Президент РК расставил точки над i. За и против центральноазиатской интеграции. Казахстан в ОБСЕ: Испания надеется на консенсус. Как слово делом отзовется: посол США о казахстанских политиреформах. Казахстан и Россия - источники рисков для мировой финансовой системы. Белоруссия - Казахстан: нефть и газ - хороший стимул для дружбы. Парламент о жертвах политрепрессий, трудовом кодексе и морали.

Президент

На минувшей неделе Нурсултан Назарбаев дал обширное интервью ведущим четырех казахстанских телеканалов. В Казахстане не сложилась традиция, по которой президент страны регулярно общается с большим количеством СМИ - в то же время практикуются интервью с несколькими средствами массовой информации одновременно. На этот раз Назарбаев отвечал на вопросы телеведущих программ "Назар" национального телеканала "Казакстан", "Жетi кун" агентства "Хабар", "Центр внимания" телекомпании "31 канал" и "Серьезный разговор" телеканала "Астана".

"Казахстанская правда" предлагает полную версию интервью. Отвечая на вопросы, Назарбаев вновь обратил внимание на главную составляющую своего ежегодного послания. Пояснив суть идущих и предполагаемых реформ, президент заметил, что не может думать только о себе: "А что же будет дальше? Я не могу думать об очередных выборах, я должен думать о далеких перспективах страны и народа. Именно для этого я призван, для этого меня избирали". По его словам, послание 2007 года "...потому и является стратегическим документом, что подготовлено с думой о том, как будут жить наши дети и внуки", и задача правительства, Администрации президента, акиматов и СМИ заключается в разъяснении сути проводимой работы и превращении задачи по вхождению страны в число 50 конкурентоспособных стран мира в национальную идею. В связи с этим Назарбаев также пояснил, почему речь идет о вхождении Казахстана в число именно 50 конкурентоспособных стран, а не 20, например: сегодня, по данным Давосского форума, республика находится на 61-й позиции, "но ведь и остальные государства также не стоят на месте". По мнению казахстанского президента, сначала нужно достигнуть пятидесяти, а потом уже говорить о сорока, тридцати.

Говоря о легализации имущества, проходящей в настоящее время, Назарбаев предупредил, что это последняя подобная акция, и срок ее действия больше не будет продлеваться. В то же время он подчеркнул, что субъекты легализации, выплатившие десять процентов от суммы легализированного имущества, освобождаются от всех видов наказания. "Причем законом установлена банковская тайна, и если банковский служащий раскроет эту тайну, он сядет в тюрьму. И если даже при этом станет известен человек, легализовавший имущество, ему за это ничего не будет". Кроме того, Назарбаев заявил, что дает личную гарантию, что субъекты легализации не будут подвергнуты наказанию в дальнейшем: "Пользуясь случаем, я еще раз обращаюсь ко всем: не бойтесь ничего... Легализацией надо воспользоваться, потому что она последняя. Это добрая воля государства. А кто не воспользовался - не должен обижаться. Мы будем жестко, тотально проверять все компании, особенно крупные".

Делясь мнением о политических реформах, Назарбаев заявил, что его задача заключается в том, чтобы сделать государство таким, каким его хочет видеть народ, и в то же время учитывать все непростые реалии. "С востока у нас - Китайская Народная Республика, с севера - Россия, с юга - ближние соседи и исламский мир. Никто из них особо не продвигается в демократическом развитии. Мы должны думать и об этом тоже". Глава Казахстана привел в пример Киргизию и Украину и заявил, что в условиях Казахстана должны развиваться две-четыре крупные партии. "В рамках политической системы у парламента должно быть больше полномочий, должна быть развитая система местного самоуправления, но, как сказано в Конституции, координирующая роль должна оставаться у президента". При этом он сообщил, что мнение о том, будто "...Назарбаев хочет удержать власть, что он властолюбец", ошибочно, так как "человек имеет пределы своей энергии и сил".

Ответил казахстанский президент и на вопросы, касающиеся национальной политики. Во-первых, высказал свою точку зрения на недавний конфликт между чеченцами и казахами в поселках Алма-Атинской области: "В данном же случае речь идет о криминальном столкновении. Если завтра татарин подерется с русским, мы будем считать это межнациональным столкновением? Или, допустим, в суде судятся два человека, один из которых армянин, а второй - казах, это что, тоже межнациональное столкновение?" Назарбаев предупредил средства массовой информации о том, что "ответственность за разжигание межнациональной розни прописана законом, а в сложившейся ситуации надо разобраться". Он выразил сожаление о случившемся и соболезнование родственникам и близким погибших. При этом глава РК заявил, что "казахи в Казахстане - государствообразующая нация, которая отвечает за всех, кто живет в этой стране", а "все остальные этносы не должны забывать, как казахи гостеприимно приняли их, особенно депортированных". Назарбаев напомнил о толерантности казахов и заявил, что все "...кавказцы и корейцы и другие народности - все они пользуются всеми благами и правами наравне и тоже должны отвечать за спокойствие, порядок и выполнение законов Казахстана". Президент страны уверен, что нет необходимости менять Конституцию в части, где прописан статус казахского и русского языков: "Конкретизировать здесь нечего. Все сказано в Конституции и в законе о языках... В Конституции написано, что государственный язык - казахский. Русский язык - официальный язык, язык межнационального общения, который применяется в государственных органах наравне с казахским. Все".

Говоря о многовекторном принципе внешней политики Казахстана, Назарбаев отметил, что экономика всегда является предтечей политики. "Сначала выстраивается экономика, потом над ней надстраивается политика. Если мое государство хорошо торгует, допустим, с Россией, для нас важно, чтобы в России было спокойно, чтобы там было благополучие. Россия, торгуя с нами, желает, чтобы у нас все было хорошо. И все государства так себя ведут. Торгуешь, значит, доверяешь. Торговля - это процесс, который тоже не происходит сам по себе". Он напомнил, что на казахстанских энергоресурсах сошлись интересы больших государств. "...Мы же здесь преследуем только интересы Казахстана. И это естественно. В нашей экономике присутствуют США, Англия, Китай, Россия. А поскольку их интересы присутствуют в Казахстане, они все хотят, чтобы у нас было спокойно и чтобы этим интересам никто не угрожал. Здесь уместно говорить не о конфронтации этих государств, а о конкуренции, естественной конкуренции, которая происходит во всем мире. Из этой конкуренции Казахстан должен получить наибольшую выгоду для себя", - цитирует "Казахстанская правда".

"Республика" в свою очередь предлагает анализ интервью Назарбаева. Но прежде обращает внимание на отобранный состав журналистов. По мнению издания, "конечно, это право Администрации президента и его пресс-службы отбирать журналистов для участия в интервью". В то же время, считает газета, если бы во встрече участвовал ее корреспондент, "...то встреча прошла бы куда оживленнее и щекотливых вопросов... было бы задано больше". Относительно содержания интервью, "Республика" пишет: "...Ничего нового глава государства не сказал, однако благодаря тому, что ему пришлось отвечать на вопросы устно, многое из утопленного в многостраничных документах стало выпуклее и понятнее". Между тем издание отдает должное президенту, "он попытался ответить на все болезненные вопросы последних месяцев: запрет на ввоз праворульных машин, события в Маловодном и языковой вопрос, однако только по последней теме он четко, взвешенно и грамотно определил свою позицию...". В то же время из интервью президента также стало понятно, в каком направлении пойдет следствие по трагическим событиям в селах Казатком и Маловодное, пишет издание. "Случившееся там будет подаваться как результат разборок между двумя криминальными группировками, в которые были втянуты люди разных национальностей, поэтому говорить о росте межнациональных противоречий никому, нигде и никогда не следует". Из слов президента, что в идеале в стране должно быть две-четыре крупные политические партии, издание делает вывод: "Теперь политическая палитра страны вырисовывается так: слева - объединившая Компартия Казахстана, затем Общенациональная социал-демократическая партия, народно-демократический "Нур Отан" - в центре, и справа - возможно, "Ак жол", "Адилет", Партия патриотов или их объединение". Относительно внешней политики, пишет издание, если по поводу политики многовекторности и лидерства в регионе с президентом можно согласиться, то от комментариев по поводу стремления Казахстана стать председателем ОБСЕ и того, что читает президент в свободное от государственных обязанностей время, удержаться трудно. "Оказывается, мы хотим помочь ОБСЕ избавиться от имиджа организации, которая предъявляет политические требования к Казахстану и относится в ответ на наше хорошее отношение к ним... менторски".

"Капитал.kz" акцентирует внимание на той части интервью, где Назарбаев вновь высказался за создание союза центральноазиатских государств и признался в непонимании того, "почему не получается у нас такого союза". Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Азиз Бурханов прокомментировал сложившуюся ситуацию так: "...Несмотря на близость этих стран в политическом, экономическом и культурном отношениях, в эпоху независимости многочисленные интеграционные инициативы в Центральной Азии оказались малоэффективными... Кроме того, мешают сохранившиеся стереотипы и взаимная информационная изолированность... Мы часто лучше информированы о том, что происходит в России, Европе или США, чем в соседних странах", - отметил эксперт".

В свою очередь директор Центральноазиатского фонда развития демократии Еркин Тукумов высказал мнение, что "...о реальном сотрудничестве можно будет говорить лишь в отдаленном будущем, при других политических элитах стран региона". По его мнению, "политическая реальность региона продолжает оставаться антиинтеграционной, поэтому "послания со стороны нашего президента вряд ли будут услышаны и найдут отклик у его коллег в других странах региона". Однако Максим Мейер, помощник председателя комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ считает, что создание центральноазиатского союза не будет противоречить СНГ. "Не секрет, что центральноазиатские государства имеют свою ярко выраженную специфику, и внутри СНГ они могли бы представлять некую группу. Более того, они не все могут решить внутри Содружества, и поэтому могли бы активно работать друг с другом. И тогда уже согласованную позицию выносить на общий саммит СНГ. Главное, чтобы не пересекались компетенции", - сказал он "Капитал.kz". При этом "...на роль лидера центральноазиатского клуба Максим Мейер... предложил кандидатуру Казахстана".

Внешние связи

Казахстан посетил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел и сотрудничества Испании Мигель Анхель Моратинос. В Астане гость встретился с Назарбаевым, а также представителями других ветвей власти. Одной из основных тем переговоров, естественно, была перспектива председательства Казахстана в 2009 году в ОБСЕ. В ходе визита главы организации стало известно, что лично он поддерживает кандидатуру РК, а его страна рассчитывает на достижение консенсуса в этом вопросе.

Как отмечает "Панорама", в ходе визита г-н Моратинос встретился с президентом страны, руководителями государственных органов, депутатами парламента и представителями НПО. "Свой визит председатель ОБСЕ назвал "рабочим" и направленным на обсуждение конкретных планов и действий "очень активного члена ОБСЕ" - Казахстана. Главным же стало заявление г-на Моратиноса о его личной поддержке заявки Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году. И хотя решения в организации принимаются лишь коллегиально, да и г-н Моратинос прямо не заявил, что хочет видеть нашу республику на этом посту, его слова добавили позитива к ситуации с рассмотрением казахстанской заявки".

"Известия-Казахстан" отмечают: "...График гостя действительно был очень насыщенным... У него состоялся рабочий завтрак с премьер­-министром Каримом Масимовым, со спикерами двух палат парламента, министром обороны Даниалом Ахметовым. Он посетил представительство ОБСЕ в Астане, Дворец мира и согласия и новый административный центр столицы. А сегодня у него запланирована встреча с представителями политических партий и НПО, а также с послом Королевства Испании в Казахстане. Из Астаны дипломат отправится в Ашхабад. Также, по его сообщению, скоро в Казахстане ждут с визитом короля Испании Хуана Карлоса I". За время посещения, пишет газета, в Астане Мигель Анхель Моратинос "...встретил своих старых и приобрел новых "амиго" - это было одним из самых часто употребляемых слов в речи испанского дипломата".

Предметом разговора с Нурсултаном Назарбаевым, пишет "Литер", стали две темы: председательство Испании в ОБСЕ и отношения Казахстана с этой организацией, второй аспект - двусторонние отношения Испании и РК. По окончании встречи глава ОБСЕ заявил: "...Все члены ОБСЕ имеют право представить свою кандидатуру на председательство. И это решение, как и все другие, принимаемые в рамках ОБСЕ, будет принято на основе консенсуса на совещании в Мадриде в ноябре этого года". При этом Мигель Анхель Моратинос подчеркнул, что Испания, как председатель ОБСЕ, приветствует вклад Казахстана в деятельность организации и поддерживает усилия Казахстана в области внутренней политики.

"Один из плюсов, а может быть, минусов ОБСЕ - это то, что все решения должны приниматься консенсусом, в Брюсселе его просто не было по этой теме, - цитируют гостя "Известия-Казахстан". - Я надеюсь, что будет он достигнут во время Мадридского министерского совещания в ноябре этого года, и для этого мы будем работать". Общаясь на ту же тему с депутатами казахстанского парламента, Мигель Анхель Моратинос заявил: "Для того чтобы работать в обстановке взаимного доверия, нужно иметь общие цели, календарь и рабочее расписание. Важно, чтобы мажилис мог продвигаться в работе по реформам. Мне бы хотелось знать, какой у вас рабочий календарь, временные пределы, чтобы реализовать изменения в Конституцию, и будут ли эти изменения готовы перед нашей министерской встречей в ноябре в Мадриде". По словам председателя ОБСЕ, "было бы также важно, чтобы нижняя палата продвигала ратификацию различных международных договоров, конвенций, где ясно проявились обязательства Казахстана". В частности, речь идет о присоединении к Конвенции ООН по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, а также факультативных протоколов международных договоров по человеческим правам. "Это было бы очень положительным и ясным знаком в адрес ОБСЕ в том смысле, что не только лично президент, правительство, но и парламент берет на себя эту ответственность и участвует полностью в процессе реформ согласно принципам и целям ОБСЕ", - пояснил дипломат. И, наконец, он выразил надежду, что мажилис примет в 2008 году парламентскую ассамблею в Астане".

Во время встречи с главой казахстанского внешнеполитического ведомства также шла речь о сотрудничестве республики с ОБСЕ. Марат Тажин, сообщают "Известия-Казахстан", приветствуя гостя, выразил надежду, что при столь насыщенном графике встреч диалог получится конструктивным. В свою очередь, председатель ОБСЕ подчеркнул, что в духе ОБСЕ - наличие взаимопонимания и доверия. "Хоть мы и находимся сейчас в отдалении друг от друга, это не значит, что мы не являемся членами одной семьи, - сказал М. А. Моратинос. - И успех ОБСЕ зависит от успеха каждого из членов организации". Ему также очень польстило, что все встречи велись на испанском, а не на более популярном английском языке, пишет газета. Он отметил, что "организация поддерживает все усилия, которые страна прилагает в области реформ социального, экономического и политического характера".

"Видимо, заявление председателя ОБСЕ (мнение о возможности председательства Казахстана в ОБСЕ - прим. ИА REGNUM) воодушевило не только официальных государственных политических деятелей, - пишет "Панорама". - Лишь завершился визит г-на Моратиноса, как в Астане вновь прозвучали заявления на тему ОБСЕ. Так, лидер незарегистрированной партии "Алга!" Асылбек Кожахметов и глава Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис представили столичной прессе свой проект закона "О порядке организации и проведения мирных собраний в РК".

"Выступая перед журналистами, директор КМБПЧиСЗ Евгений Жовтис подчеркнул, что право на мирное собрание относится к фундаментальным правам человека, и что Казахстан, ратифицировав пакт о гражданских и политических правах, обязался привести свое законодательство в соответствие с этим международным договором", - поясняет "Республика". При этом Жовтис отметил, что проведенный анализ показывает: ни законодательство, ни тем более практика его применения в республике не соответствует международным стандартам. "Разработанный же общественными организациями проект этим стандартам отвечает", - цитирует "Панорама". В частности, инициаторы законопроекта предлагают, чтобы "...закон регулировал "не сами мирные собрания, а порядок проведения митингов, демонстраций и пикетов". При этом предлагается установить "уведомительный порядок проведения мирных собраний". Очень важное значение, по словам инициаторов проекта, "...уделено в проекте местам, где могут проводиться собрания - "во всех пригодных для этого публичных местах, возле государственных зданий, учреждений". "Единственным ограничением является площадка радиусом сто метров вокруг резиденции президента "Ак Орда" и к учреждениям здравоохранения, возле энергетических мероприятий".

10 апреля проект закона был представлен уполномоченному по правам человека и председателю комиссии по правам человека, дополняет "Панорама". Разработчики закона рассчитывают, что он будет опубликован для общественного обсуждения вместе с пояснительной запиской и надеются на то, что казахстанский парламент примет документ в работу. Тем самым, считают разработчики, "Казахстан сделает первый шаг по приведению своего законодательства в соответствие с международными нормами". Руководитель оппозиционной незарегистрированной партии "Алга!" Кожахметов в свою очередь назвал шесть условий, при которых партия поддержит председательство Казахстана в ОБСЕ: "Во-первых, это принятие нового закона "О мирных собраниях в РК". Во-вторых, принятие нового закона "О политических партиях". Третьим условием является доработка программы политических реформ "с участием всех активных политических сил", ее опубликование и обсуждение с "гражданским обществом". Четвертое - это проведение предстоящих выборов в маслихаты "в четком соответствии с законодательством Казахстана и международными обязательствами перед ОБСЕ, имея в виду международные стандарты по проведению честных и свободных выборов". Пятым условием г-н Кожахметов определил прекращение в этом году "преследования активистов оппозиции по надуманным уголовным делам", а также "желательный пересмотр" принятых ранее судебных решений. Шестое условие - регистрация партий "Алга!" и "Атамекен", поскольку без этого "председательство Казахстана невозможно". В случае невыполнения данных условий партия "...оставляет за собой право развернуть кампанию, акции, направленные на то, чтобы Казахстан в 2009 году не председательствовал в ОБСЕ.

В "Литере" посол США в Казахстане Джон Ордвей, оценивая перспективы политической реформы в Казахстане, отметил, что неоднократно слышал, как президент Назарбаев говорил о необходимости столь же сильных реформ в политической системе страны. "Это очень сложный процесс - перейти от слов к делу, но в итоге он приведет к отличным результатам. Создана хорошая база по определению тех сфер, где требуются скорые реформы". В то же время дипломат заметил, что в Казахстане, как и во многих странах, включая и Штаты, проблема не в том, что видение плохое, а в том, как воплотить это на практике. "И никто, конечно, не совершенен в претворении планов в жизнь". Отвечая на вопрос о мартовском отчете Госдепартамента США по правам человека в Казахстане, Дж.Ордвей заявил: "Отчет сфокусирован больше на недостатках, чем на достижениях. Мы стараемся передавать факты взвешенно и осторожно, насколько это возможно. И если какие-то факты изложены неверно, мы всегда готовы выслушать мнение общественности, правительства, НПО с тем, чтобы внести коррективы в будущем. Что касается поправок в законодательные акты о СМИ, это то, что есть на самом деле. В то же время очевидно, что поправки не повлекли за собой закрытия какого-либо СМИ, увольнения редактора, и это хорошо".

"Деловая неделя" анализирует недавнее высказывание президента Белоруссии о готовности страны "...стать более "доступным" для сотрудничества с республиками Центральной Азии, особенно в том, что касается снижения зависимости Минска от российских поставок нефтепродуктов". По мнению издания, акцент Белоруссии на сотрудничестве с Казахстаном не случаен. У РК ровные отношения со всеми странами СНГ, также "надо учесть, что именно президенты Казахстана и Белоруссии (но не России) являются на сегодняшний день чуть ли не главными застрельщиками сохранения и самого СНГ, и расширения любых интеграционных процессов на территории бывшего Союза". Как пишет издание, "по словам белорусских чиновников, Лукашенко импонирует тот факт, что Назарбаев добился для Казахстана вполне приличных международных дивидендов, сохраняя при этом выгодные позиции и в Европе, и в Азии". Между тем, считает "ДН", энергетическое сотрудничество между Казахстаном и Белоруссией, а в будущем и другими странами ЦА и Азербайджаном будет весьма проблематичным, поскольку все основные трубы с энергоресурсами идут через российскую территорию, и заменить их Белоруссии особо нечем. "Правда, не исключен вариант, при котором Белоруссия может предложить сотрудничество Казахстану в обмен на поставки нефти (те же транспортные средства, продукция машиностроения, сельхозпродукция), и если для Астаны такая кооперация будет экономически выгодна, то Минск получит от Казахстана необходимые нефть и газ. Правда, опять-таки пока никаких альтернативных трубопроводов, которые бы смогли доставить их в обход российской территории в Белоруссию, не существует". Но, резюмирует издание, большое стремление Лукашенко к дружбе между РК и Беларусью гарантирует укрепление отношений между странами в ближайшей перспективе.

Деньги.Кз

Казахстанские СМИ обсуждают опубликованный недавно доклад Международного валютного фонда, посвященного прогнозам развития мировых финансовых рынков в нынешнем году. Особенность документа в том, что в нем отдельным пунктом значится Казахстан.

Как отмечает "Панорама", отдельное упоминание Казахстана в докладе МВФ о мировой экономике - довольно редкий случай. "Правда, лестность такого события перевешивается тем, что наша страна, наряду с Россией, названа одним из главных источников риска в мировой финансовой системе. Два государства, как отмечается в отчете, в 2006 году выпустили 40% корпоративных и государственных займов из всех, произведенных в Европе и на Ближнем Востоке. "Такая тенденция поддерживает быстрый рост кредитования частного сектора, что может привести к ухудшению качества активов банков, - отмечают экономисты МВФ. - Риски концентрации особенно велики в России, так как кредиты в некоторых банках составляют 150-200% капитала".

"Впрочем, - отмечает "Капитал.kz", - главный риск для мировой экономики кроется, по мнению МВФ, в экономике США. Уменьшение темпов ее роста в среднем на 1% будет сопровождаться сокращением темпов роста ВВП стран Латинской Америки на 0,2%, Мексики и Канады - на 0,4%, развивающихся стран Азии - на 0,1%".

Между тем "Панорама" предполагает, что "...МВФ все же излишне консервативен, так как речь идет о быстро растущих экономиках и банковских системах, вырастающих с очень низкого уровня". В то же время, считает издание, открытым остается вопрос, как такие прогнозы могут повлиять на аппетиты инвесторов по отношению к казахстанским заемщикам. "По признанию последних, инвесторы уже начали испытывать некоторую усталость и перенасыщение своих портфелей казахстанскими бумагами", однако "до сих пор единственным признаком частичного охлаждения было намерение британских финансовых регуляторов ужесточить правила проведения IPO для иностранных компаний". Издание обращает внимание на то, что в минувшую среду "руководство Национального банка РК не стало подробно комментировать опубликованный на своем сайте платежный баланс страны, пообещав сделать это после того, как данные будут осмыслены аналитиками. Заместитель председателя центрального банка Гульбану Айманбетова назвала в числе факторов, которые будут сдерживать рост заимствований, выплаты по долгам, которые растут и достигли $9 млрд. (Это выплаты не только банков, но и других заемщиков, в том числе компаний, получающих инвестиции материнских структур в рамках межфирменной задолженности). Данный фактор стал одним из самых важных в том, что платежный баланс сложился с большим отрицательным итогом, чем даже в прошлом году, составив $1,796 млрд, несмотря на очень высокое внешнеторговое сальдо, превысившее $14,6 млрд. Председатель Нацбанка Анвар Сайденов считает, что меры, предпринимаемые регуляторами, смогут оказать влияние на внешние заимствования банков к апрелю будущего года. Этот прогноз, очевидно, сделан исходя из того, что общие условия на внешних рынках для казахстанских эмитентов не станут хуже".

Многие эксперты, опрошенные "Капитал.kz" в связи с отчетом МВФ отметили, что "...подобная негативная оценка Казахстана, прежде всего, вызвана неодобрительным отношением к России, другие же посчитали, что на этом докладе сказалось растущее мировое влияние РК". Кандидат экономических наук Канат Берентаев считает, что "...в данном случае стоит рассматривать сразу несколько моментов, во-первых, то, что Казахстан и Россия достаточно быстро вышли на Лондонскую биржу с IPO, во-вторых, сумма, приведенная в докладе, не совсем соответствует действительности, причем, скорее всего, львиную долю занимает именно Россия". К тому же одной из причин негативной оценки г-н Берентаев назвал внешнеполитическую и энергетическую стратегию Казахстана, в частности, это касается, так сказать, альянса с РФ относительно транспортировки нефти. Так что, по словам Каната Берентаева, это, прежде всего, политический ход. Источник, близкий к банковскому сектору полагает, что "возможно, МВФ озабочен балансом мировой экономики", однако сейчас в Казахстане наблюдается ситуация недоинвестирования, вот почему существует большой спрос на иностранный капитал. Между тем, по его мнению, это единственный способ модернизации экономики путем привлечения внешних средств, тем более это достаточно наработанная схема. Галина Шалгимбаева, президент компании Gala Invest Consulting, отмечает, что у Национального банка РК и Агентства по финансовому надзору РК достаточно много рычагов, чтобы регулировать данную ситуацию и не допустить негативные последствия как для страны, так и для СНГ и остального мирового экономического сообщества. Тем более, подчеркнула она, "мы должны радоваться, что рынок государственных и корпоративных бумаг наконец-то в Казахстане активизировался, и тенденции роста видны достаточно хорошо", это не хаотичный выпуск". К тому же, уверена эксперт, "российский объем значительно больше, и данная сумма чересчур утрированная".

Парламент

В парламенте говорили о жертвах политических репрессий, Трудовом кодексе, сексиндустрии и нравственности. При этом критике подверглись казахстанские и российские средства массовой информации.

"Известия-Казахстан" рассказывают о депутатской инициативе мажилисменов Михаила Трошихина и Амзебека Жолшибекова. Депутаты во второй раз представили на рассмотрение коллег проект, предусматривающий дополнения в закон "О реабилитации жертв политических репрессий". Как сообщает издание, "парламентарии приняли документ в работу, но в нарушение закона "О парламенте и статусе его депутатов". Подобная практика, по словам спикера Урала Мухамеджанова, является уже традицией".

"И-К" напоминают историю вопроса: "Законопроект, определяющий категории жертв политических репрессий, уже был однажды представлен депутатами. Однако Кабмин отклонил его, обосновав тем, что не имеет точных данных, чтобы определить потребность средств для его реализации. И вот, в год 70-летия с того времени, когда по нашей стране "прошел топор массовых политических репрессий", в парламент вновь пришло письмо от североказахстанского филиала народно­демократической партии "Нур Отан". В нем, в частности, говорится: "Дети жертв массовых политических репрессий лишены права получения денежной компенсации, специального государственного пособия и льгот. В прошлом году мажилис, поддержав обращение детей жертв, направил в правительство инфицированный законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О реабилитации жертв массовых политических репрессий". Правительство дало отрицательное заключение. Поэтому просим вас инициировать и оказать воздействие по возобновлению рассмотрения в парламенте проекта закона". Письмо подписано многими детьми репрессированных". Часть депутатов, не умаляя значимости документа, в то же время посчитала, что принимать его в работу нельзя, так как "это идет вразрез с законом "О парламенте и статусе его депутатов", который предусматривает, что инициативы депутатов должны быть подкреплены положительным заключением правительства со сметой расходов". Но спикер нижней палаты У.Мухамеджанов заявил, что, "...несмотря на закон, в парламенте давно сложилась традиция принимать в работу проекты без "визы" правительства. А традиция - дело святое... В итоге депутаты поддержали председателя Мажилиса".

Нижняя палата вновь принялась за обсуждение Трудового кодекса, который оставил в наследство еще предыдущий созыв парламента. Таким образом, пишет "Панорама", этот проект вновь пошел "по регламентному кругу" - депутаты верхней палаты приняли решение направить данный законопроект в мажилис. "Объясняя коллегам суть, депутат Нурлыгайым Жолдасбаева отметила, что проект Трудового кодекса находится на рассмотрении парламента 2 года и 3 месяца. За это время депутаты неоднократно обсуждали документ, внесено множество предложений и замечаний. Законопроект побывал и на согласительной комиссии палат парламента. Именно по решению последней и возникли некоторые противоречия между сенатом и Мажилисом. В целом ход обсуждения, по словам г-жи Жолдасбаевой, позволяет сказать, что "обе палаты идут в принципе в одном направлении". Тем не менее депутаты мажилиса, рассматривая законопроект, не поддержали 12 поправок, утвержденных согласительной комиссией, и одобрили их в своей, "мажилисовской", редакции. Сенат же поддерживает решение комиссии. Сенатор Жолдасбаева пояснила, что данные поправки касаются вопросов "установления ограничения расторжения трудового договора с лицами предпенсионного возраста, оплаты труда работника, переведенного на другую работу в связи с состоянием его здоровья". И если нижняя палата будет настаивать на своем решении, проект Трудового кодекса вновь ляжет на "стол переговоров" - в согласительной комиссии обеих палат. Также, сообщает газета, сенаторы приняли закон "О ратификации соглашения между правительством РК и правительством РФ о порядке уплаты провозных платежей и оформления перевозок грузов по участкам железных дорог Республики Казахстан, расположенным на территории Российской Федерации, и по участкам железных дорог Российской Федерации, расположенным на территории Республики Казахстан". Целью данного соглашения является определение порядка уплаты провозных платежей и оформления грузов по тем участкам железных дорог Казахстана и России, которые расположены на территории сопредельного государства.

"Новое поколение" подробнее освещает работу Мажилиса. Исходя из поднятых на неделе тем, газета делает вывод, что "любят депутаты тему своей нелюбви к порнографии и проституции". Зачинщиком обсуждения стал мажилисмен Мухтар Шаханов. "Начав с того, что в Астане невозможно купить газету на казахском языке, он проанализировал СМИшную статистику". По информации парламентария, сегодня в Казахстане лишь 453 изданий на госязыке, из них 392 - газеты, 61 - журнал. В то же время русскоязычных изданий - 2 303, плюс к этому 5 248 российских изданий, продающихся на территории РК. "Из российских изданий только 2 728 зарегистрированы в Мининформации. Остальные каким путем попадают в нам? - возмущался депутат (цитаты приведены по официальному переводу с казахского языка, предоставляемому парламентом - "НП"). - Естественно, есть путь коррупции. Некоторые издания России нашли новый путь издания в РК. Они свои материалы присылают через Интернет в типографии Казахстана, и эти газеты и журналы издаются в наших типографиях. Мы допустили диверсию иностранной прессы в нашей республике!". При этом депутат отметил, что "практически все российские издания содержат запрещенную в РК рекламу алкогольной продукции", в то время как в Казахстане "...есть закон, который запрещает рекламу спиртных напитков".

Бекболат Тлеухан в свою очередь, представил вниманию палаты уже казахстанское издание. Точнее, "страничку с рекламой интим-услуг" и зачитал одно объявление. По мнению Тлеухана, "это совершенно не соответствует моральным ценностям нашего общества". В связи с поднятой темой "оба депутата предложили пригласить на депутатский ковер руководителей МВД и Минкультуры, дабы те отчитались, какие меры принимаются в борьбе с подобными позорными явлениями казахстанской действительности".