Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 29 марта 2007

Красноярск, 29 марта 2007, 11:33 — REGNUM  

"Хрупкая цена согласия".

("Сегодняшняя газета", 29.03.07, Евгений Синичкин)

Часто приходится слышать: да, жизнь за последние годы существенно изменилась к лучшему. Да, политическая и общественная атмосфера в Красноярском крае стабильна: нет серьезных конфликтов, но нет и диктата, постоянно идет живой диалог всех заинтересованных сторон. Да, растет жизненный уровень населения, популярность региона и собственно Красноярска, что имеет свою оборотную сторону: пробки на улицах, межнациональные трения, рост стоимости жилья.

УЖЕ много раз звучали слова о том, что бюджет нового объединенного края является социально направленным в большей степени, чем все предыдущие бюджеты... Но у многих наших сограждан пока еще нет понимания, а что это значит - социально направленный бюджет, чья заслуга в том, что бюджет сделали именно таким? Наверняка многие слышали о губернаторских программах "Дом", "Деревня", "Дети" и "Демография". Это, по сути, принципиально новые социальные программы, на которые из бюджета выделяется отдельное финансирование в размере 2,8 млрд рублей. Всего же на финансирование краевых целевых программ (из них - двенадцать новых!) денег выделено на 97 процентов больше, чем в прошлом году, - то есть фактически в два раза.

Но ПОЧЕМУ так происходит? Об этом не говорят. Не само же собой это всё делается, не самотеком? В 2002 году Красноярский край был униженным, разделенным и воюющим. За четыре года он превратился в благополучный, рвущийся вперед регион, стал несомненным лидером восточной части России. Неужели дело только в общероссийской ситуации? Неужели только рост цен на нефть и цветные металлы тому способствовал?

Тогда сразу хочется спросить: а почему вся Россия не развивается так же бурно, как Красноярский край? Где остальные большие стройки? А может быть, еще у какого-нибудь региона удвоился бюджет?

Кстати о бюджете. Закон о межбюджетных отношениях был принят в Красноярском крае в 2003 году. Причем получился он настолько удачным, что его начали переписывать в других регионах. Так вот, в 2002 году из 63 районов и муниципальных объединений профицитными были бюджеты только шести из них, в 2005-м - 32-х. То есть больше половины. Если сравнить с ситуацией по Федерации в целом, где десяток регионов-доноров с сошкой, а остальные с ложкой, то надо признать: то, что происходит в Красноярском крае, с общероссийской ситуацией коррелируется только отчасти. В финансово-организационном плане край намного успешнее России. Можно сравнить и другие числа: краевой бюджет 2002-го года был выполнен на 72 процента, бюджет прошлого года - на 97. Тенденция примерно та же - от бардака к порядку. И так во всем. Вот вам разгадка лояльности глав местных администраций к краевой власти. Власть теперь не кидает подачки с барского стола любимчикам, в упор не замечая остальных. Власть позволяет районам зарабатывать, создает им все условия для этого. При одном "но": учитесь управлять! Хотите строительства новых объектов, развития своих районов и муниципалитетов - объясните, как вы собираетесь этого добиться. Учитесь писать бизнес-планы, проводить тендеры, работать с местной представительной властью. И никакой "корпоративной солидарности": за последние годы с десяток чиновников пойманы на взятках и препровождены куда следует. Работать - можно и нужно, воровать - нельзя.

При этом краевая власть отнюдь не всесильна. Маленький, но показательный пример. У администрации края до сих пор есть точные данные о прибыли лишь ПЯТИДЕСЯТИ компаний, работающих в крае. Все остальные не сообщают финансистам из Серого дома, сколько они зарабатывают, ссылаясь на налоговую тайну. Звучит - как парадокс, но это так: федеральная власть, сваливая на регионы все расходы, отказывается рассекречивать источники доходов. Согласно приказу Министерства по налогам и сборам. Сейчас администрация края добивается отмены приказа МНС как противоречащего требованиям Налогового кодекса, согласно которому постановка налогоплательщиков на учет производится по территориально-отраслевому принципу.

В крае работают все крупнейшие ФПГ России, и каждой хочется получить "особые условия". Проект развития Нижнего Приангарья, по словам того же губернатора края Александра Хлопонина, - единственный качественный проект промышленной модернизации за последние годы. Общий объем инвестиций - десятки миллиардов долларов. А Северный воздушный мост, который обслуживают более полусотни иностранных авиаперевозчиков? А строительство целой СЕТИ огромных торгово-развлекательных комплексов? Очевидные прорывы Красноярского края не могут нравиться всем. У того же Новосибирска из-под носа увели проект международного хаба - аэропорта для транспортировки грузов по всему миру. Строительство Богучанской ГЭС и спаренного с ней алюминиевого завода - серьезное притеснение иркутян. В конкурсе на размещение Сибирского федерального университета мы состязались сразу с несколькими крупными сибирскими городами, в частности - с Томском, и оказались предпочтительнее. И, по всем признакам, мы только набираем скорость.

Чья это заслуга? Хочется или нет это признавать - нынешней команды губернатора. КОМАНДЫ, которая находит оптимальный вариант решения любой задачи, "разруливает", как сейчас принято говорить, кризисные ситуации во всех сферах. За каждой стоит профильный заместитель губернатора, который лично курирует, а значит, отвечает "по полной" перед губернатором. Не менее важны для дела взаимоотношения между исполнительной и законодательной ветвями власти. Хлопонинская команда сумела добиться прекращения всяческих войн и противостояний. А мы как-то не очень это заметили и, скорее всего, не оценили. Память короткая. Давайте прикинем, у кого могут быть мотивы желать поражения команде губернатора на апрельских выборах. Первые. Это те, у кого есть резоны "не пущать" губернатора в Москву. А то мало ли чем обернется его пребывание неподалеку. Поэтому успехи края нередко замалчиваются, что заметно по федеральной прессе, а ошибки и просто казусы иногда раздуваются до масштабов стихийного бедствия. Вторые. Это "засланные казачки" от наших соседей. Не всем, в частности, представителям теряющих влияние элит, на руку добрые отношения края с другими регионами СФО. Отсюда приезды в Красноярск всякого рода "вольных экологов". Не исключено, что они же спонсируют и некоторые политические партии на этих выборах. И третьи. Это те, кто волею судеб или просто требованием времени оказался на обочине, но очень хотел бы вернуться к прежней жизни, к контролю над бюджетом огромного края. А противостоим всем этим силам только мы. Избиратели.

"Менять ли нам коней".

("Комок", 28.03.07, Юрий Негода)

Чем грозят выборы Красноярскому краю на переправе?

В крае вовсю идет избирательная кампания. В городских кофейнях не продохнуть от пугливых незнакомцев с ноутбуками. Аренда офисов существенно подорожала. На телевидении мелькают рекламные ролики. Каждый день в каких-то комиссиях вершатся судьбы людей. Студенты получили работу! Листовки надо расклеивать, газеты разносить, в пикетах стоять, массовку играть. Словом, задействованы большие массы людей и значительные денежные средства, но в общественном сознании это отражается достаточно тускло. Что тому причиной: усталость от выборов как таковых, апатия, предсказуемость? Может ли быть так, что невнимание общества к выборам сослужит этому же обществу дурную службу?

"НЕФОРМАЛАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ПРИЧЕСАТЬСЯ"

Михаил Садовский, доктор физико-математических наук, зав. отделом моделирования неравновесных систем ИВМ СО РАН: Скажу сразу, что не вхожу в политическую тусовку, не обладаю никакими инсайдерскими знаниями и высказываю свое личное мнение, опираясь на собственные наблюдения, житейский опыт и здравый смысл. Так вот, на мой взгляд, едва ли не главная причина предсказуемости хода нынешней предвыборной кампании - это консолидация элит. Конечно, консолидация элит в крае случалась и раньше, но как-то она долго не держалась. Достаточно вспомнить консолидацию Лебедя и Быкова, которая распалась буквально в мгновение ока из-за расхождения во мнениях по поводу методов создания электрометаллургической корпорации в крае. Нынешняя же консолидация носит долговременный характер по ряду причин. Первая: наши сегодняшние начальники, назовем их так. это ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ ЛЮДИ. Это не значит, что они какие-то особенно совестливые или сострадательные, нет. Это значит, что они технически умеют вести переговоры. Они обладают такими навыками, которые позволяют им не воевать на электоральном поле, а НАХОДИТЬ КОМПРОМИССЫ.

Другая причина - к сожалению или к счастью, в зависимости от политической ориентации, в крае сейчас большое количество достаточно больших дел и немаленьких денег под осуществление этих дел, частично федеральных. И устраивать на фоне вот этих больших дел какие-то противостояния, мелочные склоки - это очень проигрышно. Такое счастливое стечение обстоятельств встречается далеко не в каждом регионе и не каждую пятилетку. В какой-нибудь Туве или Карелии такого и рядом нет. С одной стороны, понятно почему: не у всех есть никель и нефть. С другой - субъективный фактор: те люди, которые рулят краем сегодня, ощущают себя большими начальниками, вершащими судьбы если не мира, то России точно. В какой-то степени. А вершить судьбы, ругаясь при этом, практически невозможно. Есть такое выражение: "Человек тем менее подлец, чем на большее расстояние вперед он заглядывает". Я бы немного перефразировал вторую часть: чем более широкий стратегический интерес он имеет. Эти люди, которые сегодня составляют краевые элиты, могут друг друга очень сильно не любить, и водку вместе не пить, и не отмечать каких-то дат, но они преследуют одну и ту же цель. Действуя в помощь другому, они улучшают свои собственные шансы.

Что касается изменения политической ситуации в целом, я бы сказал, что произошло переформатирование политического поля. Разным, условно говоря, неформалам предложили причесаться. Некоторые из неформалов в эту новую систему встроились, что уже показала кампания, а некоторые - нет.

***

"ВСЕ ДОВОЛЬНЫ СВОИМ УМОМ, НО НИКТО - ПОЛОЖЕНИЕМ"

Александр Чернявский, эксперт группы "Ресурс-консалт":

Ужесточение избирательного законодательства реально отвратило многих людей от политики. Средства массовой информации просто боятся освещать текущую кампанию, чтобы не налететь на предупреждение, а то и лишение лицензии. Запрещено агитировать "против", кроме как в публичных дебатах, но ведь и в дебатах участвовать желающих мало. Запрещены региональные партии и блоки, выбор сузился. Многие просто не могут найти свою партию. Отменены графа "Против всех" и порог явки. Объективно низкая явка не повредит двум партиям - "Единой России" и КПРФ, поскольку у коммунистов самый дисциплинированный электорат, а у единороссов просто самый большой.

Но есть и другие причины неяркости идущей ныне кампании. Если мы вспомним недавнюю политическую историю края, то еще в 2002 году невозможно было представить себе таких людей, как Хлопонин, Усе и Пимашков, в одном списке. Это по-прежнему очень разные люди, с разными интересами, которые, однако, вынуждены консолидироваться по двум причинам: общая ситуация в стране и вектор движения края. То, что край движется в верном направлении, сомнений ни у кого не вызывает. Другое дело, что мы только в начале этого пути. И Ванкорское месторождение, и Богучанская ГЭС, и другие крупномасштабные проекты просто в силу своей масштабности дадут полноценную отдачу через несколько лет. А пока экономическая политика администрации позволила удвоить доходы краевого бюджета, но не слишком сказалась на кошельке рядового налогоплательщика. Я иногда бываю на встречах кандидатов с избирателями и могу сказать, что общие рассуждения о том, что вот зарплата выросла в 2,2 раза, не находят понимания у аудитории. Потому что у кого-то она выросла в пять раз, а у кого-то в полтора или того меньше. Кроме того, у людей попросту короткая память: десять лет назад были МНОГОМЕСЯЧНЫЕ задержки зарплаты и пенсий, пять лет назад регион был депрессивным, но кто об этом помнит? И кто винит себя в том, что до сих пор живет не так, как хотелось бы? Есть по этому поводу одно изречение, оно мне очень нравится: "Все довольны своим умом, но никто - положением".

Так или иначе, я не ожидаю абсолютно никаких сюрпризов от исхода этих выборов. Во всяком случае очень на это надеюсь. Надеюсь, что соотношение партий в новом краевом парламенте, а оно известно плюс-минус два-три мандата, на развитие региона в прежнем ключе не повлияет.

***

"КОНТУРЫ ЗС ВПОЛНЕ ОЧЕРЧЕНЫ"

Сергей Комарицын, политолог:

Даже гипотетически мне сложно представить, что маргиналы и левые партии добьются на этих выборах сколько-нибудь существенных результатов. Маргиналы ведь на то и маргиналы, что существуют исключительно на полях, за скобками. У КПРФ есть своя традиционная делянка в 15 процентов, а в этот раз, думается, будет даже меньше. По одномандатным округам коммунистам удастся провести одного- двух человек, и даже это будет достаточно проблематично.

Есть шансы провести в ЗС одного- двух человек и у ЛДПР, и это, кстати, впервые за историю выборов в крае. Ни разу либерал-демократы не добивались успеха на выборах в ЗС, хотя традиционно хорошо выступали и на муниципальных, и на федеральных выборах. На этот раз ситуация особая - не только потому, что список возглавил сам Жириновский. Хотя и поэтому тоже. У СПС шансов нет вообще. До недавнего времени не было, кажется, и желания, однако сейчас их кампанию ведут приезжие люди, достаточно серьезные, опытные. Правда, сильны они, скорее, в сетевом маркетинге, чем в политических кампаниях. За отсутствием финансирования и кадров не стал бы я всерьез рассматривать и возможности Социалистической единой партии России Андрея Зберовского.

"Справедливая Россия" на данный момент имеет где-то 10% сторонников - меньше чем у КПРФ. Хотя до выборов еще три недели, и все может измениться. Пока ситуация такова, что у справороссов есть шансы в одном- двух, максимум трех округах из 22. Как минимум пятнадцать округов возьмут кандидаты от "Единой России". Плюс большинство по партийным спискам. Есть, конечно, значительный процент неопределившихся избирателей, но из них большинство просто по законам математики отдаст свои голоса все той же "Единой России". Так что контуры будущего краевого парламента уже вполне очерчены. Не думаю, что следует ожидать каких-то сюрпризов. Отсюда, возможно, и некоторая вялость самой кампании: нет интриги, нет смысла в большой серьезной драке, все соперники слишком хорошо знают друг друга. Повеселее станет под конец, когда в край приедут Жириновский и Миронов.

***

НАШ ОПРОС

"НЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ К ВЛАСТИ ПРИШЛИ ГОРЛОПАНЫ"

Софья ГРИГОРЬЕВА

Скоро выборы... Сменится (или просто перезагрузится) состав Законодательного собрания, депутатов станет больше (добавятся Эвенкия и Таймыр), появятся новые партии. Изменится ли от этого наша жизнь? Поживем - увидим. А пока - прогнозы и предчувствия избирателей...

Алексей, работающий студент 4 курса КрасГАУ:

- Не думаю, что жизнь как-то кардинально поменяется. В смысле кандидатур особого выбора-то нет. В основном все те же люди. И, может быть, это хорошо. Экономика края развивается. Результаты, может, не такие пока, как хотелось бы, но все ведь впереди? Главное, чтобы не было попытки разрушить стабильность...

Наталья, будущий инженер-энергетик:

- Я в политике не особенно разбираюсь. Вроде наше Заксобрание не воюет с исполнительной властью, никаких скандальных репортажей и жареных фактов не видно, не слышно. Ну и дай бог! Не хочется, чтобы к власти пришли горлопаны и демагоги. Полина, молодая мама:

- У нас сейчас главный интерес здесь - в этих колясках. Хотя и про выборы думать приходится. Мало ли кто в депутаты пройдет. Если пустозвоны какие-нибудь безголовые, они чего доброго и губернатора сместят. А вот этого не хотелось бы. Его программа четырех "Д" нам очень симпатична.

Лида, первокурсница педуниверситета:

- Мне недавно исполнилось 18 лет, это первые мои выборы, и я на них обязательно пойду. Вроде бы от одного голоса мало что зависит, но, если мои сверстники с такими рассуждениями останутся дома, к урнам в полном составе примаршируют старики. И что? Вряд ли их избранники станут работоспособной командой.

Лидия Ивановна, музейный работник:

- Фамилия самых настырных кандидатов в депутаты у всех одна - Обещалкины. Чтобы дорваться до власти, они готовы посулить хоть золотые горы. Мол, пенсии прибавим, зарплаты повысим, адресную помощь выделим. А судить надо не по словам - по делам. И голосовать за тех, кто уже что-то сделал. Если честно, не хотелось бы никого менять...

Виталий, аналитик:

- Надеюсь, во главу угла новое Заксобрание поставит социальную политику, поддержку населения. Она и сегодня достаточна заметна, но, если выберут кандидатов от сильных партий, а не таких, которые состоят из одного человека, думаю, будет лучше. Когда во главе списка одна популярная личность, а дальше невесть кто, место для себя элементарно купивший, получить можно не ЗС, а неработоспособное сборище. А первый в списке может оказаться вообще столичным жителем и отвечать ни за что не будет. Так что нужно быть внимательнее и осторожнее...

"Алексей Клешко: "Нам нужны системные решения".

("АИФ На Енисее", 29.03.07, Антон Силин)

ФРАКЦИЯ "Единой России" является генератором практически всех социально значимых инициатив в Законодательном собрании края. Пожалуй, не найдётся ни одной сферы, которую депутаты-"единороссы" обошли бы своим вниманием. Медики и педагоги, ветераны и молодёжь, инвалиды и дети - все они являются участниками краевых социальных проектов. В разработке многих из этих программ принимал участие депутат Алексей Клешко. Алексей Михайлович поделился планами краевого отделения "Единой России" в социальной сфере на ближайшие годы.

Слово и дело

- "ЕДИНАЯ Россия" сейчас берёт ответственность практически за всё, что происходит в стране. Сегодня под эгидой партии реализуется целых 18 крупномасштабных проектов. Вы не боитесь надорваться?

- Не боимся. Серьёзная системная партия отличается от партий-однодневок как раз способностью представить обществу ясный проект будущего. И не просто представить, но и работать для его реализации. Именно поэтому мы берёмся сразу и за экономику, и за сельское хозяйство, и за социальную сферу. Общество - сложная система, и нельзя заниматься только одним его сегментом, забыв обо всем остальном.

- Сегодня социальная тематика стала коньком практически всех партий, участвующих в выборах. Чем ваша партия отличается от оппонентов?

- Законы готовить - не листовки клепать. Ведь наши проекты возникли не на пустом месте. Возьмём, например, проект "Старшему поколению - заботу единого края". Депутаты ЗС несколько лет назад реанимировали краевой "Закон о ветеранах". Только в двух регионах Сибири есть такие льготы для старшего поколения: у нас и в Кемеровской области. После этого шага почти 60 тысяч ветеранов края вздохнули с облегчением. Во многом благодаря этому документу мы сумели избежать перегибов в монетизации. По объёму жилищных субсидий, которые тоже получают в основном пенсионеры, наш регион - первый в Сибирском Федеральном округе. Но это не означает, что мы можем успокаиваться. Наши ветераны заслуживают лучшей жизни. Именно поэтому мы предлагаем: в ближайшие годы создать сеть клубов для пожилых людей, дома сестринского ухода, мобильные социальные службы. Мы предлагаем ввести в закон о ветеранах новые льготы - сейчас вот уже внесли законопроект, чтобы предоставить краевым ветеранам те же права по транспортным льготам, что имеют ветераны федеральные. Помимо материальной поддержки, немаловажна и интеграция ветеранов в социальную жизнь. У нас пожилых людей нередко пытаются представить как думающих только о себе. Это вопиющая неправда! Я часто встречаюсь с нашим старшим поколением и могу ответственно заявить, что ветеранов больше всего беспокоит судьба молодого поколения, будущее страны.

Красноярское "ноу-хау"

- УВЕРЕН, что и "Единую Россию" эта тема беспокоит не меньше...

- С молодёжью у нас связано несколько партийных проектов. У них говорящие сами за себя названия: "Знание - в дело", "Школьный двор - спортивный двор", "Кадры для края", "Олимпийские рубежи", "Дошколята". Только что на политсовете утвердили проект "Родная школа" и целую группу проектов, которые подготовили представители молодёжных организаций края. Я не буду сейчас подробно останавливаться на всех деталях этих программ. Замечу, что и здесь мы уже создали важный задел. По моей инициативе в конце прошлого года был принят краевой закон о молодёжной политике. Работа шла сложно, потому что Федерального закона о молодёжи до сих пор нет, и многое приходилось открывать самим. Благодаря закону только в 2007 году на молодёжную политику выделяется свыше 150 миллионов рублей.

Мы предлагаем реальные механизмы борьбы с молодёжной безработицей. Не секрет, что работодатели с неохотой берут на работу выпускников вузов и техникумов - слишком большой риск. Мы сейчас разрабатываем механизм, и уже с 2008 года он заработает - будут частично компенсироваться затраты работодателям, предоставляющим молодым специалистам первое место работы. Такого нет в законодательстве ни одного региона России - это наше красноярское "ноу-хау".

- Насколько я знаю, у вас есть ещё проект под названием "Фонд социального страхования - под контроль жителей края". Что вы собираетесь контролировать?

- Мы уже приступили к реализации этого проекта. Работа краевого отделения Фонда вызывает много нареканий у наших жителей - именно поэтому депутаты "Единой России" пригласили на последнюю сессию руководство этой важнейшей социальной структуры. Чиновники вынуждены были, в частности, объяснить - почему с сентября прошлого года Федерация перестала обеспечивать краевых инвалидов техникой, средствами гигиены? Ответы, честно говоря, не устроили - и мы ещё будем возвращаться к этой теме. Однако подчеркну, что наши проекты - это, в первую очередь, системные решения, и если партии "Единая Россия" удастся и в следующем созыве получить большинство в краевом парламенте, то данный факт станет гарантией реального улучшения социальной атмосферы в регионе.

***

Оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения регионального отделения Красноярского края Политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail