"Архангельская область - вне игры": обзор СМИ региона

Архангельск, 22 апреля 2007, 23:40 — REGNUM  

Обзор прессы Архангельской области с 16 по 22 апреля

Политика

С 1 января 2008 года в Архангельской области игровым автоматам не место. Такое решение приняли на очередной сессии депутаты областного Собрания. "Архангельск" пишет, что ко второму чтению закон оброс многочисленными поправками и рассказывает о некоторых из них. "Так, депутат Алексей Верещагин добивался исключения из законопроекта казино, поскольку, в отличие от игровых залов и одиноко стоящих "одноруких бандитов", в эти респектабельные заведения граждане со скромным достатком не захаживают. Постоянные клиенты там - "солидные дяди", в основном, приезжие. Его аргументы парировал Александр Дятлов, возглавляющий совет по делам молодежи при облсобрании: в сих злачных местах нередко можно встретить молодых людей студенческого возраста, проигрывающих свои стипендии и родительскую "матпомощь", залезающих в долги. Сторонники смягчающих поправок, как обычно, ссылались на выпадающие доходы бюджета, в основном за счет упразднения казино. Автор закона пошел им навстречу только в одном пункте: запрет азартных игр вступит в силу не с 1 июля сего года, как предполагалось ранее, а с 1 января будущего".

"Российская газета" рассказывает, что правительственный час этой сессии был посвящен лесопромышленному комплексу. "Из 35 предприятий отрасли, находящихся сейчас в разных процедурах банкротства, 32 - лесозаготовительные. По словам заместителя главы администрации Архангельской области по природным ресурсам и экологии Александра Давитиашвили, лесозаготовка в регионе находится в плачевном состоянии. Здесь убытки давно стали нормой, только в результате банкротств леспромхозов потери бюджетов разных уровней составляют 1,2 миллиарда рублей. Производство деловой древесины за 2006 год составило всего девять миллионов кубометров - это вдвое меньше, чем в 1990 м. Причин тому много, но главная - отсутствие лесных дорог. Лесозаготовки все дальше уходят от основных транспортных артерий. Встает вопрос об их экономической целесообразности в отдаленных лесных массивах. В итоге прибыль сегодня приносит только целлюлозно-бумажная промышленности, здесь продолжают расти объемы производства бумаги и картона. Но одной из ключевых проблем остается снабжение перерабатывающих комбинатов сырьем".

"Архангельск" также приводит слова Александра Давитиашвили о вывозке кругляка за пределы области. Он пообещал таким лесозаготовителям проблемы. "Высоту каждого пенька будем замерять", - пригрозил он. В общем, или создавайте свою перерабатывающую базу, или снабжайте сырьем наши лесопильные предприятия".

"Правда Севера" главным итогом сессии считает принятые во втором чтении законы "О распоряжении земельными участками, собственность на которые не разграничена" и "О внесении изменений в программу развития Архангельска как областного центра". "Обладминистрация внесла в оба законопроекта в общей сложности более 25 поправок, с большинством из которых народные избранники согласились, отклонив все поправки, внесенные мэрией столицы региона. Вот как прокомментировал эти события губернатор Николай Киселев: "Начинаем в городе весенние работы, а современная техника отсутствует, с большим трудом делаем два метра дороги. Мы должны стимулировать наших дорожников к приобретению техники и повышению качества ремонта. Мы не настолько богаты, чтобы тратить деньги на дороги, которые через год-два превращаются в сплошные ямы. Хватит гнать халтуру". Вот на это и направлены изменения, внесенные администрацией области в закон о развитии Архангельска как областного центра. Городские чиновники не хотят отдавать дороги в руки профессионалов, все время цепляются за свои "права", ими же придуманные. То же самое и с "земельным вопросом". Распределение земли в Архангельске, особенно в центре, должно быть понятным и прозрачным. Все деньги от участков, переданных под застройку, должны поступать в городскую казну".

Экономика

На минувшей неделе на северодвинском Севмашпредприятии состоялось сразу два важнейших события: вывод из цеха новой сверхсовременной подлодки и закладка плавучего энергоблока атомной электростанции малой мощности. Мимо такого события не могли пройти большинство региональных газет.

"Северный рабочий" рассказывает об истории строительства. "Юрия Долгорукого заложили в 1996 году. Под благословение присутствовавших на церемонии Юрия Лужкова и тогдашнего главы президентской администрации Анатолия Чубайса. Последний вызвал крики протеста рабочих, стоявших на стапелях: "Отдайте наши деньги!". После неудачи испытаний твердотопливной ракеты "Барк", запуск которой был осуществлен на полигоне "Ненокса", в 1997 крейсер, так сказать, перезаложили под новый вид вооружения". Газета подробно рассказывает, через какие непростые годы пришлось пройти северным кораблестроителям к сегодняшнему успеху. А заключает статью словами мэра Москвы Лужкова: "Пришло время серьезной созидательной работы".

"Архангельск" перечисляет, что на официальной части торжества побывали вице-премьер правительства России Сергей Иванов, руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко, генеральный директор концерна "Росэнергоатом" Сергей Обозов и мэр Москвы Юрий Лужков. "Волна", после рассказа о трудных годах судостроителей уточняет, что субмарина будет передана ВМФ в 2008 году. Не меньше строк газеты посвятили и закладке первой в мире плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов". "Волна" приводит слова министра обороны Сергея Иванова, который этот день назвал также историческим, поскольку он ознаменовывает начало строительства первой в мире плавучей атомной энергетической установки. Создание такой высокотехнологичной современной продукции означает, что Россия является сейчас единственной в мире страной, которая переносит самые передовые достижения науки и техники, касающиеся проблем энергообеспечения, в реальное промышленное производство. Подобные атомные мобильные энергоблоки пытаются разработать и в некоторых других государствах, но Россия в этом оказалась далеко впереди. Такая продукция остро необходима в России, заинтересовались ею и за рубежом. Все это открывает перед Севмашем прекрасные перспективы. "Применение таких станций очень важно для развития нашей северной области, где высоки затраты на получение традиционных тепла и электроэнергии, - отметил Николай Киселев. - Благодарю за то, что первому блоку присвоено имя нашего великого земляка, 300-летие которого будем отмечать в 2011 году. Атомная энергетика, которая стартовала на нашей земле полвека назад и позволила создать мощнейший подводный флот, сегодня дает нам возможность направлять в большое плавание и мирный атом".

"Север" пишет о строительстве дороги Мезень-Архангельск. "На протяжении января-марта ритм строительства главной трассы был очень высоким. Основные работы, которые ведет ООО "Севзапдорстрой", развернулись в районе Кимжи. Учитывая важность объекта, генподрядчик сосредоточил минувшей зимой на мезенском направлении почти все основные силы. В строительстве принимали участие порядка 100 человек, 22 новых 15-тонных самосвала "КамАЗ", автогрейдеры, дорожные катки, производительная погрузочная техника, бульдозеры... Всего до окончательного ввода дороги в эксплуатацию (а это должно произойти осенью 2008 года) строителям предстоит освоить примерно 500 миллионов рублей. И решению этой задачи в срок, по мнению руководителя Мезенского ДУ, уже ничего не должно помешать. Что же касается вопроса о возможности поездок на автотранспорте из Мезени в Архангельск и обратно по строящейся трассе уже нынешним летом, то Михаил Валерьевич ответил на него утвердительно. Единственная проблема, которая может возникнуть при этом, - маловодье в июле-августе на переправе через реку Мезень. Но в июне, сентябре она не должна помешать водителям машин. Дорожники со своей стороны никаких препятствий идущему транспорту чинить не будут. Им самим для завершения строительства интересно узнать, как выдержат дорога и переправа через Мезень летнее испытание".

"Заря" поднимает вопрос о необходимости возобновления молевого сплава на Пинеге. Молевой сплав запрещен двадцать лет назад. Люди в лесных поселках остались без работы, инфраструктура сгнила. Лесные массивы, отдалённые от перерабатывающих центров, не осваиваются, лес стареет, сохнет на корню. Доводы в пользу возобновления молевого сплава такие: "Верхнетоемский район богат лесом, а освоение лесных массивов сдерживается отсутствием лесных дорог. Надеяться, что в ближайшие сто лет в Верхнетоемском районе появятся лесные дороги круглогодового действия, не приходится. Усыхание коснулось и верхнетоемских лесов, необходимо срочно проводить сплошные санитарные рубки, чтобы ликвидировать очаг усыхания. Другого пути для транспортировки леса с верховьев Пинеги, кроме как по реке, нет. Да, прошлый аномальный год сорвал сплавную навигацию, но это не повод опускать руки и отказываться от плотового сплава. Во-вторых, никто пока не делал никаких расчётов, насколько эффективен молевой сплав. Я не веду речь о том, чтобы сразу возобновить сплав по всей Пинеге, с формировкой плотов в Усть-Пинеге и с дальнейшей их буксировкой в Архангельск. Полагаю, надо начать с малого - с проплава древесины с верховьев Пинеги до Карпогор, где установить передерживающую запань и перегружать лес на железную дорогу. В дальнейшем можно просчитать возможность сплава с верховьев Пинеги до посёлка Усть-Пинега, где формировать плоты или грузить лес плавкраном в баржи. В-третьих, появится возможность дать работу людям в населённых пунктах, расположенных на Пинеге"... газета приводит еще несколько доводов в пользу возрождения молевого сплава, и в заключении просит высказать свое мнение по этому вопросу профессионалов: рабочих, мастеров, техноруков, занимавшихся сплавом. "Только эти люди могут сказать: возможно ли на Пинеге возрождение молевого сплава, а если да - подсказать, где лучше ставить запани, где нужны реевые боны, где необходима обоновка или остолбовка".

Подписана схема газификации Коношского района. Как уточняет "Коношский курьер", пока газификация подписана без деревень тавреньгского куста. "Магистральная газопроводная ветка пойдет вдоль железной дороги. Первоначально в схему не предлагалось включать в газопроводную сеть также поселки Волошку и Вандыш, а в окончательной, что называется, редакции оба эти населенных пункта есть".

О плохих дорогах по всей России не писал только ленивый. А жители деревни Шипуновской решили не просить дядю построить им дорогу, а отремонтировать ее своими силами. Как пишет "Российская газета", "проблемами населенного пункта занялась сильная половина жителей. Обычно активистами общественного самоуправления являются женщины. Правда, члены ТОСа признают, что сподвигла их на общественную работу все-таки дама - председатель местного совета депутатов Екатерина Ильина. Свой проект в Шипуновской официально назвали "Дорога", но между собой именуют исключительно "Дорога жизни". Силами ТОСа планируется отремонтировать, а точнее, построить заново дорогу на улице Новоселов. Сейчас, особенно весной и осенью, по грязи не то что проехать - пройти невозможно. Шипуновцы волнуются: если что случится, ни "скорой", ни пожарным к домам не попасть. Строить дорогу члены ТОСа начнут летом - плиты уже запасли. Один из активистов, член совета Алексей Петров говорит, что длина дороги будет полтора километра при ширине пять метров. Проект рассчитан на два-три года. Стоимость первой очереди - 310 тысяч рублей. Летом "ТОСовцы" планируют на самом сложном участке положить бетонные плиты, сделать насыпь, чтобы вода не задерживалась. Кроме дороги активисты планируют провести в деревне уличное электрическое освещение и построить детскую площадку".

Из зала суда

Продолжается судебный процесс над бывшим губернатором Ненецкого АО Алексеем Бариновым. "Увидеть Алексея Баринова в "клетке" Октябрьского районного суда - зрелище не для слабонервных", - пишет "Волна". "Лично я, например, помню его "разделывающим под орех" своих подчиненных и раскатывающим по Нарьян-Мару на дорогом автомобиле, дающим клятву заботиться о жителях Ненецкого округа на инаугурации и т.д. После длительной отсидки в СИЗО круглощекий, более чем уверенный в себе крепыш без возраста превратился в усталого, много испытавшего 56-летнего человека. Версия обвинения такова. Пользуясь своим служебным положением (Сергей Горяев работал заместителем директора "АГД" по экономике, а Сергей Гаврилов - главным бухгалтером), эти люди во главе с Бариновым, заранее сговорившись, похищали имущество "Архангельскгеолдобычи" в виде квартир, векселей, а также денежные средства в крупных размерах". Газета подробно рассказывает, как, по версии следствия похищались деньги и риторически спрашивает у читателей: "если суд подтвердит предположения обвинения, то главный вопрос - как такое случилось? Почему успешный и талантливый руководитель занялся незаконными делами, скатился к криминалу? Следуя христианской мудрости порицать не человека, а порок, остается предположить, что произошло это по причине бесконтрольности и вседозволенности со стороны вышестоящих инстанций, что во времена нынешнего дикого капитализма не редкость".

Происшествия

"Кто не рискует, тот не пьет шампанского!" Эта поговорка не дает покоя многим предпринимателям. Вот и рискуют. Хотя пить потом приходится всего лишь мутную речную воду", - не без иронии пишет "Правда Севера". "В прошлое воскресенье, к примеру, такой рискованный бесшабашный рейс по льду Мезени закончился трагедией. Загруженный товарами, что называется, под завязку, ГТС-71 одного из предпринимателей решил проскочить реку по "дикой" ледовой переправе. В результате вездеход затонул, а все товары достались рыбам. Комментируя этот случай, начальник отделения ГИБДД по Мезенскому району Говядкин рассказал "Правде Севера", что безнаказанность нарушителей во многом объясняется отсутствием законодательной базы по ледовым переправам. Хотя сотрудники ГИБДД предпринимают много усилий, чтобы охладить пыл рисковых торговцев. К счастью, на этот раз обошлось без человеческих жертв".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.