"Пурга над Таймыром".

(Новые Известия 15.01.03 Евгений Латышев)

В воздухе кружат снег и денежные знаки

26 января должно быть названо имя нового губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (ТАО), который займет кресло Александра Хлопонина, избранного, как известно, главой Красноярского края. На высокий пост претендуют восемь кандидатов, однако, как полагают многие и в Дудинке, и в Красноярске, острой борьбы не предвидится - результат предопределен заранее, а подавляющее большинство соискателей не более чем массовка, призванная обеспечить видимость подлинно демократических выборов.

Действительно, не нужно быть особо дальновидным и смелым в предположениях, чтобы уже сегодня назвать имя будущего губернатора округа. Еще в ноябре руководители "Норильского никеля", для которых Таймыр является собственной вотчиной, рассмотрели три кандидатуры: норильского мэра Олега Бударгина, председателя окружной Думы Виктора Ситнова и заместителя губернатора округа Лонгина Хана. Все трое -креатура "Норникеля" и, следовательно, "Интерроса". Выбор пал на Олега Бударгина, как на самого молодого и самого надежного игрока команды, который, без сомнения, будет следовать курсом, взятым Александром Хлопониным, и вряд ли доставит хозяевам никелевой империи неожиданные хлопоты. Но дело даже не в достоинствах и личной преданности норильского мэра. Можно было не сомневаться, что с победой Хлопонина на выборах краевого губернатора "Интеррос" начнет активные действия по приватизации всего края, и уж никак не упустит возможности вновь прибрать к рукам Таймыр, Так что, не будь Бударгина, губернатором округа все равно стал бы человек "Интерроса".

Фаворитство Бударгина легко обнаружить невооруженным глазом, достаточно взглянуть на избирательные счета. Например, Геннадий Субботкин намерен потратить на проведение кампании 40 тысяч рублей, неработающий житель города Талнах Араб Шамсадов - одну тысячу, остальные кандидаты ограничились минимумом и положили на свои счета по 10 рублей. Олег Бударгин зарегистрировал на счету 3 миллиона 400 тысяч рублей. Такое "финансовое неравноправие" может вызвать удивление у кого угодно, но только не у членов Центральной избирательной комиссии, поскольку "законом не запрещено".

Как подсчитали специалисты, выборы на Таймыре будут стоить 18 миллионов рублей. Предвидятся большие затраты на авиаперевозки, без которых на заполярном полуострове не обойтись. Многие избиратели живут в отдаленных уголках Таймыра в оленеводческих бригадах, другие и вовсе кочуют по тундре. Члены окружной избирательной комиссии обязаны на вертолетах доставить урны до каждого. Но и это сделать непросто. Сразу после череды январских праздников было объявлено о начале досрочного голосования. Планировалось провести выборы в поселках Хантайское озеро, Потапово и Тухард. Но ни один вертолет не сумел добраться до избирателей - началась пурга. Пурга на Таймыре - непредсказуемое по срокам явление. Ваш корреспондент несколько лет назад заскочил "по пути" на денек на факторию Носок. Вертолет приземлился за полчаса до начала пурги, а взлететь сумел только через 18 суток.

Похоже, только погода может помешать Олегу Бударгину стать очередным губернатором Таймыра. Морозы за 50 градусов здесь не редкость. Но, как показывает опыт последних выборов, политтехнологи научились управлять и погодой. При наличии больших денег можно при любой погоде обеспечить явку в 25 процентов. А в деньгах недостатка не предвидится.

"Земля тревоги нашей".

("Красноярский рабочий", 15.01.03, Юрий Чувашев)

Если квартирный вопрос людей портит, то земельный по нынешним временам уподобляется буквально гамлетовскому "Быть или не быть?". Тех же, кто это не до конца еще прочувствовал, наступивший год заставит это сделать. А почему и зачем, рассказывает сегодня заместитель губернатора, председатель краевого комитета по управлению государственным имуществом администрации края Андрей Фурса.

Взяли пашню в оборот

- Андрей Евгеньевич, насколько заострился сегодня в крае земельный вопрос?

- Землей мы стали заниматься с конца 2001 года и очень активно с прошлого года и сразу же столкнулись с крайне плохим оформлением документов на земельные участки. Это относится как к постановлениям, принимаемым органами местного самоуправления в области земельных отношений, так и к документам, удостоверяющим права на земельные участки, в том числе договорам аренды земель.

В каждом районе и городе края был свой подход к оформлению этих документов, то есть кто и как понимал.

Нам пришлось провести работу по унификации и упорядочению документов.

Большую работу комитет провел в области развития и упорядочения аренды земельных участков на территории края, снижения задолженности по арендной плате и значительного повышения ее собираемости. Так, задолженность по арендной плате с 340 миллионов рублей удалось сократить до 200 миллионов. Поступления в краевой бюджет с 38 миллионов рублей в 2001 году увеличились до 157 миллионов в 2002 году. Этих результатов удалось добиться благодаря активной работе краевой и муниципальных межведомственных комиссий по контролю за взысканием арендных платежей.

С мая прошлого года мы приступили к выполнению крупномасштабных мероприятий по разграничению государственной собственности на землю на собственность федеральную, краевую и муниципальную. В Минимущество России направлено почти 4 тысячи материалов о земельных участках, в том числе более 1 тысячи таких, на которые у муниципальных образований возникает право собственности.

Кроме того, совместно с краевым земельным комитетом проводим работу по государственной кадастровой оценке земель всех категорий. В частности, Советом администрации уже утверждены результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий, а краевой комиссией рассмотрены и согласованы результаты кадастровой оценки земель поселений края.

Нами совместно разработана краевая целевая программа по развитию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, реформирования и управления земельными ресурсами до 2007 года, которая будет в ближайшее время представлена в Законодательное Собрание края.

Поскольку земля - это колоссальное богатство, она должна участвовать в гражданском обороте и приносить доход, то в соответствии с федеральными законами "О введении в действие Земельного кодекса РФ", "О приватизации государственного и муниципального имущества" мы разработали краевой закон "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений", который был принят на последней сессии Законодательного Собрания края.

2003 год будет столь же напряженным. Предстоит внести качественные изменения в области землепользования, планируем провести значительную работу по переоформлению прав на земельные участки, формированию краевой собственности на земельные участки и государственной регистрации права собственности Красноярского края на них. Кроме того, мы приступим и к учету объектов недвижимости краевой собственности на базе государственного земельного кадастра, продолжим работу по кадастровой оценке земель, рассмотрению заявок на выкуп земельных участков под объектами недвижимости и по другим направлениям.

Предстоит и напряженная законотворческая работа, необходимо принять ряд нормативных актов в развитие Земельного кодекса РФ, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

- Капитализация отраслей российской экономики шла с разным успехом, но неизменно сопровождалась скандальным шлейфом. Сейчас вот рынок предъявил свои права на землю, основу всех основ. Какие проблемы острее - психологические, с ломкой массового сознания связанные, или экономические?

- Психологически процесс переосмысления земельных отношений идет сложно. Люди к нему не готовы, не верят в необратимость наступающих перемен, боятся, что государство может опять начать обобществление собственности или что-то в этом духе.

Но не менее важен и экономический аспект. Например, многие регионы Сибирского федерального округа при установлении цены продажи земельных участков взяли за основу максимальную кратность ставки земельного налога. Цель преследовалась одна: максимально пополнить бюджет. А в результате процесс вовлечения земельных участков в гражданский оборот - выкуп их собственниками объектов недвижимости - не пошел. Регионам пришлось пересматривать цену и снижать ее.

Мы учли опыт соседей и остановились на восьмикратной ставке земельного налога при расчете цены продажи земельных участков.

А вообще наиболее остра проблема цены выкупа земельных участков для таких крупных городов, как Красноярск, где размер земельного налога и так уже довольно значим.

Утром - суд, вечером - договор

- Учиться работать с землей местным властям приходится уже сегодня. Но у всех ли получается?

- В краевом бюджете 2003 года предусмотрены поступления от продажи земли собственникам зданий, строений и сооружений в размере 66 миллионов рублей. А арендных платежей за землю планируется собрать примерно 400 миллионов рублей. И сделано это будет именно за счет отлаживания и повышения эффективности использования земли в городах и районах. А в этом плане перепады по краю очень большие. Ведь сразу же видно, где глава района активно работает с землей, пытается нарастить налогооблагаемую базу и увеличить поступления в местный бюджет.

Например, сильно подрос в "земельном" плане Козульский район, где в несколько раз увеличились поступления. А в иных районах сдвигов ни малейших. Как было все на уровне прошлых лет, так и осталось. В общем, резервы по краю очень большие.

- И все же что конкретно значит для главы района заниматься землей?

- Приведу в пример Большеулуйский район. На его территории работает нефтеперерабатывающий завод компании "Юкос". И от главы района зависит, какой коэффициент кратности будет применен к федеральной ставке налогообложения при определении арендной платы за землю. Так вот, коэффициент этот глава территории установил в размере 20-кратной ставки земельного налога. Глава района доказал и экономически обосновал нефтяникам размер арендных платежей. "Юкос" отказывался подписывать такой договор, пришлось судиться. И фактически в судебном порядке глава Большеулуйского района заставил нефтяников подписать этот договор, вследствие чего арендные платежи за землю были значительно увеличены. В нынешнем году "Юкос" заплатит за аренду земли в бюджет Большеулуйского района примерно 40 миллионов рублей. Это и есть наглядный пример того, как нужно активно работать с землей.

- Но в такой ситуации главе территории нужно быть очень принципиальным человеком, ведь любому крупному налогоплательщику гораздо проще "вложить" средства в самого руководителя района...

- Безусловно, принципиальность необходима. В подобных сложных вопросах действительно очень многое зависит от глав районных и городских администраций, именно они сегодня, до разграничения земель, распоряжаются ими, заключают с арендаторами все договоры. Хотя ставка, естественно, не может быть заоблачной, потому что у арендаторов тоже есть свой набор рычагов влияния на местную власть. Они, к примеру, могут зарегистрироваться в другом месте, где и будут платить налог на прибыль.

Москва своего не упустит. И чужого тоже

- Как же все-таки удается убеждать руководителей предприятий в том, что решать земельный вопрос нужно всерьез и окончательно? И причем обязательно в 2003 году.

- Это очень сложный вопрос. Вот сейчас наше государство уже во второй раз в своей новейшей истории пытается перейти от деклараций к действиям. В течение 2003 года все предприятия обязаны переоформить земельные участки, которые находятся сейчас у них преимущественно на праве постоянного (бессрочного) пользования. Такая практика была предусмотрена еще президентским указом в начале 90-х годов. Но тогда идея эта не была реализована из-за отсутствия соответствующих штрафных санкций.

И вот сейчас на уровне правительства РФ разрабатывается механизм, который позволит применять штрафные санкции к тем предприятиям, что своевременно и надлежащим образом не проведут эту работу с документами на землю. Таким образом, с 1 января 2004 года прежние договоры бессрочного пользования по закону будут автоматически признаваться недействительными. А предприятия будут жестко и крупно штрафоваться. Самое же главное и обидное, что все взысканные штрафы уйдут в федеральный бюджет.

- А что край от всего этого получит?

- Ничего, одни убытки. Наглядный пример: работает краевое предприятие. И весь земельный налог, который оно платит в 2003 году, остается на территории региона. 50 процентов платежей идет в местный бюджет и еще 50 - в краевой. И вот наступает 1 января 2004 года, и, если предприятие это не успело переоформить свои права на земельные участки, будут применены штрафные санкции, а все штрафы сразу уходят в федеральный бюджет.

- А реальные рычаги влияния на этот процесс у краевой администрации есть?

- Практически нет. Единственное, что мы можем сделать, это разработать на уровне краевой администрации порядок, четко прописать полномочия и сроки, согласовать их с местными администрациями, чтобы не затягивать переоформление прав на земельные участки и сделать эту схему прозрачной. Но давить на предприятия мы никак не можем.

- Интересно получается: рычагов влияния на ход процесса переоформления земельных отношений у власти нет, но зато через год из-за этого вполне могут последовать ощутимые потери для краевого бюджета. Где выход?

- В любом случае работа в этом направлении ведется большая. Мы недавно собирали всех руководителей земельных комитетов, комитетов по управлению муниципальным имуществом края, подводили итоги работы за год. И в качестве одной из основных задач на 2003 год поставлена работа по переоформлению прав бессрочного пользования землей в соответствии с графиком, выполнение которого мы будем обязательно контролировать совместно с главами территорий.

- В силу переходности переживаемого периода вам сегодня приходится представлять интересы как Федерации, так и региона. Насколько интересы эти сочетаются и насколько противоречат друг другу?

- Отвечу на таком примере. План приватизации Красноярского алюминиевого завода утверждался в Москве, в Мингосимуществе Чубайсом. Поэтому разрешение на выкуп земельного участка под КрАЗом дает Москва, куда владельцы завода и увезли документы. План приватизации Ачинского глиноземного комбината подписывался краевым комитетом по управлению госимуществом. Поэтому и решение о выкупе земли под ним принимает наш комитет.

Но главная разница вот в чем. Если АГК выкупает свой земельный участок в 2002 году, то все платежи делятся в такой пропорции: 50 процентов - в местный бюджет, 35 процентов - в краевой и 15 процентов - в федеральный. А если он выкупает свою землю в 2003 году, то все платежи полностью, как это предусмотрено законом о федеральном бюджете на этот год, уходят в федеральный бюджет, так как АГК прежде был федеральным предприятием. Комбинат подал заявку на выкуп земли. Мы обсудили этот вопрос в краевой администрации, и было принято решение продать четвертую часть земельного участка АГК в 2002 году.

А КрАЗ свои документы на выкуп земли отправил в Москву еще летом. С тех пор они и лежат неподвижно в нашем министерстве. Решение там по ним принципиально не принимают, хотя абсолютно все бумаги готовы. Решение в 2002 году не приняли, потому что с 1 января 2004 года вся сумма от продажи кразовского земельного участка поступит в федеральный бюджет.

Так что мы, конечно, в большей степени стараемся защищать интересы края, нежели Федерации. Хотя положение обязывает и о Федерации не забывать.

Дело еще и в том, что в прошлом году мы потеряли месяцев 9-10 в борьбе за наших крупнейших налогоплательщиков, у которых есть реальные возможности выкупить земельные участки. Речь идет о "Русском алюминии", "Юкосе" и "Норильском никеле". Если бы мы тогда знали, что Москва в итоге такую "хохму" выкинет, то работали бы по продаже земли нашим индустриальным гигантам более активно. А потом мы увидели проект федерального бюджета, и всем стало понятно, что край опять теряет деньги, которые опять забирает Москва. И так как эти предприятия в прошлом тоже были федеральными, то в 2003 году край от продажи их земельных участков не получит ничего.

Ачинский нефтеперерабатывающий завод подавал заявку на выкуп земли. Она была отклонена из-за отсутствия надлежащим образом оформленной землеустроительной документации. Проблем с нефтяниками хватает, и, чтобы не нести потери, мы очень тщательно подходим к этому вопросу.

"Норникель" также сейчас пытается оформлять документы на землю, приводить их в соответствие с новым законодательством, но по поводу выкупа земли он пока еще ничего не высказывал. Но краю уже и невыгодно ее ему продавать, пусть бы лучше земля эта была пока в долгосрочной аренде, что ли. Как ни крути, а палка все равно о двух концах. Как только будет зарегистрировано в Регистрационной палате право федеральной собственности на земельные участки, то в федеральный бюджет будет полностью уходить и их арендная плата за землю. Так что Москва и здесь все очень хорошо в свою пользу продумала.

Парадоксов вообще хватает. Громадная территория края в основном занята лесами. А весь лесной фонд - собственность РФ. Если условно "разделить" территорию региона по уровням бюджета, то краю как собственнику территории, которой он может распорядиться, остается земли меньше, чем Федерации и муниципалитетам.

- Что будет с собственностью на землю при реформе МПС?

- Это очень серьезный вопрос. Правда, мы в его обсуждении никак не участвуем. Но, безусловно, налицо скандал, который заключается в том, что МПС хочет включить землю в свой уставный капитал, после чего платить только налог на нее. А Минимущество все пытается эту землю у железнодорожного ведомства "вычленить". Сложно сказать, кто там кого пересилит в итоге. МПС - это очень серьезная организация с мощным лобби и в администрации президента, и в правительстве, и в Госдуме.

Огласите, пожалуйста, весь список

- Не могу не спросить вас и о том самом скандальном списке выставлявшихся на продажу объектов недвижимости и краевых пакетов акций, который вызвал столь бурное брожение депутатских, журналистских и иных умов. В чем суть этой истории, так до сих пор и недоступная широким массам?

- Когда принимался краевой бюджет, то возникли споры вокруг 300 миллионов рублей, заложенных нашим комитетом в доходную часть. Планировалось получить эти средства из трех источников. Во-первых, это продажа части объектов незавершенного строительства, в которых только по краевому бюджету "заморожено" 1,5 миллиарда рублей. Наглядный тому пример - бывшее здание крайкома партии, которое ждет достройки уже многие годы, но УКС его достраивать не будет, денег на это нет. Самый разумный выход из ситуации - продать здание тому, у кого есть деньги и возможности. Пусть вкладывает средства, строит, создает рабочие места. И таких объектов по краю немало. Они были включены в первый список.

Второй наш список состоял из объектов недвижимости, которые сейчас не используются в хозяйственной деятельности.

И третий перечень, вызвавший самые большие споры, был связан с предложением реализовать некоторые пакеты акций, находящиеся в краевой собственности. Вопрос возник о цене. В тех бумагах, которые были направлены в Законодательное Собрание, специально оговаривалось, что указана так называемая нормативная цена. Есть постановление правительства РФ, которое регламентирует расчет этой цены. Для того хотя бы, чтобы заложить ее в бюджет.

Чтобы продать объект недвижимости, существует очень четкий порядок, расписанный в том числе и нашими внутренними инструкциями. Обязательно должен быть независимый оценщик, который рассчитывает рыночную стоимость. Затем объявляется открытый и прозрачный конкурс (аукцион).

В ходе конкурса (или аукциона) стоимость объекта, естественно, растет.

Более того, когда по третьему списку возникли вопросы, мы ходили в ЗС и добросовестно объясняли всем, как и что будет происходить. Но кому-то почему-то захотелось из всего этого раздуть сенсацию.

Так вот, заявляю еще раз: никто гостиницу "Красноярск" за миллион рублей продавать не собирался. Но коли вокруг списка возник такой нездоровый ажиотаж и чтобы не срывать принятие бюджета, губернатор вообще отозвал весь перечень объектов. Нашему комитету поручено подготовить краевой законопроект о приватизации, в который и будут включены все три перечня. Таким образом, губернатор в очередной раз заявил свою позицию: все должно быть абсолютно открыто и прозрачно. Мы сейчас вообще ничего из этих списков не продаем.

"Мыши под ГМК".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 15.01.03)

Оппозиция руководству "Норникеля" готовится к выборам мэра Норильска.

На Таймыре несколько дней назад стартовало досрочное голосование по выборам губернатора округа. Как и ожидалось, избирательная кампания особых неожиданностей не принесла: тишь, гладь да божья благодать. Фаворитом по-прежнему остается поддерживаемый "Норильским никелем" Олег Бударгин. Оценивать подобную ситуацию с точки зрения, насколько недопустимо на практике отсутствие достойной альтернативы, было бы вряд ли верным решением. Просто спокойная предвыборная кампания в наши дни, согласитесь, - редкость.

Впрочем, с избранием губернатора жителям Таймыра расслабиться не придется: в освободившееся кресло мэра Норильска необходимо все же кого-то усадить. И вот тут, как отмечают некоторые эксперты, возможно, начнется самое интересное в "северной предвыборной эпопее". Инициаторы недавнего демарша против руководства "Норникеля" - известный на севере профсоюзный лидер, нынешний депутат Законодательного собрания края Валерий Мельников (о доходах которого "МК" в Красноярске" писал в одном из последних номеров) и К° вряд ли закопали топор войны. Напротив, именно в ближайшие дни, прогнозируют наблюдатели, боевое оружие вновь попытаются применить, заручившись поддержкой некоторых недовольных политикой комбината норильчан. И устроенный ими "социальный всплеск" (именно так они, видимо, хотели представить свои выступления в конце прошлого года), судя по всему, - лишь репетиция дальнейших действий. Насколько эффективны их методы и весомы "финансовые аргументы" - неизвестно (тем не менее, нашлись же средства на немалые по хронометражу сюжеты на центральных и местных телеканалах). Хотя тягаться финансами с никелевым гигантом, конечно же, будет весьма тяжело, и, в конце концов, "гора родит мышь". Но попортить нервы "комбинатовскому" кандидату в мэры им, скорее всего, удастся.

"День выборов близится".

("Вечерний Красноярск", 14.01.03)

"Обилие исковых заявлений отдельных кандидатов на должность губернатора Таймыра в окружную избирательную комиссию по выборам губернатора ТАО свидетельствует о том" что выборная кампания вступает в завершающую фазу" - такое мнение высказал заместитель директора Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель", депутат Законодательного собрания Красноярского края Валерий Семенов о текущей ситуации в округе.

"Чем ближе день выборов губернатора Таймыра, тем выше накал предвыборной борьбы, тем больше применяется способов отвлечения окризбиркома от выполнения своего прямого предназначения, - отметил Валерий Семенов. - Удивляет обилие исковых заявлений от отдельных кандидатов в губернаторы ТАО. Полным ходом идет прессинг средств массовой информации округа. У некоторых претендентов на губернаторское кресло сдают нервы, и это не может не вызывать беспокойства у жителей региона",

Валерий Семенов заострил внимание на том, что в рамках предвыборной борьбы допускаются оскорбительные выпады в адрес главного налогоплательщика территории - "Норильского никеля". Это также говорит о неуверенности и слабости отдельных кандидатов.

Валерий Семенов выразил уверенность в том, что окружная избирательная комиссия по выборам губернатора Таймыра даст адекватную оценку сложившейся ситуации в рамках существующего правового поля. По его мнению, возросшая активность жалобщиков свидетельствует о том, что выборы на Таймыре вступили в завершающую фазу.

"Вот такие "игры".

("Вечерний Красноярск", 14.01.03)

Накал предвыборных страстей на Таймыре постепенно увеличивается. Об этом свидетельствует ряд заявлений, сделанных некоторыми кандидатами в средствах массовой информации.

Информационное агентство "Таймырский телеграф" сообщило о том, что г-н Шамсадов со страниц окружной газеты "Таймыр" призвал жителей Таймыра 26 января голосовать против всех кандидатов. В материале содержится негативная информация о ЗФ ГМК "Норильский никель", а также утверждения претендента на губернаторский пост о незаконном преследовании его в Норильском промышленном районе со стороны правоохранительных органов, суда и прокуратуры.

Прокурор Норильска Михаил Дубин сообщил агентству "Таймырский телеграф" о том, что претендент на кресло губернатора Таймыра Араб Шамсадов действительно подвергался преследованию со стороны прокуратуры, но на законных основаниях.

По словам Михаила Дубина, прокуратура в силу своего долга была обязана проверить поступившую на г-на Шамсадова жалобу от кандидата на пост губернатора Красноярского края Игоря Приймака. Суть жалобы сводилась к тому, что Игорь Приймак утверждал о распространении неким Лучинским в Талнахе листовки, в которой содержалась искаженная информация о личной жизни г-на Приймака", - уточнил прокурор Норильска.

"При проверке жалобы было установлено, что появление листовки действительно имело место. Была установлена также причастность Араба Шамсадова к ее выходу. В связи с этим распространители были временно задержаны, проведены обыски и изъято оборудование, на котором изготавливались листовки", - сообщил Михаил Дубин.

Вполне возможно, что указанный факт может каким-либо образом повлиять на последующие высказывания кандидатов на пост губернатора Таймыра, а также на ход предвыборной борьбы.

"Северяне, вперед?".

("АиФ на Енисее", 15.01.03, Антон Силин)

В руководстве "Северной партии" (уникальной в своем роде российской партии, выражающей интересы всего одной финансово-промышленной группы) произошла кадровая перестановка: вместо мэра столицы индустриального Заполярья Олега БУДАРГИНА, сражающегося нынче за кресло таймырского губернатора, председателем политсовета СП избран спикер Норильского горсовета Сергей ШМАКОВ. Таким образом, СП впервые после выборов губернатора края напомнила о своем существовании.

Руководство СП сейчас стоит перед выбором: либо пуститься в непредсказуемое самостоятельное плавание, либо заключить выгодный брак с какой-нибудь уже раскрученной в федеральном масштабе силой. Третьего пути не дано, ибо для участия в выборах в федеральный парламент СП нужно срочно регистрироваться в Министерстве юстиции. Сделать это нелегко, так как по закону необходимо иметь региональные отделения в половине субъектов РФ. Собственно северных регионов в России немного, правда, в различных регионах страны существуют норильские землячества. При энергичной работе, сдобренной хорошими финансовыми вливаниями, можно за короткое время образовать отделения СП. Но возникает резонный вопрос: а к чему вся эта суета?

"Северная партия" создавалась "Норильским никелем" для решения конкретных политических задач на территории Красноярского края (Норильск, ЗС, губернаторские выборы). С этими задачами она справилась успешно. Правда, возможно, политические аппетиты Владимира Потанина и Михаила Прохорова после победы их друга Хлопонина уже перестали удовлетворяться Сибирью и Севером, и их потянуло на федеральный уровень.

В этом контексте назойливые слухи о президентских перспективах Хлопонина уже не выглядят пустой фантазией СМИ. Если на самом деле такие опасные мыслишки в мозгу красноярского губернатора шевелятся, то предварительное укрепление своих позиций перед штурмом Кремля в Госдуме выглядит вполне естественным шагом. Но в качестве самостоятельной силы СП вряд ли многое светит в декабре. Речь может идти только об одномандатных округах. А вот в качестве блокообразующей СП может представить интерес для многих известных, но маломощных центристских партий, вроде Народной партии или селезневской партии возрождения. Какой путь выберут северяне, станет известно, скорее всего, в марте-апреле.

"Партподготовка".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 15.01.03, Сергей Прохоров)

Залпы информационных орудий готовят столицу к приходу Александра Хлопонина.

Наш край стал напоминать пуганую ворону, которая боится каждого куста.

Как минимум пять лет регион сотрясала Великая информационная война. Были жертвы, были потери. Убытки от непрекращающихся военных действий исчисляются десятками миллионов долларов. Случались и голод, и разруха - все как положено на настоящей войне. Победы, как и следовало ожидать, в этой битве не одержал никто. И когда на пороге забрезжил мир, край охотно начал зализывать раны, продолжая на инстинктивном уровне смертельно опасаться предвестников новых ратных информационных походов...

На прошлой неделе два авторитетных московских издания - журнал "Эксперт" и газета "Ведомости" опубликовали панегирики губернатору Красноярского края, назвав его "человеком года" и "политиком года". Казалось бы, радоваться надо за толкового губернатора. Ан нет! Тут же дал о себе знать задремавший было прошлогодний страх: к чему, с чего и что предвещают подобные оды? Не "начало" ли это? И если да, то чего?

Край испуганно затих, затаив дыхание и втянув голову в плечи, не до конца еще понимая, против кого направлен этот столичный информационный удар, и с какой стороны должна прилететь сдача.

Заказной рекламный характер московских публикаций почти ни у кого не вызывает сомнений. "Промоушную" направленность выступлений не слишком пытаются скрыть и сами издатели. Независимо от личного отношения к Александру Хлопонину - как к человеку и к губернатору - у любого здравомыслящего красноярца возникает резонный вопрос: кто дал сотрудникам вышеупомянутых столичных журналов полномочия присваивать Александру Геннадьевичу столь высокие титулы - "человек года" и "политик года"? "Это личная позиция редакции, - незатейливо объясняют журналисты. - Наши критерии неформализуемы и построены только на интуитивном понимании, что важно сегодня для современной российской истории".

Тем не менее, от наблюдательных читателей не ускользнуло, что представление авторов "гимнов" об объекте публикаций - весьма поверхностно. Об этом свидетельствуют и упоминания в публикациях некоего мифического развлекательного комплекса в Дудинке, якобы построенного Хлопониным, и "замерзшие олени" на севере края, и "колосящиеся бананы" на юге...

Заказчик материалов, прославляющих народного героя Хлопонина, в принципе, легко вычисляется. "Интуитивное понимание", судя по всему, оплачено "Интерросом". Кто, кроме него, может быть заинтересован в восхвалении молодого и перспективного политика? Не "Русал" же...

Другой вопрос (более интересный): для чего? Зачем именно сегодня никелевой империи понадобилось раскручивать на федеральном уровне своего ставленника на красноярском хозяйстве? Губернаторству Хлопонина пока вроде ничто не угрожает. Не для потехи же собственного самолюбия потрачены на эти статьи огромные деньги...

Понятно, что конечная цель самого Хлопонина и "Интерроса", толкающего того вперед по карьерной лестнице, креслом красноярского губернатора не ограничивается. Александр Геннадиевич, к его чести, никогда и не скрывал того, что руководство краем ему необходимо в качестве трамплина для еще более амбициозного прыжка. "Норильский никель" видит Хлопонина в более "высоком" кабинете, вплоть до апартаментов премьер-министра. А по истечении двух президентских сроков - возможно, и на троне, занимаемом ныне Путиным.

Но реалии и нравы высших эшелонов российской власти таковы, что, каким бы талантливым и способным ни был руководитель - ему практически невозможно удержаться на политическом Олимпе без поддержки влиятельного окружения. Кем был бы Ельцин без пресловутой Семьи? А Путин - без плеча верной "питерской" команды?

Сегодня Александр Хлопонин уже достаточно известен как способный и эффективный менеджер, поднявший с колен умиравший Норильский ГМК, добившийся определенных успехов и на поприще руководителя Таймырской администрации. Но его, в первую очередь как политика, совсем мало знают на общероссийском уровне. И заявить о себе как о многообещающем кадровом резерве федеральной власти сейчас самое время.

Семья, "своя" команда - структуры весьма специфические. Можно за несколько месяцев с помощью современных и точно выверенных пиар-технологий обеспечить себе поддержку значительной части электората (что, в принципе, и сделал мало кому известный в прошлом году губернатор ТАО). А вот сколотить преданную команду невозможно даже за год - это организм куда более тонкий, не слишком подвластный влияниям каких-либо пропагандистских ухищрений.

Совершенно очевидно, что Путин, как политик дальновидный, в ключевых кадровых назначениях неизбежно учитывает мнение законодательной власти, и вряд ли когда-нибудь пойдет на открытую конфронтацию с Белым домом, как это в свое время пытался сделать Ельцин с помощью танков. Следовательно, имея виды на высшие государственные посты, сегодня необходимо заручиться симпатиями московского политбомонда. Тех же депутатов Государственной думы. И несколько думских делегатов от Красноярского края погоды не сделают. Иными словами, раскручиваться надо не в Красноярске, а в Москве. Именно сегодня, накануне выборов, когда предпочтения будущих парламентариев еще окончательно не сформированы. Похоже, началу именно такой рекламной кампании мы и стали свидетелями на прошлой неделе.

...На этот раз тревога красноярской общественности оказалось ложной: эпицентр информационных сражений перенесен далеко за границы края, в столицу. Самые мощные и сокрушительные залпы гремят пока там. Здесь, в тылу, нам следует опасаться совсем иных действий - партизанских экономических диверсий, направленных против действующего губернатора, и создающих почву для его дискредитации в Москве. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

"Заплатим много, но не сразу".

("Красноярский рабочий", 15.01.03)

Вчера на внеочередной сессии Красноярского горсовета депутаты проголосовали за увеличение доли оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

То, что плата за жилье значительно повысится, было ясно заранее, вопрос состоял лишь в том, когда и на сколько. После довольно эмоциональных дискуссий, длившихся около пяти часов, народные избранники приступили к голосованию. 24 из них высказались в пользу проекта решения по единственному вопросу повестки дня - "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Красноярске и социальной защите населения". Благодаря поправке председателя горсовета Владимира Чащина суть окончательного варианта решения такова. В январе горожане платят за жилье по-старому (40-процентная доля оплаты услуг), в феврале-марте планка поднимается до 70, а в апреле застывает на уровне 90 процентов. При этом предусмотрены различные меры по социальной защите малообеспеченных красноярцев. Кроме того, в целевой программе "Социальная поддержка населения г. Красноярска" депутаты дополнительно заложили 50 миллионов рублей для оказания адресной помощи тем, кто попал в трудную ситуацию, но по краевому закону не имеет права на жилищную субсидию. Против проекта решения горсовета проголосовали три народных избранника, пятеро воздержались.

"Продавцы топлива отдадут сверхприбыль?".

("Сегодняшняя газета" 15.01.03)

ИНИЦИАТОРАМИ повышения отпускной цены на бензин и другие горюче-смазочные материалы на территории Сибирского федерального округа с 30 декабря 2002 года по сегодняшний день стали не оптовые продавцы, поставляющие нефтепродукты для дальнейшей реализации в округ, а розничные торговцы. К такому выводу пришли специалисты Южно-Сибирского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которые проводили проверку по факту согласованных действий некоторых автозаправочных станций, выраженных в синхронном повышении цен на ГСМ. Отметим, что наиболее известными представителями розничных продавцов бензина являются ОАО "Красноярскнефтепродукт", ОАО "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", ОАО "Фортуна-Плюс", ООО "Контакт-95", ООО "Комтрек".

Как сообщил заместитель начальника управления Олег Харченко, по данному факту 8 января текущего года антимонопольным управлением было заведено дело о нарушении антимонопольного законодательства по статье "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении ряда организаций и акционерных обществ, которые занимаются реализацией ГСМ.

Специалистам управления в праздничные дни пришлось изрядно потрудиться, чтобы установить, что виновниками неоправданного повышения цен на ГСМ стали отнюдь не оптовые продавцы. Стоит отметить, что основными поставщиками нефтепродуктов в целом в округ и на территорию Красноярского края являются компании "ЮКОС" и "Сибнефть". По словам Олега Харченко, в ходе проверки управление запросило у производителей нефтепродуктов информацию о ценовой политике за декабрь 2002 года, в частности об отпускной цене за отчетный период. Запрашиваемая информация была получена 2 января. После тщательного анализа было установлено, что производители цены на реализуемую продукцию не повышали. Таким образом, предновогодний скачок цен на ГСМ - инициатива розничных торговцев, которые получили сверхприбыль, реализуя старые запасы.

Поэтому следующим шагом антимонопольного управления станет проверка бухгалтерской документации розничных продавцов ГМС, которые допустили необоснованное повышение цен.

По словам Олега Харченко, еще в октябре прошлого года Министерство антимонопольной политики РФ уведомило подведомственные региональные подразделения о возможности подобных скачков цен. Уже тогда было очевидно, что в связи изменениями в налоговом законодательстве, в частности с принятием нового порядка взимания акцизов, возможен рост цен на отдельные виды продукции и не исключено, что кто-нибудь пожелает воспользоваться данной ситуацией. Как оказалось, предупреждение было не напрасным.

Кроме того, по мнению Харченко, тот факт, что в результате переговоров с краевыми чиновниками розничные продавцы все же снизили цены, доказывает, что скачок цен на ГСМ - собственная инициатива ряда владельцев автозаправочных станций.

Слушание дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в отношении ряда организаций и акционерных обществ, которые в канун Нового года решили, что бензин для автолюбителей должен стоить дороже, намечено на 12 февраля. В случае, если антимонопольному комитету удастся доказать согласованные действия некоторых автозаправочных станций, виновникам предстоит перечислить прибыль, полученную в результате нарушения антимонопольного законодательства, в федеральный бюджет.