Президент Литвы объявил о кризисе в стране (годовое послание президента Литвы). Противоречивые оценки президентского послания (обзор мнений политиков и политологов). Партия Паксаса окончательно пришла к власти в столице. "Правительство меньшинства" спасено: консерваторы помирились с соцдемами. Судьба "резервистов КГБ". Находится ли президент Литвы на стороне "иностранных секретных служб"? Интересы Вильнюса распространяются и дальше Южного Кавказа: визит литовской делегации в страны Средней Азии. Литва строит железный занавес белорусам? "Литва рекламирует себя как страну победителей". Оптимистов в Литве стало больше, чем пессимистов (опрос). Сейм опять разрешает курить в кафе. Литовцы массово сдают оружие (статистика). Бедняками себя считают лишь 3 процента литовцев (опрос).

Президент Литвы объявил о кризисе в стране (годовое послание президента Литвы)

В Литве - "кризис государственной идентичности", заявил в годовом отчете руководитель Литвы Валдас Адамкус. 19 апреля президент Литовской Республики зачитал годовое послание в Сейме. Послание составлено в основном в резких критических и даже темных тонах, а вершиной обобщения литовские СМИ называют следующее высказывание литовского руководителя: "Последний год нам всем подтвердил эту болезненную правду - нехватку общих целей, социальной солидарности, веры в государство и доверия к согражданам, гражданская и политическая отчужденность привели Литву к кризису государственной идентичности". Во всех неудачах президент обвинил Сейм и правительство.

Реформы не удались. Президент Литвы считает, что за последние годы из-за политических интриг и разногласий Литва не сумела осуществить ни одной реформы. И тут не помогло ни членство в ЕС, ни членство в НАТО. "Досадный факт: из-за политических амбиций, борьбы за власть, непрофессионализма, интриг, коррупции или популизма мы не сумели расшевелить ни одной значительной реформы во внутренней экономической и социальной жизни нашей страны. А ведь именно реформы дали бы возможность удержать более-менее значительную часть эмигрирующих граждан и привлечь новые иностранные инвестиции. Прибегнуть к существенным переменам в управлении страной нас не заставили ни членство в Европейском Союзе и НАТО, ни впечатляющая финансовая помощь из структурных фондов ЕС. Мы становимся государством неиспользованных возможностей, для которого с каждым днем возникает все более очевидная угроза эти возможности утратить".

Литовцы не понимают, зачем заниматься Афганистаном. С этим Адамкус связывает и непонимание литовцами того, как важно Литве заниматься делами близких и дальних соседей. "Наши внутренняя и внешняя политика всегда были тесно взаимосвязаны. К сожалению, сегодня эти взаимосвязи приобрели отрицательный оттенок: в результате разногласий во внутренней политике граждане начинают думать, что Литве не стоит приниматься и за активную внешнюю политику. Что пока не наведен порядок дома, нет смысла поддерживать демократию и развитие гражданского общества в соседних странах или, к примеру, в Афганистане. Несмотря на то, что до настоящего времени внешняя политика нашей страны была успешной, такая тенденция опасна для Литвы как члена международного сообщества".

О кризисе литовского патриотизма. "Я упомянул патриотическое воспитание - к сожалению, оно почти осталось в стороне. Литва, защищая свои экономические или политические интересы, забывает о таких ценностях, как народная память и уважение к жертвам борьбы за свободу, доверие к государству, гордость за него. А ведь именно нравственные ценности и национальная сознательность предопределяют возможности и волю народов в реализации основных прав. Парадокс, однако, в Литве одно за другим растут поколения, не имеющие ни единого представления об истории народа, ни чувства свободы существования".

О советской "оккупации" и ксенофобии. "С другой стороны, можем ли мы обвинять учебно-образовательные учреждения, если в публичной жизни до сих пор действует откровенно игнорирующий ценности взгляд на преступления, совершавшиеся в условиях советской оккупации. Проявления ксенофобии не делают Литве чести. Общество, не осмеливающееся открыто взглянуть на свою историю, не имеющее воли, чтобы из поколения в поколение передавать свой опыт, никогда не будет открытым и солидарным".

Об успешной продаже полякам концерна "Мажейкю нафта". "Успешной я считал бы продажу концерна "Мажейкю нафта". Полученные средства позволили выполнить взятые на себя государством финансовые обязательства перед гражданами и сделать уверенный шаг в сторону большей энергетической безопасности Литвы. Однако мы должны продолжать последовательную работу, претворение в жизнь и других энергетических проектов, обладающих стратегическим значением. Наша способность добиваться стратегических целей тесно связана с тем, насколько эффективно мы будем сотрудничать со своими соседями и опираться на них. Лишь действуя сообща, мы сможет соединить с Европой энергетический остров, на котором сейчас оказалась Литва. В прошлом году в данной области удалось достичь положительных сдвигов. Это - вышеупомянутая продажа концерна "Мажейкю нафта" европейским партнерам, соглашения с Польшей об объединении систем поставок газа и электричества, планы Литвы, Польши, Латвии и Эстонии совместными усилиями строить новую атомную электростанцию. Совместные проекты с соседними государствами следует считать приоритетом в области как энергетики, так и всей нашей внешней политики".

Помочь Востоку ради собственной безопасности. "Для большинства соседей на востоке Европы Балтийский регион стал достойной подражания моделью региональной интеграции. А Вильнюсская конференция уже считается уважаемым форумом, где укрепляются соседские связи новых европейских демократий и ведутся дискуссии о том, как создавать новое, основанное на ценностях и принципах сотрудничество с Россией, как Европе в один голос говорить с этим стратегическим соседом".

"Парадоксально и странно, однако сегодня в пространстве Европейского Союза и НАТО больше всего недостает более широкой, основополагающей идентичности. Выбранный десять лет назад внешнеполитический путь и темп продвижения по данному пути, которым были обусловлены впечатляющие перемены в нашем государстве, должен основываться на реформах, которые стали бы для наших партнеров и всего Европейского Союза примером, достойным подражания. Всеми средствами экономического и институционального прогресса мы должны помочь соседнему региону на Востоке упрочить безопасность и стабильность. Это, несомненно, снизит вероятность возникновения опасностей, угрожающих людям Литвы, литовской государственности, хозяйству Литвы".

Говорить с Россией единым голосом ЕС: "В прошлом году у нас было несколько по-настоящему важных достижений. Получено право присоединиться к Шенгенскому пространству, вопросы нефтепоставок начали решаться с привлечением всей Европы. Это свидетельствует о том, что от последовательной целенаправленной деятельности, способности говорить в один голос зависит успешность интересов Литвы. В будущем мы просто не имеем права повторять такие неудачи, как неспособность ввести евро. А ведь пользу от общей денежной единицы Европы уже сегодня могли ощутить как предприниматели, так и гражданское население".

Историческая миссия Литвы. "Сегодня внешнеполитическая деятельность Литвы ведется в двух направлениях. Первое - вместе со стратегическими партнерами в соседних столицах государств Прибалтики, Варшаве, как и во всем Европейском Союзе и Вашингтоне, добиваться эффективных решений в деле углубления интеграции нашего региона и более тесных связей с Западной Европой. Второе - дополнить внешнеполитическое приданое новыми партнерскими связями в области политики и безопасности на Востоке и Южном Кавказе. Способствуя распространению новшеств и ценностей в расположенных к востоку от нас соседних странах, оказывая помощь в проведении реформ или планируя общие инфраструктуры, мы делаем доброе дело и себе, и соседям. Для нас важно, чтобы Беларусь не была отделена от Европы исключительно из-за действий ее руководства. Можно сказать, таким образом продолжается наша историческая миссия: быть страной, объединяющей богатые восточные и западные культуры одной цивилизации, разнообразие и единство которых является нашим большим богатством".

"Мы должны не растратить этот опыт и сохранить статус Литвы как надежного евро-атлантического партнера. Поэтому необходимо, чтобы внешняя политика по-прежнему была координированной, а отдельные министерства не принимались за самостоятельное выполнение внешнеполитических функций".

О других внутренних проблемах Литвы. Что касается анализа конкретных областей внутренней литовской политики, то президент Литвы, как отмечает ELTA, считает настоящую скорость реформ недостаточной. Реформу системы здравоохранения он назвал застопорившейся и отметил отсутствие ясной социальной политики, поощряющей веру людей в свои силы. По словам президента, "необходимо немедленно проводить существенную реформу социальной политики, которая переориентировала бы граждан с жизни по пособиям на жизнь на трудовую зарплату. Сейчас для этого очень благоприятные условия, так как из-за экономической эмиграции сократился уровень безработицы, увеличились возможности трудоустройства".

По мнению президента, Литва, чтобы сохранить конкурентоспособную экономику, не должна забывать, что живет в Евросоюзе, а в будущем еще больше интегрируется в мировой рынок. Руководитель Литвы сожалел, что госучреждения часто идут по самому легкому пути, считая, что для создания и внедрения инноваций достаточно только финансовой помощи. "А где решения, создающие благоприятные условия для инвестиций? Литва объявила о цели развивать бизнес, основанный на высоких технологиях и квалифицированной рабочей силе, но до сих пор не решается установить так называемый потолок взносов в СоДру [государственный пенсионный фонд. - прим. ИА REGNUM]. А ведь не раз говорилось, что он внесет большой вклад в укрепление конкурентоспособности страны!"

В отношении эмиграции президент сказал, что люди уезжают из страны не только по экономическим причинам, но также из-за отсутствия социальных связей, неуважения в обществе, бюрократической агрессии, а одним из проявлений коррупции назвал затянувшийся процесс восстановления прав собственности на землю.

Говоря о финансовой политике, президент порадовался реальному снижению налогов и отметил, что бюджет от этого не пострадал, а перевыполнил план. "Полагаю, что было бы неправильно утверждать, что все определяет только высокая зарплата. Если мы хотим продолжения роста, то не должны останавливаться на полпути. Поэтому призываю решительнее снижать налогообложение рабочей силы. Думаю, что целесообразно еще раз пересмотреть налоговую систему и найти возможность снизить подоходный налог с граждан до 20 процентов уже в следующем году", - предложил Адамкус. По его словам, должен быть хорошо проанализированный список льгот, сбалансированный бюджет, что будет препятствовать искусственному росту цен и перегреву экономики.

Обращаясь к правительству, президент сказал, что ожидает от него выполнения обещания составить эффективный, ориентированный на результаты бюджет на следующий год.

Новый этап программирования структурной помощи ЕС на 2007-2013 гг., по мнению президента, открывает уникальные возможности сочетать помощь ЕС с реформами внутри страны и стремиться к осуществлению стратегической цели - экономически догнать Европу и укрепить имидж страны.

Противоречивые оценки президентского послания (обзор мнений политиков и политологов)

В то время как политики из правящего лагеря хвалили Адамкуса за принципиальность и критичность, представители оппозиции, а также немалая часть влиятельных политологов отнеслись критически к выступлению руководителя Литвы. Вице-спикер Сейма либерал-центрист Альгис Чапликас в интервью радиостанции Žinių radijas назвал доклад "лучшим из всех до сих пор читавшихся президентом докладов". Такого же мнения придерживается и социал-либерал Вацловас Карбаускас. А соцдем премьер Гядиминас Киркилас сказал, что это руководство к действию.

Однако критики доклада в один голос отмечают полное отсутствие самокритичности у президента, который всех отчитывает, становясь в уже ставшую для него обычной позу "стороннего наблюдателя". А между тем он обладает реальными рычагами власти, и весь отрезок времени, который он предал критике, именно он, а не кто-либо другой, руководил Литвой. Председатель правого "Союза Отчизны", вице-спикер Сейма Андрюс Кубилюс: "Президент высказал много правильной критики. Он требует. Однако беспокойство вызывает то, что мы уже долгое время живем, не чувствуя со стороны его превосходительства ясного лидерства и веховых предложений. Последнего я не нашел и в годовом послании. А также и ответственности самого президента за то, что происходит в государстве. Увы, президент больше говорит как наблюдатель, а не как участник политического процесса". Не нашел Кубилюс в отчете и упоминаний об угрозе слияния олигархии и политики, о чем раньше Адамкус говорил: "Еще одна вещь - пару лет тому назад президент говорил об опасности утверждения олигархии, теперь же этот мотив исчез из его послания. Жаль".

Практически также оценил выступление президента и известный политолог, директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Раймондас Лопата: "Думаю, президент на самом деле показал, видимо, основную проблему, с которой сталкивается Литва - это кризис идентичности. Он по существу начертил те пути, идя которыми можно решить этот кризис. Только вопрос - будет ли услышан президент, и, с другой стороны, остается неясным, принимает ли сам президент ответственность за эту ситуацию, которая сложилась в Литве". "Здесь и кроется принципиальный вопрос - смирится президент с ролью наблюдателя или нет".

Лидер Союза либералов и центра, экс-мэр Вильнюса Артурас Зуокас вообще назвал доклад президента "обзором СМИ": "С одной стороны, президент ничего нового не сказал. Можно сказать, что он сделал обзор публикаций печати и телевидения. Все мы получили много критики, но не обнаруживаем ясной инициативы. Президент обладает властью, которую не употребляет. Только президенту нужно перейти от слов к делу. Президент словно забывает, что обладает политической властью, которую почему-то не решается использовать".

Другой известный политолог Владимирас Лаучюс заявил: "Удивляет, что в годовом послании президент совсем не нашел места для самокритики. Создается впечатление, что единственный хорошо работающий в Литве институт - администрация президента. Сделана попытка сказать, что все институты на пути реформ не сдвинулись с места, однако также ясно сказано, что в такой ситуации виноваты только Сейм и правительство" (Bernardinai).

Лаучюс, Кубилюс и другие политики и политологи также критиковали Адамкуса в связи с тем, что он в очередной раз стал в своем послании нападать на Сейм за то, что тот плохо контролирует Департамент госбезопасности (ДГБ). Но в это "плохо" он вкладывал не нехватку контроля, а то, что Сейм переступает некие границы, позволяя себе слишком контролировать спецслужбу. Лаучюс: "То, что в годовом послании мы услышали про скандал вокруг ДГБ - уже само по себе скандал. Когда президент говорил о парламентском контроле, казалось, что ему важна не сама суть парламентского контроля, но границы этого контроля, на которых и делался акцент в послании". "Похоже, что Адамкус склонен играть в институциональные войны. Из его речи создается впечатление, что все беды государства и скандалы возникли не из-за недостатков в деятельности ДГБ, но из-за политических игр и интриг парламентариев. Будто бы получается так, что до сих пор ДГБ прекрасно делал свою работу, объективно собирал информацию, законным образом ее использовал, сам по своей инициативе в политику не втягивался, Поцюс [директор Департамента государственной безопасности Литвы. - прим. ИА REGNUM] с трибуны Сейма не политиковал и вообще во всем, что происходило, виноваты только политические партии".

Другой момент, который насторожил политологов - это предложение Адамкуса создать некий институт, который взял бы в свои руки весь контроль над спецслужбами. Этот момент отметили как Лаучюс, так и Лопата. Лопата считает, что создание "еще одного" такого института или службы "может быть и очень опасным, потому что может вести к политической монополии такого института".

Одним из главных мотивов критики доклада Адамкуса стало "очернение" Литвы. Староста парламентской фракции Союза либералов и центра Витаутас Богушис считает, что президент обратил внимание на охватившую страну духовную эрозию, но "пессимистический дух" доклада президента настраивает на пессимистический лад. Богушис: "Следует признать, что Литва выглядит как закрытое государство, погрязшее в мелочах и недоразумениях, где политики ввязались в рискованные политические игры за влияние, забыв о каждодневной работе и необходимости решать проблемы. Но я уверен, что на фоне едва ли не всеобщего недоверия и отчуждения есть и позитивные явления и работы, достойные нашего внимания и поддержки".

Наконец, совсем неожиданно и вопреки общей одобрительной оценке депутатов-соцдемов выступил с критикой доклада Адамкуса экс-премьер и экс-президент Литвы, не занимающий теперь никаких государственных постов, нынешний лидер Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) Альгирдас Бразаускас. Он вообще не воспринял ни духа, ни буквы доклада и не выбирал выражений, давая ему оценку. По мнению самого опытного политика Литвы, недостатки всегда имеются, но "как я себе представляю, в годовом отчете должно быть сказано, что сделано за это время. Не может быть, чтобы за год государство ничего не достигло, чтобы все время топтались на месте". "Как можно было не увидеть того, что было сделано в социальной, культурной сфере, в экономике? Ведь недаром приезжающие из-за рубежа люди нас хвалят, говорят, что мы многого достигли. Почему самим об этом не сказать громко?"

О том, что в Литве якобы ни одна реформа не была за год начата, Бразаускас сказал следующее: "Ерунда! Реформы начаты и очень много чего делается. Но государство не может все время жить реформами".

О том, что в Литве наступил "кризис государственной идентичности": "Я удивлен. Не понимаю, что это значит?! Не могу сказать, что вообще в государстве имеет место кризис. Мы должны гордиться своим государством, воспитывать в патриотическом духе молодежь, как правильно заметил президент. Но думаю, что государство живет нормальной жизнью, совершенствуется, жизнь людей улучшается. Какое государство не имеет проблем?"

Партия Паксаса окончательно пришла к власти в столице

Несмотря на яростное сопротивление политических оппонентов экс-президента Литвы Роландаса Паксаса, которого сместили путем импичмента три года тому назад, запретив ему занимать высшие государственные должности, возглавляемая им партия "Порядок и справедливость" (либерал-демократы) создала вокруг себя большинство в самоуправлении (горсовете) Вильнюса. Единственный компромисс, на который вынужден был пойти Паксас, чтобы обеспечить поддержку социал-демократов, а также не входящих в коалицию представителей Движения либералов, - это отказаться самому стать мэром Вильнюса. Мэром стал член его партии. В понедельник, 16 апреля, на заседании Вильнюсского горсовета была выдвинута единственная кандидатура на пост мэра столицы - либерал-демократа Юозаса Имбрасаса.

Как пишет газета Respublika, дебаты неожиданно затянулись до позднего вечера. Представляя свою программу, претендент говорил о том, что, находясь в оппозиции, он всегда старался высказывать аргументированную критику. "Десять лет работы в Вильнюсском горсовете дали мне хороший опыт, со многими проблемами Вильнюса я знаком и знаю, как их решать. Полагаю, что главное - принимать решения, необходимые городу и горожанам. Надеюсь, что мы придем к согласию в вопросах, актуальных для вильнюсцев, и будем служить людям, совершая немало хороших дел". Имбрасас также призвал совет с первых же дней работы обращать внимание не только на центр столицы, но и на окраины города. "Повсюду должны быть порядок, справедливость, хорошие условия жизни, а не только в центре города или на проспекте Гядиминаса".

Имбрасас имеет большой опыт работы в горсовете. Он уже руководил столицей. Правда, тогда он не был либерал-демократом. Мэром столицы Литвы он стал в июне 1999 г., когда его предшественник Роландас Паксас был назначен премьер-министром. В столичном самоуправлении под руководством Паксаса Имбрасас, в прошлом консерватор, занимал должность первого вице-мэра. По образованию 67-летний Имбрасас инженер-строитель, работал в Вильнюсском инженерно-строительном институте (ныне Вильнюсский технический университет Гядиминаса), в Министерстве пищевой промышленности, в Государственном комитете материально-технического снабжения, а также в муниципальном обществе "Науямесче бустас". В 1997 г. Имбрасас был избран в столичный совет и стал первым заместителем мэра Вильнюса. Имбрасас являлся мэром столицы до весны 2000 г., когда в Литве состоялись новые выборы в советы самоуправлений.

Как сообщает литовское национальное радио Lietuvos radijas, выступавшее против коалиции вильнюсских социал-демократов с партией Паксаса центральное руководство соцдемов сдалось после неблагоприятного для него вторичного голосования Вильнюсского отделения СДПЛ в пользу коалиции с либерал-демократами, а также после утверждения коалиции большинства и выбора мэра на первом заседании горсовета. Как заявил новостной радиостанции Žinių radijas один из лидеров соцдемов премьер-министр Гядиминас Киркилас, центральное руководство партии не собирается опять ворошить этот вопрос. Конфликт с вильнюсским отделением партии исчерпан.

В то же время литовские СМИ, настроенные оппозиционно к Паксасу, пишут о хитрости экс-президента, который теперь якобы будет руководить Вильнюсом из-за спины Имбрасаса и готовится к покорению настоящей вершины - Сейма. Судя по последним опросам населения, либерал-демократы после муниципальных выборов стали снова самой популярной партией Литвы. Если бы им удалось победить на парламентских выборах 2008 г. и сформировать большинство, можно было бы попытаться собрать такое количество голосов депутатов, которого хватило бы для изменения Конституции в пункте, запрещающем лицу, снятому в процессе импичмента, занимать государственные посты. В этом случае Паксасу открылся бы прямой путь к возвращению на пост президента страны. Об этом, в частности, пишет газета Kauno diena.

А газета Lietuvos rytas призывает не радоваться тому, что мэром Вильнюса стал не Паксас, а Имбрасас. "Правда, мэром столицы стал не Паксас, который мог опозорить Литву в международном масштабе, а его ставленник Имбрасас. Но разве от этого что-либо меняется? Разница - только формальная. Хотя литовскую столицу на международных мероприятиях не будет представлять деятель, который нарушил данную Литве присягу, влияние на жизнь Вильнюса будет иметь и огромными средствами, которыми располагает самоуправление, будет распоряжаться скомпрометировавшая себя непрозрачными связями команда Паксаса... Сам Имбрасас в последние несколько лет только всегда послушно следовал за Паксасом".

Тем временем Имбрасас не скрывает, что победа в Вильнюсе для либерал-демократов и лично Паксаса - лишь ступень к возвращению во власть в стране и восстановлению попранной справедливости. Напомним, что, по версии Паксаса, его смешение было "государственным переворотом", который организовали его политические противники с помощью "ручных" спецслужб. Вот что сказал Имбрасас газете Respublika: "Паксас будет руководить партией "Порядок и справедливость". В следующем году будут иметь место выборы Сейма, и цель Паксаса - привести нашу партию к победе. Мы должны победить с большинством мандатов, достаточным для того, чтобы принять определенные решения. Цель Паксаса - реабилитировать себя".

Напомним, что на муниципальных выборах 25 февраля либерал-демократы, возглавляемые Паксасом, неожиданно вышли на третье место по стране, а в Вильнюсе победили. Либерал-демократы в столице получили 14 мандатов. Консерваторы получили 10 мест, а Союз либералов и центра мэра Зуокаса, с которым никто не хочет иметь дела из-за былых конфликтов и обвинений в коррупционных связях, - 9. Соцдемы и Избирательная акция поляков Литвы имеют по 6 мандатов. Наконец, 4 мандата досталось Движению либералов и 2 мандата - Союзу русских Литвы.

Итак, правящая Вильнюсом коалиция состоит из 26 депутатов: 14 голосов у либерал-демократов, 6 голосов у соцдемов и 6 голосов у поляков. Такое хрупкое большинство в один голос поддержано не входящими в коалицию либералами из Движения либералов (4 мандата). Движение либералов (ДЛ) порекомендовало представителям своей партии поддержать кандидатуру Юозаса Имбрасаса на пост мэра. О таком решении правления партии в понедельник, 16 апреля, сообщил лидер ДЛ, член Сейма Пятрас Ауштрявичюс. По его словам, представитель ДЛ Арунас Штарас согласен, если будет поддержка, занять пост вице-мэра от оппозиции. Руководитель Движения либералов сказал, что решение правления принято с целью не допустить затяжного безвластия в Вильнюсе. Ауштрявичюс: "Мы уже видели, чем такое безвластие закончилось, то есть подкупом голосов и влиянием на политиков. Для нас такая ситуация неприемлема".

Правление ДЛ посоветовало поддержать кандидатуру либерал-демократа Имбрасаса на пост мэра столицы, констатируя, что ни Роландас Паксас, ни последний мэр Артурас Зуокас, кандидатуры которых для этой партии неприемлемы, не выдвинуты в мэры. Тем не менее фракция Движения либералов в столичном совете намерена оставаться в оппозиции. Ауштрявичюс: "Эта коалиция не наша, мы остаемся оппозиционной партией, однако необходимо искать согласие. Вильнюс и его жители ждут конкретных дел".

Тем временем ряд политических попутчиков либералов справа раскритиковали их действия как беспринципные, позволившие ненавистным либерал-демократам все-таки прорваться к власти в столице.

Правительство меньшинства" спасено: консерваторы помирились с соцдемами

"Консерваторы вняли мольбам Киркиласа", - пишет газета Respublika, имея в виду призыв Киркиласа не спешить с отказом от поддержки его правительства меньшинства. В минувшую субботу, 14 апреля, на заседании совета "Союза Отечества" предполагалось принять документ о том, что консерваторы официально прекращают поддерживать правительство Гядиминаса Киркиласа, но этому помешало расхождение мнений лидеров СДПЛ.

Накануне заседания председатель СДПЛ Альгирдас Бразаускас открыто заявил, что хрупкому правительству правящего меньшинства уже якобы не требуется поддержка консерваторов, и пригласил к переговорам руководителя Рабочей партии Кястутиса Даукшиса. Между тем находившийся в то время на Украине вице-председатель партии премьер Киркилас заявил об обратном. Более того, как сообщил телеканал LTV, премьер, узнав о заявлении Бразаускаса, тут же лично позвонил руководителю "Союза Отечества" (СО) Андрюсу Кубилюсу и попросил, чтобы совет партии не предпринимал решительных действий и не разваливал правительство. В частности, Киркилас уверял Кубилюса, что в ближайшее время на заседании президиума партии социал-демократы определят свою позицию в вопросе о дальнейшем сотрудничестве с консерваторами, в поддержке которых очень нуждаются.

Но заседание совета СО все-таки состоялось. Консерваторы язвительно критиковали социал-демократов и припоминали свои обиды. Лидеры консерваторов не скрывали, что неоднозначное поведение руководителей СДПЛ заставляет "Союз Отечества" не торопиться. Что задумала и чего хочет партия Бразаускаса - такие вопросы раздавались и с трибуны заседания, и в кулуарах совета партии консерваторов. Кубилюс: "Чего хотят соцдемы? За эти дни мы часто слышали от социал-демократов жалобы, будто мы их шантажируем. Юршенас сетовал, что мы пытаемся управлять автомобилем с заднего сиденья. Видимо, следует понимать так, что социал-демократы представляют нас как мешок с картошкой в багажнике автомобиля, которым они управляют, - когда автомобиль тяжелее, его не так сильно подбрасывает на ухабах. Мы не собираемся быть мешком с картошкой в багажнике социал-демократов".

"Проехавшись по адресу социал-демократов и неоднократно упомянув, что решения этой партии порочны, наступив на мозоль Киркиласу, который не намерен отказываться от оскандалившегося советника Альбинаса Янушки, консерваторы вняли мольбам премьера не разваливать правительство", - пишет газета Respublika. В довольно жестком заявлении совета "Союза Отечества" уже не упоминается о том, что соглашение о поддержке правительства меньшинства теряет силу. В подготовке этого документа участвовал и поправляющийся после операции на сердце председатель политического комитета "Союза Отечества" европарламентарий Витаутас Ландсбергис. В заявлении констатируется, что президиуму СО поручается выяснить истинную позицию социал-демократов касательно договора, которым консерваторы обязались поддерживать правительство Киркиласа. Кубилюс согласился и с другим предложением Киркиласа - провести немедленно встречу полномочных представителей левых и правых.

В результате такой встречи, как пишет газета Delfi, консерваторы возобновили свою поддержку правительства меньшинства. На уступки пошли соцдемы, которые согласились избавиться от яблока раздора - не блокировать снятие шефа ДГБ Арвидаса Поцюса, которого раньше яростно защищали, и снятия которого упорно добивались именно консерваторы. Согласно договоренности, соцдемы вместе с другими партиями, входящими в правящую коалицию (крестьяне-демократы, либерал-центристы и представители Партии гражданской демократии), при повторной подаче президентом Адамкусом указа о снятии Поцюса поддержат консерваторов. Однако что касается кандидатуры нового шефа ДГБ, которая уже раз представлялась президентом Литвы Адамкусом, а именно Повиласа Малакаускаса, нынешнего шефа Службы специальных расследований, то участники переговоров выразили мнение, что теперь они не склонны ее поддержать. Напомним, что 12 апреля Сейм Литвы проголосовал за то, чтобы вторично вернуться к процедуре снятия с должности главы ДГБ, после чего должна последовать процедура назначения нового главы спецслужбы. Адамкус уже дал понять, что, вопреки своим прежним заявлениям, вторично представит в Сейм декрет об освобождении Поцюса от должности.

Судьба "резервистов КГБ"

Сейм приравнял "резервистов" к "кадровым работникам". Как сообщают литовские СМИ, 17 апреля Сейм Литвы принял поправки к закону о трудовой деятельности лиц, связанных со спецслужбами СССР, которыми приравнял офицеров резерва советского КГБ к кадровым работникам госбезопасности. За это проголосовали 56 депутатов, против - 13, воздержались 3.

Тем самым на резервистов распространены предусмотренные законом ограничения на трудовую деятельность. Для них практически закрыт доступ не только на госслужбу, но и на руководящие посты в коммерческих структурах. Длинный запретительный список замыкает должность учителя.

Этот закон как в его прежнем, так и нынешнем виде уже дважды становился основанием для подачи исков, проигранных Литвой в Европейском суде по правам человека. В июле 2004 года Страсбургский суд признал, что Вильнюс нарушил права бывших сотрудников КГБ Кястутиса Джяутасаса и Юозаса Сидабрасаса, уволив их из госучреждений как работавших в структурах советской спецслужбы. В апреле 2005 года такое же дело выиграли бывшие сотрудники КГБ Раймундас Райнис и Антанас Гаспаравичюс, лишившиеся за свое прошлое работы в частном секторе.

Критики поправок отмечают их "адресность", поскольку ими политические оппоненты наносят удар по двум высокопоставленным резервистам - бывшему главе МИДа Антанасу Валёнису и по шефу департамента госбезопасности Арвидасу Поцюсу.

Тем временем, как сообщает BNS, 19 апреля правящие социал-демократы, поддерживаемые социал-либералами, опять заблокировали дальнейшее принятие пакета поправок к Закону о люстрации, не участвуя в голосовании (из-за этого невозможно было собрать кворум).

Находится ли президент Литвы на стороне "иностранных секретных служб"? Так ставит вопрос фракция Сейма "Порядок и справедливость" (либерал-демократы), инициатор вышеупомянутых поправок, которая обратилась к президенту Литвы Валдасу Адамкусу с призывом поддержать принятую парламентариями законодательную поправку, которой ограничивается нынешняя деятельность бывших кадровых работников и офицеров резерва КГБ. То есть речь идет именно о российских спецслужбах. В письме, которое подписал староста фракции Валентинас Мазуронис, выражается надежда, что президент устоит перед давлением со стороны политиков, покровительствующих резервистам КГБ, и займет твердую позицию, а также защитит моральные ценности литовского народа. "Позиция Адамкуса в отношении закона, который не допустит участия бывших офицеров резерва КГБ в государственном управлении, станет своего рода лакмусовой бумажкой, показывающей, на чьей стороне президент - людей Литвы или иностранных секретных служб", - сказал Мазуронис.

Согласно поправкам, до 1 января 2009 г. бывшие кадровые работники и офицеры резерва КГБ не смогут занимать важные должности, назначение на которые зависит от Сейма, президента, председателя Сейма, правительства либо премьер-министра. Также они не смогут занимать должности вице-министров, государственных секретарей министерств, секретарей министерств, руководителей государственных организаций или учреждений, заместителей этих руководителей, работать руководителями и учителями в государственных и муниципальных школах. Как сообщает ELTA, поправки ограничивают возможность таких лиц работать прокурорами, должностными лицами Государственного контроля, статусными государственными служащими, занимать должности государственных служащих или гражданских статусных государственных служащих в системе Минобороны. Вывшие кадровые работники и резервисты КГБ не смогут занимать должности государственных служащих в Департаменте государственной безопасности, работать на дипломатической службе и занимать другие должности.

Эти поправки помешают члену Сейма Антанасу Валенису состоять на дипломатической службе, а также уменьшают шансы Арвидаса Поцюса остаться руководителем Департамента государственной безопасности.

Литва будет получать нефть по нефтепроводу "Дружба"

Так озаглавила свой материал ELTA. 16 апреля председатель Сейма Викторас Мунтянас принял находящегося в Литве с визитом члена энергетического комитета Госдумы РФ Виктора Опекунова и посла РФ в Литве Бориса Цепова. Находящийся в Литве с визитом член энергетического комитета Госдумы РФ, координатор группы по межпарламентским связям Виктор Опекунов не сомневается в том, что Россия возобновит поставки нефти в Литву по нефтепроводу "Дружба". Опекунов: "То, что нефтепровод возобновит работу, я не сомневаюсь, но временные проблемы, конечно, нужно решать".

В то же время российский парламентарий не стал прогнозировать, когда Литва получит сырье по нефтепроводу. "Я не берусь назвать конкретную дату, так как, во-первых, необходимо выполнить экспертный анализ, выяснить, в каком состоянии находится нефтепровод. Сегодня нельзя залатать один участок, на котором случилась авария, и снова качать нефть под высоким давлением, не будучи уверенными, что авария не повторится".

Об этом Опекунов заявил в беседе с председателем Сейма Викторасом Мунтянасом. Он считает, что этот вопрос может быть решен на летней встрече российско-литовской межправительственной комиссии. Во вторник, 17 апреля, российские парламентарии посетили Висагинас и Игналинскую АЭС, 18 апреля - курортный город Друскининкай, а 19 апреля - КПП Кибартай на литовско-российской границе.

В свою очередь МИД Литвы сообщает, что 16 апреля секретарь Министерства иностранных дел Литвы Лаймонас Талат-Кялпша обсудил с прибывшим в Вильнюс председателем депутатской группы Российской Государственной Думы по межпарламентским связям с Литвой Виктором Опекуновым актуальные вопросы двустороннего политического, экономического и культурного сотрудничества. Секретарь министерства Талат-Кялпша также "интересовался положением демократии в России и событиями 14-15 апреля в Москве и Санкт-Петербурге".

Интересы Вильнюса распространяются и дальше Южного Кавказа: визит литовской делегации в страны Средней Азии

"Путь казахского бизнеса в ЕС через Литву может быть короче". До сих пор Литва, несмотря на удаленность, пыталась вести активную политику в странах Закавказья. Она не раз заявляла о передаче опыта интеграции "в евро-атлантические структуры" этим странам. Особенно тесные связи у нее с Грузией. Она являлась инициатором формулы "3 плюс 3" - три страны Закавказья и три страны Прибалтики.

Однако страны, лежащие дальше на юг, страны Средней Азии, оставались до последнего времени вне зоны активной внешней политики Литвы. Визит литовской делегации в среднеазиатские государства рассматривается обозревателями именно как попытка укрепить сферу литовского влияния в этом бывшем советском регионе. Приехав в Казахстан, возглавлявший делегацию глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас заявил, что Казахстан является "главным партнером Литвы в Средней Азии". Вайтекунас с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым обсудили вопросы взаимовыгодного сотрудничества. На встречах в Астане с Назарбаевым, премьер-министром Каримом Масимовым, министром иностранных дел Маратом Тажином глава МИД Литвы подчеркнул несомненную лидирующую роль Казахстана в регионе. Вайтекунас: "Я верю, что наши страны продолжат взаимовыгодное сотрудничество, и роль Казахстана как главного экономического партнера Литвы в Центральной Азии будет усиливаться".

"Путь казахского бизнеса в ЕС через Литву может быть короче" - так назвала свой материал на эту тему газета Respublika. Казахские должностные лица подчеркнули, что успешная интеграция Литвы в Евросоюз помогла стать ей лидером региона. Опыт Литвы, по словам главы казахского МИД Тажина, особенно важен в создании стратегии отношений ЕС с государствами Средней Азии. Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества с ЕС, призывает на помощь опыт литовских экспертов и надеется, что Литва сыграет в этом важную роль. Министр иностранных дел Казахстана Тажин поблагодарил Литву за поддержку стремлений страны возглавить ОБСЕ и заверил, что поддержит стремление Литвы стать председателем ОБСЕ в 2010 г. Участники встреч также обсудили укрепление сотрудничества в экономической, энергетической, транспортной и сельскохозяйственной сферах, вопросы развития инфраструктуры.

Как сообщает МИД Литвы, президент Казахстана Назарбаев передал наилучшие пожелания президенту Литвы Валдасу Адамкусу. В этом году в связи с празднованием 15-летия восстановления литовско-казахских отношений в Вильнюс планирует приехать премьер-министр Казахстана. Министр иностранных дел Литвы Вайтекунас пригласил посетить Литву и министра иностранных дел Казахстана Тажина.

Министр Вайтекунас также передал казахским должностным лицам приглашение на встречу на высшем уровне по вопросам энергетики, которая будет организована осенью этого года в Вильнюсе. На встречу приглашаются представители Северной и Центральной Европы, Южного Кавказа и Средней Азии.

Было также принято совместное решение возобновить деятельность литовско-казахской комиссии и организовать заседание в этом году. В ходе бизнес- форума Литвы и Казахстана Вайтекунас порадовался развивающимся торговым отношениям между странами и пригласил казахских предпринимателей активнее работать на рынке ЕС. "Я считаю, что путь предпринимательства Казахстана в Европу через Литву был бы одним из самых коротких", - сказал Вайтекунас.

15 апреля министр Вайтекунас встретился с литовской общиной в Казахстане и литовским почетным консулом в Алма-Ате Аудрюсом Йозенасом. Министр поблагодарил литовцев, прибывших из Алма-Аты и Караганды за то, что они не теряют связи с Литвой. Представители литовской общины интересовались возможностями трудоустройства и обучения в Литве. 16 апреля Вайтекунас отбыл в Таджикистан.

"Традиционный шелковый путь может пролегать через Таджикистан в Литву". Как сообщает литовский МИД, 17-18 апреля литовская делегация посетила Таджикистан. В Душанбе министра иностранных дел Литвы принял президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Президент Таджикистана отметил, что Таджикистан, придерживающийся политики открытых дверей и имеющий конкретную программу экономического возрождения, заинтересован в развитии разностороннего сотрудничества с Европейским Союзом и его членом Литвой. Президент Таджикистана передал президенту Литвы Валдасу Адамкусу приглашение посетить Таджикистан.

В ходе встречи с министром иностранных дел Таджикистана Хамрохоном Зариповым Вайтекунас обсудил двусторонние отношения, вопросы сотрудничества в среднеазиатском регионе, отношения Таджикистана с Евросоюзом с точки зрения стратегии ЕС в отношении Средней Азии.

В частности, Вайтекунас отметил, что страны не в полной мере используют возможности сотрудничества, не развита правовая база сотрудничества. Министр иностранных дел Литвы выразил надежду на то, что этот визит, организованный накануне 15-летнего юбилея установления дипломатических отношений, станет важным шагом и стимулом к дальнейшему развитию литовско-таджикских отношений.

Вайтекунас: "Ваша страна является стратегически важным государством среднеазиатского региона, разделяющим достаточно длинный отрезок границы с Афганистаном и присоединяющимся к усилиям международного сообщества по борьбе с терроризмом, торговлей наркотиками и по достижению стабильности в регионе. Я считаю, что сотрудничество наших стран будет способствовать более эффективному стремлению к общей цели - обеспечению безопасности и стабильности в регионе".

Подчеркивая необходимость развития всесторонних дипломатических отношений, глава МИДа Литвы выразил надежду на то, что Таджикистан аккредитует дипломатов в столице, близкой к Литве. Министры иностранных дел Литвы и Таджикистана договорились сосредоточить внимание на двусторонних договорах и ускорить заключение соглашения по поощрению и взаимной защите инвестиций. 17 апреля министры иностранных дел обеих стран подписали Протокол о сотрудничестве между Министерствами иностранных дел Литвы и Таджикистана. Вайтекунас: "Это соглашение станет основой для развития сотрудничества не только между министерствами иностранных дел, но и между другими учреждениями в сфере политики, экономики, культуры и других сферах".

Министр иностранных дел Таджикистана выразил удовлетворение по поводу того, что с министром Вайтекунасом прибыли 17 литовских предпринимателей. На встречах состоялся обмен мнениями о сотрудничестве в области переработки сельскохозяйственной продукции и маркетинга. Вайтекунас пригласил таджикские предприятия и организации, работающие в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности, принять участие в ежегодной выставке сельского хозяйства и пищевой промышленности "АгроБалт 2007". Вайтекунас ознакомил также таджикских чиновников с возможностями Клайпедского порта.

"Традиционный шелковый путь может пролегать через Таджикистан в Литву", - сказал глава МИД Литвы.

Литва как член ЕС, по словам министра Зарипова, могла бы оказать помощь в развитии сотрудничества в области образования. На встречах с руководителями научных институций обсуждались возможности поощрения сотрудничества научных учреждений и инициирования студенческого обмена.

Таджикистан также заинтересован в сотрудничестве в сфере энергетики, особенно в развитии и модернизации гидроэнергетики, использовании альтернативных источников энергии.

Представители Министерства охраны края, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства Литвы более подробно обсудили с таджикскими специалистами сотрудничество в соответствующих областях.

Глава МИДа Литвы выразил благодарность за поддержку Таджикистана, оказываемую стремлению Литвы возглавить Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году, и пригласил министра иностранных дел Таджикистана посетить Литву.

В ходе встречи с председателем верхней палаты парламента Таджикистана Махмадсаидом Убайдуллоевым были рассмотрены возможности развития межпарламентского сотрудничества.

Литва ценит Киргизию "как лидера демократических реформ региона". Об этом 19 апреля заявил глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас, прибывший с официальным визитом в Киргизию, где он встретился с президентом страны Курманбеком Бакиевым и министром иностранных дел Эднаном Карабаевым и обсудил широкий спектр вопросов двусторонних отношений, многосторонние и региональные проблемы.

"Мы ценим Киргизию как лидера демократических реформ региона, государство, в котором окрепло гражданское общество, - сказал Вайтекунас. - Сегодня слышим и голос оппозиции, но мы надеемся, что вы сумете найти мирный выход из сложившейся ситуации".

Как сообщает МИД Литвы, министр иностранных дел Киргизии Эднан Карабаев, приветствуя литовскую делегацию, заверил, что Киргизия будет решать все вопросы только путем политического диалога. Главы МИДов Литвы и Киргизии подписали Протокол о сотрудничестве между Министерствами иностранных дел Литвы и Киргизии. Министры договорились активнее развивать правовую базу сотрудничества, подготовить соглашения о поощрении и защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, которые предоставят возможности для расширения экономических связей и торгового обмена.

Вайтекунас подписал документы, подтверждающие полномочия первого почетного консула Литвы в Киргизии Стасиса Видугириса.

Обсуждались возможности более тесного сотрудничества в сфере транспорта, развития инфраструктуры, энергетики, переработки сельскохозяйственной продукции и защиты окружающей среды. Эти вопросы с киргизскими чиновниками более подробно обсудили представители Министерства охраны края, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства Литвы.

Глава литовского МИД отметил важность авиабазы Манас, расположенной в Киргизии, для решения вопросов логистики. "Общими усилиями мы можем возродить исторический Шелковый путь", - сказал Вайтекунас, подчеркивая, что Литва готова помочь Киргизии, развивающей сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО, шире открыть окно в Европу. Эти слова приводит МИД Литвы.

В ходе обсуждения вопросов сотрудничества Средней Азии и ЕС министры обменялись мнениями о приоритетах стратегии ЕС в отношении Средней Азии. Киргизский министр приветствовал стремление Литвы возглавить ОБСЕ в 2010 году.

Министр Карабаев интересовался литовским опытом руководства группой по восстановлению провинции Гор в Афганистане и осуществляемыми гражданскими проектами. Министры иностранных дел Литвы и Киргизии также рассмотрели возможность инициирования более тесного межпарламентского диалога, культурного и научного обмена. Вайтекунас пригласил главу внешнеполитического ведомства Киргизии прибыть в Литву с делегацией предпринимателей.

В Бишкеке министр Вайтекунас открыл Форум предпринимательства Литвы и Киргизии, в котором приняли участие руководители торгово-промышленных палат Киргизии, представители министерств, предприниматели - более 100 участников. "Немалое количество участников форума показывает, что предприниматели верят в успешную перспективу нашего сотрудничества", - сказал Вайтекунас.

Министр иностранных дел Литвы подчеркнул, что товарооборот между странами на данный момент не отражает их потенциала. Хотя в 2006 году объем экспорта Литвы в Киргизию вырос на 50% по сравнению с 2005 годом, в абсолютных цифрах он составлял всего 46,61 млн. литов. Вайтекунас выразил надежду на то, что экономические отношения между Литвой и Киргизией станут более интенсивными.

Министр пригласил киргизских бизнесменов найти партнеров в Литве и смело входить на рынок ЕС. Представители киргизского бизнеса предлагали сотрудничество в сфере легкой промышленности, производства домашней утвари, переработки сельскохозяйственной продукции и других.

На Форуме предпринимательства было подчеркнуто, что Киргизия, как член Всемирной торговой организации, стремится проводить в жизнь открытую экономическую политику, благоприятную для иностранных инвестиций.

Литва строит железный занавес белорусам?

Как пишет еженедельный журнал Ekstra, для бывшего советника президента Эдминаса Багдонаса, ныне посла Литвы в Белоруссии, настали тяжелые дни. По прибытии в Минск он заверял министра иностранных дел Белоруссии Сергея Миронова в том, что будет стремиться к расширению и развитию экономического и культурного сотрудничества обеих стран, заниматься решением вопросов поездок литовских граждан в Белоруссию и белорусских - в Литву. Однако новому послу пришлось заниматься в основном вопросами выдачи виз.

Согласно вступившим с апреля в силу Шенгенским соглашениям, желающие приехать в Литву без приглашения туристы из России и Белоруссии должны иметь при себе или подтвердить на пограничном пункте наличие у них довольно значительных сумм - по 40 евро на день пребывания в стране. В связи с этим среди не очень богатых граждан соседнего государства возникло большое недовольство, отмечает журнал. Еще больше проблем в Белоруссии возникло из-за вдвое сократившегося числа занимавшихся оформлением литовских виз агентств. Люди напуганы и распространившейся информацией, будто литовское посольство специально ввело такой порядок, чтобы от одного агентства в месяц принималось не более 40 паспортов. Насколько это ничтожная цифра, можно судить по тому, что за 2006 год посольство Литвы в Минске оформило и выдало 155 000 виз.

В столице Белоруссии с нынешней весны по ночам начали выстраиваться огромные очереди к литовскому посольству, а порой среди ожидающих даже возникают потасовки, пишет журнал. Посольство, впервые столкнувшееся с таким наплывом желающих получить визы, ввело предварительную регистрацию. Но и этот порядок не намного улучшил ситуацию. В настоящий момент регистрация проводится на 4 недели вперед.

В прошлом году визу в Литву в Белоруссии можно было получить в течение 2-3 дней, уплатив консульский сбор в размере всего 5 евро. Не надо было декларировать и "суточные" по 40 евро на день. Теперь же виз людям приходится ждать около месяца.

"Отправляясь в Минск, я надеялся, что больше внимания буду уделять политическим, экономическим и культурным вопросам, - признался посол Литвы в Белоруссии Багдонас. - Но с первого дня на меня навалились заботы, связанные с изменением порядка выдачи виз".

"Литва рекламирует себя как страну победителей"

Так назвало BNS материал о клипе, призванном рекламировать Литву в мире. В преддверии нового туристического сезона с начала минувшей недели по международному телеканалу Би-би-си впервые стали показывать рекламный видеоклип о возможностях литовского туризма. Тридцатисекундный клип будут показывать до конца апреля три раза в день. Цена рекламной кампании не называется, сообщил Государственный департамент туризма. Однако литовские СМИ пишут о сотнях тысяч литов из кармана налогоплательщиков.

Рекламный клип построен на идее о том, что приезжающие в Литву выигрывают. В клипе под песню группы "LT United" "We are the winners" (эта песня получила шестое место на "Евровидении" в прошлом году) сменяют друг друга изображения излюбленных мест для посещения в Литве, картинки различных мероприятий, баскетбольных матчей. Клип завершается лозунгом "We win, then you win, Lithuania. Join the feeling" ("Мы побеждаем, потому побеждаешь и ты, Литва. Присоединись к этому чувству").

На Би-би-си в прошлом году уже транслировались рекламные изображения Вильнюса. В нынешнем году реклама столицы Литвы появится на другом телеканале - Си-эн-эн.

"Надеемся, что таким образом информацию о Литве мы донесем до более широкой аудитории", - сказал директор департамента Альвитис Лукошявичюс.

По данным департамента, телеканалы Би-би-си и Си-эн-эн ежедневно смотрят по 300 миллионов человек более чем в 200 странах. Как говорят представители Би-би-си, сейчас туристические возможности по этому телеканалу чаще всего рекламируют Малайзия и Индия, а из европейских стран - Кипр, Мальта и Греция.

Тем временем ряд литовских экспертов выступили в литовских СМИ с заявлениями, что клип представляет собой "мусор", выброшенные на ветер деньги. Как пишет газета Respublika, специалисты-кинооператоры называют такую работу "мусором", заявляют, что мигание кадров, которое якобы должно говорить миру о победах литовских спортсменов и танцоров, вряд ли известных обывателям за пределами Литвы, не дает никакого представления о стране. Вместо того чтобы показать два-три впечатляющих кадра литовской природы, в тридцать секунд напихали ненужной информации, истратив впустую бюджетные деньги.

Оптимистов в Литве стало больше, чем пессимистов (опрос)

Как сообщают литовские СМИ, согласно опросу, проведенному компанией Baltijos tyrimai, в марте 26% жителей Литвы считали, что экономическая ситуация в стране улучшилась (+ 2 пункта по сравнению с февральским опросом). 21% участников ответил, что ситуация за последние два месяца ухудшилась. Почти половина - 49% - респондентов ответили, что экономическая ситуация в стране не изменилась.

Год назад - в марте 2006 - пессимистов было больше. Тогда 33% респондентов экономическую ситуацию в стране сочли ухудшающейся и только 16% - улучшающейся. В марте 58% респондентов сочли, что финансовое положение их семей не изменилось. 21% ответили, что их семейный бюджет улучшился, 19% - что ухудшился. Год назад улучшение в семейных финансах ощутили только 12% респондентов, ухудшение - 13%.

Сейм опять разрешает курить в кафе

Как уже сообщалось, 1 января 2007 году вступил в силу исправленный Закон о контроле над табаком, который запрещает курить во всех кафе, ресторанах, барах, клубах, дискотеках страны. Однако теперь лоббисты пробивают через парламент поправки, которые разрешают курить в кафе. На минувшей неделе Сейм после чтения одобрил поправки к Закону о контроле над табаком, предусматривающие возможность оборудования в кафе помещений для курящих посетителей.

Поправки предложил вице-спикер Сейма Альгис Чапликас, согласно ним, с 1 июля этого года заведениям общественного питания будет дана возможность выбирать: запрещать курение в помещении или оборудовать соответствующие требованиям правительства или полномочных учреждений отдельные закрытые помещения для курения. Правда, как можно понять, речь уже не идет о курении в залах, а о специальных "курилках".

"За" представленные Чапликасом поправки проголосовали 29 членов Сейма, "против" - 8, воздержались 3. "За" поправки парламентария Бируте Весайте, предусматривающие отмену исключений, позволяющих курить сигары и трубки в специальных клубах, проголосовали 44 парламентария, "против" - 3, воздержались 14 депутатов.

Литовские СМИ также сообщают, что 22 мая Сейм планирует продолжить рассмотрение поправок к Закону о контроле над табаком.

Литовцы массово сдают оружие (статистика)

За шесть месяцев действия временного Закона о легализации оружия жители Литвы передали территориальным отделениям полиции 1820 единиц огнестрельного оружия, сообщает ELTA.

Закон действовал с 1 октября 2006 года по 1 апреля 2007 года. До 1 апреля т.г. жители Литвы передали в руки полиции 1128 длинноствольных ружей, 362 винтовки, 305 пистолетов, 25 единиц оружия других видов, 6798 патронов, 24 гранаты и 17,16 кг взрывчатых веществ.

В 1999 году, когда закон действовал 3 месяца, жители Литвы передали полиции 1255 единиц оружия (в том числе 1144 зарегистрированных на их имя), в 2000 году, когда аналогичный закон действовал 6 месяцев, - 712 единиц оружия (630 - зарегистрированные).

Бедняками себя считают лишь 3 процента литовцев (опрос)

Согласно исследованию бюджетов домашних хозяйств, проведенному Департаментом статистики Литвы, средние доходы, приходившиеся в месяц на одного члена домашнего хозяйства, в 2006 году составляли 681 лит. По сравнению с 2005-м эти доходы выросли на 17,4 процента. Однако с учетом роста потребительских цен реально доходы увеличились на 13,1 процента.

Но доходы жителей страны росли по-разному. Средний размер доходов горожан из расчета на одного члена домашнего хозяйства в 2006 г. составил 729 литов, у жителей сельской местности - 584 лита. То есть по сравнению с предыдущим годом в 2006-м доходы горожан выросли на 14,6 процента, жителей села - на 25 процентов.

Наибольшее влияние на рост доходов как в городе, так и в деревне оказал рост заработной платы. На увеличение доходов сельского населения оказали влияние и другие факторы - рост социальных выплат и доходов сельского хозяйства.

В обследованных домашних хозяйствах в 2006 г. расходы на питание (без учёта потраченных в столовых, кафе и ресторанах денег) составляли 34 процента всех потребительских расходов. Денежные расходы на содержание жилья, топливо и энергию составили в среднем по 77 литов на одного члена домашнего хозяйства: в городе - 91 лит, в деревне - 49 литов.

Однако абсолютное большинство литовцев не склонны считать себя бедняками. Лишь 3 процента населения Литвы живут в бедности. Такое же количество жителей считают себя богатыми, а 70 процентов утверждают, что они середняки. Каждая четвертая (25,7 процента) семья считает, что ее жизнь за последний год улучшилась, но 17 процентов респондентов отметили, что им теперь живется хуже. В обследовании домашних хозяйств в 2006 году принимали участие 7 тыс. 178 домашних хозяйств.