На заседании Московской городской думы 18 апреля принят закон "О референдумах в городе Москве". Необходимость корректировки действовавшего с 2004 года городского закона о референдумах была вызвана многочисленными изменениями федерального законодательства. Но для того, чтобы привести московский закон в соответствие с федеральным законодательством, потребовалось бы внести правки практически в каждую его статью. В связи с этим была разработана новая редакция закона о референдумах в столице.

Как сообщил председатель Московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов, изменен порядок формирования комиссии референдума. Согласно новому документу, членами комиссии не могут быть граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, либо вид на жительство в другом государстве. Обязанности по образованию участков референдума возлагаются на главу управы района. Наблюдателям предоставляется право знакомиться с реестром заявлений о голосовании вне помещений для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума. Введена норма, согласно которой комиссия референдума вправе вынести инициативной группе по проведению референдума предупреждение в случае нарушения с ее стороны законодательства о референдуме. Внесены изменения, в соответствии с которыми сокращено количество предоставляемых подписей участников референдума, превышающих количество подписей, необходимых для его назначения. В новой редакции закона уточняется перечень ограничений при проведении агитации, в частности, запрещается агитация, унижающая национальное достоинство, а также запрещаются действия с признаками экстремистской деятельности. Вводятся ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований в фонд референдума, что отвечает принципу прозрачности финансирования и т.д.

Принято предложение дифференцировать количество участников инициативной группы в зависимости от количества участников референдума во внутригородском муниципальном образовании. Потребуется организовать инициативную группу в количестве не менее 50 человек, если в муниципальном образовании зарегистрировано до 50 тысяч участников референдума, не менее 75 человек - если зарегистрировано от 50 до 100 тысяч человек, и не менее 100 человек - при условии более 100 тысяч участников референдума, а таких муниципальных образований, по словам Валентина Горбунова, всего семь. Что же касается количественного состава инициативной группы при проведении городского референдума (были поправки по снижению с нынешних 300 до 100 человек), то редактор оставил действующую норму без изменения.

В ходе дискуссии депутат Владимир Лакеев выразил мнение, что содержащиеся в документе "количественные параметры" (требование к численности инициативной группы в 300 человек; количеству подписей, необходимых для реализации инициативы референдума в два процента; срокам для сбора подписей в 30 дней) не согласуются с нормами федерального закона и практикой проведения референдумов в регионах. Он считает, что принятие данного закона не позволит москвичам провести референдум. С коллегой солидарен депутат Сергей Митрохин; он даже дал обсуждаемому законопроекту название "О невозможности реализации права граждан на проведение референдумов".

Но большинство депутатов поддержали позицию редактора. Председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова считает, что для многомиллионного города, каким является Москва, вполне законно требование об инициативной группе численностью 300 человек. На местом референдуме инициативные группы могут состоять из 50, 70 и 100 человек в зависимости от численности населения муниципальных образований. В итоге закон "О референдумах в городе Москве" принят двадцатью двумя голосами "за" при шести "против".