Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", посвященный развитию благотворительности и некоммерческого сектора в России был рассмотрен 5 апреля на заседании Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства. Головным разработчиком данного законопроекта является Минэкономразвития России. Концепция законопроекта уже прошла согласование с Минфином России, получила положительное заключение Минюста России и в текущем месяце будет направлена в Правительство РФ для окончательного утверждения.

Как отметил представлявший законопроект статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, предполагается внесение изменений в действующее законодательство по трем основным направлениям: совершенствования регулирования налогообложения некоммерческих организаций; регулирования благотворительной деятельности; развития механизмов общественного контроля.

Значимым нововведением является освобождение от налога на прибыль некоммерческих организаций, отвечающих определенным условиям. К таким условиям, предполагается, в частности, отнести соответствие деятельности НКО установленному перечню общественно полезных видов деятельности, соблюдение ограничений по ведению предпринимательской деятельности, соответствие устанавливаемому перечню организационно-правовых форм НКО.

Также законопроект предусматривает решение задачи обеспечения равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм. Речь идет о распространения льготы по уплате НДС на предоставление социальных услуг, которым пользуются в настоящее время только бюджетные учреждения, на все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, как это уже установлено в отношении услуг образования и здравоохранения. К числу операций, не подлежащих обложению НДС предполагается, в частности, отнести социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, финансируемое из бюджетных источников. Этот шаг позволит значительно расширить возможности некоммерческих организаций по участию в предоставлении социальных услуг, и станет залогом повышения их финансовой устойчивости.

Еще одним направлением изменений, предусмотренным законопроектом, является устранение барьеров в финансировании благотворительной деятельности, связанных с существующими условиями обложения налогом доходов физических лиц. Так, предлагается исключить из базы подоходного налога величину материальной выгоды, полученной физическими лицами в виде оплаченных некоммерческими организациями путёвок для инвалидов и детей-сирот, оплаты лечения, а также сумм, получаемых от благотворительных фондов, религиозных организаций, прочих организаций на детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, предполагается расширение права на получение социального налогового вычета из базы подоходного налога - такой вычет будет предоставлен в отношении благотворительных пожертвований организациям науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения (сейчас такой вычет действует только в отношении соответствующих организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников).

С целью устранения пробелов между действующим законодательством и реальной практикой в области развития благотворительности, в законопроекте предусмотрено расширение числа организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые могут выступать в качестве благотворительных организаций. В настоящее время благотворительные организации в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" могут создаваться только в форме общественного объединения, фонда или учреждения. На практике же существуют организации, подпадающие под определение "благотворительной организации", но при этом созданные в организационно-правовых формах НКО, не указанных в данном федеральном законе. Так, функционирует значительное число автономных некоммерческих организаций, безвозмездно помогающих детям, инвалидам, бездомным, социально незащищенным группам населения. Устранение этого пробела в законодательстве позволит благотворительным организациям в новых организационно-правовых формах пользоваться особым режимом для всех благотворительных организаций, а также распространит на более широкий круг организаций дополнительные требования к структуре управления, отчетности, порядку расходования средств, гарантирующие прозрачность использования имущества, установленные законодательством для благотворительных организаций.

Еще одним важным направлением изменений, которое планируется реализовать в рамках данного законопроекта, должно стать обеспечение необходимых законодательных предпосылок для развития механизмов общественного контроля. Практическая реализация механизмов общественного контроля, должно обеспечить прозрачность всех уровней и институтов публичной власти, повысить эффективность деятельности государственных и муниципальных органов, противостоять злоупотреблениям, коррупции и произволу и тем самым служить гармонизации общественно-государственных отношений. Проектом Федерального закона предполагается внесение изменений в федеральные законы "Об общественных объединениях", "Об Общественной палате Российской Федерации", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - в части ответственности за невыполнение возложенных законодательством обязанностей.

Как отметил Андрей Шаронов, в концепции законопроекта получили отражение предложения Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства, представленные на круглом столе "Совершенствование законодательства в области благотворительности в РФ" в июне 2006 г. и поддержанные его участниками (представителями Федерального Собрания РФ). А также были учтены предложения Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.

Участники заседания поддержали представленную концепцию законопроекта и приняли решение организовать взаимодействие экспертов благотворительного сообщества с МЭРТом для дальнейшей разработки законопроекта, а также провести широкое публичное обсуждение законопроекта в СМИ с целью получения конструктивной обратной связи всех заинтересованных сторон.

Как ожидается, работа над законопроектом завершится к осени текущего года.