15 января в здании Московской Мэрии состоялась пресс-конференция на тему "Итоги природоохранной деятельности Правительства Москвы в 2002 году и задачи на 2003 год", которую провёл руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды в Правительстве Москвы Леонид Бочин. По его словам, 2002 год стал переломным для природоохранного ведомства столицы. Если в предыдущие годы его деятельность в основном сводилась к наблюдению и контрольной функции, то в прошлом году Департамент природопользования и охраны окружающей среды наконец стал предпринимать конкрутные практические шаги по изменению экологической ситуации в столице в лучшую сторону. В этой области достигнуты заметные успехи.

Л. Бочин рассказал присутствовавшим на пресс-конференции журналистам о результатах работы Департамента в нескольких сферах. Вопрос экологии стоит для одного из самых холодных и густонаселённых мегаполисов крайне остро. На первом месте, как и во всех крупных городах - борьба с загрязнением воздуха, создаваемым в основном выхлопными газами автомобильного транспорта. В 2002 году наметился некоторый прогресс в этой области: общий объём снижения негативного воздействия на атмосферу составил более 25 тыс. тонн. Только за счёт введения в эксплуатацию участков 3-го транспортного кольца, строительства дорожных развязок, пешеходных переходов и увеличения пропускной способности городских автомагистралей удалось снизить количество выбросов загразняюших веществ от автотранспорта на 20 тыс. тонн. Хотя с учётом того, что объём выбросов в настоящее время составляет 900 тонн в год, ситуацию по-прежнему можно назвать сложной и требующей от городских властей дальнейшей напряжённой работы. Более чем на 4 тыс. тонн сократились выбросы загразняюших веществ от промышленных предприятий, в основном объектов теплоэнергетики. Этого удалось добиться за счёт модернизации очистных систем, установки современных фильтров, реконструкции газоочистного оборудования. В центре города ликвидирована часть котельных, что также несколько улучшило состояние атмосферы. Для дальнейшего снижения вредного воздействия техногенных факторов на атмосферный воздух Правительством Москвы в 2002 году был принят ряд постановлений.

В частности, была утверждена целевая программа использования экологически безопасных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы, что подразумевает перевод транспорта на газовое топливо и электричество. Как сообщил Л. Бочин, дизельное топливо, используемое сегодня, находится на уровне "евро-2", и задача этого года - довести его до уровня "евро-3". В России проводятся уникальные разработки по производству новых типов дизельного топлива, безопасного для экологии. Подобные разработки существуют также в Дании и Японии, но научный потенциал России поставил её в лидирующее положение в этом вопросе. Следующей задачей является конструрование дизельных двигателей, соответствующих новому виду топлива. В 2002 году в столице была введена система экологической маркировки АЗС, предусматривающая контроль над соблюдением экологических требований к качеству топлива, а также утверждены требования по оснащению АЗС установками улова паров бензина в атмосферу на период до 2010 года.

Среди других направлений, в которых работал Департамент природопользования и охраны окружающей среды в 2002 году (и которые будут осваиваться дальше) - состояние малых рек и прудов Москвы. В 2002 году сброс загрязняющих веществ в столичные водоёмы сократился на 1405 тонн. Ужесточены требования к предприятиям, расположенным вдоль течения рек, в частности, Яузы. В их адрес Департаментом было направлено 250 жёстких предписаний с требованиями модернизировать очистные сооружения, ввести систему оборотного водоснабжения и прекратить сбросы загрязняющих веществ в воды Яузы. В случае невыполнения предприятиям грозят санкции вплоть до вывода за черту города. Документы были переданы в Мосгорпрокуратуру. В результате, как отметил Л. Бочин, уже 30 предприятий предоставили в Департамент свои программы по выполнению данных требований.

В сфере зелёных насаждений в 2002 году также были достигнуты позитивные результаты: удалось сохранить положительный баланс утраченных и высаженных насаждений. За прошлый год было высажено 94,1 тыс. деревьев и более 350 тыс. кустарников, что почти вдвое больше числа вырубленных. Продолжилась реализация программы по цветочному оформлению столицы: в прошлом году создано более 350 тыс. кв. метров цветников. Согласно Генеральной программе по цветочному оформлению города, к 2005 году площадь цветников должна быть доведена до 447,5 тыс. кв. м.

В Москве существует единая система экологического мониторинга, работают 18 станций контроля качества атмосферного воздуха. Разработана электронная Карта- схема г. Москвы, на которую нанесены все экологические параметры. В 2003 году она станет доступна пользователям сети интернет. Следует особо отметить, что в 2002 году была впервые разработана не имеющая аналогов в России программа обучения сотрудников недавно восстановленной экологической милиции г. Москвы. В отсутствие этого ведомства в столице уголовная практика в сфере охраны окружающей среды органами внутренних дел не велась вообще. Прошлый же год принёс очевидные результаты: экологическая милиция возбудила 152 уголовных дела по экологическим преступлениям, из которых производством окончены 99. Возмещённый ущерб составил более 7,5 млн. рублей. Кроме того, выявлено более 100 тыс. административных нарушений в соответствующей области; взыскано штрафов на сумму более 10 млн. рублей.

Все вышеперечисленные направления деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды будут разрабатываться и в 2003 году, заключил Л. Бочин. Также вероятно введение новых природоохранных инициатив Правительства Москвы, так как экологическое состояние города - один из самых важных вопросов, волнующих как москвичей, так и гостей столицы, и забота о его улучшении должна быть постоянной и всесторонней.