Читинский комитет образования: Предпосылок для перехода к обязательному общему среднему образованию в России достаточно

Чита, 10 апреля 2007, 12:28 — REGNUM  

2 апреля правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, устанавливающий обязательность получения гражданами РФ общего образования. По мнению разработчиков законопроекта, затрат из бюджета в случае его принятия не потребуется. Своё отношение к возможным изменениям в системе общего образования 10 апреля в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказала заместитель председателя комитета общего, профессионального образования, науки и молодёжной политики Читинской области Татьяна Клименко.

ИА REGNUM: Татьяна Константиновна, как вы относитесь к инициативе правительства?

Положительно. В 1972 году СССР констатировал переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Это было высокое достижение, которым гордилась страна. Когда обсуждалась новая конституция, и вводилось положение о том, что обязательным может считаться только 9-летнее образование, я, как гражданин России, восприняла это как трагедию. Ведь это отступление от собственных достижений - от всеобщего обязательного среднего образования к более низкому уровню. В современных условиях это шаг назад. А в это же время Корея, Япония уже перешли к базовому 2-годичному высшему образованию. Наша же система образования скатилась на уровень 9 класса.

Поэтому я считаю, что переход к обязательному общему среднему образованию - это прогрессивное движение вперёд. Безусловно, изменения будут вызывать организационные сложности. За те годы, когда обязательным считалось только основное общее образование, в обществе сформировался определённый настрой - главное дать основное общее образование. Если мы переходим к новой системе, то должна быть совершена методологическая, психологическая, организационно-педагогическая, дидактическая перестройка. То есть существует масса факторов и условий, которые должны быть восстановлены или фактически воссозданы вновь.

ИА REGNUM: Разработчики законопроекта утверждают, что никаких затрат в случае изменения законодательства не потребуется. Так ли это?

Я думаю, что это не совсем верно. Разворачивание и организация обязательного общего среднего образования потребует определённых бюджетных расходов. Когда мы говорим об этой обязательности, нельзя забывать, что у нас много каналов получения такого образования. Сегодня в нашей области осуществляется эксперимент, когда дети, вообще не имеющие документа об образовании, получают профессиональную подготовку. В системе начального профессионального образования будет восстановлена образовательная составляющая во всей её полноте. В техникуме после 9 класса ребёнок получает обязательное общее среднее образование. И школа будет работать на это. Предпосылок и опыта для того, чтобы сегодня перейти к системе обязательного общего среднего образования в нашем государстве достаточно.

ИА REGNUM: Как в настоящее время финансируется система образования в Читинской области?

За реализацию образовательной программы и оплату труда учителей отвечает субъект федерации через субвенцию из федерального бюджета. В эти же расходы входит замена мебели и оборудования. За содержание здания, в котором осуществляется образовательный процесс, отвечает муниципалитет.

ИА REGNUM: Если дополнительные затраты всё-таки возникнут, то на какой бюджет они упадут?

На областной. Но мы получаем субвенцию из федерального бюджета, так что эти расходы будут экстраполированы на федеральный уровень с тем, чтобы субвенция была увеличена. Но я думаю, что увеличение если и будет, то совсем небольшим.

ИА REGNUM: Сколько детей сейчас учится в школах Читинской области, в том числе в 9 и 11 классах?

Всего в школах Читинской области обучаются около 133 000 школьников. В 9 классах в настоящий момент учатся 12 919 детей, в 11 классах - около 10 тыс. человек.

ИА REGNUM: Как распределяется выбор школьников после 9 класса?

Большинство - 70% - переходят в 10 класс. Около 17% уходят в систему начального профессионального образования, 9,2% - в систему профессионального образования, 1% находит себе работу. Остальные окончательно уходят из системы образования. Как видно, доля таких детей не превышает 5%.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.