Замминистра иностранных дел РФ назвал семь принципов России в области международного сотрудничества по правам человека

Москва, 12 апреля 2007, 14:46 — REGNUM  Вопросы соблюдения прав человека в мире и роли России в международном сотрудничестве в правозащитной сфере подробно осветил на брифинге в Москве заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко. Как передает корреспондент ИА REGNUM, он отметил роль прав человека как фактора международных отношений постоянно возрастает, и на сегодня сотрудничество в области прав человека представляет собой одно из наиболее динамично развивающихся направлений международных отношений. "Сейчас нет стран в мире, где бы ни нарушались права человека, - заметил Яковенко. - Вопрос в том, готовы ли государства обеспечивать соблюдение прав человека в соответствии со своим законодательством, а дело международного сообщества - указывать им на существующие недостатки в этой сфере".

"Становление и развитие международной системы поощрения и защиты прав человека является не только приоритетом нашей внешней политики, но и нашим национальным интересом", - подчеркнул заместитель министра иностранных дел. В связи с этим он отметил избрание России в первый состав Совета ООН по правам человека. По его словам, конкуренция была достаточно жесткой, и избрание России можно рассматривать как признание существенных успехов, достигнутых ею в сфере защиты прав человека. "Несмотря на те нарушения, о которых справедливо пишет в своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, планка прав человека в нашей стране стоит на достаточно высоком уровне", - заметил он.

Среди элементов политики России в сфере прав человека Александр Яковенко назвал участие России в большинстве ключевых международных договоров по правам человека и предоставление в соответствии со взятыми на себя обязательствами периодических докладов, а также участие России в обсуждении соответствующих вопросов в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. "На текущей 61-й сессии наша делегация внесла два проекта резолюций - "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости" и "Захват заложников". Обе эти резолюции были приняты", - сообщил он.

Александр Яковенко также отметил динамичное развитие взаимодействия с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, а также с региональными институтами и механизмами в области прав человека - прежде всего, с Советом Европы. "Нельзя не отметить и важную роль гуманитарно-правозащитной составляющей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, хотя к этому направлению деятельности ОБСЕ у России имеется ряд вопросов", - заметил заместитель министра.

Кроме того он обратил внимание на важную роль, которую вопросы прав человека играют в двусторонних отношениях России с отдельными государствами. "Эта тема постоянно поднимается в ходе переговоров министра и его заместителей с партнерами из практически всех стран. Существуют механизмы двусторонних консультаций по правозащитной проблематике с 12 государствами, и этот список постоянно расширяется. Основная цель таких переговоров - обмен мнениями о путях и способах укрепления правозащитных стандартов на международном уровне и конкретных мерах по их имплементации внутри государства", - сказал он.

Как отметил Александр Яковенко, раз в полгода Россия проводит экспертные консультации с Евросоюзом, в ходе проторых происходит обмен оценками ситуации с правами человека в России и в странах ЕС. В ходе таких консультаций идет напряженная работа, обсуждаются десятки вопросов, но "мы стараемся делать это без публичных заявлений, поскольку это нормальный процесс "выяснения отношений" в этой сфере", - пояснил Яковенко. Очередной раунд таких консультаций, по его словам, состоится 3 мая в Берлине. "Хотелось бы отметить, что это не улица с односторонним движением. У России немало озабоченностей в отношении ситуации с правами человека в Евросоюзе", - заявил он. В частности, Александр Яковенко упомнял претензиях к грубым нарушениям прав человека в государствах Прибалтики. "Темы эти поднимаются не только российской стороной, но и многими международными структурами и неправительственными правозащитными организациями. Мы ожидаем конкретных мер по исправлению ситуации. Много вопросов есть у нас и по соблюдению правозащитных стандартов в других странах Евросоюза", - заметил он.

Заместитель министра иностранных дел также сообщил, что Россия плотно сотрудничает с международными контрольными механизмами, принимая и спецдокладчиков Совета ООН по правам человека, и мониторинговые делегации различных структур Совета Европы. "Да, оценки и суждения, которые звучат в наш адрес, порой носят острый и критический характер, но это является лишь сигналом, что у нас есть проблемы в правозащитной сфере. Вообще, идеальных с этой точки зрения государств не существует. Нам есть, что улучшать, и нам есть, над чем работать. Поэтому мы стремимся выполнить рекомендации контрольных институтов международных организаций, прислушиваемся к мнению авторитетных правозащитных структур. МИД играет в этом процессе координирующую роль, доводит высказанные озабоченности до сведения других органов власти", - заявил он.

Особенно подробно Александр Яковенко остановился на принципах, которые заложены в основу деятельности России в области поощрения и защиты прав человека в мире и, в частности, ее работы в составе Совета по правам человека ООН.

"Во-первых, обсуждение вопросов прав человека должно проводиться в формате добровольного, равноправного и взаимоуважительного диалога. Только таким образом можно добиться того, чтобы сотрудничество в правозащитной сфере служило сближению стран, развитию конструктивного взаимодействия между ними, - сказал он.

Во-вторых, мы исходим из того, что государства должны играть главную роль и несут основную ответственность за поощрение и защиту прав человека на своей территории. Международные институты и механизмы, а также неправительственные организации должны выполнять вспомогательную функцию, хотя это никоим образом не умаляет их вклад в общее дело имплементации правозащитных стандартов.

В-третьих, Россия признает, что ситуация с правами человека в той или иной стране может являться предметом законной обеспокоенности со стороны международного сообщества. Вместе с тем, мы считаем абсолютно недопустимым использование вопросов прав человека в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Такие действия являются игнорированием основополагающих норм международного права и принципов Устава ООН и подрывают существующую систему международных отношений.

В-четвертых, Россия выступает за учет национальных, религиозных, культурных и исторических особенностей, уровня развития и социально-экономического положения отдельных стран при оценке ситуации с правами человека в них.

В-пятых, мы решительно осуждаем использование в правозащитной сфере двойных стандартов.

В-шестых, мы исходим из необходимости деполитизации правозащитной сферы. Конечно, полностью отделить политику от прав человека вряд ли возможно. Но это отнюдь не означает, что не следует стремиться к минимизации неблагоприятного воздействия конъюнктурных соображений. И уж совсем недопустимо использование прав человека в качестве инструмента политического давления или сведения счетов.

В-седьмых, Россия выступает против попыток отдельных стран, групп стран и неправительственных организаций по навязыванию международному сообществу собственных подходов в правозащитной сфере под видом универсальных стандартов".

"Россия последовательно выступает за укрепление международных режимов соблюдения прав человека. Мы открыты для диалога и готовы обсуждать имеющиеся вопросы, как в двустороннем формате, так и в международных организациях", - подчеркнул в заключение Александр Яковенко.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.