На заседании префектуры Юго-Восточного административного округа Москвы обсужден вопрос реорганизации транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Выхино". По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы префектуры ЮВАО, перегруженный ТПУ планируется превратить в терминал, так как в своем нынешнем виде он функционирует с большим трудом. Причиной этому стало многократное возрастание пассажиропотока за последние годы. По официальным подсчетам, в часы пик наземным транспортом сюда приезжают 22 тыс. человек, а в метро (хотя платформа и расположена не просто на поверхности, но даже выше уровня земли) входят 32 тыс. человек. На настоящий момент конечная станция Таганско-Краснопресненской линии метрополитена перегружена на 138% от норматива, отмечалось на заседании.

За последние годы принимались попытки изменить ситуацию: построен еще один, третий подземный переход, ограничен въезд транспорта на площадь перед метро "Выхино", выведены коммерческие организации. Однако все это, заявил префект ЮВАО Владимир Зотов, позволило лишь частично разгрузить узел. К тому же сейчас идет массовое строительство в Кожухове, Некрасовке, Люберцах, где в ближайшем будущем в строй введут около 5 млн. кв. метров жилья. По прогнозным оценкам, численность населения возрастет на 170 тыс. человек, которые тоже будут пользоваться транспортом. В результате выезд из районов, тяготеющих к проходящему по территории ЮВАО отрезку Таганско-Краснопресненской линии, по словам главного инженера НИиПИ генплана Москвы Юрия Короткова, увеличится на 25 тыс. человек, а в этом секторе города сегодня нет ни одной транспортной коммуникации, которая обладала бы потенциалом по улучшению обслуживания и тем более могла принять на себя дополнительный пассажиропоток.

Таганско-Краснопресненская линия сейчас перевозит примерно 70 тыс. человек в день, что примерно на 18 тыс. превышает ее провозную нормативную способность, уточнил руководитель метрополитена Дмитрий Гаев. Хотя с конца марта здесь сумели найти способы увеличить частоту движения поездов в так называемые межпиковые часы (с 10 до 11 утра в вагонах появляется 4500 дополнительных мест, с 11 до 16 часов - 9 тыс. и еще 4500 - в вечерние часы), если ничего не менять, поток достигнет 88 тыс. человек и ситуация будет близка к коллапсу. В нормализации положения дел на южном участке линии специалисты отводят особую роль комплексной реконструкции транспортно-пересадочного узла "Выхино".

Проектировщики по заказу Москомархитектуры разработали концепцию реорганизации ТПУ. Узел, по мнению разработчиков, должен стать транспортным терминалом, включающим в себя платформы посадки-высадки, вестибюли метро и железнодорожной станции, залы ожидания для пассажиров, крытые проходы и переходы с выходом на улицу, технологические помещения для обеспечения работы общественного транспорта и паркинги для размещения автомобилей граждан, играющие в данном случае роль перехватывающих парковок. Также должны быть предусмотрены лифты и эскалаторы для людей с ограниченными физическими возможностями, комнаты матери и ребенка, пункты питания и бытового обслуживания и т. д.

Как пояснил архитектор Тимур Башкаев, основное здание ТПУ предполагается разместить на так называемом третьем уровне - поверх платформ метрополитена и железной дороги, внутри него открыть дополнительные кассы. На земле проектировщики намерены оставить только общественный транспорт, в связи с чем площадка кольцевания автобусов на ул. Хлобыстова займет всю длину привокзальной площади, увеличатся разворотные возможности и со стороны Восточного округа. Расходы по реализации проекта, по мнению разработчиков, должны лечь на плечи инвесторов, а не на бюджет города. За счет же городского бюджета намечено построить шестиполосный тоннель под Рязанским проспектом на пересечении с Ташкентской улицей и эстакаду из 4 полос в створе улиц Вешняковской и Ташкентской. Также появится тоннель под улицей Красный Казанец, который станет частью скоростной магистрали Ногинск - Москва.

Проект будет рассматриваться на общественном градостроительном совете при мэре Москвы, так что о конкретных сроках его реализации говорить пока невозможно, отмечали участники заседания.

Также обсуждались возможности развития железнодорожного сообщения, чтобы снизить нагрузку на метрополитен. Речь, в частности, шла об увеличении размеров движения и доли скоростных поездов и скорейшей организации транспортно-пересадочного узла на станции "Косино". По мнению Дмитрия Гаева, должно быть больше скоростных поездов-экспрессов, позволяющих добраться оттуда до Казанского вокзала за 18 минут. Префект Восточного округа Николай Евтихиев, в свою очередь, подчеркнул необходимость комплексного подхода к решению вопроса, в связи с чем строительство двух узлов - "Выхино" и "Косино" - надо вести одновременно. Предполагается также продление Калининской линии на один перегон - до станции "Новокосино". По словам Дмитрия Гаева, "являющаяся на сегодня конечной "Новогиреево" имеет малую пропускную способность по вестибюлю. Назрела необходимость выхода за МКАД, чтобы вокруг этой станции тоже создать ТПУ. Резервы у Калининской линии есть, сейчас она загружена на 72%, но может принять еще 25 тыс. человек дополнительно без ущерба для функционирования".

Радикальные изменения могут появиться только с введением линии скоростного внеуличного транспорта, например, трамвая или легкого метро, отметил Юрий Коротков. "Наши расчеты показали, что такая линия может появиться между рязанским направлением железной дороги и Таганско-Краснопресненской линией метро", - пояснил он. Пока не будет разгружен выхинский узел, в район Жулебино метро проводиться не будет, констатировали участники заседания. Говорить об этом даже теоретически можно будет не ранее 2010 года.