Пресс-служба Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Республике Марий Эл 5 апреля направила в адрес ИА REGNUM официальное сообщение в ответ на публикацию от 15 февраля, посвященную ситуации с взыманием с предприятий задолженности по платежам за технику, приобретенную в лизинг.

В публикации, в частности говорилось, что в Марий Эл "судебные приставы-исполнители не исполняют судебные решения, позволяя конкурсным управляющим "уводить" имущество и тем самым уходить от погашения долгов в федеральный бюджет".

ИА REGNUM публикует текст сообщения УФССП по Марий Эл.

"Необходимо отметить, что все предприятия, имеющие задолженность за взятую в лизинг технику, являются сельскохозяйственными, которые на сегодняшний день находятся в крайне тяжелом финансовом положении.

Как правило, к моменту поступления в службу судебных приставов исполнительных документов имущественный комплекс должников представляет собой незавидное зрелище, на предприятиях нет обслуживающего персонала, объекты комплекса отключены от электрических коммуникаций. Недвижимое имущество должников-сельхозпредприятий находится в неудовлетворительном состоянии. Большая часть недвижимости построена хозяйственным способом, без соответствующей правовой регистрации, следовательно реализация объектов недвижимости практически невозможна. Несмотря на это, судебными приставами-исполнителями проводится работа по оформлению документов необходимых для реализации недвижимого имущества должников.

В соответствии с ФЗ "О сельхозкооперации" взыскание не может быть обращено на имущество, относящееся к неделимым фондам (рабочих лошадей, скота, продуктивного и племенного скота, птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств, семенных и фуражных фондов), т.е. практически на все то имущество, которое только и имеется в данных хозяйствах.

В большинстве случаев долги по лизингу имеют сельхозпредприятия, в отношении которых в отделах судебных приставов находятся на исполнении сводные исполнительные производства. По закону в первую очередь судебный пристав-исполнитель исполняет документы, носящие социальный характер, такие как взыскание алиментов, возмещение вреда здоровью, требования, вытекающие из трудовых правоотношений, взыскания в пользу Пенсионного фонда и задолженности по налогам и сборам. Взыскание задолженности за взятую в лизинг технику относится к пятой очереди удовлетворения требований.

Обращение взыскания на имущество должника - жестко регламентированная законом процедура. Она может состоять из нескольких этапов и быть растянута во времени. В установленный ст. 51 ФЗ "Об исполнительном производстве" месячный срок наложения ареста, а также ст. 13 названного закона двухмесячный срок исполнения, невозможно наложить арест на имущество, произвести оценку и реализовать его, чтобы взыскать и заработную плату, и погасить задолженность по другим очередям взыскания.

Как правило, исполнительные документы предъявляются для исполнения тогда, когда предприятие - должник находится на грани банкротства. Например, исполнительный документ о взыскании с СПК "Кузнецовский" Горномарийского района поступил на исполнение в июне 2006 года, а решением Арбитражного суда Республики Марий Эл в августе 2006 года в отношении должника введена процедура наблюдения. Следовательно на момент предъявления исполнительного документа предприятие уже было несостоятельным.

В соответствии со ст. 61 ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства.

Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось подлежат передаче конкурсному управляющему. Более того, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имущества должника. Основанием для снятия ареста является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

Действующим законодательством не предусмотрено осуществление контроля со стороны службы судебных приставов за деятельностью конкурсных управляющих.

Вместе с тем п. 1 ст. 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязывает именно конкурсных управляющих принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию, привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника и принять меры по обеспечению сохранности имущества должника".