Новый Бюджетный кодекс никак не изменит финансовое положение муниципальных образований, поскольку он не решает одну из главных проблем - местные расходы по-прежнему не будут "рассчитываться". "К сожалению, эта тема не нашла отражения в новой редакции законопроекта", - сказал 9 апреля корреспонденту ИА REGNUM член комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Георгий Леонтьев(фракция "Единая Россия"), комментируя завершающий этап дискуссии в Госдуме о новой редакции основополагающего документа для бюджетных процессов. "Если доходы можно посчитать, то расходы не считаются. В прежней редакции кодекса была ст. 65, которую исключили в 2001 г. Она требовала, чтобы при определении расходов были критерии, которые бы обеспечивали исполнение конституционных обязательств. Например, недостаточно говорить, что Конституция всем гарантирует определенные блага, например, бесплатное образование или здравоохранение. Чтобы эти обязательства выполнить, нужно определить объем и качество образования, здравоохранения, а потом определить натуральное денежное выражение. Сегодня вот этого нет. Мы вносили поправку, я ее даже представлял сегодня на президиуме фракции, но она не прошла", - сказал депутат.

11 апреля новая редакция Бюджетного кодекса будет приниматься Госдумой во втором чтении, а в пятницу, 13 апреля - в третьем. Законопроект позволяет принимать трехлетние бюджеты на всех уровнях власти. Однако если федеральный бюджет совершенно определенно будет сформирован на 3 года вперед, то субъектам и органам местного самоуправления предоставляется право выбора между утверждением бюджета на 3 года либо на очередной финансовый год (с составлением среднесрочного финансового плана). Бюджеты внебюджетных фондов - Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, будут разрабатываться и утверждаться также на 3 года вперед.

В целях обеспечения полномочий городских и сельских поселений, городских округов по градостроительной подготовке территории будет увеличена доля средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований от продажи или сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Так, по словам главы комитета Госдумы по экономической политике Евгения Федорова, в границах городских округов доходы от арендной платы и от продажи будут распределяться следующим образом: 20% - субъекту РФ и 80% - городскому округу. "Такое распределение представляется справедливым, так как уже в 2008 году на всей территории Российской Федерации должны быть созданы муниципальные образования - поселения, которые будут нести на себе основную тяжесть местных полномочий, в том числе по формированию и продаже земельных участков, а в 2009 году все положения 131 закона ("Об основных принципах организации местного самоуправления в России" - ИА REGNUM) полностью вступят в силу", - считает Федоров.

Законопроект предусматривает, что на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ будут зарезервированы средства в объемах 10% и 15% (депутаты предлагали 20% и 30%) (на первый год планового периода и в дальнейшем).

Стабилизационный фонд будет разделен на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд составляет 10% ВВП, формируется за счет нефтегазовых доходов и средств от его управления и служит для финансирования так называемого "нефтегазового трансферта", который в совокупности с нефтегазовыми доходами направляется на покрытие дефицита бюджета страны. Законом о бюджете средства фонда могут быть направлены на погашение внешнего долга. Нефтегазовый трансферт утверждается в размере 3,7% ВВП. Фонд будущих поколений формируется за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем утвержденный на очередной год объем нефтегазового трансферта в случае если объем Резервного фонда достигает его нормативную величину. Управление средствами обоих фондов осуществляет Минфин в соответствии с порядком, установленным правительством. Отдельные полномочия по управлению Резервным фондом может получить Центральный банк. Отмечается, что в краткосрочном периоде допускается возможность получения отрицательных финансовых результатов от управления средствами этого фонда. Они могут размещаться в иностранную валюту, долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств, международных финансовых организаций в виде ценных бумаг, депозиты в иностранных банках. Стоит заметить, что все нефтегазовые доходы бюджета будут учитываться отдельно. Это подтверждает, в частности, норма о том, что дефицит федерального бюджета не должен превышать размера нефтегазового дефицита бюджета страны.