В 2003 году все астраханские школы перейдут на новую систему финансирования, согласно которой теперь бюджетные средства будут направляться напрямую на банковские счета образовательных учреждений, минуя гороно и районо. Кроме этого, школы смогут официально привлекать дополнительные средства. Контролировать их использование будут директора школ вместе с педагогическими коллективами.

Руководители астраханских школ оказались готовы к такому нововведению, поскольку 99 % образовательных учреждений уже получили статус юридического лица, согласно рекомендациям Минобразования. Такие предложения были сделаны еще в 2002 году руководителям региональных структур народного образования. По словам начальника отдела департамента образования Астраханской области Виталия Гутмана, "это нормальный, естественный, давно известный в мировом сообществе путь привлечения и упорядочения дополнительных источников финансирования, который необходим даже преуспевающим образовательным учреждениям".

С ним можно согласиться, поскольку система финансирования школ будет предельно упрощена. Школа открывает свой расчетный счет в банке, директор имеет право подписи, имеет свою смету расходов и деньги тратит сама школа. Школы ведут ту деятельность, которая записана в уставе, при этом, основная деятельность конечно образовательная. По словам Виталия Гутмана, "если в уставе записано, что учебное заведение может осуществлять торгово-закупочную деятельность, (а по закону это тоже разрешается), то никто не помешает ей и ларек открыть. Конечно, торговать в нем будут не сигаретами и пивом, а канцтоварами или учебниками. При этом финансироваться школы будут по-прежнему из бюджета только не по принципу, кто прорвался, как это происходит сейчас. Средства будут делиться в самой школе на ее нужды. Я думаю, что так и должно быть".

По словам директора астраханской гимназии №3 Нины Меланьиной, пока еще трудно сказать, будет ли эффективно работать эта система. Преимущество она видит в том, что "хоть какая то копеечка будет оставаться в школе, и мы сможем ее тратить по своему усмотрению. А пока выделяемые из бюджета средства покрывают только половину требуемых расходов. Но, если мы сможем распоряжаться деньгами самостоятельно, и, к тому же привлекать дополнительные возможности, например, открывать платные факультативы, то думаю, что мы даже сможем увеличить фонд заработной платы работникам".

Что касается самих родителей, то они считают, что от изменения системы финансирования в школах ничего существенно не изменится. Сегодня родители тратят на "поборы": ремонт, приобретение мебели, наглядных пособий, спортивного инвентаря, компьютеров, оплату охраны до тысячи рублей в год. По их мнению, если система финансирования изменится, то в школах будут говорить - нам деньги выделяют, но мало.

Также у многих возникает вопрос: в условиях финансовой самостоятельности смогут ли руководители школ эффективно распоряжаться деньгами? По мнению Виталия Гутмана, "смогут даже лучше. Ведь директор не глупее чиновника и сам знает, что ему надо".

Завершить процесс перехода на систему финансовой самостоятельности планируется в конце 2003 года. Но в целом, темпы будут зависеть от муниципальных властей, которые не активно идут на переход на новую систему. Пока школы являются муниципальными и средства на содержание учебных заведений перечисляются в гороно и районо, а затем уже распределяются по школам, соответственно и муниципалии не идут на отказ от этих денег.