Обзор СМИ Камчатской области с 9 по 13 апреля

Газета "Камчатское время" 11 апреля в статье "Первый после Бога" рассказывает о визите на Камчатку премьер-министра Михаила Фрадкова: "Кортеж премьера особой суматохи в размеренную жизнь областного центра не внес. Впрочем, и революции от его визита ждать не приходится. "То, что было запланировано, будет сделано" - вот лейтмотив визита премьер-министра". Последний, отвечая на вопрос о конкретных результатах визита, заметил: "Мы такую задачу не ставили. Обсуждали основные вопросы - транспортные, энергетические и рыбного хозяйства". "То есть, - продолжает издание, - с самого начала было понятно, что этот визит Фрадкова, совершенный им впервые на Камчатку, запланирован исключительно с ознакомительной целью". Автор материала пишет: "Первым объектом на Камчатке после аэропорта и гостиницы, который посетил глава правительства с делегацией, стала ТЭЦ-2, где гендиректор Дальневосточной энергетической управляющей компании Олег Дубнов рассказал о планах по соединению всех изолированных энергоузлов в единую сеть, для чего необходимо протянуть ЛЭП от Мильково до Усть-Камчатска. Затрагивалась и тема достройки многострадального газопровода. Именно труба оказалась главным пунктом, поднятым Фрадковым под названием "Энергетика". Как выход из ситуации с долгостроем - покупка камчатского газопровода "Газпромом". Для этого будут использованы схемы слияния и поглощения различных компаний, участвующих в проекте, переуступка долгов и т.п. экономические действия. По оптимистичным прогнозам, газопровод сведет на нет зависимость местных ТЭЦ от привозного топлива, что позволит экономить ежегодно до 570 тысяч тонн мазута, 160 тысяч тонн угля и 8 тысяч тонн дизельного топлива, а также снизить цены на электрическую и тепловую энергию - одну из самых дорогостоящих в России - до 30%. После ТЭЦ-2 высокие гости переместились на траулер "ХХ съезд КПСС", принадлежащий ОАО "Океанрыбфлот", - крупнейшему на Дальнем Востоке рыбодобывающему предприятию. Соответственно изменилась и тематика разговора. Говорили, что рыбная отрасль страны находится в очень плохом состоянии, и это, в первую очередь, - проблема управленческая. Что неплохо было бы возродить Министерство рыбного хозяйства... Было указано и на недоработки на местах. При этом Фрадков дал четко понять, что, несмотря на развитие горнорудной и нефтедобывающей промышленности, в ближайшие 10-15 лет внешние доходы Камчатского края на 60% будут формироваться все же рыбной отраслью".

"Итак, - подводит итог издание, - тезисно можно выделить следующие темы, поднятые Фрадковым: 1. Правительство рассмотрит вопрос об интеграции автомобильной дороги в Камчатском крае с общероссийской транспортной сетью; 2. Минтранс подготовил проект решения о передаче здания морского вокзала в Петропавловске-Камчатском на баланс Росморпорта; 3. Минтранс готов досрочно профинансировать реконструкцию аэропорта "Елизово" в сумме 2,7 млрд рублей; 4. На Камчатскую область программой "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья" предусмотрено выделение 22,5 млрд рублей плюс 13 млрд рублей - на развитие Корякского округа. Итого - 35 млрд рублей на развитие получит Камчатский край".

"Как военным наращивают мясо" - с таким заголовком 11 апреля вышла газета "Вести". Говядиной для Камчатской группировки занялся командующий ТОФ, пишет издание. "В прошлом месяце Петропавловск-Камчатский посетил высокопоставленный сотрудник военной прокуратуры ТОФ (Владивосток), который настоятельно рекомендовал военной продслужбе подписать акт приемки партии говяжьего мяса (100 т), которую камчатские тыловики наотрез отказывались принимать, - сообщает автор материала. - И порекомендовал военной прокуратуре прекратить всякие мясные разборки. Таким образом, в этом непростом споре поставлена точка. Тыловики в поступившей в конце 2006 года говядине 1-й категории заподозрили неладное, то ли скот перед убоем был недокормлен, то ли под нож пустили телят, т.к. многие полутуши были небольшие, некоторые весом 40 - 50 кг. Мясо поступило из Омска, где телятина стоит дешевле, чем говядина 1-й категории, поэтому поставщики могли смухлевать в ценах и категории мяса и поставить более дешевую телятину. Сам командующий ТОФ настаивал на том, чтобы мясо приняли".

Издание отмечает, что с некоторых пор в военных, силовых ведомствах и других государственных организациях, учреждениях проводятся всевозможные конкурсы на поставку различных товаров, оборудования, продуктов, оказание услуг, строительство. "В IV квартале 2006 года во Владивостоке продслужба ТОФ провела конкурс среди поставщиков продуктов для нужд воинских частей флота, - пишет автор материала. - Масштабы немалые. Одними из победителей в конкурсах были фирма ЗАО "Мясоперерабатывающий концерн "Компур" и ЗАО "Мясокомбинат "Называевский" (Омская область). Они взяли лот на 100 т мяса говядины 1-й категории на кости в полутушах. Выиграли благодаря предложенной цене - 110 руб/кг, тогда как другие поставщики предлагали цены выше. В конце ноября 2006 года мясо пришло в контейнерах на Камчатку, и началась его приемка. Замороженные полутуши выгружали из контейнеров, взвешивали и отправляли на склад. Вот тогда и обратили внимание, что многие полутуши весят в два раза меньше обычного. Похоже, вместо говядины привезли телят. Мясо приняли на хранение, но акт приемки не подписали, в связи с чем финслужба не могла произвести расчет за поставку. Начались многочисленные проверки, экспертизы, переписки и взаимные обвинения. Директор фирмы "Компур" жаловался везде, что экспертизу затягивают и нарушают законы. Прислал из Омска специалиста Торгово-промышленной палаты (ТПП). Начальник 824-го военного склада майор А. Жирков отвечал "Компуру", что экспертиза задерживается в связи с отсутствием независимых экспертов аккредитованных лабораторий, а омский специалист, приглашенный в одностороннем порядке, не является представителем "региона поставки". Потом Камчатская ТПП отозвала свои акты экспертиз от 18.12.2006 г. в связи с допущенными ошибками. Поэтому документального подтверждения категории и качества поставленного мяса не было в наличии. Потом нашли независимого эксперта в КЦСМ (Камчатский центр стандартизации и метрологии), но флот отказался подписать договор, поскольку услуги эксперта стоили 60 тыс. руб. За мясным спором со стороны наблюдали сотрудники военной контрразведки. Начальник продсклада обратился к военному прокурору Алексею Найде, усомнившись в категорийности мяса. Спор зашел слишком далеко".

Автор материала пишет: "С одной стороны, поставленное мясо не представляло угрозы здоровью потребителей, поскольку было качественным. Ну а категорийность - это не смертельно. Не возвращать же телят назад. Если бы это было где-то недалеко от Омска, тогда можно по железной дороге обменять полутуши телят на положенные говяжьи 1-й категории. В Омске закупочная цена говядины осенью 2006 года была 80-90 рублей. Доставка 1 кг до Камчатки обошлась в среднем в 12 рублей. Ну и червончик остается фирме как прибавочная стоимость. Закупочная же цена телятины в Омске 40-50 руб., т.е. в два раза меньше. И если вместо говядины 1-й категории подсунуть телятину, то можно неплохо навариться. Что, возможно, и произошло". "Вот так компании, победившие на конкурсе, предложив самую низкую цену, вытеснили с этого рынка другие фирмы, годами поставлявшие мясо из того же Омска и других регионов для камчатских пограничников, военных. Так что русские умельцы всегда найдут способ, как обхитрить всякие законы и инструкции", - резюмирует автор материала.

Электронная газета "Вечерние вести Петропавловска" 13 апреля опубликовала статью "История аварий атомных реакторов в свете постройки плавучей АЭС на Камчатке". В ней говорится, что в закрытом городе подводников Вилючинске (Камчатка) федеральные власти собрались установить плавучую атомную электростанцию: "В связи с этим озабоченные экологическими последствиями этого деяния сотрудники "Гринпис" на Камчатке подготовили серию подборок об авариях в атомных реакторах, находящихся в море... Накануне официального начала строительства плавучей АЭС, которое должно состояться 15 апреля в Северодвинске, "Гринпис" опубликовал список известных аварий и инцидентов, связанных с плавучими реакторами". "Об опасности плавучих реакторов и их невыгодности общественные организации говорили много и всегда, но статистика красочнее и показательнее опровергает голословные утверждения атомщиков о безопасной эксплуатации ядерных реакторов в море, - пишет автор материала. - Почти вся история аварий и инцидентов на судовых атомных реакторах скрыта под грифом "секретно", поэтому список составлен лишь на основе доступных общественности источников - информации далеко не исчерпывающей. За все время существования плавучих реакторов известно как минимум 100 произошедших на них аварий - от протечек до расплавления активных зон и взрывов, в том числе четыре известные аварии в Северодвинске с выбросом радиоактивности".

Как отмечает автор материала, одна из самых значительных аварий - взрыв реактора подводной лодки в бухте Чажма на Дальнем Востоке в 1985 году. Но о многих авариях до сих пор ничего не известно или имеются лишь отрывочные сведения, добавляет издание: "Так, до сих пор неизвестны детали ядерной аварии на ледоколе "Ленин" в конце 60-х годов, когда расплавился реактор и погибли, по разным данным, около 30 человек, остальные получили сильное облучение, приведшее к лучевой болезни. Стоит отметить, что статистика аварий на атомных реакторных установках российских ледоколов очевидно свидетельствует о том, что аварийность не падает с годами: так, только в течение 2000 года на российских ледоколах произошло 3 срабатывания аварийной защиты и 10 происшествий".

"С самого начала эксплуатации судовые реакторы показали, насколько они сложны и капризны в эксплуатации. Ни одна страна в мире не строит плавучих АЭС, в свое время от подобных проектов отказались и в США", - цитирует издание слова Владимира Чупрова, руководителя энергетического отдела Гринпис России. "Против строительства плавучих АЭС выступают также и жители Архангельской области. Местная общественная экологическая организация ЭТАС при поддержке городского общественного экологического совета г. Северодвинска сегодня проводит в Северодвинске пикет против начала строительства плавучей атомной стации под лозунгами: "Мы за чистую энергию", "Мы не подопытные кролики", "Если у вас не было Чернобыля, тогда мы плывем к вам. Ваша ПАЭС". Во время мероприятия экологи планируют в театрализованной форме рассказать местным жителям о том, чем опасно строительство и функционирование плавучей атомной станции", - отмечает издание.

"Почкование града Петра и Павла. Одна неверная улица, и ты - не депутат!". Статью с таким названием 11 апреля опубликовала газета "Камчатское время". Издание пишет: "Осенью этого года электорат будущего Камчатского края ждут серьезные политические баталии, целиком посвященные предстоящим выборам сразу по трем направлениям. Камчатскому краю предстоит избрать одного депутата Госдумы вместо двух (раньше выбирали по депутату от Камчатской области и Корякского округа), четверть роты народных избранников (50 человек) в краевой законодательный орган и чуть меньше (32 человека) - в депутаты гордумы Петропавловска-Камчатского".

Причем, - пишет автор материала, - некоторую часть избирателей, проживающих почти в краевом центре, ждут сюрпризы в виде изменения границ избирательных округов. На самом деле это практически никакой роли не играет для самого избирателя, зато имеет важное (иногда решающее) значение для тех, кто в будущем рассчитывает стать депутатом и влиять на жизнь главного города объединённого субъекта. Сращивание области и округа нашло свое отражение на политической сцене Петропавловска-Камчатского. Отныне, чтобы стать депутатом гордумы, претенденту придётся заручиться доверием гораздо меньшего числа избирателей, чем раньше. Решающую роль может сыграть мнение жителей нескольких домов или даже сотрудников одной рыбодобывающей компании".

В начале этого года гордума рассмотрела вопрос об утверждении схемы восьми избирательных округов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Автор материала напоминает, что на сегодня их лишь семь. "Депутаты не стали торопить события и посчитали вопрос недоработанным, - добавляют журналисты. - В течение трёх месяцев в схему вносились многочисленные поправки и дополнения. На сессии думы, что состоялась две недели назад, вопрос об изменении схемы участков был снят территориальной избирательной комиссией в последний момент и не рассматривался". "Думаю, что принять решение по данному вопросу у нас еще будет время. Суть проблемы в том, что раньше мы избирались в думу по семи округам. Теперь в краевом парламенте от города должны быть представлены восемь депутатов, соответственно, должно возрасти число округов. Кроме этого, в новом созыве депутатов думы будут 32 человека - по четыре от каждого округа (вместо 14 сегодняшних). Конечно, работать будет гораздо сложнее. Даже при нынешнем количестве депутатов мы не всегда можем найти устраивающее всех решение, так что следующему созыву придется находить совместное решение в еще более жестких условиях. Что касается влияния данного вопроса на избирательную кампанию, то для кандидата чем больше округов, тем лучше. Ему надо сосредоточить силы на меньшем количестве избирателей. И тут вполне возможно, что при рассмотрении данного вопроса многие депутаты нынешнего созыва думы будут отстаивать свои интересы. Начнется дележ конкретных домов и микрорайонов, ведь многие из сегодняшних депутатов будут стараться попасть и в следующий созыв. Они начнут биться за каждого избирателя. Со стороны вопрос вроде бы малозначимый, но для некоторых депутатов он имеет важнейшее значение", - такие комментарии дал председатель думы Иван Данкулинец.

Председатель территориальной избирательной комиссии Петропавловска-Камчатского Александр Илюшин рассказал журналистам, что в соответствии с законодательством у депутатов еще есть время доработать документ. Этот вопрос на сессию гордумы должен быть вынесен не позднее чем за 80 дней до даты назначения выборов. Чтобы принять его у депутатов, специалистам комиссии потребуется не менее 20 дней, поэтому окончательно схема деления Петропавловска-Камчатского по округам должна быть готова к июлю.