Участники Второй всероссийской конференции "Местное самоуправление: итоги и перспективы развития", состоявшейся в Томске, выразили негативную оценку проекту закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", внесенному президентом РФ Владимиром Путиным в Государственную Думу РФ 4 января 2003 года. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в итоговой резолюции отмечено, что закон не учитывает многих реалий и не устраняет противоречия между субъектами федерации и органами местного самоуправления, прежде всего в части разделения полномочий, а следовательно, по вопросам финансирования затрат на осуществление функций местного самоуправления.

При обсуждении законопроекта отмечалась тревожная тенденция огосударствления местной власти, создание некой модели власти "третьего уровня", о чем говорит рост объема государственных полномочий, передаваемых на уровень местного самоуправления (МСУ), закрытый список вопросов местного значения. Основные новации данного законопроекта, - считают участники конференции, - сводятся к созданию административно-территориальных основ МСУ и закреплению структуры органов МСУ. Но природа МСУ такова, что его невозможно типологизировать, именно разнообразные формы МСУ делают этот институт устойчивым. Вместе с этим территориальные основы должны быть понятны для населения. Из прописанных положений не ясно место города Томска в системе муниципальных образований, входит ли город в муниципальный район и так далее. Проект необоснованно исключил из вопросов, решаемых непосредственно населением на местном референдуме, такой важный вопрос, как принятие устава муниципального образования, по сути дела, лишив население одного из основных его прав.

Комментируя итоги форума, мэр Томска, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Александр Макаров выразил уверенность, что новая редакция закона еще нескоро будет принята, поэтому документ еще можно улучшить, усилить, конкретизировать. "Во всем мире существует тенденция к увеличению прав местного самоуправления. Но у нас в России, видимо, считают по-иному. Совершенно бессмысленное понятие - "властная вертикаль", которое ни в одной цивилизованной стране серьезно не воспринимается, в России обсуждается как единственный способ управления. Видимо, из Москвы видней: строить в Томске баню или нет," - заявил Александр Макаров.

"На мой взгляд, обсуждаемый проект закона о местном самоуправлении еще одно доказательство того, что страна не прозрела, - сказал Макаров. - Документ далек от либерального понимания закона, далек от демократии. Почти в каждой статье чувствуется желание сверху контролировать, наказать, снять. По сути дела это документ для завхозов, а не закон для того, чтобы страна встала на демократический путь развития, и прежде всего укрепляла нижний уровень управления, определяемый самим народом. Нам объясняли, что "город" объединяет понятия и округа, и городского поселения. Возможно, следующим шагом объявят, что город не является муниципальным образованием, а подчиняется губернатору. Я считаю, что прежняя система самоуправления носила в некоторых субъектах Федерации поселенческий характер, как в Тюменской области, в некоторых - районный, как у нас. Тем не менее, она являлась достаточно логичной. Поселение, где живут люди, независимо от его названия, и есть территория местного самоуправления. "

По мнению томского мэра, президентский законопроект урезает многие важнейшие права местной власти. Например, действующее законодательство предусматривает "владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью", новая редакция (ст. 16) - "управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности". Еще более сомнительным кажется предложение по числу депутатов представительных органов власти - не менее 50 человек в городе с населением свыше 100 тысяч. Таким образом, в Северске с населением 117 тысяч человек, 500-тысячном Томске и 1,5-милионном Новосибирске необходимо избрать по 50 депутатов. "Такие большие, неповоротливые, сложные по составу представительные органы приведут к излишней политизации ситуации," - считает Макаров.

Конференция приняла обращение в Государственную думу, правительству и президенту РФ, в котором рекомендовала учесть выработанные в Томске предложения при дальнейшей работе над новым законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

В частности, предложено четко определить порядок принятия решений по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования. Более чётко разделить полномочия всех ветвей и уровней власти в целях исключения противоречий, имеющих место в реальной жизни. Предоставить органам МСУ право решать все вопросы, касающиеся социально-экономического развития территории, охраны общественного порядка, создания условий для жизнедеятельности граждан. Установить особый порядок финансового оздоровления территорий местного значения, предоставить им льготные условия получения государственных займов на цели улучшения условий жизнеобеспечения;

Одновременно отмечена необходимость привести в соответствие другие Федеральные Законы, регулирующие финансовые основы местного самоуправления, в том числе Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс РФ и т.д. Установить мораторий на изменение пропорций отчисления налогов в бюджеты всех уровней, предоставить территориям возможность планировать собственное развитие на 3-5 лет. Особое внимание уделить вопросу формирования местных бюджетов, для этого предоставить право планирования неналоговых доходов исключительно органам местного самоуправления. Считать неналоговые доходы резервом для развития территорий. Необходимо конкретизировать статью 58 бюджетного Кодекса РФ в части передачи муниципальным образованиям на постоянной основе части регулируемых налогов от субъектов РФ. Установить законодательно банковское кредитование администраций местного самоуправления для целей развитая территорий не более 10% годовых.

Участники конференции предложили дополнить ст. 63 проекта закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" нормой, в соответствии с которой автоматически не подлежат исполнению федеральные и региональные законы, не обеспеченные соответствующими дотациями, независимо оттого, указаны ли они в соответствующих законах РФ или субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год в числе тех, действие которых приостановлено, или нет. Вместе с тем, при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований необходимо учитывать особенности финансирования тех городов, которые выполняют функции региональных центров. Представляется, что именно в этом законе необходимо определить минимальный набор функций региональных центров, осуществление которых требует дополнительного финансирования.