Вчера в подмосковном городе Жуковском председатель Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета Анатолий Круглов в торжественной обстановке вручил Экспериментальному машиностроительному заводу им. В.М. Мясищева Сертификат типа на самолет М-101Т. На церемонии присутствовали Генеральный конструктор ЭМЗ им. Мясищева Валерий Новиков, Президент группы "Каскол" Сергей Недорослев, и.о. генерального директора ОАО "НАЗ "Сокол" Михаил Шибаев, представители Росавиакосмоса, ГСГА, ЦАГИ, ЛИИ им. Громова, ГосНИИ ГА, авиакомпаний "Аэрофлот", "Сибирь", "Красноярские авиалинии", "Авком" и другие. Сертификат удостоверяет, что типовая конструкция М-101Т соответствует требованиям "Сертификационного базиса М-101Т" и отвечает требованиям норм летной годности по АП-23 (авиационные правила) для легких гражданских самолетов нормальной категории.

Этот документ - путевка в жизнь для первого российского турбовинтового самолета административного и делового назначения. Сертификация дает разрешение на поставку самолета потребителям, предоставляет возможность регистрации ВС с внесением в "Реестр гражданских воздушных судов РФ", открывая путь его коммерческой эксплуатации без каких-либо ограничений. Это позволяет довести до подписания контрактов переговоры по поставке самолета, которые велись с рядом российских и зарубежных авиакомпаний, заявивших о своем желании приобрести его. Появление сертифицированного самолёта М-101Т на авиационном рынке открывает новый этап в отечественной гражданской авиации - этап возрождения региональных перевозок.

М-101Т - это первый в России скоростной самолет многоцелевого применения с турбовинтовым двигателем и герметичным салоном, способный базироваться на грунтовых аэродромах. Он может выполнять полеты в любое время суток, в самых суровых климатических условиях, что подтвердили испытания в различных регионах России, в Центральной Африке и на Аравийском полуострове. Предназначен М-101Т прежде всего для административных и региональных пассажирских перевозок. Кроме того, этот самолет может использоваться для мониторинга атмосферы и поверхности земли, проведения работ по аэрофотосъемке и геологоразведке, в спасательном и учебно-тренировочном вариантах. Первый полет самолета состоялся 31 марта 1995 года. Общий налет этих машин на момент получения сертификата составил несколько тысяч часов, что подтвердило их надежность, экономичность и простоту эксплуатации. М-101Т неизменно получал высокую оценку специалистов на международных авиасалонах, в том числе в Ле-Бурже, на МАКСе и других.

Финансирование работ по сертификации и доводке самолета М-101Т осуществляла компания НОРС (Новые региональные самолеты) при финансовой поддержке Группы "Каскол". Компания НОРС образована в апреле 2001 года. Ее учредителями стали: группа "Каскол", Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" и ЭМЗ им. Мясищева. Подготовка серийного производства, сертификация и продвижение на рынок самолёта М-101Т - первый коммерческий проект компании НОРС. Она полностью отвечает за производство, продажу и послепродажное обслуживание самолета на протяжении всего жизненного цикла. Большой опыт Группы "Каскол" в привлечении инвестиций и управлении сложными проектами стал ключевым фактором успешного завершения сертификации самолета М-101Т в установленные сроки.

Параллельно с проведением заводских и сертификационных испытаний велась модификация конструкции самолета. Усиленное крыло и новые стойки шасси позволили существенно увеличить максимальный взлётный вес самолёта, доведя его до 3270 кг. В результате увеличены на 250 кг максимальная коммерческая нагрузка и до 1400 км максимальная дальность полета. При размещении на борту 8 человек она составит 1100 км с максимальной скоростью 430 км/час. Автопилот и комплекс современного радиосвязного и навигационного оборудования, включающий спутниковую систему навигации, позволяют использовать самолет в сложных метеоусловиях, в том числе и в полётах по приборам с одним пилотом на борту. Применение турбовинтового двигателя M601F-32 мощностью 760 л.с. компании Walter, является дополнительным преимуществом. Его прототип установлен на самолётах Л-410 и в течение длительного времени широко используется на территории России и стран СНГ. Соответственно, существует развитая инфраструктура и опыт обслуживания двигателей такого типа. Календарный срок службы двигателя 20 лет при межремонтном ресурсе 3000 часов без ограничения числа ремонтов. Комфорт в полёте обеспечивается использованием малошумного пятилопастного винта V-510 фирмы Avia Propeller, эффективной системой кондиционирования и способностью самолёта летать выше зоны "болтанки", на высоте до 7600м. Предусмотрен вариант самолёта с четырехместным салоном бизнес-класса, наиболее удобном для деловых полетов. Отличительная особенность самолета - его экономичность. Расход недорогого и доступного авиационного керосина составляет 80 - 100 кг на час полета, или 2,7 - 3,3 кг на одного пассажира на 100 км, что сопоставимо с расходом топлива легковых автомобилей. Это создает возможность при цене нового самолета в $1,3 млн обеспечить сумму затрат на приобретение и эксплуатацию самолета в течение всего жизненного цикла, в стоимости летного часа в несколько раз ниже, чем у других используемых сегодня типов самолетов.

По соотношению цены и качества М-101Т - лучший самолет данного класса на своем сегменте рынка. По мере расширения круга покупателей компания НОРС будет создавать новые центры технического обслуживания и ремонта для самолета М-101Т кроме имеющихся в Москве и Нижнем Новгороде. Сегодня планируются работы по организации таких баз в Красноярске, Новокузнецке, Улан-Удэ и других городах, - сообщает пресс-служба администрации Нижегородской области.