Сводный индекс потребительских цен на все товары и платные услуги по Нижегородской области составил в декабре 2002 года к декабрю 2001 года 115,4%. Все товары - 112,1%. Продовольственные товары, включая алкогольные напитки - 110,7%. Платные услуги - 134,1%. Данные показатели практически совпадают с общероссийскими тенденциями. Следует отметить, что из 15 регионов Приволжского федерального округа Нижегородская область занимает средние позиции по индексу потребительских цен: самый низкий - в Саратовской области (111,8%), самый высокий - в республике Мордовия (118,2%). Продовольственные товары по всем каналам реализации. В 2002 году динамика средних розничных цен на основные продовольственные товары по всем каналам реализации характеризуется следующими тенденциями. Наиболее высокие темпы роста цен - более 20% - зафиксированы на овощи, крупы и сахарный песок.

В начале и в конце года наблюдалось увеличение средних розничных цен на плодоовощную продукцию, что объясняется сезонным фактором. По итогам 2002 года цены на морковь повысились на 33,1%, картофель - 44,1%, лук репчатый - 45,8%, капусту - 51,9%. Яблоки отечественные подешевели на 17,2%. По сравнению с итогами 2001 года темпы изменения цен на морковь и капусту были аналогичными, на лук репчатый несколько выше. Темп прироста цен на яблоки отечественные в 2002 году составлял 80,0%.

В третьем квартале 2002 года отмечался рост цен на крупы: гречу (93,3%), пшено (50,0%) и рис (19,5%), вызванный недостаточным урожаем гречихи, проса и риса. К концу года ценовая ситуация на данном сегменте рынка стабилизировалась. Рост средних розничных цен на сахарный песок составил 33,4%. Можно отметить две основные причины, объясняющие подобную динамику цен. Ввиду неблагоприятных погодных условий как в целом в России, так и в Нижегородской области, в частности, урожай сахарной свеклы в этом году был значительно ниже прошлогоднего - около 70% от объемов 2001 года. В связи с этим предложение свекловичного сахара на потребительском рынке области было ограничено. Вторая причина - увеличение таможенных пошлин на сахар-сырец, что обусловило высокую себестоимость белого сахара. Конец года характеризуется определенной стабилизацией цен на сахарный песок.

В течение года наблюдались сезонные колебания цен на продукцию молочной группы. На 9,1% возросли цены на сметану. Масло сливочное развесное подорожало на 20,4%. Но установившиеся к концу года цены на молоко разливное и творог были ниже, чем в декабре 2001 года на 4,6% и 7,3% соответственно. Розничные цены на продукцию птицеводства вели себя неоднозначно. Отпускные цены нижегородских производителей куриных яиц в январе-сентябре 2002 года снизились на 6,7-17,2%, в течение этого периода наблюдалось снижение и розничных цен в среднем на 10%. Однако, с сентября начался рост розничных цен, что обусловлено конъюнктурными сдвигами в сторону превышения спроса над предложением, а также вывозом значительного количества продукции за пределы области.

Высокий урожай зерновых культур позволяет охарактеризовать ценовую ситуацию на рынке зерна как стабильную. Наблюдалось снижение цен на хлеб и хлебобулочные изделия на 0,4-1,1%, мука в/с подешевела на 5,3%. За год выросли цены на водку отечественную обыкновенного качества (15,4%). Масло подсолнечное разливное снизилось в цене на 7,7%. Цены на говядину в течение года были стабильными: темп изменения средней цены за год составил 1,5% в сторону уменьшения. Рыба свежемороженая неразделанная подорожала на 13,3%, что объясняется несколькими причинами: увеличением к концу года затрат оптовых организаций на хранение продукции, ростом потребительского спроса и ассортиментными сдвигами. Практически на уровне декабря 2001 года сохранились цены на мясо птицы, колбасы вареные и полукопченые, сыры твердые отечественные, макаронные изделия в/с, маргарин отечественный. Изменения находились в пределах от 0,1% до 6,7%. Непродовольственные товары и услуги. Средние потребительские цены на мыло хозяйственное (200 г) выросли на 14,1%, мыло туалетное (100 г) - 14,9%, порошок стиральный (1 кг) - 4,6%.

Цены на бензин А-76 (А-80), А-92 (А-93) и А-95 увеличились на 18,3%, 29,1% и 25,3%, соответственно. Стоимость одной поездки на всех видах городского транспорта - городской автобус, трамвай, троллейбус, метро - повысилась на 33,3%.

Анализ динамики цен на услуги показывает, что более всего возросла плата за 1 кв.м муниципального жилья - на 77,3%. Плата за отопление 1 кв.м увеличилась на 40,5%, за горячее водоснабжение - на 40,0%, за электроэнергию (100 квт) - на 7,2%, за водоснабжение и канализацию - на 6,8%, - сообщает администрация Нижегородской области.