Турция проводит широкую политику, нацеленную на усиление интереса различных государств и компаний к осуществлению ряда энергетических и коммуникационных проектов на турецкой территории.

В последние годы Анкара, стремясь закрепить за Турцией статус важнейшего транзитного узла энергетических коммуникаций, успешно сотрудничает с поставщиками и потребителями энергоресурсов на Западе и Востоке. Вместе с тем Турция весьма ревностно относится к попыткам различных стран утвердить так называемый принцип диверсификации коммуникаций. В турецкой политике просматривается тенденция рассмотрения любого альтернативного маршрута, как враждебного и преследующего цель ущемить ее интересы. В турецких СМИ и в выступлениях комментаторов и политологов левых взглядов, довольно часто приводятся утверждения о двусмысленности политики США и Европейского Союза, о ненадежности партнеров на Востоке, в том числе Ирана и государств Центральной Азии. Приводятся негативные, с позиций интересов Турции, обстоятельства в политике компании British Petroleum, а также американских компаний. Так, США и Великобритания обвиняются в проведении политики, направленной на изоляцию Турции, ограничение ее отношений с рядом государств. В особенности раздражают Турцию попытки США ограничить ее отношения в энергетической сфере с государствами Центральной Азии. Приводятся, видимо, недостаточно обоснованные аргументы в отношении невыгодности для Турции условий сооружения и эксплуатации нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан.

Турция весьма недоброжелательно воспринимает намерения по сооружению газопровода по дну Черного моря из Грузии на Украину, как продолжение давно планируемого Транскаспийского газопровода для транспортировки среднеазиатского газа в Европу. Турция рассматривает газовые ресурсы Центральной Азии, как важный экономический ресурс развития ее экономики и обеспечения транзитного потенциала. Турция приняла участие в конференции "Энергобезопасность Евразии - выход на рынки и инвестиционная политика", которая прошла в Тбилиси 20-21 июня 2006 года, в которой участвовали Азербайджана, Украины, Молдавии и США, представители British Petroleum, Shell и других компаний. Уже тогда турецкие СМИ комментировали намерения соорудить газопровод по дну Черного моря как необоснованно дорогой проект, который не имеет ни экономического, ни технологического смысла в условиях, когда реализуется проект NABUCCO. В мае 2006 года правительство Казахстана заявило о поддержке Транскаспийского газопровода, при этом, в этой позиции несомненно прослеживалась поддержка проекту NABUCCO, как безальтернативного маршрута продолжения транспортировки центрально-азиатского газа в европейском направлении. При этом, позиция Европейского Союза оказалась вполне ясно выраженной. Европейцы всегда считали маршрут, проходящий по акватории Черного моря, весьма проблематичным. На данной конференции было заявлено, что проект GUEU (Грузия - Украина - Европа) ориентировочно обойдется в $2 млрд., а представитель Турции весьма осторожно напомнил, что удельные затраты транспортировки центрально-азиатского газа посредством турецкой газотранспортной системы вдвое и более ниже. Тем не менее, в рамках проведенной в марте 2006 года на Международной конференции в Тбилиси, в которой участвовали практически те же государства и компании, вопрос о сооружении GUEU обсуждался уже более подробно, приводились конкретные выкладки проектных и строительных компаний, оценки ведущих экспертов и специалистов. После данной конференции посол Турции в Грузии заявил министру иностранных дел этой страны, что если ранее Грузия не настаивала именно на этом маршруте, а ожидала этапов обсуждения, то теперь стало очевидным, что Грузия более склоняется к черноморскому маршруту, что очевидно обусловлено внешними влияниями. Это мнение не лишено оснований. Для Грузии, конечно же, является более предпочтительным приобретение еще одного маршрута транзита энергоресурсов, а также возможность на этот раз дистанцироваться от Турции, экономическая и политическая зависимость от которой усиливается.

Вскоре после этой конференции в Тбилиси, состоялся семинар по проблемам диверсификации энергопоставок в Европу, организованном Кембриджской энергетической ассоциацией (Бостон, США). На семинаре выступил ведущий эксперт в сфере энергетики США, директор энергетической программы "Центра стратегических и международных исследований" (CSIS) (Вашингтон) Роберт Ибел (Robert Ibel). Примечательно, что ранее о намерениях проведения данного семинара не было никакой информации. Известно, что Турция давно и весьма активно работает с Кембриджской энергетической ассоциацией, а также сотрудничает с Робертом Ибелом. Хорошо известно, что турецкое правительство является спонсором энергетической программы CSIS. Выступая на семинаре, Роберт Ибел посвятил свой доклад проблеме сооружения транскаспийского газопровода. Он всячески отрицал целесообразность сооружения газопровода по дну Черного моря, оценивая этот проект как очень рискованный. Выступали также эксперты Брент Сэслей (Brent Sasley - The Centre for Defence and Security Studies, University of Manitoba), Омер Таспинар (Omer Taspinar - Brukings-Institute). (Омер Таспинар сотрудничает с Национальным Советом по разведке). Помимо экспертов в сфере энергетики, на семинаре выступил отставной вице-адмирал, в прошлом руководитель военно-морской разведки, который оценил данный проект в контексте военно-политической безопасности.

Данная ситуация, видимо, будет развиваться, и вполне возможны конфронтационные элементы, когда Турция, проталкивая свой план транспортировки центрально-азиатского газа, будет добиваться параллельных уступок, если проект GUEU станет более предпочтительным. Так или иначе, имеет место некоторая солидарность США - Великобритании с государствами Восточной Европы по поводу ограничения роли Турции в транзите природного газа и вообще - энергоресурсов. Это очень уязвимая политика, она преследует цель вернуть Турцию в русло лояльной политики, но даже при этих задачах, цель ограничения роли Турции в транзите энергоресурсов может рассматриваться как самостоятельная, связанная с проблемой энергетической безопасности Западного сообщества практически в той же мере, в какой происходит ограничение роли России. Турция становится узлом концентрации газовых ресурсов России, Ирана, Туркмении, Азербайджана, Казахстана, Египта, Саудовской Аравии и Катара, а, возможно, и Афганистана. Это чрезвычайно много и совершенно не допустимо, не только для США, но и для Европейского сообщества.

Олег Шахназаров - эксперт аналитического Центра "Кавказ"