Камилжан Каландаров: Россия - Туркменистан: визы лучше отменить

Ашхабад, 13 Апреля 2007, 16:16 — REGNUM  

Статья Председателя подкомиссии по национальным вопросам Общественной палаты РФ, Председателя общероссийского общественнного движения "Наша Россия", доктора философских наук Камилжана Каландарова (публикуется в авторской редакции)

Отрадно наблюдать в самое последнее время небывалую активность России в отношениях с Туркменистаном. После визита премьер-министра Фрадкова, очень скоро последовал визит главы российского МИДа в повестке дня которого - визит в Туркменистан президента России. Отрадно наблюдать, что наши отношения не ограничиваются только дипломатическим протоколом и ритуалом. Так, например, по последним сообщениям российский Газпром объявил тендер на строительство в Ашгабате собственного офисно-делового центра, а, также школы на 800 мест, и детского сада на 160 мест. Красноречивое свидетельство того, что дипломатия может служить не только большой политике, но и гражданскому обществу.

Активность России на туркменском направлении - серьезный залог ее будущих успехов в этом регионе. Но на этом пути нельзя забывать о вещах может и незначительных на первый взгляд, где-то даже формальных, но могущих стать серьезными помехами для будущих взаимоотношений между нашими странами. Например, визовый режим существующий сегодня между Российской Федерацией и Туркменистаном.

В современной международной практике визовый режим существует между странами очень слабо интегрированными между собой в политическом, экономическом и социокультурном плане и там, где представляется возможным, его если не отменяют вообще, то, по крайней мере, максимально либерализуют. Понятно, что визы для поездок граждан стран, ранее входивших в состав сверхинтегрированного СССР, выглядят если не нелепостью, то уж точно излишеством. Сегодня у России со странами бывшего СССР визовый режим существует со странами Балтии, Грузией и Туркменистаном. В отношении Балтии понятно: эти страны стали членами НАТО и ЕС, структур, в которые Россия не интегрирована. Визовый режим с Грузией был введен в контексте откровенно недружелюбных действий руководства этой страны по отношению к России. Для введения визового режима с Туркменистаном столь серьезных оснований не было.

Еще 23 декабря 1993 года, между Москвой и Ашхабадом было подписано соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства. Данное соглашение обеспечивало возможность этническим русским, а также другим гражданам бывшей Туркменской ССР иметь наряду с туркменским также и российское гражданство. Однако 10 апреля 2003 года Владимиром Путиным и прежним президентом Сапармуратом Ниязовым был подписан протокол о прекращении действия двойного гражданства. Насколько было логичным соглашение, по сути фиксирующее реалии отношений между российским и туркменским народами, сложившиеся в советский период, настолько же нелогичным представляется денонсация этого соглашения.

Тогда многие говорили, что Туркменбаши нажал на Россию и выторговал визовый режим в обмен на гарантию соблюдений газоэкспортных соглашений. Но автору этих строк несколько лет тому назад во время одного из последних визитов президента Туркменистана в Москву удалось в кулуарах Кремля побеседовать с Сапармуратом Ниязовым. На вопрос о том, почему предпринято введение визового режима, отмена соглашения 1993 года и некоторые другие меры, только ставящие помехи в отношениях между нашими странами, туркменский лидер как-то грустно взглянул и сказал:" Министры приходят и уходят, а народы остаются". Тем самым, думается, он как бы давал понять, что в решении этих вопросов он оказался заложником окружения и собственной бюрократии, среди которых, как сегодня ясно, были и непорядочные люди.

После отмены соглашения обладатели двойного гражданства, составлявшие довольно значительную часть населения, были вынуждены определиться только с одним из них и как следствие попадали в сферу визового режима при въезде в Россию или Туркменистан. Интересно, что с формальной международно правовой точки зрения соглашение о двойном гражданстве продолжает действовать поскольку протокол о его денонсации не был, как это предписывалось, ратифицирован парламентами России и Туркменистана.

То, что визовый режим создал серьезные помехи для внешней деятельности Туркмении, можно проиллюстрировать несколькими фактами. "Встала" начавшая было активно формироваться туристическая индустрия Туркменистана, в которую были вложены изрядные средства и которая была нацелена на турпоток именно из России и других стран СНГ. Однако из-за жесткого визового режима эти туристы, а также гости из дальнего зарубежья при посещении Центральной Азии отдают предпочтение Узбекистану и Казахстану, где визовый режим куда либеральней, а для граждан бывшего СССР виз вообще нет. Другой пример более красноречив. Сегодня консульский сбор за российскую визу в посольстве РФ в Ашхабаде составляет примерно 70 долларов. Это при том, что доход большинства граждан Туркменистана едва дотягивает до 26 долларов в месяц. В туркменском посольстве в Москве с визой также часто возникают сложности и неоправданные препятствия бюрократического характера.

Поэтому сегодня, в контексте активно идущих перемен в отношениях между Москвой и Ашхабадом, наиболее целесообразным видится отмена визового режима между нашими странами. Именно отсутствие, а не наличие такого режима наиболее объективно соответствует уровню и духу отношений между нашими странами. В конце концов, даже если исходить из того, что консульские сборы за визу являются одним из источников пополнения казны, то можно в качестве первых шагов существенно снизить стоимость виз, выдавать их по прибытии в аэропорту и т.п. И для этого шага нужна даже не столько сильная политическая воля, сколько здравомыслящее понимание нынешней ситуации.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
07.12.16
МОК продлевает санкции против России
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Атомная энергетика Украины — это сильная головная боль для Европы: обзор
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
«Нафтогаз»: Нужно допсоглашение с РФ, иначе газ до нас не дойдет
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна
NB!
07.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк III
NB!
07.12.16
Путин дал высокую оценку работе ФСБ в период выборов
NB!
07.12.16
В Израиле рекомендовано проверить подарок Дмитрию Медведеву
NB!
07.12.16
КНБ Казахстана сообщило подробности спецоперации в Актюбинске
NB!
07.12.16
Ярославцы обещают Сергею Собянину назвать мост в его честь