Сегодня губернатор Самарской области Константин Титов примет участие в торжественном заседании Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Между администрацией Самарской области, областной Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей области будет подписано трехстороннее соглашение о регулировании социально-трудовых отношений на 2003-2005 годы.

Подписание Самарского областного трехстороннего соглашения между администрацией, Союзом работодателей и Федерацией профсоюзов области о регулировании социально-трудовых отношений на 2003-2005 годы - очередной важный этап становления социально-трудовых отношений в нашей области. За период с 1997 года совместная деятельность сторон социального партнерства по исполнению обязательств регулярно заключаемых трехсторонних Соглашений способствовала позитивным изменениям в экономике области и более успешному функционированию предприятий, реальному росту заработной платы, повышению занятости населения, снижению социальной напряжённости. Результатом совместной работы сторон социального партнерства в решении социальных вопросов стало то, что 10 декабря 2002 года в Кремлёвском Дворце в присутствии Президента Российской Федерации Путина В.В. Самарская область была признана лучшим регионом России по итогам Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" и награждена дипломом "За вклад в развитие социальной сферы".

Процедуры и формы сотрудничества, выработанные на областном уровне, находят применение в 8 городах (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Жигулёвск, Чапаевск, Отрадный, Кинель) и 2-х районах (Нефтегорский и Большая Черниговка) области, где органы местного самоуправления с помощью областных объединений работодателей и профсоюзов создали свои трехсторонние комиссий и заключили соответствующие трехсторонние соглашения.

Представленный на подписание проект пятого по счету Соглашения на 2003-2005 годы является продолжением совместной работы сторон социального партнерства нашей области. Проект Соглашения рассмотрен координаторами сторон и рекомендован к подписанию. Соглашение предусматривает обязательства сторон по совместной выработке и осуществлению на территории области единой социально-экономической политики, направленной на развитие производства, повышение уровня жизни населения, реализацию конституционных прав граждан в сфере трудовых отношений. Гарантии населению и работникам, установленные настоящим Соглашением, не могут быть уменьшены при заключении коллективных договоров организаций и трехсторонних соглашений городов и районов области. Общее количество обязательств нового Соглашения по сравнению с предыдущим Соглашением возросло на 35%. Вместе с тем, при формировании Соглашения соблюден принцип преемственности: 58% обязательств Соглашения на 2001 - 2002 годы, не потерявших свою актуальность, включено в новое Соглашение. Соглашение на 2003 - 2005 годы формировалось на основе сложившейся практики работы областной трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, положений Концепции становления и развития системы социального партнерства в Самарской области, принятой Комиссией в декабре 1997 года, и с учетом положений Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В частности, совместные обязательства сторон, изложенные в начале каждого из основных разделов Соглашения, по сути своей являются главными задачами, решаемыми посредством совместной деятельности сторон по сбалансированному развитию экономики области, созданию необходимых условий для жизнедеятельности населения, осуществления социальной и правовой защиты трудящихся. Конкретные обязательства, добровольно принятые участниками Соглашения, достаточно полно отражают первоочередные действия сторон социального партнерства в вопросах договорного регулирования взаимоотношений работников и работодателей.

В проекте Соглашения определены общие подходы в определении приоритетов долгосрочного технико-экономического и социального развития. В частности, по созданию благоприятных условий для развития организаций среднего, малого и индивидуального предпринимательства и становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, по государственной поддержке агропромышленного комплекса, направленной на стабилизацию производства в этом секторе экономики, а также промышленных предприятий, изготавливающих сельскохозяйственную технику. Намечены совместные меры по реализации программ содействия занятости населения области, включая создание рабочих мест для категорий населения и молодежи, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы.

Особое место в Соглашении занимают обязательства в области развития социальной сферы, по совместным действиям в укреплении системы санаторно-курортного лечения, эффективном использовании средств фонда социального страхования и средств Сторон социального партнерства на организацию отдыха и лечения трудящихся, студентов и детей. Несмотря на сложности при формировании областного бюджета Администрация области, тем не менее, обязуется принимать меры по доведению минимального размера оплаты труда, включающего тарифную ставку (оклад), надбавки, доплаты и другие поощрительные выплаты работников бюджетной сферы Самарской области в 2003 году до 50% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения области, в 2004 году - до 65%, в 2005 году - до 85%.

Аналогично, с учетом временных финансовых трудностей ряда предприятий области, сторона Работодателей в свою очередь взяла на себя обязательство "Принимать меры по доведению минимальной заработной платы в организациях внебюджетной сферы в 2003 году до уровня 60 %, 2004 году - 75%, 2005 году - 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарской области".

В целом же осуществление мероприятий, предусмотренных областным трехсторонним соглашением, будет способствовать обеспечению баланса интересов всех сторон, созданию атмосферы делового сотрудничества в вопросах социально-экономического развития области и, в конечном счете, гражданскому согласию в обществе. Практика показывает, что этот путь правильный.