Обзор СМИ Якутии за 26 - 30 марта

Полцентнера золота возвращено в казну, сообщила 30 марта газета "Неделя Якутии": "Правоохранительные органы республики в 2006 году изъяли из незаконного оборота 53,65 килограмма золота. Более полуцентнера. Это в пять с лишним раз больше, чем годом ранее. Раньше на таких цифрах правоохранительные органы плясали бы гопака и сверлили дырки для орденов. А теперь..."

"Теперь, - продолжает корреспондент издания, - на межведомственном оперативном совещании (23 марта - ИА REGNUM) при первом заместителе прокурора республики были проанализированы причины неэффективной работы правоохранительных органов по выявлению организованных преступных групп в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и камней. За 2006 год органы внутренних дел Якутии выявили 81 преступление, связанное с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней. Установленная сумма ущерба составила почти семь миллионов рублей против 1,7 миллиона в 2005 году. Причем ущерб возмещен полностью. Все это говорит о том, что сотрудники подразделения по борьбе с незаконным оборотом драгметаллов и камней в прошлом году поработали значительно лучше".

Газета "Якутия" 28 марта рассказала читателям о визите президента республики Вячеслава Штырова в Алданский район. Для начала издание приводит немного цифр: "В нашей огромной по масштабам республике только 490 километров железных дорог и 7,5 тысячи километров автодорог с твердым покрытием. Более 90% территории республики имеет, как говорят специалисты, сезонную транспортную доступность. Практически вся арктическая часть республики за малым исключением обеспечивается грузами водным транспортом".

"Понятно, что в таком случае ни о каком развитии не может быть и речи, - продолжает автор. - С приходом железной дороги в Якутск транспортная доступность нашего северного края станет круглогодичной. На этом акцентировал внимание президент Якутии Вячеслав Штыров, находясь в рабочей поездке по Алданскому району (с 24 по 28 марта - ИА REGNUM). Второй день работы правительственного десанта республики во главе с президентом был полностью посвящен строительству пускового комплекса Томмот - Кердем, а также всем вытекающим отсюда задачам, связанным с железной дорогой. Совместно с федеральными министерствами и ведомствами разработана специальная стратегия решения транспортной составляющей".

"Она состоит из нескольких поэтапных пунктов. В первую очередь, это, конечно, строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, - поясняет спецкор "Якутии". - Железная дорога свяжет Центральную Якутию с БАМом и Транссибом. К окончанию строительства моста через Лену должна завершиться реконструкция автодорог "Лена", "Вилюй", "Колыма". По словам главы республики, все это в перспективе сделает Якутск главным транспортным узлом Якутии, где пересекутся железнодорожные, автомобильные, речные и воздушные линии сообщения. Вот тогда и получится, что 91% населения республики попадет в зону круглогодичной транспортной схемы и многократно снизятся потребности в кредитных ресурсах".

Ориентировочная стоимость стратегии развития транспортной инфраструктуры республики, которая поможет решить, пожалуй, одну из главных ее проблем, составляет около 100 миллиардов рублей. Из них 70 миллиардов планируется выделить из федерального бюджета, 12 - из республиканского, а остальные - из внебюджетных источников.

"Но мало построить дорогу, - говорится в статье, - нужно, чтобы по ней ездили в комфортных вагонах пассажиры, грузы доставлялись оперативно, без потерь и в срок. Да и наполняемость пути в хорошем рабочем ритме - фактор немаловажный. Вот и выходит, что без современного технопарка стратегия развития не будет иметь никакого смысла".

Интернет-газета "В Якутии.ру" 29 марта опубликовала статью под названием "Партии потеряли стыд" с интервью первого секретаря Якутского горкома КПРФ Владимира Ю: "23 марта 2007 года Государственная дума рассмотрела в третьем чтении проект федерального закона "О знамени Победы". Закон установил свою версию Знамени Победы в качестве символа победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и государственной реликвии, а также определил порядок его хранения, использования и доступа к нему. Закон не обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления использовать копии Знамени Победы при проведении торжественных мероприятий в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне. Символ Знамени Победы представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, на обеих сторонах которого расположено изображение пятилучевой звезды белого цвета".

"Данное в законе описание Знамени Победы, - заявил в интервью Владимир Ю, - представляется неполным и исторически некорректным. Принятая в победоносной Красной Армии символика была совершенно иной. Звезда была желтой, а кроме нее на знаменах победы всегда вышивались серп и молот как знак и символ того, что наша армия всегда была лучшей частью всего народа. Не шибко умные депутаты из Госдумы по своему недомыслию либо из злого умысла максимально приблизили символику знамени Великой Победы нашего народа в самой ожесточенной войне за историю всего человечества к американскому аналогу. А ведь под этим знаменем воевали и гибли за Родину наши деды и прадеды".

"Правильно ли, достойно ли их памяти так предавать собственную историю? Не наносим ли мы на излете жизни последних ветеранов Великой Отечественной смертельную обиду всем победителям немецкого фашизма? Всем павшим и потомкам павших в той действительно страшной войне? И есть ли теперь у нас моральное право праздновать впредь священный День Победы?" - спрашивает Владимир Ю.

Первый секретарь Якутского горкома КПРФ сообщил, что 31 марта с 12 до 13 часов в столице республики состоится пикет против принятия Госдумой законопроекта "О Знамени Победы". Правительство республики о планируемой акции уведомлено.

Информационное агентство Sakhanews 30 марта сообщило о том, что студентами ведущих технических вузов страны стали 233 выпускника школ Якутии: "В Государственном собрании (Ил Тумэн) 29 марта прошло заседание Постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера во главе с председателем комитета Андреем Кривошапкиным. Основной темой были итоги предметной олимпиады технических вузов России в арктических районах".

"Региональная олимпиада по математике, физике, биологии и русскому языку проходила с 16 по 20 марта в посёлке Батагай Верхоянского улуса. В ней должны были участвовать школьники выпускных классов из двенадцати арктических улусов. Однако приехали не все. Руководители из Аллаиховского, Булунского, Нижнеколымского, Анабарского, Жиганского и Оленёкского улусов отказались от участия школьников в олимпиаде, объяснив это тем, что нет желающих поступать в технические вузы страны, к тому же родители многих не настолько богаты, чтобы отправлять детей в другие регионы, - пишет корреспондент издания. - По итогам олимпиады студентами ведущих технических вузов страны стали 233 выпускника якутских школ. Из них 55 человек - из северных улусов. Приезжие преподаватели остались довольны итогами олимпиады, но порекомендовали учителям ещё позаниматься с победителями, чтобы к началу учебного года их подготовка была на уровне выпускников школ центральных регионов".

Началась работа по выполнению поручений президента России по развитию Дальнего Востока, сообщает 30 марта ЯСИА: "28 марта в Москве на Краснопресненской набережной под председательством премьер-министра России Михаила Фрадкова состоялось первое заседание государственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Правительственную комиссию возглавил премьер Михаил Фрадков, его заместителями стали полпреды президента в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах Анатолий Квашнин и Шамиль Исхаков, а также глава Минэкономразвития Герман Греф. Главная задача госкомиссии - координировать работу различных министерств и ведомств по подъему восточной окраины России. Первое заседание госкомиссии, членом которой является и президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, собрало губернаторов почти всех дальневосточных регионов. От Якутии в заседании приняли участие председатель правительства республики Егор Борисов, первый заместитель премьера Геннадий Алексеев, заместитель премьера Галина Данчикова, постоянный представитель республики Александр Акимов".

В повестке дня заседания госкомиссии было три вопроса: о ходе разработки новой редакции ФЦП "Экологическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года" с учетом продления срока ее реализации до 2013 года и включения в нее подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе"; о развитии энергетики и тарифообразовании на территории Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей; о плане заседаний государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей на 2007 год и разработке плана социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.

Михаил Фрадков, открывая заседание, заявил, что работа по выполнению поручений президента России и его указа по развитию Дальнего Востока началась: "Эта работа ведется не только в Москве, но и в регионах, что очень важно. Об этом свидетельствуют и наши встречи. Во Владивостоке мы обсудили ход подготовки АТЭС, в Якутии - схему комплексного развития региона, одобренную на заседании правительства. По итогам поездок виден масштаб проблем, которые предстоит решить в среднесрочной и долгосрочной перспективе".

Премьер-министр, вспомнив свои недавние поездки во Владивосток и Якутию, сказал: "Мы видим, как тесно переплетены вопросы транспорта, энергетики с вопросами эффективного использования богатых недр, развития промышленности, создания рабочих мест с задачами исправления негативных тенденций в демографии, в качестве уровня жизни наших граждан. Причем на Дальнем Востоке этот узел проблемных вопросов особенно заметен, его буквально ощущаешь, только ступив на эту землю". И добавил, что у правительства есть достаточный ресурс, чтобы развязать этот узел, в том числе с помощью федеральных целевых программ.

"Впервые государство открыто заявило, что собирается вкладывать в Дальний Восток солидные средства. Размер профильной федеральной целевой программы на ближайшие 6 лет составит 358 млрд. рублей, из них 258 млрд. рублей пойдут непосредственно на развитие Дальнего Востока, а 100 млрд. получит Владивосток как возможная столица саммита АТЭС 2012 года. Финансирование ФЦП будет идти по нарастающей, пик затрат - более 75 млрд. рублей - запланирован на 2011 год", - пишет ЯСИА.

Как отметил в своем докладе глава МЭРТ Герман Греф, в Якутии, Еврейской автономной области, Сахалине, Магаданской области, Камчатке, Амурской области, Чукотке, Агинском Бурятском округе, Приморском крае, Хабаровском крае, Бурятии, Корякском автономном округе к приоритетам отнесено строительство авто- и железных дорог, линий электропередачи, газопроводов, а также реконструкция аэропортов. Глава МЭРТ сообщил также, что решение наиболее ключевой проблемы Якутии - транспортной - позволит решить и проблему северного завоза в этот регион.

"После 2013 года мы можем забыть о проблеме северного завоза на подавляющей части Якутии, она будет обеспечена транспортным сообщением по основной части региона", - убежден Греф. По его оценкам, на строительство железных дорог в Якутии требуется 70 млрд. руб., а также еще 13 млрд. - на строительство линий электропередачи за 6 лет. Он отметил, что дороги к месторождениям Якутии можно строить за счет средств Инвестфонда.

Михаил Фрадков потребовал от членов правительства максимального напряжения и мобилизации всех финансовых, материальных и людских ресурсов и подчеркнул масштаб проблем - "огромные территории в условиях сурового климата при практически полном отсутствии инфраструктуры, при этом несметно богатые недрами".