3 апреля ивановская облпрокуратура впервые широко озвучила результаты "одного из важных направлений работы отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов" - надзора за соблюдением бюджетного законодательства, и констатировала значительные нарушения в этой сфере, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Облпрокуратура информировала о проверке исполнения бюджетного законодательства территориальными федеральных органами исполнительной власти, органами госвласти субъектов РФ, местного самоуправления, финансового контроля, организациями и учреждениями бюджетной сферы по итогам работы за 2006 г. По утверждению облпрокуратуры, анализ надзорной деятельности в этой сфере свидетельствует о том, что органы местного самоуправления, организации и учреждения допускают многочисленные нарушения бюджетного законодательства.

В ряде муниципальных образований отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс. Например, органами местного самоуправления Юрьевецкого муниципального района не в полной мере реализованы полномочия, предусмотренные ст. 9 бюджетного кодекса РФ. Представительные органы местного самоуправления не приняли правовые акты, регулирующие порядок составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, их утверждения и исполнения, контроль за их исполнением, утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

В ходе проверки выявлен ряд незаконных правовых актов органов местного самоуправления. Так, органы местного самоуправления Лухского, Ильинского, Фурмановского, Шуйского, Гаврилово-Посадского районов области в нарушение статьи 5 бюджетного кодекса РФ принимали решения о внесении изменений в бюджеты муниципальных образований по окончании финансового года. При составлении проектов бюджетов органы местного самоуправления не всегда соблюдают требования о разработке и представлении на утверждение представительному органу одновременно с проектом бюджета документов, предусмотренных статьями 173-175, 182 бюджетного кодекса РФ. Например, органами местного самоуправления ряда районов при составлении проектов бюджетов не были разработаны и подготовлены прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики. Одновременно с проектом бюджета не были направлены планы развития муниципального сектора экономики, оценки потерь бюджета от представленных налоговых льгот и ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.

Органы прокуратуры выявили нарушения налогового законодательства при предоставлении налоговых льгот. Так, от уплаты земельного налога освобождались участки, занятые кладбищами. Это противоречит статье 56 НК РФ, в соответствии с которой льготы по налогам и сборам предоставляются категориям налогоплательщиков, т. е. юридическим и физическим лицам. Кроме того, налогоплательщикам, имеющим право на льготы и уменьшение налогооблагаемой базы, устанавливались сроки предоставления документов для реализации права на льготы. Это, в свою очередь, противоречит пункту 10 статьи 396 НК РФ, которым установлен порядок исчисления земельного налога в случае возникновения права на льготы без ограничения его сроками.

Органы прокуратуры выявили в Ивановском, Ильинском, Юрьевецком, Кинешемском, Верхнеландеховском районах области нарушения статьи 187 бюджетного кодекса РФ в части утверждения проектов решений о бюджете.

В муниципальных образованиях допускаются нарушения статьи 36 бюджетного кодекса РФ, а именно принципа гласности при принятии бюджета и внесении в него изменений, утверждении отчета о его исполнении. Как правило, органы местного самоуправления не публиковали решения о внесении изменений в местные бюджеты или сами бюджеты публиковались не в полном объеме. Такие нарушения выявлены в Ивановском, Вичугском, Лухском, Тейковском, Кинешемском, Юрьевецком районах области. Были зафиксированы случаи расходования бюджетными учреждениями средств, предусмотренных пунктом 4 стати 41 и пунктом 2 статьи 42 бюджетного кодекса РФ, минуя зачисление на счета соответствующих бюджетов. В Савинском районе Ивановской области органы прокуратуры выявили, что доходы от платных услуг бюджетных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления, не учитывались в бюджете, в связи с чем эти учреждения расходовали средства по своему усмотрению, минуя перечисление их в бюджет.

В части, регулирующей размещение муниципальных контрактов, рядом горрайпрокуроров выявлены нарушения требований о включении в них условия о выплате неустойки при нарушении исполнителем их условий. Отмечены и нарушения статьи 73 бюджетного кодекса РФ при ведении реестров закупок. Например, прокуратура Советского района г. Иваново при проверке в МУЗ "Городская поликлиника "Соснево"" и "Городская клиническая больница восстановительного лечения № 5" выявила, что в нарушение пункта 2 статьи 73 бюджетного кодекса РФ в реестрах закупок не указывались сведения о местонахождении поставщиков товаров и исполнителей услуг, наименование закупаемых товаров (услуг). В нарушение пункта 10 статьи 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в муниципальных контрактах, заключенных этими учреждениями, отсутствовало обязательное условие об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта. Аналогичные факты выявлены в Гаврилово-Посадском районе области.

Органы местного самоуправления Ивановского района допускали нарушения требований пункта 3 статьи 76 бюджетного кодекса РФ: ряд заемщиков не предоставлял обеспечение исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита. Нарушения требований закона, регламентирующих порядок предоставления бюджетных кредитов, выявлены и в Верхнеландеховском, Юрьевецком, Комсомольском районах.

В Савинском и Лухском районах при исполнении бюджетов по расходам имели место нарушения статей 217, 223 бюджетного кодекса РФ: несвоевременные утверждение сводной бюджетной росписи и уведомление о бюджетных ассигнованиях.

Прокуратура Комсомольского района отметила факт нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 14774,32 рубля, выделенных на реализацию приоритетного нацпроекта "Здоровье".

Ко всем нарушителям закона применены меры прокурорского воздействия.