"Стоимость этого проекта оценивается экспертами в $2-2,5 млрд и, в принципе, это не такие уж большие деньги", - заявил 12 апреля 2007 года эксперт в области ТЭК Илья Заславский, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM повторное внесение Минпромэнерго России в Правительство РФ проекта постановления о строительстве второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которую планируется провести в обход Белоруссии.

"Но все будет зависеть от того, насколько быстро удастся проложить вторую ветку БТС, и насколько быстро можно будет расширить мощности для принятия большого количества нефти, - отметил эксперт. - Дело в том, что наши производители стальных конструкций для трубопроводных систем завалены заказами на ближайшие несколько лет. Кроме того, для нового трубопровода предполагается использование труб высокого качества. Поэтому, я думаю, что будет проведен конкурс на выполнение заказа по производству труб для БТС-2. С учетом этих факторов, стоимость этого проекта, в конечном счете, окажется выше и возрастет примерно до $3 млрд. Эти факторы могут также повлиять и на сроки реализации проекта, то есть, возможны задержки".

"Потом, проект ведь пока не утвержден, и я думаю, что заявлено о нем именно сейчас из политических соображений, - считает Заславский. - Иными словами, проект этот на данный момент используется, в первую очередь, как переговорный инструмент, как рычаг воздействия на Белоруссию".

"Ряд экспертов считает, что после строительства БТС-2, возможно полное прекращение поставок по трубопроводу "Дружба". Я считаю, что здесь не все так просто. Со стороны стран, по территории которых проходит трубопровод "Дружба" - Белоруссии, Литвы и Польши - могут последовать заявления о том, что Россия обязана выполнять контрактные обязательства по поставкам нефти по этому трубопроводу. Они будут апеллировать к Совету Европы и другим структурам. На что Россия будет всячески пытаться переводить разговор в коммерческую плоскость, заявлять о том, что этот трубопровод старый и его дальнейшая эксплуатация связана с целым рядом проблем. Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, в свою очередь, заявит о том, что использование трубопровода "Дружба" связано с экологическими рисками. Уже высказано мнение, что этот трубопровод настолько устарел, что продолжать вкладывать в него средства не имеет смысла, так как они не окупятся. Кто-то считает, что все вышесказанное соответствует действительности, кто-то расценивает это как предлог для прекращения поставок нефти в неугодные страны. На мой взгляд, в равной степени присутствуют и те, и другие причины. В конце концов, я думаю, Россия выдвинет следующее условие: если Белоруссия, Литва и Польша, хотят чтобы поставки нефти по трубопроводу "Дружба" продолжали осуществляться, то пусть они примут участие в его реконструкции, в том числе и на российской территории. И одновременно с этим будет осуществляться строительство БТС-2", - считает эксперт.

"В любом случае, я не думаю, что после введения в эксплуатацию БТС-2 поставки нефти по трубопроводу "Дружба" будут прекращены, - заявил Заславский. - Вопрос продолжения поставок по нему будет увязан с транзитными ценами. Сейчас Белоруссии удалось выбить себе достаточно выгодные условия транзита. После запуска БТС-2, эти условия будут пересмотрены в пользу снижения пошлины, взимаемой Белоруссией за транзит и увеличения выгод России. То есть объемы поставок, по большей части, будут зависеть от того, насколько приемлемой окажется для России цена транзита".

По мнению Заславского, "строительство БТС-2 вполне укладывается в ряд других подобных проектов - "Бургас-Александруполис", "Нордстрим" и БТС-1". "Это продолжение политики, цель которой освободить российский экспорт энергоносителей от зависимости от стран-транзитеров, к тому же еще и политически нелояльных по отношению к России", - подчеркнул он.

"Что касается окупаемости этого проекта, то все будет зависеть от того, во сколько, в конечном счете, обойдется строительство БТС-2, а также от объемов и качества, поставляемой по нему нефти. Я полагаю, что приносить какие-то дивиденды этот проект начнет как минимум через 5-7 лет после ввода в эксплуатацию. В целом, строительство БТС-2, на мой взгляд, вполне оправданно не только с точки зрения решения проблем с транзитом. Если у "Транснефти" есть излишек денег, то почему бы их не вкладывать в развитие", - заключил Илья Заславский.