Впервые в России грузоотправитель, которым выступила компания ОАО "Пава" из Алтайского края, входящая в пятерку крупнейших зерноперерабатывающих предприятий России, выиграл суд у ОАО "Российские железные дороги". Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 17 апреля, вице-президент компании Сергей Столбов, судебный прецедент создан. Причем, по его словам, это первый прецедент в России.

Конфликт между ОАО "Пава" и ОАО "РЖД" заключался в том, что с января по август 2006 года "РЖД" систематически взимало денежные средства с лицевого счета компании за пользование вагонами и хранение грузов на складах временного хранения (СВХ) и зонах таможенного контроля (ЗТК), а также закрытие процедуры доставки. "Российские железные дороги" пользуются средствами грузоотправителей, которые обязаны авансировать монополию, иначе она не принимает грузы к перевозке. Кроме того, монополист по своему желанию произвольно решает, что грузоотправители должны оплачивать дополнительные услуги, которые они или не заказывают, или которые уже входят в состав оплаченных тарифов и сборов. В последующем ОАО "РЖД" списывает эти деньги из сумм, которые мы, как грузоотправители, перечислили авансом за перевозку грузов. При этом вернуть с них излишне списанные деньги крайне сложно", - пояснили в пресс-службе ОАО "Пава".

В начале 2007 года алтайская компания была вынуждена обратиться в Арбитражный суд Новосибирской области с двумя исковыми заявлениями на общую сумму более 2 млн. рублей, требуя восстановить незаконно списанные денежные средства. В итоге суд, который в начале апреля признал претензии "Павы" обоснованными, постановил возместить ущерб в размере более 800 тыс. рублей. Предварительное заседание Арбитражного суда Новосибирской области по второму иску запланировано на 26 апреля 2007 года.

Вице-президент ОАО "Пава" Сергей Столобов считает, что ОАО "РЖД" будет судиться до последнего и обжаловать решения суда. "Но это попытка просто затянуть время и продолжать пользоваться чужими денежными средствами. К сожалению, действующее монопольное положение ОАО "РЖД" и законодательство в области железнодорожных перевозок оставляет возможность РЖД злоупотреблять своим положением", - подчеркнул он.

По словам Сергея Столобова, Западно-Сибирской железной дорогой целенаправленно ведется работа по выявлению "нерентабельных" участков ж/д. "Данные действия ОАО "РЖД" губительно сказываются на зерноперерабатывающих компаниях Алтайского края и тормозят развитие сельского хозяйства в целом", - отмечает бизнесмен.

Справка:

Это уже не первое обращение ОАО "Пава" в суд по отношению к ОАО "РЖД". Ранее причиной разбирательств был железнодорожный участок Кулунда - Новоугловское длиной 164 километра. На этом участке еще в 2005 году Алтайское отделение железной дороги, пользуясь своим монопольным положением, в 7,5 раз повысило сборы, мотивируя это его убыточностью. 28 ноября 2006 года на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ было вынесено решение о неправомерности действий ОАО "РЖД".