Обзор СМИ Читинской области за 2-6 апреля

"БНВ" в номере за 4 апреля с тоской рассуждают на тему запрета на занятие розничной торговлей на рынках и в палатках иностранцам: "Уходят в небытие знаменитые "китайки" - символы расцвета внешнеэкономических отношений новой России. Они выстояли при всевозможных дефолтах и кризисах, пережили проекты внедрения кассовых аппаратов, борьбу с контрафактом и разгул рэкета. И вот теперь пришёл их час".

Издание напоминает историю возникновения китайских рынков в Чите. По воспоминаниям газеты, первые китайские торговцы ещё с 1990 года "кучковались" около единственной приличной тогда в Чите гостиницы "Забайкалье": "Они предлагали обалдевающим от подобного читинцам поддельные "адидасовские" костюмы, кожаные куртки и тапки-шанхайки, а также зажигалки и прочую мелочёвку. При этом царил натуральный обмен. Китайцы охотно брали офицерские шинели и сапоги, драповые пальто и отрезы костюмных тканей, кипятильники и утюги. Особым спросом пользовалась оптика советского производства - ЛОМО или НПЗ (Новосибирский приборостроительный завод). За шинель давали один спортивный костюм. Если прибавить сапоги и какой-нибудь электроприбор, можно было попытаться после получасового торга получить куртку из грубой свиной кожи с моментально отлетающими пуговицами-кнопками. Но вообще, кожу китайцы старались сдавать за оптику. Затем подобная толкучка стихийно возникла на вокзале. Но там, спустя некоторое время, уже зародившиеся коммерсанты обнесли территорию сеткой и повесили высеку: "Центр товарообмена с иностранными гражданами". Не побывал там только ленивый".

Главный китайский рынок в Чите - в районе стадиона "Локомотив" возник уже не стихийно, а организованно в 1993 году: "С тех пор он сменил множество владельцев - от откровенных бандитов до коммерсантов с комсомольским прошлым. В лучшие дни рынка за прилавками стояли до 1 000 продавцов, а в выходные дни рынок посещали десятки тысяч человек. Сначала за вход взималась плата - 5 рублей. Потом городские власти отменили эти поборы как незаконные. А охраняющие объект "торпеды" преобразились в сотрудников охранных фирм". Издание считает, что "китайка" одевала всю Читинскую область: "Перед 1 сентября, наступлением холодов или летним сезоном, сюда приходили все, кто умел считать деньги, и зарабатывал их не так много. Позже "китайки" появились во многих других местах Читы - на Новом рынке, а также в спальных районах и пригородах".

Основная мотивировка свежеиспеченного запрета на занятие торговлей иностранцами, по мнению БНВ, - поддержка отечественного производителя. Еженедельник же считает правдоподобной версию, якобы выдвинутую китайскими предпринимателями: "Многие члены семей властьпридержащих среднего уровня сегодня владеют бутиками, магазинами и целыми торговыми центрами, где в большинстве случаев продаётся то же самое китайское тряпьё, только в более "гламурной" упаковке. Чтобы повысить оборот своих "точек", эти "отечественные производители" вполне могли приложить руку к лоббированию высочайшего указа".

"Экстра" в номере за 4 апреля рассказывает о призывной кампании, которую в Чите проводят 2 военных комиссариата: "Молодые люди, прописанные в Железнодорожном и Черновском районах Читы, ставятся на первичный учет в Черновском военкомате, а жители Центрального и Ингодинского - в Ингодинском". Несмотря на изменившиеся сроки прохождения срочной воинской службы, число призывников постоянно растет: "Из 3 800 читинцев, которым предстоит отслужить в армии 1,5 года, в районные комиссариаты города не явились всего 3 человека. Явившись по повесткам, молодые люди высказали желание служить без отсрочки на 2008 год, когда срок службы сократится до 1 года. В связи с такой явкой план призыва по областному центру будет выполнен".

Единственное, что настораживает сотрудников призывных комиссий, - здоровье нынешних призывников: "Качеством здоровья категории "А" (абсолютно здоров) могут похвастаться только 30% от общего числа, прошедших военную комиссию. И хотя на уровне комитета образования города Читы предпринимаются меры по ранней диагностике здоровья юношей допризывного возраста, но выделяемых средств пока недостаточно для проведения более тщательного медицинского обследования и последующего лечения выявленных заболеваний".

"Экстра" рассказывает про деятельность ООО "Растэк-Чита" - фактического монополиста в Чите на рынке услуг в околотаможенной сфере. По данным издания, уголовное дело по обвинению в незаконном предпринимательстве возбуждено следователем читинского ОВД на железнодорожном и воздушном транспорте в отношении директора предприятия Кирилла Ерофеева.

Ранее читинскую таможню, в тесном контакте с которой работает ООО "Растэк-Чита", долго и тщательно проверяли сразу 2 структуры - Сибирское таможенное управление и Читинская транспортная прокуратура. Интересных фактов, по данным газеты, собрали "море". "Установлено, что директор ООО "Растэк-Чита" Ерофеев осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность на территории склада временного хранения (СВХ). Выражалось это в том, что с участников внешнеэкономической деятельности взималась оплата, не предусмотренная ни одним федеральным законом", - рассказывает Елена Федорова, помощник Читинского транспортного прокурора. Говорить о конкретной сумме пока рано. Точная экспертиза еще не производилась, но приблизительно эта цифра превышает 1 млн. рублей.

Учредителем СВХ была читинская таможня: "Складской городок в Кадале (посёлок в городской черте Читы - ИА REGNUM) являлся собственностью федеральной. А прибыль со всего этого добра непостижимым образом почему-то получал "Растэк", организация коммерческая, которая всего лишь арендовала несколько зданий по соседству с СВХ. Юридически на компанию возлагались только обязанности по охране СВХ. Не имея собственной лицензии на охранную деятельность, предприятие было своего рода посредником. От его имени охрану несли сотрудники одного из частных охранных предприятий города".

Установленные законом таможенные сборы за пользование складами временного хранения либо были просто забыты, либо проигнорированы умышленно: "В статье 357.10 таможенного кодекса России чёрным по белому написано, что за хранение товаров на СВХ сбор устанавливается в размере 1 рубля с каждых 100 кг груза за 1 день, в специально оборудованных помещениях - в 2 раза больше. За хранение товара с участников внешнеэкономической деятельности "Растэк" взималось 3 рубля за каждые 100 кг груза в день. В отапливаемых помещениях размер сбора составлял 4 рубля. Помимо этого на СВХ, где проходили таможенный контроль грузы читинских фирм и жителей областного центра, были и другие сборы. Их существование в рамки таможенного кодекса также не вписывалось. Деньги брались за охрану товаров и за погрузочно-разгрузочные работы. Хотя ТК РФ яснее ясного указывает, что вся оплата за эти процедуры включается в сумму сборов за таможенное хранение. К слову сказать, на разгрузке вагонов частенько и практически даром трудились солдаты из близлежащей воинской части".

По информации газеты, ситуация вокруг "Растэк-Чита" является одной из основных причин прилета в Читу большой комиссии из Сибирского таможенного управления и Федеральной таможенной службы, прибытие которой ожидается в конце апреля. В завершении материала издание сопоставляет название ООО "Растэк-Чита" с системой предприятий "Ростэк" - так называется государственный холдинг, специализирующийся на предоставлении услуг участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в околотаможенной сфере: "Система предприятий ФГУП "Ростэк" объединяет 180 филиалов, дочерних и аффилированных компаний на территории всей России, а также за её пределами. Основные виды деятельности: строительный, транспортный, логистический, брокерский и консалтинговый бизнес. Когда-то "Ростэк" был и в Чите. Но несколько лет назад государственный "Ростэк" почему-то был обанкрочен, а на его месте быстренько появился частный "Растэк". В случайность и необходимость операции верится слабо".

"Экстра" рассказывает о пешей экспедиции вокруг озера Байкал, из которой в конце апреля вернулся научный сотрудник Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Александр Семёнов. Читинец поставил перед собой цель установить новое достижение - обойти одно из самых больших озер мира за максимально короткий период. Семёнов утверждает, что за время экспедиции он поставил сразу 2 рекорда.

Семёнов рассказывает о том, что вместо предполагаемых 50 дней ему удалось пройти по периметру береговую линию Байкала (это около 2000 километров) за 36 дней. Прежнее достижение, которое показал некий поляк, составляло 63 дня: "Правда, его достижения нигде не были зафиксированы, но все ориентируются именно на него". В настоящий момент Семёнов собирает всю необходимую документацию, чтобы попасть в книгу рекордов Гинесса: "В первую очередь необходимо правильно построить доказательную базу: предоставить фотографии с контрольных участков, справки о прохождении дистанции компетентными органами, куда в моем случае входили спасатели Байкальского поисково-спасательного отряда, представители многочисленных заповедников, через территории которых проходил мой маршрут. Также нужно это подкрепить печатями от администраций населенных пунктов, в которых я останавливался. На сбор всех этих и других документов, думаю, уйдет около месяца, после чего я отправлю документы в московское представительство Книги рекордов Гиннеса. Уже после рассмотрения в столице мои данные будут переправлены в головной офис издания, которое располагается в Лондоне".

Суть 2-го рекорда в том, что Семёнов за 10 дней прошел от устья Верхней Ангары до истока реки в поселке Листвянка, где собственно начинался и закончился маршрут: "Для того, чтобы достижение было признанным, в этом случае было необходимо наличие GPS - прибора, через который на спутниковую антенну по электронной карте можно проследить за месторасположением человека, а также присутствие представителей Книги рекордов Гиннеса на местах".