Сегодня начался первый визит Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова в Москву. На вопросы корреспондента ИА REGNUM отвечает Камилжан Каландаров, этнический туркмен, бывший, туркменский дипломат, Первый секретарь Посольства Туркменистана в РФ, а ныне российский политик, Председатель подкомиссии по национальным вопросам Общественной Палаты РФ, лидер Общероссийского движения национальной элиты "Наша Россия" Камилжаном Каландаровым.

ИА REGNUM: Камилжан Хамутович, обычно официальные визиты первых лиц государств, тем более новоизбранных, принято именовать " торжественным и знаменательным событием". Думается, что эти слова вполне можно отнести и к начинающемуся визиту президента Туркменистана в Россию?

Да, это так, но говорить только об официально-протокольной значимости этого события, значит ничего не сказать о его реальной значимости, которая гораздо многограннее. Обратите внимание - за три с небольшим месяца пребывания у власти нового главы Туркменистана это уже третья российско-туркменская встреча на высоком уровне. Ранее Ашгабат посетили глава правительства Михаил Фрадков и руководитель российской дипломатии Сергей Лавров. То, что Туркменистан посетили именно представители российской исполнительной власти свидетельство того, что в фокусе российско-туркменских отношений в настоящий момент находятся именно практические аспекты сотрудничества. Кстати, для президента Гурбангулы Бердымухаммедова - это второй зарубежный визит за время избрания его на высший пост в стране. Первый состоялся в Саудовскую Аравию и был в первую очередь связан с традиционным для нашего народа обрядом умры- малого паломничества к святыням ислама.

ИА REGNUM: Существует мнение, что такая активность Москвы на туркменском направлении обусловлена стремлением нашей страны, в полном объеме обеспечить импорт туркменского газа с целью его реэкспорта. Предыдущий лидер, Сапармурат Ниязов, своей персоной как бы гарантировал выполнение этих обязательств, но сегодня официальная Москва и "Газпром" опасаются, что новое туркменское руководство диверсифицирует направление своего газового экспорта и вообще экономического сотрудничества с России на другие страны?

Подобное мнение я бы назвал узким и необъективным. Во-первых, в первые дни своей работы новый туркменский лидер подтвердил верность всем соглашениям прежде всего экономического характера, которые существуют между его страной и Россией. Во-вторых, стремление к диверсификации внешнеэкономических связей существует в Туркмении, как и в любой независимой стране, достаточно давно. Еще при прежнем руководстве были заключены соглашения о поставках туркменского газа в КНР, разрабатывался проект газопровода через Иран или Афганистан в Индию и Пакистан, а также экспорта голубого топлива в Западную Европу. Но деловая и политическая элита Туркмении прекрасно отдает себе отчет, что отношения с Россией во многом уникальны и незаменимы. Они наработаны в течение многих десятилетий, в том числе и за время сосуществования в рамках СССР. В то время как остальные направления внешнеэкономической деятельности - это в значительной степени пока проекты, для реализации которых нужно время. Кроме того, на пути этой реализации имеются и серьезные риски, которые отсутствуют на "проторенном" пути из Туркмении в Россию. Кстати, характерно, что и многие представители западных стран, в том числе и США указывают на то, что они не хотели бы, чтобы их отношения с Ашгабатом в какой-либо мере задели интересы России в этой стране. Кроме того, скажу откровенно, туркменский народ прекрасно понимает, что даже если Запад придет к нам с очень большими деньгами, то эти самые деньги будут работать отнюдь не на туркменский народ, а на эксплуатацию национальных богатств нашей страны в узкокорыстных интересах западных предпринимателей. Тому пример - некоторые соседние страны. В то же время отношения Туркмении и России - это отношения именно двух народов, на взаимовыгодной и равноправной основе.

ИА REGNUM: Значит направленность нынешней российско-туркменской дипломатической активности - назад в СССР?

Есть общечеловеческая мудрость - в одну реку нельзя войти дважды, а время вспять не повернуть. Вывести российско-туркменские отношения на новый, необходимый уровень - вот что лежит в основе нынешней дипломатической активности и формирующихся отношений между двумя странами, а вовсе не горячечное соперничество за маршруты голубого топлива.

Не секрет, что в последние десятилетия слишком много времени уделялось" трубе" в ущерб другим секторам экономики. Поэтому сегодня индустрия страны, говоря просто, стоит. Ее всесторонний подъем и развитие - залог развития и туркменского общества в целом. Ни одна страна, кроме России не может нам эффективно помочь в этом деле хотя бы по одной простой причине - вся эта индустрия была создана во времена СССР и в основном с помощью российских ресурсов.

Мы уже говорили о том, что наши страны связывает не только географическая и политическая близость, но и дружба народов, связи на уровне гражданского общества. Хотя в Туркменистане проживает по официальным данным около 7% русских, с русским языком, культурой, наукой связана жизнь и деятельность большинства туркмен. Многие из них, образно выражаясь, все они могут сказать о себе словами поэта:" Не русский я, но россиянин". Ведь все то, что можно назвать нынешним научным, техническим и культурным потенциалом Туркменистана, также наработанным в годы СССР, нельзя дальше развивать иначе как с помощью России. Причем эти задачи должны решать не только и не столько политики, сколько представители гражданского общества - общественные, религиозные деятели, люди науки и культуры.

В настоящий момент, уже сформулированы первоочередные задачи деятельности в этом направлении. Я очень надеюсь, что в перспективе будут реализованы следующие лоббируемые нами проекты: это - создание в будущем в Туркменистане российско-туркменского (славянского) университета и научного центра, призванных быть учреждениями самого современного уровня, развитие русскоязычного среднего образования. Разумеется, в практическую плоскость должен быть поставлен вопрос об использовании российского научного и технологического потенциала в освоении природных богатств Туркменистана и диверсификации его экономики. Стоит подумать о восстановлении двойного российско-туркменского гражданства, целесообразности визового режима между нашими странами, являющегося серьезной помехой для деловых и гуманитарных контактов.

ИА REGNUM: Но, как известно, Туркменистан провозгласил нейтралитет, а в последние годы представляет собой весьма закрытое общество. Как с этим могут сочетаться активные, прежде всего, гуманитарные контакты?

Реальная жизнь, реальная политика всегда предполагает возможность неких крайностей, шагов, которые, как впоследствии оказывается, не совсем себя оправдывает. Нейтралитет в мировой практике предполагает прежде всего не участие в военно-политических блоках. Но он отнюдь не означает отказа от экономического, гуманитарного, регионального международного сотрудничества. Кроме того, в последнее время стало ясно, что Туркмении никак не обойтись без международного сотрудничества с Россией, соседними странами, региональными организациями в вопросах представляющих огромную значимость. Например в борьбе с наркотраффиком, сегодня признанной одной из главных угроз внутренней безопасности туркменского общества. Нужно также учитывать, что Туркмения находится в непосредственной географической близости от регионов. являющихся средоточием политического исламистского экстремизма и терроризма. Пока Туркменистан, наряду с Казахстаном все эти годы показал себя как страна, где политический исламизм никак себя не проявил.

ИА REGNUM: Все эти вопросы будут обсуждаться во время московского визита туркменского президента?

Да, повестка дня весьма насыщена и многообразна. Кроме того, во время визита будет организована пресс-конференция представителей деловых и общественных кругов России, а также представительный круглый стол на тему. "Россия и Туркмения: вместе в меняющемся мире", организуемого Подкомиссией по национальным вопросам Общественной палатой РФ и Общероссийским общественным движением " Наша Россия". Я убежден, что российско-туркменские отношения должны изначально стать делом не только большой политики, но и гражданского общества. В этом залог их активного и поступательного развития на перспективу.

Беседовал Валерий Емельянов