ЭКОНОМИКА

"SuperJet перекрыл Bombardier дорогу в Казань. АК "Татарстан" пристраивает канадские самолеты на зарубежные рынки" - материал в газете "Время и деньги" за 11 апреля. "Национальная авиакомпания "Татарстан" ищет зарубежных арендаторов для канадских самолетов Bombardier, которые она приобрела для обновления своего парка, - пишет издание. - Поиски альтернативных рынков использования лайнеров связаны с проблемами их сертификации в России. Эксперты не исключают, что авиационные власти намеренно тормозят сертификацию CRJ 900, который является прямым конкурентом активно лоббируемого российским правительством самолета SuperJet-100. АК приступила к переговорам с потенциальными зарубежными эксплуатантами авиатехники по поводу передачи им в аренду канадских самолетов Canadian Regional Jet (CRJ) 900. Первые два из них АК должна получить в рамках контракта уже в апреле, остальные четыре - до конца этого года. Контракт на поставку шести новых региональных самолетов CRJ 900 ОАО "Нур-авиа" (является владельцем АК "Татарстан") и канадская Bombardier Aerospace подписали в ноябре прошлого года в Казани. Сумма контракта составляет $138 млн (без учета таможенных и других платежей) при стоимости одного самолета в $23 млн. Стороны предусмотрели также опцион на покупку 4 CRJ 900, поставка которых запланирована на 2008 год. ОАО "Нур-авиа" уже внесло предусмотренный контрактом авансовый платеж на поставку самолетов, остальную сумму готовится внести до конца этого года. Планировалось, что CRJ 900 пойдут на замену устаревшим самолетам "Татарстана", прежде всего "Ту-134" и "Як-42". Таким образом, в результате всей сделки АК рассчитывала обновить свой авиапарк почти на две трети. Однако эти планы оказались под угрозой срыва. Компания вынуждена искать для эксплуатации CRJ 900 зарубежные рынки из-за возникших проблем с сертификацией канадского самолета. Дело в том, что семейство CRJ не сертифицировано для эксплуатации в России, казанский контракт стал первой российской сделкой по покупке этих самолетов. Производитель должен получить в Межгосударственном авиационном комитете (МАК, Москва) сертификат типа воздушного судна, дающий CRJ право на осуществление полетов в РФ. Участники сделки полагали, что проведение этой процедуры не займет много времени (два-три месяца) и не повлияет на планы АК по обновлению своего авиапарка. "Bombardier уже имеет российский сертификат типа на свой самолет Challenger, два из которых эксплуатируются в нашей республике, так что у компании вряд ли возникнут проблемы с получением сертификата для CRJ 900", - говорил "ВиД" заместитель руководителя Татарского управления Росавианадзора Владимир Щербаков. Магомед Закаржаев считал, что Bombardier сможет завершить сертификацию в начале этого года. В МАК не стали комментировать ситуацию с сертификацией Bombardier. По информации источников "ВиД", в Bombardier считают, что их самолеты не получат российскую сертификацию".

ОБЩЕСТВО

"Вечерняя Казань" за 13 апреля: "Как свобода передвижения уперлась в турникет". "Не за горами дачный сезон, и пассажиры электричек снова начнут штурмовать так называемые турникетные комплексы, которыми огорожена территория Казанского железнодорожного вокзала, - пишет "ВК". - А пока их в одиночку "штурмует" татарский транспортный прокурор Рафкат Уразбаев, защищая право граждан на свободу передвижения, гарантированное Конституцией РФ. "Когда я сажусь на электричку, то покупаю билет, - рассуждает Уразбаев. - Таким образом, я фактически заключаю договор с ОАО "РЖД" о том, что меня довезут, ну, скажем, от Канаша до Казани. Меня довезли, поезд встал - я вышел. Все. Стороны исполнили договор. После этого я выбрасываю билет. Если я человек некультурный - на платформу, если культурный - доношу до ближайшей урны. Спокойно прохожу по всему перрону, дохожу до турникета, и вдруг милая барышня интересуется, где билет, а может, ты проехал зайцем. И если нет билета - тебя не выпустят в город, пока ты его не купишь. А ведь даже прокурору запрещено куда-то не пускать человека! Если, конечно, тот не подозревается в совершении преступления и правонарушении. Что происходит дальше? Человеку спорить некогда, к тому же контролеры не заставляют покупать билет от самого Канаша, разрешают - от ближайшей станции. И вот пассажир платит за проезд второй раз. Это в лучшем случае. В худшем - он просто сунет охраннику у турникета десятку и побежит себе дальше". Однако администрация пригородного вокзала считает требование сохранять билет на электричку до выхода с территории вокзала вполне законным и ссылается при этом на пункт 29 "Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте...", утвержденных правительством РФ. В нем сказано, что "контроль наличия у пассажира проездного документа осуществляется через пункт контроля проездных документов" и после окончания поездки. Руководство дирекции пригородных перевозок не нарадуется на такие правила: собираемость денег с пассажиров значительно повысилась".

"В бухгалтерию только женщин - молодых и красивых!" - интересная публикация в "Известиях Татарстана" за 12 апреля. Как пишет издание: "Казанец Равиль Рахмеев намерен доказать в суде, что работодатели, отказывая ему в трудоустройстве, потому что предпочитают видеть на этом месте молодых женщин, нарушают закон. Сегодня в мировом суде Приволжского района будет рассматриваться иск о дискриминации по половому признаку, предъявленный им ПО "Сельский хлеб". Юристы говорят, что подобных дел не было в судебной практике не только республики, но и России. 48-летний Равиль Кашафанович - мужчина хоть куда. Общительный, подтянутый, с дипломом Казанского финансово-экономического института. А еще у него есть сертификат об обучении на курсах владения бухгалтерской компьютерной программой. Как говорится, комсомолец, спортсмен и просто красавец. (Кстати, к комсомолу он имеет самое непосредственное отношение - после армии работал секретарем комсомольской организации АТП-1). И в личной жизни у Равиля Рахмеева все в порядке - женат, воспитывает двоих детей. Дискриминацию по половому признаку он почувствовал, когда в конце прошлого года стал искать работу. В какую фирму ни обратится, где требуются бухгалтеры, ему говорят: нам мужики не нужны, мы ищем женщин от 25 до 30 лет. Как-то не вытерпел - спросил кадровиков, зачем вам нужны бухгалтерши такого возраста, а ему ответили, это, дескать, не ваше дело. В начале этого года центр занятости населения по Советскому району дал ему направление на работу в ПО "Сельский хлеб", где было вакантное место главбуха. Рахмеев обрадовался: ну наконец-то есть работа. В отделе кадров прочитали направление и написали: "Не соответствует требованиям. Желательно женщина". По словам начальницы отдела кадров, на должность главбуха нужна женщина по распоряжению руководителя "Сельского хлеба", - сказал корреспонденту "ВК" Рамиль Рахмеев. - Я напомнил о статьях Трудового кодекса РФ, запрещающих необоснованный отказ при заключении трудового договора в зависимости от пола, национальности, возраста, вероисповедания и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами. Но кадровик заявила, что работодатель сам решает, кого брать, и законодательство здесь ни при чем. Жалуйтесь, мол, куда хотите... Ну это же наглая дискриминация!".

"Смертность по-прежнему превышает рождаемость" - публикация в "Казанских ведомостях" за 10 апреля. Издание пишет: "Казань стала одним из четырех городов РФ, где реализованы европейские стандарты оказания неотложной помощи в кардиологии, неврологии, кардиохирургии и аритмологии. В рамках проводимой модернизации здравоохранения в Казани появились четыре лечебных учреждения, способных войти в десятку лучших медицинских центров России. Это следует из данных, приведенных на коллегии управления здравоохранения Казани по итогам за 2006-й и задачах на 2007 год, проведенной его главой Айратом Фарраховым. Исполком Казани на приобретение оборудования направил 190 млн. рублей. В целом консолидированный бюджет здравоохранения Казани с учетом нацпроекта "Здоровье" составил 3 млрд. 75 млн. 50 тысяч рублей - это в 1,7 раза больше, чем в предыдущие годы. Однако добиться стратегической цели - доведения качества жизни до все тех же международных стандартов, основными индикаторами которых являются рост продолжительности жизни и сокращение показателей смертности, не удалось. Смертность по-прежнему превышает рождаемость. Хотя она в Казани чуть снизилась, однако рождаемость осталась без изменений - вот и составляет естественная убыль населения 4,1 процента".

"Архиважное наступление" - "Российская газета - Волга-Урал" 11 апреля. "Борьбу за качество архитектуры в столице Татарстана объявил Союз архитекторов республики, - пишет издание. - Перейти от слов к делу эта творческая организация решила после того, как стали известны итоги первого рейтинга произвольно выбранных ста объектов, построенных в Казани в последнее время. По словам председателя экспертной комиссии Сергея Саначина, опрос проводился посредством анкетирования. Из сотни строений они смогли назвать лишь восемь, которые "повышают архитектурный потенциал" города. В их числе небезызвестная "Пирамида" архитекторов Токаревых, здание правительства РТ архитектора Германа Бакулина, необычное решение Центрального универсального магазина, предложенное архитектором Михаилом Борщевским, и другие. Но страшное в другом. Более половины новоделов специалисты признали либо снижающими архитектурный потенциал тысячелетней Казани (39 объектов), либо вообще наносящими ему ущерб (24 объекта). Эти цифры шокировали даже опытных специалистов. Как отмечает издание, Союз архитекторов, безмолвствовавший в Татарстане много лет, решительно выступил. В частности, заслуженный архитектор России, председатель этической комиссии СА РТ Гульсинэ Токарева внесла несколько предложений, чтобы изменить ситуацию".

О Коране на языке Брайля пишет 13 апреля "Республика Татарстан". "В казанской мечети "Сулейман", что в поселке Левченко, открылся второй в Казани просветительский центр "Помощь и созидание" для слабослышащих. Совсем недавно подобный центр просвещения и культуры был открыт при Иоанно-Предтеченском монастыре. Цель работы этих центров, организованных по инициативе и поддержке Татарстанского отделения общероссийской общественной организации инвалидов "Помощь и созидание", - духовное просвещение людей с ограниченными возможностями. Уже несколько лет в мечети "Сулейман" работают в этом направлении. Для слепых организовываются группы по изучению ислама, где инвалиды обучаются навыкам чтения Корана на языке Брайля, ведутся занятия с инвалидами-колясочниками и со слабослышащими детьми".