"Кто не падал, тот и не поднимался".

("Красноярский рабочий", 14.01.03; Юрий Чувашев)

В краевую экономику камни сегодня швыряют со всех сторон. Прогнозы оракулов исполнены такой жути, что обреченным производительным силам впору порывать не только с производственными отношениями, но и с сугубым бытием своим. Однако в общем поминальном хоре звучат и другие голоса - взвешенные и рассудочные. Как у заместителя губернатора края, начальника главного управления развития экономики и планирования Эдхама Акбулатова. Суждения его тем более объективны, что до прихода в губернаторскую команду он в течение нескольких лет успешно возглавлял главное управление экономики и планирования администрации Красноярска. Итак, к чему же пришла экономика края сегодня и что ждет ее завтра?

ТЯЖЕЛАЯ ЖИЗНЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Характеризуя итоги социально-экономического развития края в 2002 году, прежде всего, следует отметить, что рост валового регионального продукта составил 5 процентов по сравнению с 2001 годом. Тогда как рост валового внутреннего продукта в стране, по предварительным подсчетам, равен 4 процентам. Индекс физического объема промышленной продукции, произведенной на территории края, в прошлом году вырос на 6,5 процента. Аналогичный общероссийский показатель составляет примерно 4 процента. Эти позитивные показатели мы оцениваем как достаточно серьезные сдвиги. Хотя прекрасно понимаем, что пока это еще только нащупывание тенденции развития экономики края.

Если же говорить об отраслевых взлетах и провалах, то несколько даже неожиданно серьезный рост объемов производства продукции произошел в цветной металлургии - на 8,5 процента. А ведь это по-прежнему основная отрасль экономики края. Следует отметить, что здесь достаточно благоприятная ситуация складывалась в течение последних лет.

Рост объемов производства отмечен в 2002 году и в машиностроении - на 16 процентов. Однако позитивная динамика во многом связана с тем, что в предыдущие годы в этой отрасли произошло достаточно серьезное падение. И все же после 1998 года машиностроительный комплекс края на волне импортозамещения начал подниматься.

Увеличились в прошлом году на 10 процентов объемы производства и в черной металлургии.

К сожалению, продолжает снижаться индекс физического объема продукции в легкой промышленности. В 2002 году он составил лишь 70 процентов от уровня 2001 года. И стабилизации ситуации в этой отрасли пока что не предвидится, объемы выпуска продукции снижаются из года в год. Это не может не беспокоить краевую администрацию. Предполагается, что для выправления положения будет разработан комплекс мероприятий, с тем чтобы обеспечить позитивное развитие легкой промышленности.

Таким образом, можно сказать, что развитие экономики края в 2002 году характеризовалось неравномерностью. В одних отраслях наблюдались позитивные сдвиги, а в других по-прежнему сохранялись негативные тенденции.

НАПЕРЕГОНКИ С ИНФЛЯЦИЕЙ

Если же говорить о прогнозе социально-экономического развития края на 2003 год, то мы полагаем, что объемы промышленного производства будут увеличиваться. Предполагается, что индекс физического объема произведенной продукции вырастет, прежде всего, за счет топливной промышленности, где ожидается рост на 12 процентов.

Планируется также сохранение позитивных тенденций в машиностроении, где ожидается рост в 10 процентов. Ждем прибавки и от других отраслей.

Рост объемов промышленного производства скажется и на параметрах бюджета. Доходы консолидированного бюджета края будут увеличиваться. Мы ожидаем, что объемы доходов в 2003 году на 12-13 процентов превысят объемы 2002 года. Однако следует иметь в виду, что если соотнести рост доходов с ростом инфляции (а она прогнозируется на уровне 13,5 процента), то рост объемов доходов будет приблизительно соответствовать инфляционному росту. Так что 2003 год станет очень непростым, жить будем по реальному и жесткому бюджету.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПОД ГУБЕРНАТОРСКИМ НАЧАЛОМ

По решению губернатора в совете администрации края сейчас ведется доработка проекта программы социально-экономического развития края на период до 2010 года. Вообще работа над программой шла уже давно. Участие в ней принимали разные группы специалистов, коллективы ученых и практиков. Однако на сегодняшний день край по-прежнему не имеет документа, который характеризовал бы параметры стратегического развития региона. Утверждена только концепция социально-экономического развития.

В связи с этим губернатор края поставил задачу создать рабочую группу с привлечением широкого круга ученых и практиков, работающих в крае, для завершения разработки программы к середине 2003 года. Срок этот объясняется тем, что 2004 год должен стать началом реализации программы комплексного социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу. Причем основной целью окончательного варианта программы, как и всех ее предыдущих проектов, будет повышение уровня жизни населения края. К доработке документа привлечены руководители администрации края, органов местного самоуправления, депутаты всех уровней, представители крупнейших финансово-промышленных групп, работающих в регионе, а также различных ассоциаций и союзов предпринимателей и товаропроизводителей. А лично возглавляет всю эту работу губернатор.

Со стороны власти будет сделано все, чтобы общественное обсуждение проекта программы шло гласно и открыто, с участием СМИ. Чтобы каждый житель края, любой человек, заинтересованный в подъеме Красноярья, мог принять участие в разработке документа. Основные подходы уже определены. Смысл их в том, что создать условия для развития социальной сферы края можно только на базе роста его экономического потенциала. Должен быть дан реальный импульс развитию традиционных отраслей экономики. Об этом говорится уже много лет, но пора переходить к делу.

Акцент будет сделан на развитии производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Она должна соответствовать требованиям сегодняшнего рыночного дня и быть ориентированной на глубокую переработку сырья, которым так богат край. Что касается конкретного перечня проектов, которые должны быть реализованы в рамках программы, то он сейчас активно обсуждается.

Особо следует подчеркнуть, что власти предстоит приложить значительные усилия для улучшения инвестиционного климата в крае. Для того чтобы реально изменить к лучшему социально-экономическую ситуацию в регионе за счет развития промышленности, в течение ближайших лет необходимы инвестиции в объемах свыше 100 миллиардов рублей. Но, к сожалению, сегодня Закон "Об инвестиционной деятельности в Красноярском крае" работает не в полном объеме. Нужно корректировать его таким образом, чтобы создать в регионе действительно благоприятные для развития бизнеса условия.

Инвестиционная привлекательность складывается из разных составляющих. Если по ресурсному потенциалу у нас один из самых высоких в стране показателей, то по инфраструктурному обеспечению - один из самых низких. Развитием этой сферы нужно заниматься очень серьезно. Равно как очень серьезно нужно заниматься и совершенствованием краевой законодательной базы. Только при наличии комплексного законодательства можно будет говорить о серьезном повышении инвестиционной привлекательности края. И о реальных шансах края на экономический рывок в скором будущем.

"Исчезли деньги?".

("Комок", 14.01.03, Юрий Владимиров)

Платите больше, чтобы они надорвались.

Информация "О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска".

"Реформа жилищно-коммунального хозяйства была определена как одно из приоритетных направлений структурных преобразований в экономике города Красноярска. 16 июня 1998 года городской Совет утвердил Программу реформирования ЖКХ города до 2003 года".

Вообще-то отчет департамента городского хозяйства занимает 11 страниц. Но вышеприведенным абзацем содержательная часть ограничивается. Рассуждения насчет ТСЖ, товариществ собственников жилья, проведении каких-то семинаров и социальной защите населения к делу не относятся. В целом отчет проникнут оптимизмом и скромной гордостью достигнутыми успехами.

Второй документ, вышедший из недр того же департамента, - пояснительная записка к проекту решения городского Совета "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Красноярске и социальной защите населения". Содержательная часть: "Учитывая все вышеизложенное, департамент городского хозяйства предлагает довести уровень платежей населения до 90 процентов от экономически обоснованных нормативов затрат..." Все "вышеизложенное" почему-то ограничивается тремя аргументами: ссылка на регионы Сибирского округа, причем данные приводятся не в абсолютных цифрах, а в процентах. Затем ссылка на краевой бюджет, в котором заложены эти нормы - 90 процентов. Третий, самый важный аргумент - таблица зарплат бюджетников, из которой следует, что в ЖКХ уровень зарплаты ниже, чем в культуре. По сути, это единственное реальное основание. Действительно, безобразие - какой-то композитор получает больше сантехника.

В принципе, постановка вопроса насчет того, чтобы платить все, вполне корректна. Сто процентов, в срок и сполна. Только чтобы действительно все. И чтобы понятно было за что. Вот например, берем одно из приложений к чудесному решению красноярских депутатов. Нормативы затрат на содержание и ремонт. Отличная бумага. Из нее черным по белому следует, что в тех скромных и недостаточных деньгах, которые мы все-таки платили, все время была предусмотрена инвестиционная составляющая. На капитальный ремонт и на инженерные коммуникации. Суммы, конечно, небольшие, 85 копеек за квадратный метр. В месяц. Коммуникации - больше двух рублей. Но почему-то никто не сообщает - а где, собственно, эти деньги? Ведь можно предположить, что у нас пара-тройка домов имеется, где капитальный ремонт, равно как и замена инженерных сетей, не проводились? Да что там, в первом варианте законопроекта о повышении тарифов и уровня оплаты прямо говорилось -коммунальное хозяйство в кризисе, жилой фонд в аварийном состоянии, отрасль в целом на грани гибели. Мы же сейчас не говорим про остальные затраты, но вот эти, целевым образом отдаваемые деньги - 100 рублей в месяц для квартиры в 40 квадратов, где они? Пустяк, а неприятно. В городе-герое Москве, например, эти самые деньги используют в корыстных целях. Дома утепляют. Задорого. Что-то у них там замена окон 1000 рублей за метр общей площади, да утепление стен 1259 рублей. Это сокращает расходы тепла, по нашим расценкам, на 26 рублей в месяц. В Москве просто тарифы в два раза ниже, экономия не столь ощутимая. Но вот эти копейки они вкладывают. Нелепость такая. В конце концов, от этого же коммунальные службы теряют. Но такой непрактичный город. Кризиса коммунальной сферы там нет, равно как и кризиса жилищного строительства.

У нас постановка вопроса предельно откровенная. Руководство жилищно-коммунальным комплексом признает, что под их умелым руководством сфера оказалась в кризисе. Или на грани гибели, это тоже их аргументы. Они теперь предлагают на рыночные отношения перейти. Отлично. В этих отношениях деньги принято как-то называть. Пусть это будут инвестиции. Реформирование началось у нас десять лет назад. Все это время группа людей распоряжалась нашими деньгами. Деньгами двух видов, но все равно нашими: бюджетом и непосредственно платежами. Следствием этого распоряжения стал вышеозначенный кризис. Между прочим, беды коммунального хозяйства гораздо глобальнее, даже чем они сами публично жалуются. Мало того что все инвестиционные составляющие были куда-то потрачены (а неплохо было бы вернуть денежки-то). Коммунальное хозяйство имело в своем распоряжении один из самых крупных источников бюджетных доходов. Официальные затраты на так называемые субсидии и компенсации составляли до 40 процентов бюджета. Но кроме того весьма значительные суммы присутствуют в статьях расходов практически всей социальной сферы - на содержание зданий и помещений.

И вот такая незадача - десять лет группа товарищей распоряжалась деньгами. Сейчас выясняется, что деньги исчезли, вверенное им хозяйство разрушено. Вывод какой может быть? Естественно, с конфискацией. Нам предлагают несколько другой вариант. Этому же самому управляющему просто нужно дать в три раза больше денег. И тогда появится вероятность, что он просто физически не сумеет их профукать. Вообще-то у коммунальщиков есть неотразимый аргумент - в структуре общей суммы платы за жилье непосредственно их доля весьма скромна. Не более тридцати процентов. Все остальное непосредственно предназначается энергетикам. С другой стороны, а в чью пользу этот аргумент? Это означает, что власти города Красноярска вознамерились во что бы то ни стало увеличить доходы Чубайса Анатолия Борисовича. Рвение похвальное. Особенно если учесть, кто был основным спонсором нынешнего мэра на последних выборах главы города.

Да и не это главное. Сейчас городские власти пытаются выставить себя жертвами обстоятельств. Кризис есть, денег нет, краевой бюджет диктует свои суровые условия. Уже в этом утверждении как минимум две ошибки. Во-первых, край ничего не диктует. Бюджетная зависимость Красноярска от края незначительна. Самый поверхностный анализ городского бюджета позволяет предположить, что заявленный там дефицит 600 миллионов рублей в конце года превращается в профицит, не менее 1,3 миллиарда. Деньги в городе есть. Их не может не быть. Вдруг примут закон о реформе местного самоуправления, тот вариант, где предусмотрено отстранение мэров и роспуск Советов при дефиците бюджета более 30 процентов?

Постановка настолько грубая, что даже послушненькие депутаты горсовета не сразу согласились в ней участвовать. По большому счету, город решил заставить граждан платить больше по единственному основанию - из личной неприязни. Можно с достаточной долей вероятности утверждать - в городе нет ни одной структуры, готовой выполнять решение, которое сегодня будет принято. Ни в социальном секторе, ни в коммунальном.

"Заправщики сговорились".

("Комок", 14.01.03, Геннадий Васильев)

Дурному примеру следуют другие.

У чиновников есть рычаги воздействия на бизнесменов. Используют их только тогда, когда жареный петух клюнет.

Бензиновая тема снова стала одной из главных в посленовогодние дни. Точнее, она должна была бы стать главной в самый канун Нового года - как раз 30 декабря цены на бензин на красноярских АЗС судорожно скакнули вверх. Но надвигающиеся праздники как-то дезавуировали событие. На что, собственно, и делался расчет. Он оказался верным.

Самый ходовой, 92-й, подорожал сразу на два рубля-с 10.50 до 12.50. Что характерно, на всех АЗС абсолютно одинаково. Общее повышение цен на все виды топлива в рознице - от 15 до 29%.

К производителям у антимонопольщиков претензий нет. Нефтеперерабатывающие заводы - Ачинский, Ангарский и прочие, входящие в структуры нефтяных компаний ЮКОС и недавно объявившейся на красноярском рынке "Сибнефти", - отпускают бензин и дизельное топливо по ценам вполне корректным и обоснованным. Южно-Сибирское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике провело мониторинг отпускных цен и изучило динамику не только в крае, но и в соседних регионах. Производители ничего не нарушают. Претензии - к розничным торговцам.

Антимонопольное управление возбудило дело по признакам сговора. Говоря юридическим языком, речь идет о согласованных действиях как в случае повышения, так и в случае понижения цены. То, что чиновники краевой администрации (замгубернатора Лев Кузнецов) приписывают себе заслугу рублевого понижения цены на тот же 92-й - дескать, договорились, призвали к порядку, - может, и правда. Но ответственности с участников сговора это не снимает. Скорее, не очень хорошо говорит о краевой администрации. Значит, у чиновников краевой исполнительной власти есть рычаги воздействия на бизнесменов. Припугнуть проблемами в части землеотвода, экологии и прочими бедами действительно не составляет труда, как не составляет труда и реально создать эти проблемы. Тем более что, как показывает наш короткий рыночный опыт, большинство бизнесменов до сих пор живет по собственным законам, которые ничего общего с законами государства и края не имеют. Но если есть такие рычаги, почему они используются только тогда, когда жареный петух клюнет?

8 января антимонопольное управление возбудило дело по поводу согласованных действий владельцев автозаправочных станций Красноярска. В фокус попали 15 заправщиков (двое из них не имеют лицензии на розницу, в том числе фирма "Сордэн", которая теперь торгует бензином "Сибнефти"). Рассмотрение дела в краевом арбитражном суде назначено на 12 февраля. Заинтересовалась ситуацией и краевая прокуратура - не исключено, что против владельцев АЭС будет заведено и уголовное дело. В случае если арбитражный суд вынесет решение, подтверждающее правоту антимонопольного ведомства, предпринимателям предстоит перечислить в казну сумму незаконно полученной прибыли. Хорошие деньги. ЮСТУ МАП уже имеет опыт извлечения по сути присвоенных денег. Было это в 2000-20001 годах. Тогда тоже обнаружился и был доказан сговор. Заправщикам пришлось раскошелиться, несмотря на разные юридические ухищрения. Еще один такой опыт имеется в Санкт-Петербурге.

Между тем дурной пример заразителен. Существует протокол собрания участников так называемой Красноярской алкогольной ассоциации. В нее входят ведущие оптовые торговцы алкогольной продукцией. На собрании бутлегеры решили повысить цену на свой товар на 2% по отношению к базовой, указанной в прайс-листах. Пока такого повышения не произошло, возможно, и не произойдет, ибо уже сегодня известно о готовящейся акции. Если же вопреки всему цена изменится, то случится это, скорее всего, к концу января. Повышение оптовой цены неизбежно повлечет за собой и рост цен в рознице. Как правило, рост этот не бывает пропорциональным. То есть повышение отпускной цены на 2% вовсе не означает, что водка в магазинах станет дороже на столько же. Цифры на ценниках изменятся так, как того захочет розничный торговец.

"Пресса правит бал".

("Красноярский рабочий", 14.01.03)

Вчера журналисты Красноярского края отметили свой профессиональный праздник и 300-летие российской печати. В молодежном центре "Планета Красноярск" состоялись торжественное собрание и праздничный бал. Накануне краевой организацией Союза журналистов России были подведены итоги творческих конкурсов за 2002 год. Победителями названы:

"Дебют года" - Виталий Гриценко за серию публикаций "Нашествие черепов" в газете "Канские ведомости" и Евгений Донец за авторскую программу "Boom-Box" на канале "Прима-ТВ";

"За честь и достоинство" - Евгения Леонтьева за серию материалов в защиту личности в газете "Комок";

"Лучшая районная газета" - газета "Советское Приангарье" (главный редактор Нелли Зонова) за профессионализм, оперативность и ответственность перед читателем; "Лучшая городская газета" - "Сегодняшняя газета-26" (главный редактор Ольга Лобзина) за высокий профессиональный уровень и ответственность перед читателем; "Лучшая многотиражная газета" - газета "Университетская жизнь" (КГТУ) (редактор Анжелика Пархоменко) за профессиональное освещение жизни молодежи, верность своим читателям, нестандартную подачу материалов;

"Лучший обозреватель" - Татьяна Бочарова за серию материалов в еженедельнике "Аиф на Енисее"; "Лучший очеркист" - Александр Григоренко за серию материалов в газете "Комок;

"Лучший фотокорреспондент" - Александр Кузнецов за серию фоторепортажей в газете "Красноярский рабочий"; "Лучший репортер" - Владимир Несяев за серию материалов в газете "Красноярский рабочий";

"Лучшая программа теленовостей" - коллектив минусинской телерадиокомпании "МСВ" (главный редактор Юрий Попов, корреспондент Ольга Адышева) за оперативность и ответственность перед зрителями; "Лучшая авторская телепрограмма" - Юрий Мячин за телевизионный фильм "Местный гений"; "Лучший телерепортер" - Евгений Долгушин за операторскую работу в цикле передач "Самородки" (Телесфера - 7 канал); "Лучшая авторская радиопрограмма" - Федор Сидоренко за цикл программ "С другой стороны" о личной жизни известных людей ("Авторадио"); "Лучший радиорепортер" - Елена Иванова за цикл программ "Спорт-Тайм" (КГТРК).

"Александр Глисков: "Я испорчу им кровь".

(Дина Воробьева "Известия - Красноярск" 14.01.03)

Несколько дней назад хорошо известный в Красноярске юрист Александр Глисков подал жалобу в суд на бездействие Центральной избирательной комиссии РФ, которая три месяца грозилась расформировать Красноярскую избирательную комиссию, но никак не могла перейти от слов к делу. По мнению Глискова, крайизбирком посягнул на волеизъявление всего населения края, попытавшись признать выборы губернатора недействительными, и эти противозаконные действия до сих пор остались безнаказанными. Корреспондент "Известий" решил встретиться с адвокатом.

- Александр Александрович, чего вы хотите добиться от ЦИКа? Кстати, одновременно с вашей жалобой появилась информация, что 22 января все-таки состоится суд по жалобе ЦИК на крайизбирком.

- Ну, молодцы, значит, у них какие-то остатки совести есть. Но возникает другой вопрос: чем они три месяца занимались? За такой срок губернатора можно выбрать, а не бумагу на две страницы написать. Пускай они теперь в суде объясняются, почему так затянулось решение очевидного вопроса. Ведь ЦИК сразу, еще в сентябре, заявил, что крайизбирком нужно расформировывать. Надо заметить, что не только на последних губернаторских выборах красноярская комиссия нарушала закон. Но потребовался скандал на всю страну, чтобы ЦИК наконец-то зашевелился.

- Не секрет, что лично вы с крайизбиркомом летом этого года находились в крайне напряженных отношениях. И жалобы на работу комиссии выглядят не как возмущение честного гражданина Александра Глискова, а как сведение личных счетов...

- Я не обладаю административным ресурсом, как ЦИК или прокуратура. И когда у меня есть возможность, как у рядового гражданина края, им испортить кровь - я это делаю. Потому что считаю, что данный состав избирательной комиссии - позор для края. На них надо заводить и административные, и уголовные дела. Иначе получается, что если человек мешок картошки украл, то он будет сидеть в тюрьме, а если он наплевал на волеизъявление населения целого края, то самое страшное, что ему грозит - потеря должности.

- Но ведь этот состав крайизбиркома не первые выборы проводит, почему же раньше не возникало проблем, да и вы не возмущались?

- Лично у меня давно с ними конфликтные отношения. Просто ранее этот состав устраивал все политические силы края. Все нарушали законодательство, а комиссия закрывала на это глаза. Пример: на выборах в Законодательное собрание края год назад было подано 600 жалоб от граждан и организаций. Тогда крайизбирком заявлял, что таким образом граждане мешают комиссии работать. А на губернаторских выборах оказалось, что большое количество жалоб является достаточным основанием для того, чтобы признать результаты выборов несостоявшимися.

- Здесь возникает вопрос: а что такое, собственно, правовое государство, и живем ли мы в нем?

- Та страна, в которой мы сейчас живем - это не правовое государство. Верховенства закона нет, демократия фиктивна. Ведь и выборов, в принципе, тоже нет. При том количестве нарушений, которые допускаются, нельзя говорить, что результат голосования объективно отражает мнение населения.

- А зачем вы участвовали в этих "фиктивных выборах" два года назад на выборах в Горсовет?

- Это была инициатива блока "СПС-Яблоко" - пригласить двух юристов, меня и Сергея Капустина. До этого мы и в партии-то не состояли. Нас позвали, чтоб размахивать нами, как флагом. Но блок на тот момент имел столь низкий рейтинг, что выборы были проиграны. Я, как одномандатник, в своем округе набрал вдвое больше голосов, чем "СПС-Яблоко". За предвыборную кампанию я почти всех своих избирателей - порядка 35 тысяч человек - пешком обошел. На улицах сам раздавал листовки, агитировал по квартирам. Но когда люди узнавали, от какого я блока, начинали плеваться.

- Блок проиграл, а вы только выиграли. Теперь любой образованный красноярец знает вашу фамилию. Правда, в последнее время она все чаще звучит с приставкой "скандальный адвокат". Как вы относитесь к славе такого рода?

- Все эти скандалы, по большей части, бесплатная реклама. Событие забудется, а фамилия запомнится. Хотя, в принципе, я себя не считаю особо скандальным человеком. Да, несколько моих дел откровенно политического характера получили широкую огласку, но я просто выполнял заказ клиента. А, приставка "скандальный" появилась благодаря тем СМИ, которые выполняли заказ другой стороны.

- А можете ли посчитать, в скольких делах вы принимали участие?

- В год я веду порядка ста дел. Но надо учесть, что я работаю не один, у меня есть помощники. Есть громкие дела, связанные с выборами, есть самые обычные, квартирные вопросы, например.

"Запахи перемен".

(Юрий Чигишев "Комок" 14.01.03)

НА ЭТОТ РАЗ - ИЗ КАНАЛИЗАЦИИ

Российская политика никогда приятностью запаха не отличалась. При этом принято было считать, что чем выше уровень, тем хуже запах. А вот не очевидно. По крайней мере, одно исключение из правил мы сейчас наблюдаем. Точнее, испытываем на себе.

Резкое повышение цен за коммунальные услуги, которое для издевки называют еще "реформированием ЖКХ", выявило странную закономерность - чем ниже уровень управления, тем больше там появляется политики и сопутствующих ей признаков. Если посмотреть законодательные акты Федерации, края и города Красноярска, легко заметить, что эти трое разговаривают на совершенно разные темы. Федералы декларируют легкое беспокойство - что-то качество услуг низкое, может быть, надо кое-что поменять. Постепенно. Край беспокойство разделяет, при этом опасается, что какие-нибудь слишком исполнительные реформаторы наломают дров. Потому краевые власти создают Закон "О социальной защите населения". Город Красноярск делает все, чтобы доказать - худшие опасения краевых властей сбываются в самом остром варианте.

Давайте исходить из того, что есть. Есть пакет деклараций. Самого разного свойства. Реформирование чего бы то ни было уже десять лет служит для достижения двух целей: политической и коммерческой. То есть - вначале избранная отрасль доводится до такого состояния, что всем становится очевидно: дальше так жить нельзя. Затем наступает черед публичности. Великий политический деятель провозглашает необходимость перемен. На благо всего народа и в интересах страны. Вслед за этим появляется группа лиц, которая потихоньку прибирает все блага и реализует все интересы. При этом подразумевается, что к решающему этапу все готовы.

А у нас что получилось? Вот сегодня депутаты наверняка проголосуют за пресловутое постановление "Об оплате жилья и коммунальных услуг в г. Красноярске и социальной защите населения". Нет у них никакой возможности не голосовать, поскольку, во-первых, они всегда голосуют так, как велит Пимашков, а во-вторых, они ж все равно ни за что не отвечают, под постановлением будет стоять единственная подпись - того же Пимашкова.

Но даже городской Совет почувствовал некоторый дискомфорт. Невиданное дело, они впервые в своей практике устроили слушания, они спорили с городской администрацией. На публику, конечно. Если бы им нужны были реальные основания, так обратились бы в собственную юридическую службу. Там было подготовлено отношение на десятке листов - о противоречиях законопроекта всевозможным законам, от федеральных до городских.

Этих противоречий просто не могло не быть, поскольку у всех разные задачи. Одним нужно было реализовать реформаторский зуд. Другим - с наименьшими потерями для имиджа этот зуд удовлетворить. На муниципальном уровне отделаться декларациями оказалось невозможно. Не потому, что таково требование законодательства. Субъективный фактор имеется. Петр Иванович, верный помощник Александра Хлопонина, примет любое решение, которое потребуют старшие товарищи. И других вариантов у него нет. То есть другие варианты значительно для него хуже. Хотя и сейчас ничего хорошего.

Объективно получается, что при реализации нынешнего проекта закона, увеличивающего оплату за жилье, конфликт на уровне город-край предопределен. Мэр города и депутаты городского Совета должны объяснить избирателям слишком много вещей, которые никакому объяснению не поддаются. По постановлению правительства, на которое они ссылаются, реформирование ЖКХ начинается с 1998 года. В 1998 году Петр Иванович строил фонтаны. Край принял программу реформирования отрасли в 1999 году. Петр Иванович продолжал строить фонтаны. Что характерно - ни в одном законодательном акте не содержится прямого указания насчет резкого и единовременного снижения уровня жизни населения. По крайней мере, правительственные постановления, на которые ссылаются городские депутаты и чиновники, повествуют об этапах реформирования. В частности, оно предусматривает в период с 2002-го до конца 2003 года провести инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда. Ничего подобного в городе Красноярске не существует. У нас нет даже четкого перечня - какое жилье частное, какое муниципальное. Громадное количество объектов вообще нигде не значится - ведомственными быть перестали, муниципальными не стали. При всей нелюбви к родному правительству нельзя не признать - все-таки их способ реформирования гуманнее, чем пимашковский. Они предлагают вначале определиться - что именно реформировать. Город просто повышает оплату неизвестно чего.

Необычность ситуации в том, что красноярскому начальству даже лицо не удастся сохранить. Обычная реакция в таких случаях - обругать вышестоящее начальство. Нет такой возможности. Край предложил систему защиты от непродуманных действий местных начальников - и ничего больше. Не повод для обвинения. Федералы вообще ни о каком повышении цен не говорили. Чем должны объяснять свои действия мэр и депутаты? Нельзя сказать, что ситуация, сложившаяся в Красноярске, так уж типична для России. В большинстве крупных, да и не крупных городов, по крайней мере, паспортизацию сделали. И рынок услуг создали. В том же Железногорске в декабре приняли постановление о повышении оплаты за ЖКХ. Без шума и эксцессов. Причем пять страничек всего постановление. Вместе с приложениями. Все прозрачно и понятно. Красноярск в этом смысле выглядит дикой провинцией.