликта. В этой связи сопредседатели МГ ОБСЕ предложили свои идеи для обсуждения. По итогам встречи была достигнута договоренность о визите сопредседателей Минской группы в регион, в ходе которой посредники ознакомятся с позициями сторон и обсудят возможность организации очередной встречи президентов Армении и Азербайджана.

Белградскую встречу глав МИД Армении и Азербайджана министр иностранных дел Армении Вардан Осканян расценил как нормальную по сравнению с предыдущими, сообщает "Ноян Тапан". "После женевской встречи я сказал, что было достаточно тяжело. Эта была нормальной, не было напряженности, - заявил Осканян в интервью радио "Свобода" и добавил: - Мы сконцентрировались на тех вопросах, которые до сих пор не согласованы, однако ничего нового не сглажено". Осканян также сообщил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ решили посетить регион и непосредственно у президентов попытаться выяснить позиции сторон относительно своих предложений. Они также попытаются согласовать место и дату следующей встречи президентов.

Подавляющая часть принципов, отраженных в лежащем на столе переговоров документе, согласована. Об этом на пресс-конференции 20 апреля заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, комментируя вопрос о том, можно ли сказать, что стороны так же близки к решению нагорно-карабахского конфликта, как это было в Рамбуйе. Как передает ИА REGNUM, по словам министра, его заявления о том, что стороны никогда так не были близки к решению конфликта, как сегодня, необходимо рассматривать в сравнении. "Если мы проведем параллели между нынешним документом и предшествующими, то стоит заметить, что нынешний документ более реальный, поскольку существует правильный баланс между различными принципами. Я об этом заявил в ОБСЕ, основываясь на процессе переговоров, содержании документа, а не с точки зрения пожеланий сторон", - отметил Осканян. Безусловно, заметил он, есть некоторые вопросы, по которым стороны не достигли согласия и по которым в Белграде были проведены серьезные переговоры и представлены предложения сопредседателей. "Когда существуют спорные вопросы, это означает, что эти вопросы обсуждались в ходе переговоров и стороны выражали свои позиции. Сопредседатели, слушая все это и будучи знакомыми с позициями сторон, попытались представить предложения по некоторым вопросам. Иногда бывают случаи, когда я или глава МИД Азербайджана заявляем о невозможности их представления главам государств. В этот раз представленные сопредседателями предложения можно было представить на рассмотрение президентов", - заметил Осканян. По словам главы МИД Армении, в настоящее время "необходимо подождать оценок президентов двух стран относительно представленных сопредседателями предложений, после чего станет ясно - мы движемся вперед или нет". Осканян также сообщил, что договоренности о следующей встрече достигнуто не было. "По всей вероятности, до начала парламентских выборов [в Армении. - прим. ИА REGNUM] сопредседатели встретятся с министрами, после парламентских выборов они посетят регион с целью более детального обсуждения и подготовки встречи президентов", - заключил министр.

В ходе состоявшейся встречи в Белграде министров иностранных дел Азербайджана и Армении были обсуждены основные принципы урегулирования карабахского конфликта. Переговоры проходили в рамках "пражского процесса". Сопредседатели Минской группы выдвинули свои предложения по двум из восьми компонентов урегулирования, чтобы "сблизить позиции сторон", сообщил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. Он сообщил также, что сопредседатели посетят регион конфликта после парламентских выборов в Армении. По словам Ибрагима, переговоры Эльмара Мамедъярова с Варданом Осканяном при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ длились около пяти часов. ("Туран").

По сообщению Day.Az, азербайджанская Организация освобождения Карабаха (ООК) распространила заявление в связи с итогами встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Белграде. В пресс-службе ООК сообщили, что в заявлении осуждается высказывание главы МИД Армении Вардана Осканяна по поводу переговоров: "До сих пор Азербайджан ничего не достиг на переговорах, проводимых при посредничестве Минской группы ОБСЕ. Вернее, для восстановления справедливости на переговорах не предпринято никаких шагов. То есть Вардан Осканян сказал правду". "Азербайджан должен отказаться от переговоров, служащих интересам Армении. В противном случае любой согласованный документ не будет принят общественностью Азербайджана", - сказано в заявлении.

Несостоявшееся заседание подкомитета ПАСЕ

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", назначенное на 17 апреля в Страсбурге заседание подкомитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху не состоялось. Причиной, пишет газета, стала неявка армянской делегации. В беседе с азербайджанскими журналистами глава подкомитета Рассел Джонстон сказал, что причина отсутствия армянских депутатов ему неизвестна. Член парламентской делегации Азербайджана Гюльтекин Гаджиева в беседе с "Зеркалом" подтвердила информацию, сказав, что в заседании подкомитета планировали принять участие все заинтересованные стороны: председатели комитетов, содокладчики по Азербайджану и другие. "В зал заседаний пришли все участники обсуждений, кроме представителей Армении. Данный шаг армянской делегации руководством ПАСЕ был оценен как "деструктивный подход", попытка нарушить сотрудничество. Безусловно, данный шаг будет серьезным ударом по позициям Армении в Совете Европы. Рассел Джонстон открыто выразил недовольство. И думаю, что ПАСЕ продемонстрирует адекватную реакцию Армении", - сказала Гаджиева.

Как сообщает агентство "А1 плюс", комментируя радио "Свобода" отказ делегация Армении принимать участие в заседании подкомитета ПАСЕ по Нагорному Карабаху, руководитель армянской делегации в ПАСЕ, председатель Национального Собрания (НС) РА Тигран Торосян сказал: "Эти заседания должны иметь смысл. Пустые и бесплодные встречи не могут быть полезными, и мы не можем прикидываться, что якобы встречаемся". "Думаю, именно таким должен был быть ответ на то, что Азербайджан во время предыдущего заседания мониторинговой комиссии, воспользовавшись отсутствием, из-за смерти премьер-министра Андраника Маргаряна, армянской делегации, ввел людей в заблуждение и, с целью самообмана, предложил внести определенные выражения в резолюцию по исполнению своих обязательств, - заявил председатель НС. - Это со всей очевидностью показывает, что азербайджанцы не только не в состоянии придерживаться элементарных правил морали, но и не готовы к какому-либо диалогу или сотрудничеству по какому-либо вопросу". Комментируя "незнание" Рассела Джонстона и заявление руководителя азербайджанской делегации Самеда Сеидова о том, что отсутствие армян является "показателем политической слабости", председатель Национального Собрания Армении ответил: "Думаю, что нет никакой необходимости комментировать глупости Самеда Сеидова. Второе: председатель подкомитета должен был знать, почему мы не участвовали, поскольку мы были еще в Ереване, когда нас спросили об участии в заседании, и мы ответили, что не считаем возможным принимать участие в этом заседании. А почему секретарь не уведомил лорда Рассела Джонстона - это их вопрос, пусть выясняют".

Косово и Карабах

Как сообщает PanARMENIAN.Net, Совет Безопасности ООН одобрил инициативу России направить миссию в Косово и Белград перед тем, как продолжить консультации по определению статуса края Косово. Первой остановкой представителей Совета Безопасности станет Брюссель, где послов примет высшее руководство НАТО. Миссия даст СБ ООН еще одну возможность для выяснения ситуации на местах и принятия объективного решения по представленному плану Ахтисаари. По словам постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина, в регионе нужно еще раз выяснить реальную ситуацию, чтобы найти компромисс между сербами и албанцами. "Направление миссии не значит, что мы выражаем недоверие Ахтисаари, который является давним другом российской дипломатии. Но нужно заполнить многие пустующие клетки этого кроссворда. Возможно, вопрос о статусе Косово - самый сложный для СБ ООН за последнее десятилетие", - отметил российский дипломат.

Вопрос урегулирования косовского конфликта и признание независимости края Косово является политическим, а не юридическим. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил политолог Александр Искандарян. По его словам, он стоит очень остро и серьезно, особенно для Европы, - намного серьезнее, чем проблема Нагорного Карабаха. "В Косово 2 миллиона албанцев, беженцы из края живут в Европе, и это уже для европейцев является головной болью. Потом не надо забывать, что у Сербии с Европой достаточно сложные отношения и надо что-то делать". Искандарян также заметил, что, с другой стороны, опыт показывает, что напрямую ни одно решение конфликта не оказывает воздействия на другой. "Но опосредованное воздействие есть. В любом случае, если Косово получит независимость, то у Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья появятся лишние козыри", - подчеркнул он. Вместе с тем армянский политолог считает, что в настоящее время происходит размывание международного права. "Понятное дело, что признание независимости может растянуться во времени, но если политически оно состоится, то юридическое оформление приведет к изменениям в международном праве", - сказал Искандарян. Агентство напоминает, что заместитель госсекретаря США Николас Бернс заявил, что "Соединенные Штаты планируют совместно с другими странами внести на рассмотрение ООН резолюцию, разрешающую временному правительству Косово провозгласить независимость. Мы считаем, что после принятия этой резолюции... косовские лидеры провозгласят свою независимость. А затем Соединенные Штаты и другие страны признают эту независимость. В ближайшие недели и месяцы мы должны действовать быстро, чтобы довести дело до конца и помочь привести Косово к независимости".

Как сообщает газета "Республика Армения", выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене, глава МИД Армении Вардан Осканян, представляя позицию своей страны по проблеме Косово, отметил: "Независимо от того, насколько выгодным может быть для нас решение этой проблемы, мы уверены, что каждый конфликт, его развитие и условия уникальны. Мы не ставим перед собой задачи выразить нашу позицию в вопросе прецедентов, представляющих ограниченную ценность". Министр выразил недоумение тем обстоятельством, что страны, не приемлющие принципа "одно решение для всех", связывают воедино четыре "замороженных" конфликта на территории бывшего СССР. "Более того, выступая против прецедентов, страны ГУАМ пытаются предопределить исход других конфликтов, особенно нашего конфликта, создавая путем принятия резолюций и иных действий механизмы, препятствующие прогрессу нашего переговорного процесса", - сказал Осканян. "Международное сообщество должно со всей строгостью отнестись к подобного рода лживым усилиям. Процесс самоопределения, увенчавшийся успехом для Косово, не должен означать искусственного провала всех других процессов самоопределения", - отметил министр.

Бакинская газета "Зеркало" считает, что Армения "оказалась в очень щекотливом положении в связи с ситуацией определения статуса вокруг Косово". С одной стороны, отмечает газета, позиция США по предоставлению независимости Косово полностью отвечает интересам Армении. Но, с другой стороны, Армения не может выступить против России, которая в данном вопросе поддерживает позицию Сербии. Согласно газете, 19 апреля в Белграде министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил негативное отношение Москвы к плану Ахтисаари, назвав его "навязываемым" решением проблемы Косово. По словам главы внешнеполитического ведомства РФ, план Ахтисаари является абсолютно неприемлемым. На встрече с президентом Сербии Борисом Тадичем глава МИД РФ заявил о необходимости продолжить переговоры о будущем статусе Косово, подчеркнув целесообразность отправки в регион специальной миссии Совета Безопасности ООН, члены которой должны на месте исследовать внутриполитическую ситуацию в Косово и затем представить отчет в Нью-Йорке, сообщает информационное агентство FoNet. Одним словом, заключает газета, Армения, по сути, оказалась между двух огней, что признается и в Ереване. Отмечая высказанную министром иностранных дел РА Варданом Осканяном озабоченность Армении в связи с инициативой государств ГУАМ об обсуждении на сессии Генассамблеи ООН вопроса "о замороженных конфликтах", газета пишет: "При этом Армения прекрасно осознает, что в данном вопросе она не может рассчитывать не только на поддержку Запада, но даже России. По сути, резолюция, принятая в ООН, предопределит правовые рамки урегулирования всех конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе армяно-азербайджанского".

Как сообщает "АрмИнфо", группа российских политологов начинает сбор данных для создания политического атласа непризнанных государств. Об этом сообщил почетный президент Российской академии политических наук, заведующий кафедрой сравнительной политологии МГИМО Михаил Ильин на презентации исследовательского проекта "Политический атлас современности" в ереванском Государственном лингвистическом университете имени Брюсова. Сбор данных российские специалисты начинают с поездки в Нагорный Карабах. Затем последуют поездки в Приднестровье, Иракский Курдистан, Северный Кипр, возможно, Косово. Планируется, что на создание базы данных уйдет три года, однако уже с 2008-го специалисты намерены приступить к обработке информации. Как сообщил в беседе с журналистами Ильин, часть документов доступна "издали", такие документы размещены на сайтах различных госучреждений. "Но мы хотим это дополнить проведением интервью, выяснением того, как эти нормативные документы воспринимают разные слои населения, не только официальные лица. Самое главное - это не только собрать данные сейчас, но и договориться с нашими коллегами о том, чтобы в дальнейшем мы могли обновлять данные", - отметил Ильин. Отвечая на вопрос о том, какое прикладное значение имеет подобный анализ с точки зрения признания непризнанных государств, российский политолог отметил, что данный вопрос не входит в число задач исследовательской группы. "Мы выясняем, как сотрудничают между собой страны, насколько на этих территориях присутствуют признаки государственности, насколько эти институты работают. Дальше задача политиков - формулировать какие-то конкретные политические предложения", - считает он. Высказывая собственное мнение по гипотетическому вопросу о возможности признания непризнанных государств, политолог отметил, что более эффективным был бы поиск каких-то промежуточных статусов. "Мне кажется, что статус признанный-непризнанный является слишком жестким разделением, что для ООН, особенно в условиях реформирования организации, вполне было бы оправданным появление более мягких статусов", - отметил Ильин.

Ошибка Госдепа США

США изменили свою позицию по Нагорному Карабаху. Такое заявление, сообщает "Новости-Армения", сделал в Ереване заведующий кафедрой теоретической философии и логики Ереванского государственного университета, эксперт по карабахской проблеме Александр Манасян. "В 1989 году США озвучили в заявлении Госдепа свою официальную позицию, заключающуюся буквально в том, что судьба Нагорного Карабаха должна находиться в руках его народа, в свое время это вызвало большой резонанс, в том числе и в Азербайджане", - отметил Манасян. По его словам, сообщает агентство, сегодня те же самые США говорят о принципе территориальной целостности Азербайджана, и в своем ежегодном докладе тот же самый Госдеп именует Нагорный Карабах и территории вокруг него "оккупированными". "В этой связи возникает вопрос - почему руководство Соединенных Штатов, столь приверженное демократическим принципам, так резко изменило свою позицию? Вопрос, который, на мой взгляд, следовало бы МИДу Армении задать тому же Госдепу США, а не искать "опечатков" в его докладе", - резюмировал эксперт.

Как сообщает ИА "Де-Факто", Госдепартамент США пересмотрел ошибочное заявление в докладе по правам человека. В разделе, посвященном Армении, говорилось: "Армения продолжает оккупировать азербайджанскую территорию Нагорного Карабаха и семь прилегающих азербайджанских регионов", сообщает Армянский национальный комитет Америки (АНКА). Согласно агентству, исправленный вариант, опубликованный на этой неделе, был размещен на веб-сайте департамента. Согласно новому тексту, "армянские силы занимают большую часть азербайджанской территории, прилегающей к Нагорному Карабаху. Официальные лица Армении утверждают, что они не "оккупировали" сам Нагорный Карабах". Изменения должны быть также внесены в раздел, посвященный Азербайджану. "Мы учитываем, что Государственный департамент ответил на наше заявление о том, что неправильная характеристика статуса Нагорного Карабаха может нанести ущерб США как беспристрастному сопредседателю Минской группы ОБСЕ", - заявил исполнительный директор АНКА Арам Ампарян. "Мы остаемся заинтересованными в том, чтобы текст был уточнен, так как исправленный вариант все еще неточно описывает ситуацию. Мы также обеспокоены тем, что в разделе об Азербайджане есть неверные утверждения, что делает текст непоследовательным, даже после пересмотра раздела об Армении", - добавил он. Как отмечает агентство, 3 апреля председатель АНКА Кен Хачикян направил письмо госсекретарю США Кондолизе Райс. В письме, в частности, отмечается, что "подобные утверждения основательно искажают действительность в регионе, противоречат предыдущим докладам о правах человека, подготовленным Госдепартаментом США, и подрывают доверие к США как к беспристрастному сопредседателю Минской группы ОБСЕ".

Посольство Азербайджана в Вашингтоне готовится представить ноту Государственному департаменту США в связи с изменениями, внесенными в доклад Госдепа по вопросу территориальной целостности Азербайджана, а именно "оккупированных Арменией азербайджанских территорий". Об этом "Новости-Азербайджан" заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Такие действия США не являются последовательными и не носят объективный характер, так как сделаны под давлением заинтересованной стороны. Это в определенной степени ставит под сомнение роль как бы честного брокера со стороны США, так как они после давления со стороны меняют свою позицию, и поэтому мы хотели бы, чтобы Соединенные Штаты Америки более последовательно проводили свою политику в этом отношении. С другой стороны, мы знаем, что и до этого самые высокопоставленные руководители США выражали в различной форме полную поддержку территориальной целостности Азербайджана, включая Нагорный Карабах. Мы хотели бы надеяться, что и после этого эта позиция сохранится", - подчеркнул он. "По поводу изменения в тексте министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров говорил с послом США в Баку Энн Дерси, и наш посол в Америке Яшар Алиев представит ноту Госдепу США", - отметил Ибрагим.

Президентские выборы в Карабахе

С 20 апреля по 5 мая в Нагорном Карабахе состоится выдвижение кандидатов в президенты республики. По словам председателя Центральной избирательной комиссии НК Сергея Насибяна, уже утвержден график основных мероприятий по подготовке и проведению выборов, назначенных на 19 июля. С 20 апреля по 5 мая ЦИК будет также принимать документы инициативных групп по выдвижению кандидатов. Порядок проверки списков инициативных групп, а также проведения жеребьевки уже утвержден. ("Республика Армения").

Всякие односторонние действия, включая так называемые выборы в Нагорном Карабахе, предрешающие статус региона, не могут создать благоприятные условия для урегулирования конфликта. Напротив, они усложняют переговорный процесс. Об этом 18 апреля на заседании сессии ПАСЕ в Страсбурге заявил председатель комитета министров СЕ, глава МИД Сан-Марино Фиоренцо Столфи, отвечая на запрос азербайджанского депутата Ганиры Пашаевой. Столфи напомнил, что комитет министров СЕ уже делал подобное заявление в связи с проведением в Нагорном Карабахе конституционного референдума в декабре прошлого года. ("Туран").

Непризнание европейскими структурами итогов электоральных процессов в Нагорном Карабахе - следствие негибкой позиции. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил спикер парламента Армении, глава армянской делегации в ПАСЕ Тигран Торосян. По его словам, к сожалению, европейские структуры всегда не признавали выборы в Нагорном Карабахе, не признали и референдум по Конституции. "Этот шаг не соответствует основным принципам демократии, поскольку, в частности, референдум показывал, какой жизнью предпочитает жить народ Нагорного Карабаха, и это должно было быть оценено, поскольку принятый Основной закон ничем не уступал конституциям многих европейских стран", - заметил Торосян. Он подчеркнул, что, наоборот, итоги выборов в Нагорном Карабахе должны быть признаны, а с избранными представителями Нагорного Карабаха должно проводиться активное сотрудничество. В конечном итоге, избираются президент и парламент, которые должны представлять интересы народа Нагорного Карабаха, заметил он. "В противном случае создается бессмысленная ситуация, когда не ясно, с кем, в конченом итоге, должны вести диалог тот же Азербайджан и европейские структуры, словом, все те, у кого есть желание урегулировать конфликт", - заключил Торосян.

В Центральную избирательную комиссию Нагорного Карабаха поступило два заявления о регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты НК на предстоящих 19 июля выборах. Как сообщил "Де-Факто" председатель ЦИК НК Сергей Насибян, в соответствии с Избирательным кодексом республики обе инициативные группы представили также свои решения о выдвижении кандидатов в президенты. Одна инициативная группа решила выдвинуть кандидатом в президенты директора Службы национальной безопасности НК Бако Саакяна, другая - преподавателя Арцахского государственного университета Ваника Аванесяна. По словам Насибяна, в течение двух дней ЦИК проверит точность списков членов инициативных групп, а в течение трех дней решит вопрос о регистрации инициативных групп.

На вопросы степанакертской газеты "Азат Арцах" ответил начальник Службы национальной безопасности Нагорного Карабаха Бако Саакян:

"Господин Саакян, по результатам проводившихся у нас несколько месяцев подряд социологических опросов и опросов общественного мнения в рейтинге вероятных кандидатов на пост президента НКР ваше имя постоянно занимает первую строчку. Как вы относитесь к этому?

Я рад, что в нашей стране идет становление института общественного мнения. Что же касается вероятных кандидатов на пост президента республики, то, полагаю, вопрос этот нуждается в более серьезном обсуждении.

Что вы имеете в виду?

Это весьма ответственное решение для каждого человека, осознающего, что должность президента - скорее колоссальная ответственность за судьбы людей и государства, чем политическое преимущество. Я осознаю это и как гражданин, и как должностное лицо, поэтому не мог раньше времени выразить свои подходы.

А сегодня?

В последнее время мы часто общались с лидерами влиятельных партий и общественных организаций. С предложением о сотрудничестве ко мне обратились представители интеллигенции и молодежи, ветераны труда, Великой Отечественной и арцахской войн. Во время этих встреч я почувствовал искреннюю поддержку и уже могу сказать, что велика вероятность выдвижения моей кандидатуры на пост президента. И если в установленный законом срок я заявлю о своем выдвижении, то это будет осознанным решением - с точки зрения той огромной ответственности, которую я приму в случае моего избрания на эту высокую должность.

То есть можно предположить, что вы уже имеете договоренность с политическими силами в вопросе выдвижения кандидатом в президенты НКР?

Я уже сказал, что для этого есть установленные законом сроки. Сегодня речь идет только о консультациях. Более того, если я приму окончательное решение, то отдам предпочтение варианту выдвижения в порядке гражданской инициативы, чтобы не обидеть какую-либо из партий, к которым я отношусь с уважением и необходимость в поддержке которых, несомненно, буду иметь". ("Азат Арцах").