ЭКОНОМИКА

"МАК сорвал вечерний рейс S7 Airlines. Авиакомпания намерена взыскать убытки с аэропорта "Казань" через суд", - центральная публикация в газете "Время и деньги" за 19 апреля. "На рынке авиаперевозок Татарстана разгорелся очередной громкий скандал, - пишет "ВиД". - Руководство международного аэропорта "Казань" (МАК) запретило авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines) выполнять вечерние регулярные рейсы по маршруту "Казань-Москва-Казань", которые АК открыла со вторника. В результате более 20 пассажиров смогли вылететь в Москву только 18 апреля утренним рейсом S7. В МАКе объясняют свои действия полной удовлетворенностью вечернего пассажирского спроса рейсами местной авиакомпании "Татарстан", в "Сибири" готовят иски к аэропорту по возмещению всех понесенных убытков. В спор вмешалось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), руководство которого сегодня будет "разруливать" казанский конфликт в Москве. 17 апреля авиакомпания S7 готовилась осуществить первый регулярный вечерний рейс из Казани в Москву, введенный в рамках летнего расписания. Продажу билетов на этот рейс компания открыла в начале апреля - после того, как Росавиация по обращению "Сибири" согласовала вечерний слот (время прилета и вылета) АК. Руководитель Росавиации Евгений Бачурин указал руководству МАК на то, что оно должно "обеспечить прием и обслуживание ежедневных, кроме субботы, регулярных рейсов АК "Сибирь" по запрашиваемому графику": прилет из Москвы в Казань в 21.10, вылет из Казани в Москву в 21.55. В обоснование утвержденного временного интервала Евгений Бачурин сообщил МАК, что "пропускная способность и фактическая загрузка аэропорта "Казань" позволяет принимать и обслуживать рейсы АК "Сибирь" в заявленные слоты". В самой авиакомпании "ВиД" пояснили, что АК безуспешно пыталась согласовать вечерний слот с МАК с ноября прошлого года, поэтому была вынуждена обратиться за помощью в федеральные авиационные органы. Как рассказал вчера "ВиД" директор Центрального регионального филиала S7 GROUP Александр Ларин, самолет АК прибыл из Москвы в Казань во вторник по расписанию. Но рейс из Казани в Москву был сорван. "Аэропорт отказался регистрировать более 20 пассажиров вечернего рейса, заместитель гендиректора МАК Михаил Кондратьев без объяснения причин, ссылаясь только на указание гендиректора МАК, сказал нам, что рейс будет задержан, и все аэропортовые службы действовали в соответствии с этим указанием", - сообщил "ВиД" Александр Ларин. По его словам, компания за свой счет разместила часть пассажиров в гостинице, часть отправила домой, желающих накормила. Вылететь в Москву пассажиры смогли только вчера обычным утренним рейсом S7 в 9.35. При этом вылет второго самолета АК из Казани, предназначенного для вечерних рейсов (пока это ТУ-134), оказался заблокированным. "Мы не можем отправить этот самолет в Москву, чтобы забрать вечерних пассажиров, вылетающих в Казань, потому что он сейчас фактически арестован и захвачен службами аэропорта", - сказал "ВиД" директор казанского филиала S7 Airlines Дамир Галиев. Он не уточнил, каким способом МАК удерживает самолет, сообщив лишь, что у "аэропорта для этого есть много возможностей". По его данным, на вчерашний вечерний рейс из Москвы в Казань было продано около 60 билетов, из Казани в Москву - порядка 40. Гендиректор ОАО "Международный аэропорт "Казань"" Петр Трубаев отказался комментировать ситуацию "ВиД". Между тем, по данным "ВиД", руководство МАК сообщило авиаперевозчику о причине запрета вечерних рейсов "Сибири". "Средняя коммерческая загрузка данных рейсов составляет 47%. В связи с этим мы запрещаем прилет и выполнение рейса С7 26/25", - процитировал "отказную" телеграмму МАК "ВиД" представитель "Сибири", сообщив, что компания получила ее 17 апреля, то есть в день открытия рейсов. В "Сибири" такой отказ трактуют однозначно. В распространенном вчера официальном заявлении S7 говорится, что компания считает "недопустимым факт неприкрытого лоббирования государственным аэропортом интересов местной частной авиакомпании (то есть АК "Татарстан" - "ВиД") в ущерб федеральному авиаперевозчику". В заявлении отмечается, что "с момента, когда S7 впервые было отказано в открытии вечернего рейса, авиакомпания "Татарстан" ввела три новых ежедневных рейса на направлении Москва-Казань-Москва". Отметим, что нынешний конфликт между МАК и АК "Сибирь" - уже третий с 2004 года: все они развиваются по одному сценарию, и до сих пор победу в спорах одерживал МАК".

Далее газета рассказывает историю конфликтов: "Первый конфликт между АК "Сибирь" и МАК случился в октябре 2004 года, когда аэропорт стал задерживать на два часа вылет утреннего рейса (в 7.35) "Сибири" из Казани в Москву. Руководство аэропорта объясняло тогда отказ утверждать запрошенный слот большой загрузкой аэропорта в зимний период и отсутствием у него необходимого количества спецтехники для обслуживания самолетов. В итоге "Сибирь" перенесла вылет из Казани в Москву на 10.30. Второй конфликт начался осенью 2005 года, когда "Сибирь" попыталась ввести регулярный вечерний рейс из Казани в Москву (в 21.35). МАК отказался согласовать этот слот, мотивируя "удовлетворенностью пассажирского спроса на участке Казань-Москва", и вечерние пассажиры "Сибири" в течение нескольких дней отправлялись с четырехчасовой задержкой. Этот спор был решен в начале 2006 года после того, как "Сибирь" согласилась подписать с базовой авиакомпанией Татарстан" код-шеринговое соглашение об обмене мест на рейсах обоих перевозчиков: Сибирь получила блок мест для своих пассажиров на вечернем рейсе АК "Татарстан" в обмен на отказ от собственного вечернего рейса. Соглашение было расторгнуто в марте этого года из-за того, что "Сибирь" не устроили условия его пролонгации. После этого "Сибирь" потеряла возможность летать в вечернее время. Сейчас АК "Татарстан" выполняет пять ежедневных рейсов из Казани в Москву, из которых три - вечерние. Компания "Сибирь" официально заявила, что "считает отказ аэропорта обслуживать вечерние рейсы незаконным, поэтому намерена в судебном порядке взыскать с него все убытки, понесенные при отмене рейсов, в том числе при компенсации убытков пассажиров S7". На срыв первого рейса "Сибири" уже отреагировал Евгений Бачурин. В своей телеграмме он указал Петру Трубаеву на необходимость "обеспечить обслуживание рейсов S7" в соответствии с расписанием, а начальнику Приволжского окружного управления Росавиации Александру Малышеву приказал "взять на контроль выполнение МАК" этого указания".

"Право колоса", - публикация в "Российской газете - Волга-Урал" за 17 апреля. "В защите нуждаются производители сельскохозяйственной продукции Татарстана и крупные инвесторы этой отрасли, - пишет издание. - А угрожают им увеличенные по решению правительства квоты на ввоз зарубежного мяса, которые неизбежно ведут к падению цен на местную продукцию. За поддержкой Госсовет РТ решил обратиться непосредственно к Президенту РФ Владимиру Путину. Недавно была создана специальная рабочая комиссия, в состав которой вошел и зампред комитета Госдумы ФС РФ по аграрным вопросам Айрат Хайруллин. По его словам, комиссия будет отстаивать интересы аграриев и продвигать новый закон в сфере АПК".

"Коммерсант-Волга-Урал" за 18 апреля: "Не ждали". Как пишет газета: "ГК "Сибирский аграрный холдинг" (САХО) намерен в течение года построить в Татарстане сеть хлебозаводов, для чего уже в этом месяце в Казани будет открыто представительство компании. Участники местного рынка считают, что он уже поделен и новичку потребуется несколько лет, чтобы наладить здесь свое производство. 18 апреля директор департамента по связям с общественностью САХО Андрей Кузнецов рассказал "Ъ", что "проект в Татарстане находится в стадии определения участков для строительства. Окончательное место расположения хлебозаводов будет определено в июне". Тогда же, по словам господина Кузнецова, будет определено количество производственных площадок. "У нас есть опыт создания сети в Новосибирской области. Там из 30 сельских районов мы охватили большинство сетью из 7 предприятий. Этот опыт мы намерены применить на практике и в Поволжье", - пояснили в САХО".

"Время и деньги" за 19 апреля: "КАП приобрело первый американский вертолет в собственность". "ОАО "Казанское авиапредприятие" (КАП) приобрело в финансовый лизинг новый вертолет компании Robinson, - пишет "ВиД". - Сумма сделки составила около $500 тыс., в КАПе надеются окупить ее в ближайшее время за счет активной коммерческой эксплуатации вертолета. Как сообщил "ВиД" генеральный директор ОАО "Казанское авиапредприятие" Гали Насыров, на днях компания получила на свой баланс новый вертолет R 44 Raven 1 производства североамериканской Robinson Helicopter Company. Воздушное судно приобретено по финансовому лизингу у ОАО "Росдорлизинг" в феврале этого года. Сумма сделки составила около $500 тыс., срок лизинга - 3,5 года, авиапредприятие заплатило лизингодателю авансовый платеж в размере 20 процентов от суммы сделки".

"Достойная жизнь по соглашению. Дорого. Ненадолго...", - "Вечерняя Казань" за 19 апреля. "Интересное предложение получили от горисполкома руководители городских предприятий: заключить соглашения о взаимном сотрудничестве в области заработной платы, - пишет "ВК". - Причем заключить, как церковный брак, на всю оставшуюся жизнь: "Действует в течение всего срока существования сторон". В преамбуле документа говорится, что делается это в целях создания благоприятных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие горожан. Суть соглашения сводится к следующему. Предприятие обязуется в оговоренный срок платить своим работникам зарплату не ниже размера минимального потребительского бюджета члена типовой семьи в Республике Татарстан. Цель соглашения ясна: горисполком действует в русле объявленного правительством крестового похода против "конвертных" зарплат. А многие детали соглашения являются чисто декоративными, так как совпадают с принципами, закрепленными в законодательстве. К примеру, в нем есть пункт, предусматривающий санкции за просрочку выплаты зарплаты: "Закрепить в коллективных договорах пункт о выплате процентов за каждый день задержки..." Так трудовое же законодательство предусматривает право работника потребовать проценты за просрочку. Но работники их обычно не требуют - боятся потерять работу. И соглашение между руководителем предприятия и руководителем горисполкома ничего не изменит. Исполком Казани по этому соглашению берет на себя тяжкое бремя проводить на предприятиях проверки и публиковать в СМИ списки предприятий - нарушителей соглашения. А еще - информировать партнеров по соглашению об изменении величины минимального потребительского бюджета члена типовой семьи. Кстати, в марте, по данным ЦЭСИ, минимальный потребительский бюджет члена типовой татарстанской семьи составлял 5849 руб. 27 коп. Такую зарплату сегодня получает не каждый горожанин. И не каждое предприятие в силах работникам столько платить. Нетрудно предугадать экономический и социальный эффект от предлагаемого горисполкомом соглашения. С учетом налогов расходы предприятий на зарплату выльются в кругленькую сумму. В результате многие мелкие производители товаров и услуг, если станут честно выполнять соглашение, тут же разорятся. И вместо прописанных в соглашении "гарантий необходимого жизненного уровня" город получит рост количества безработных, а горисполком - оскудение казны".

ОБЩЕСТВО

"Широта казанская", - это публикация в "Известиях Татарстана" за 20 апреля. Столица Татарстана готовится к архитектурному преображению. Скифские камни лягут на казанскую землю, а рядом с ними вырастут алтайские кедры, - пишет издание. - И это лишь малая часть амбициозного проекта по преображению города, презентация которого состоялась в Академии наук РТ. У этого замысла имеется статус республиканской гуманитарной инновационной программы с громоздким, но звучным названием "Границы РТ - исторический бульвар Казани - "Хартия Земли - "Араис". Суть ее состоит в том, чтобы превратить центр Казани в некий архитектурно-исторический центр Евразии".

"Перевозчики стоят на своем - теперь перед Кремлем", - газета "Вечерняя Казань" за 19 апреля. "Листы с двенадцатью тысячами подписей пассажиров общественного транспорта Казани принесли 18 апреля утром в мэрию двенадцать участников пикета на площади 1 Мая, выступавшие в поддержку сохранения существующей маршрутной схемы, - пишет "ВК". - Эти предприниматели, которых "на конкурсной основе" выбросили с их "ПАЗами" и "Газелями" с рынка перевозок, сознавали, что подписные листы оформлены у них не вполне корректно, но сочли это допустимым: "Наши пассажиры паспортов с собой обычно не возят, вот в листах и нет паспортных данных. Однако мэрия-то уничтожает маршрутки, ссылаясь даже не на подписи, а всего лишь на телефонные звонки, поступившие в комитет по транспорту..." Пикетчики бьют чиновников не только количеством сторонников - двенадцать тысяч против семи, - но и качеством опроса. Звонков в мэрию, говорят они, поступило около семи тысяч. Чиновники чохом записали их в графу "за". А на самом-то деле большинство позвонивших в мэрию горожан просто интересовались, как пройдет тот или иной новый маршрут, пытались доказать, что он должен проходить поближе к их домам или что в тот или иной район нужно обеспечить беспересадочный проезд. Еще у пикетчиков есть вопросы по результатам апробирования новой схемы и новых автобусов. Почему, интересуются они, десять недавно закупленных городом автобусов "МАЗ" получили "частные" номера, хотя маршрут N 90, на который они поставлены, обслуживает не частное лицо, а транспортное предприятие - ПАТП-2? Почему маршрут N 90, проходящий через половину спальных районов Казани и основные транспортные развязки, упорно позиционируется чиновниками горисполкома как "убыточный", хотя на деле является одним из самых прибыльных? (Частники путем опроса водителей установили, что дневная выручка с одного автобуса на этом маршруте доходит до 15 тысяч рублей). И почему, наконец, с приходом нового мэра и нового председателя городского комитета по транспорту политика мэрии и горисполкома в части компенсации перевозчикам затрат на перевозку льготников осталась старой - как не возмещали им эти расходы, так и не возмещают? Перевозчики выбрали для пикета время, когда их плакаты мог бы прочитать не только мэр, но и президент республики: "Вот проедет Минтимер Шаймиев - и мы пойдем отдавать подписные листы и в мэрию, и в Кремль". Они надеются, что их призыв "Дайте дышать частнику!" будет услышан, ведь они обращаются к той самой власти, которая на всех углах трубит о том, что на государственном уровне занимается поддержкой малого бизнеса. На оптимистический лад их настроила и поддержка Федеральной антимонопольной службы, рассмотревшей конфликт перевозчиков с городскими властями с точки зрения закона и вставшей на сторону предпринимателей".