О самом важном и самом незащищенном ресурсе Тульской области - лесном, о преступлениях в области лесного хозяйства корреспонденту ИА REGNUM рассказал сотрудник УБЭП УВД по Тульской области Александр Телков.

ИА REGNUM: Александр Валериевич, богата ли Тульская область лесными ресурсами?

Лесные ресурсы Тульской области не очень богаты. Однако в наших засеках есть уникальные дубово-липовые насаждения. В основном это территория Щекинского, Дубенского, Одоевского, Белевского и Суворовского районов. В процентном соотношении на территории области преобладают такие породы деревьев, как дуб, береза, осина и липа. Дуб, липа и ясень являются ценными породами. Они - объект внимания номер один для мародеров. Однако другие породы деревьев нарушители также без внимания не оставляют. Наша задача - обеспечить проведение лесоохранных, лесозащитных и лесохозяйственных мероприятий, чтобы не только сберечь, но и приумножить лесные ресурсы.

ИА REGNUM: Сколько лесхозов на территории Тульской области?

Всего 17. Все они имеют статус государственных учреждений. Лесхозы разделены на 61 лесничество.

ИА REGNUM: Какое преступление в сфере лесного хозяйства самое распространенное?

Незаконная порубка лесных насаждений. Под этим понимается совершение порубки без лесорубочного билета, рубка деревьев не в отведенных местах, рубка не тех пород деревьев либо не в установленные сроки. Как правило, лесные браконьеры для своих целей выбирают закрытые участки леса. Там и древесина более качественная.

ИА REGNUM: За сохранностью деревьев на территории лесничеств кто-то следит?

Для этого существуют лесничие и лесники. При условии их добросовестной работы совершить порубку такого масштаба, чтобы древесину было выгодно продать, и остаться незамеченным, практически невозможно. Грустно, но факт: большинство незаконных порубок происходит с участием лесников, либо связано с их халатным отношением к своим должностным обязанностям.

ИА REGNUM: Как законодательно пресекаются незаконные порубки?

За совершение незаконной порубки законодательством РФ предусмотрены определенные санкции. По кодексу об административных правонарушениях РФ - наказание в виде наложения штрафа на граждан от 10 до 15 МРОТ. По уголовному кодексу виновному грозит наказание в виде штрафа от 500 до 1000 МРОТ либо лишение свободы на срок до 3 лет. Однако судебная практика практически показала, что лица, совершившие данное преступление, чаще всего отделываются незначительным штрафом. Сумма штрафа не соответствует размеру причиненного лесному фонду ущерба. По нашей жизни она просто смешна. Нарушителям не составляет абсолютно никакого труда ее выплатить. Парадокс: платить штрафы гораздо выгоднее, чем прекращать свою незаконную деятельность.

ИА REGNUM: Единичные порубки как-то отслеживаются?

Отследить их непросто, да и размер штрафа за такое правонарушение будет просто мизерным. И эти случаи, как правило, остаются безнаказанными. Гораздо чаще незаконные порубки совершаются в крупном и особо крупном размере. Но и здесь лесному фонду причиняется ущерб, многократно превышающий размер штрафов. Ущерб рассчитывается по определенным таксам, утвержденным постановлением Правительства РФ. При самовольной порубке для вычисления суммы ущерба учитывается не только номинальная стоимость древесины, но и исчисляется ущерб лесному фонду и в целом экологии региона. Наши подразделения занимаются выявлением незаконных порубок, совершенных группой лиц, с использованием служебного положения, в крупном либо особо крупном размерах. За 2006 год и истекший период 2007-го нашими сотрудниками проведено более 80 проверок финансово-хозяйственной деятельности лесхозов. Выявлено более 30 преступлений. Впечатляет сумма материального ущерба, причиненного государственному лесному фонду - 10 млн. рублей.

ИА REGNUM: Как организуется работа по пресечению незаконных вырубок?

В рамках Соглашения о взаимодействии подразделениями БЭП УВД совместно с Росприроднадзором постоянно ведется работа по выявлению и пресечению подобных преступлений. Организуются рейды, и чем чаще они проводятся, тем больше в лесхозах порядка. Ведется борьба и по противодействию незаконному обороту лесопродукции. Не так давно, в 2004-2005гг., наблюдался настоящий всплеск "лесных" преступлений. На сегодняшний день принято решение о передаче ряда закрытых для рубок участков лесного фонда, где произрастает наиболее качественная древесина, в аренду лесозаготовителям. Число незаконных порубок сразу сократилось. Вот что значит: появился хозяин!

ИА REGNUM: Были в регионе случаи - выкапывали ели и сосны прямо с земляным комом, потом продавали. Это законно?

Нет. Хотя грузовик с выкопанным с корнями деревом, следующий в столичном направлении - не редкость. Ущерб от подобных действий серьезный. Участки выкопки не рекультивируются, следовательно, разрушаются целые лесополосы. Страдает экосистема в целом. Выкопанные деревья в основном везут в Москву. Там их за большие деньги скупают фирмы, занимающиеся ландшафтным дизайном. И, в свою очередь, продают на несколько порядков дороже - для высадки на дачах чиновников и бизнесменов. Для нарушителей это - очень немалые и очень легкие деньги. Тем более что бороться с такими нарушениями практически невозможно. Несовершенство законодательства играет на руку нарушителям. Например, в судебно-следственные органы трактуют, что выкапывание - это не порубка. Следовательно, под статьи уголовного кодекса эти деяния уже не попадают. Однако год назад природоохранным прокурором по инициативе УБЭП УВД были возбуждены два уголовных дела по фактам незаконного выкапывания елей с корнем.

ИА REGNUM: По статистике, за какие правонарушения чаще всего привлекают к уголовной ответственности?

Самые распространенные, пожалуй, уголовные дела, связанные с использованием служебного положения. Были случаи, когда судили директоров лесхозов, главных бухгалтеров, лесничих. Однако в большинстве случаев наказание накладывается условно. Строгими такие санкции вряд ли назовешь. Разве что с должности увольняли.

ИА REGNUM: Кто непосредственно несет ответственность за сохранность лесопосадок?

До внесения изменений в Лесной кодекс защитой и охраной леса занимались работники лесничеств. Они выявляли факты незаконных порубок, проводили освидетельствование лесосек, составляли протоколы о лесонарушениях, рассчитывали ущерб лесному фонду. Затем эта функция передана в Росприроднадзор. А там квалифицированных специалистов пока мало. Новый лесной кодекс вступил в силу с 1 января текущего года. Леса теперь в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ. В нашем регионе контроль за лесами теперь осуществляет Департамент по экологии и природным ресурсам администрации Тульской области. С 2008 года планируется ликвидация лесхозов. Будут создаваться лесничества, в которых будут функционировать государственные лесные инспектора. Их полномочия - контроль и надзор за лесными насаждениями. Особенно беспокоит правоохранительные органы ситуация в лесах, подведомственных местным администрациям. Именно там совершается большое число незаконных порубок. Причина традиционно русская: некому отвечать за незаконные порубки. Элементарно нет сотрудников на местах, занимающихся конкретно курированием лесного хозяйства. Перечень проблем долгий. Отсутствуют современные лесоустроительные документы, планы, схемы, чертежи, позволяющие отграничить землю, принадлежащую лесному фонду. Порой, даже трудно установить, кому принадлежит незаконно срубленный лес. В лесном законодательстве предусмотрено, что к лесному фонду относятся леса, произрастающие на землях сельскохозяйственных формирований. Но в большинстве СПК отсутствует документация, подтверждающая право на лес, нет нормативно-правовых актов. Кому причинен ущерб незаконной порубкой - неизвестно. В Чернском, Дубенском, Ефремовском районах области неоднократно выносились отказные материалы и прекращались уголовные дела в связи с невозможностью определения собственника леса. Однако, первоочередная задача "органов" - борьба именно с нарушителями на служебных местах. Основная причина большинства хищений - недостаточный контроль лесничих и лесников за проведением лесозаготовительных работ. Лесники не всегда присутствуют и следят за ходом лесозаготовки. Не всегда измеряют и сверяют объем заготовленной древесины с суммой оплаты за нее, а иногда за денежное вознаграждение "закрывают глаза" на незаконные порубки